Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Ноября 2013 в 09:35, реферат
Культура речи - сложное понятие. В быту, в обиходе под этим имеют в виду
правильную, грамотную речь. Но культура речи - это еще и целая отрасль
языкознания, называемая иногда ортологией. Культура речи как наука о языке
как раз и занимается выработкой и упорядочением разнообразных правил, а
правила речи интересуют каждого из нас.
Энциклопедия сообщает: «Высокая культура речи предполагает достаточно
высокий уровень общей культуры человека, сознательную любовь к языку,
культуру мышления. Вершиной речевой культуры, эталоном и «точкой отсчета»
явлений, осознаваемых в качестве нормативных, признается литературный
язык, где закрепляются и накапливаются, как в сокровищнице, культурные
традиции народа, достижения мастеров слова, писателей».
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………..…3
Глава 1.Общая характеристика форм речи…………………………………...…5
1.1.Устная форма речи………………………………………………………..…..6
1.2.Особенности письменноц речи……………………………………………..16
Глава 2. Функциональные особенности устной и письменной форм речи….22
2.1.Этика речевого общения и этикетные формулы речи…….………………22
2.2.Приветствие. Обращение…..………………………………………………..23
2.3.Этикетные формулы …….…………………………………………………..25
2.4.Эвфемизация речи…………………………………………………………...26
Заключение……………………………………………………………………….30
Список литературы………………………
словарям и справочникам. В связи с этим письменная речь имеет свои
особенности. Письменная речь использует книжный язык, употребление
которого достаточно
строго нормировано и
предложении закреплённый, инверсия (изменения порядка слов) не типична для
письменной речи, а в некоторых случаях, например в текстах официально -
делового стиля речи, недопустима. Предложение, Являющееся основной
единицей письменной речи, выражает сложные логико - смысловые связи
посредством синтаксиса,
поэтому, как правило,
сложные синтаксические
конструкции, причастные и
распространённые
определения, вставные
предложений в абзацы каждое из них строго связано с предшествующим и
последующим контекстом.
Письменная речь
является основной формой
публицистическом, официально
- деловом и художественном
Известная исследовательница устных текстов О. А. Лаптева, которой и
принадлежит версия
об устности как ведущем
текстов, справедливо отмечает особый, неизвестный письменным текстам,
характер членения
любых устных нечитаемых
Говорящий формирует высказывание и текст в целом. Он формирует св.ой стиль
письменной речи, «точку зрения» при отражении в речи каких-то событий,
явлений, фактов, фрагментов
«картины мира». Роль
в способе линейной организации речи, в выборе главного «участника
действия»; например,
синтаксическая позиция в
предназначена для обозначения того, о чем (о ком) говорится в предложении,
то есть для темы высказывания; и от того, что именно говорящий делает
темой, зависит
вид синтаксической
Необходимым условием
жанра речевого общения
возможна при внутренней
близости родственных или
людей. «Характерный
для понятия искренности
соответствует
«близкий, приближенный, находящийся рядом». Какой бы модус ни преобладал в
письме, сам факт адресации своих чувств-мыслей в письменной форме,
предполагающей несиюминутное прочтение, свидетельствует о существовании у
автора возможности
использовать естественный
личности.
Регулярность переписки определяется рядом факторов:
a. отношениями между участниками этого вида речевого общения;
b. внешними обстоятельствами переписки;
c. актуальностью для адресата тем;
d. частотностью переписки.
И. Н. Кручинина,
анализируя стилистические
приходит к выводу о том, что непринужденность отношений с адресатом -
главное условие переписки, а «отсутствие этой предпосылки обычно сразу же
ощущается как препятствие
для общения Стихия
сказывается в диссонансе
линейных синтаксических
свидетельствует о
«быстром проговаривании»
характере тематических элементов в ходе изложения мыслей. Эта тенденция
«нанизывания», тематически важных, с точки зрения автора письма, элементов
характерно и для формирования всей структуры письма: письмо может быть
тематически дискретным,
насыщенным ассоциативными
сообщениями [9].
Прагматическое условие солидарности и согласия в жанре письма находит свое
формальное выражение в «формулах» приветствия и прощания, берущих свое
начало в глубине веков.
Вот мнение по
этому поводу известного
«Говорить литературно, то есть в полном согласии с законами письменной
речи, и в то же время с учетом особенностей устной речи и отличия психики
слушателей от психики читателей, не менее трудно, чем говорить просто
литературно. Это
особый вид собственно
бы назвал подделкой письменной речи под устную. Такая подделка
действительно необходима в той или иной степени во всех публичных
выступлениях, но она ничего общего не имеет с тем случаем, когда оратор не
умеет справиться со стихией устной речи или не умеет ориентироваться в
должной мере на письменную» [6].
Разговорность может
опустить ее до бытового
постоянно балансировать,
выбирая оптимальный стиль
установлено, что
при восприятии письменной
потом лишь 50% полученного
сообщения. При восприятии
построенного по
законам устного изложения
содержания.
Установилось своеобразное соотношение форм реализации с основными
функциями специального языка: в функции накопления и передачи знаний
«письменная (точнее, печатная) речь занимает почти монопольное положение»;
в функции распространения знаний преимущество также на стороне письменной
речи; в профессиональном
общении ведущей остается
Итак, деловая речь есть, по существу, совокупность стандартов письменной
речи, необходимых
в официально-деловых
в себя как формы документации, так и соответствующие им способы речевого
изложения. Тезис
о высокой
находит свое подтверждение
не только в обязательных
построению и составлению документов, но и в возможности нормализации -
внесения изменений
в правила построения и
процессе их унификации. Это касается обеих сторон документа его формы и
его языка.
В настоящее время текстовые и языковые нормы деловой речи испытывают
давление со стороны
все шире развивающегося
и передачи документов
при помощи электронно-
Имеет место «автоматизация
информационных процессов в
управления», академик А. П. Ершов называет это «компьютеризацией деловой
прозы». По его мнению,
деловая проза «всегда
«лингвистический
феномен, который, сохраняя
в то же время самой своей сутью подготовлен для того, чтобы стать объектом
механизации», благодаря
«регламентирующему действию
лежащей в основе
данной области
Итак, деловая речь есть, по существу, совокупность стандартов письменной
речи, необходимых
в официально-деловых
в себя как формы документации, так и соответствующие им способы речевого
изложения.
Тезис о высокой
регламентированности
подтверждение не
только в обязательных
составлению документов,
но и в возможности
изменений в правила
построения и составления
унификации. Это касается обеих сторон документа - его формы и его языка
[3].
Глава
2. Функциональные особенности
2.1. Этика речевого общения и этикетные формулы речи
Этика речевого
общения начинается с
общения: с доброжелательного отношения к адресату, демонстрации
заинтересованности
в разговоре, «понимающего
мир собеседника, искреннего выражения своего мнения, сочувственного
внимания. Это предписывает выражать свои мысли в ясной форме, ориентируясь
на мир знаний адресата. В праздноречевых сферах общения в диалогах и
полилогах интеллектуального,
а также «игрового» или
характера особую
важность приобретает выбор
Сигналами внимания,
участия, правильной
являются не только регулятивные реплики, но и паралингвистические средства
- мимика, улыбка, взгляд, жесты, поза. Особая роль при ведении беседы
принадлежит взгляду.
Таким образом, речевая этика - это правила должного речевого поведения,
основанные на нормах
морали, национально-культурных
Этические нормы
воплощаются в специальных
выражаются в высказываниях
целым ансамблем
полнознаменательными
словоформами, так и словами
частей речи.
Главный этический принцип речевого общения - соблюдение паритетности -
находит свое выражение,
начиная с приветствия и
протяжении разговора [10].
2.2. Приветствие. Обращение
Трудно представить себе человека, который не хотел бы держаться уверенно,
раскованно, свободно в любом обществе и компании. Каждый мечтает
нравиться, привлекать к себе окружающих манерами, внешностью, умением
чувствовать себя
свободно в самой сложной
Очень просто - овладеть искусством этикета общения.
Приветствие и обращение задают тон всему разговору. В зависимости от
социальной роли собеседников, степени близости их выбирается ты-общение
или вы-общение и соответственно приветствия здравствуй или здравствуйте,
добрый день, привет, салют, приветствую и т. п. Важную роль играет также
ситуация общения. Обращение - это слово или словосочетание, называющее то
лицо, к которому обращена речь [11].
Таким образом есть три вида обращения:
Официальное (гражданин, господин);
Дружеское (уважаемый
коллега, старина, дорогой
Фамильярное, допустимое только среди самых близких друзей.
К старшим по возрасту нужно обращаться на "вы". К незнакомым ровесникам
тоже нужно обращаться на "вы". На "ты" обращаются только к самым близким
друзьям.
Если вам нужно
обратиться к своему
Информация о работе Функциональные особенности устной и письменной форм речи