Интелектуальные операции

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Октября 2013 в 02:09, реферат

Описание работы

Проблема интеллектуальных операций является основополагающей не только для педагогической психологии, но и для психологии способностей, психологии обучения и развития, психологии мышления. В контексте мышления данная проблема была четко поставлена еще С.Л. Рубинштейном, но не получила систематического развития.

Файлы: 1 файл

Шадриков В.Д. - Интеллектуальные операции.doc

— 463.00 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

 

 

В.Д. Шадриков
Интеллектуальные операции

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Монография подготовлена при поддержке индивидуального исследовательского гранта 2005 г. Государственного университета – Высшей школы экономики (ГУ-ВШЭ) «Способности человека. (Интеллектуальные операции)».

 

 

 

 

 

Проблема интеллектуальных операций является основополагающей не только для педагогической психологии, но и для психологии способностей, психологии обучения и развития, психологии мышления. В контексте мышления данная проблема  была четко поставлена еще С.Л. Рубинштейном, но не получила систематического развития.

В рукописи впервые в отечественной  литературе дается системное описание интеллектуальных операций, которые  лежат в основе деятельности учителя  и студентов. Книга дает ответ на вопрос – как научить ученика учиться?

Книга адресована психологам, учителям общеобразовательной школы и  преподавателям вузов, учащимся, студентам  и аспирантам психологических и  педагогических специальностей, родителям.

 

 

 

 

 

 

 

 

Оглавление

 

Введение…………………………………………………………………………. 4

 

1. Общие подходы к изучению интеллектуальных операций………………… 7

1.1. Методология исследования……………………………………………... 7

1.2. Определение интеллектуальной операции…………………………….. 8

1.3. Психология и логика…………………………………………………….. 8

1.4. Интеллектуальные операции и эмоции……………………………….. 10

 

2. Содержательная характеристика основных интеллектуальных операций..11

2.1. Порождение мысли и интеллектуальные операции………………….. 11

2.2. Состав интеллектуальных операций мышления……………………... 16

2.3. Интеллектуализация образа…………………………………………… 33

2.4. Генезис интеллектуальных операций…………………………………. 37

2.5. Интеллектуальные операции в процессах восприятия и памяти……. 41

 

3. Метаинтеллектуальные операции…………………………………………... 43

    3.1. Формулирование гипотез…………………………………………….…. 43

    3.2. Целеполагание…………………………………………………………... 44

    3.3. Интеллектуальная операция «понимание»……………………………. 54

    3.4. Принятие решения как интеллектуальная операция…………………. 59

 

4. Классификация интеллектуальных операций……………………………… 72

 

5. Формирование интеллектуальных операций. Возрастная периодизация... 77

 

6. Целенаправленное обучение интеллектуальным операциям……………... 85

 

Заключение……………………………………………………………………… 97

 

Библиография…………………………………………………………………… 99

 

 

 

Введение

 

Проблема интеллектуальных операций находиться в центре психологии способностей, психологии обучения и развития, психологии мышления. В практическом плане она является главной в «субъектной» педагогике. Без разработки системы интеллектуальных операций невозможно ответить на вопрос: «Как научить ученика учиться?» С этой точки зрения она является главной и для педагогической психологии.

Еще в 20х годах ХХ века Л.С. Выготский отмечал, что развитие способностей – это, прежде всего, проблема овладения субъектом своими способностями. Таким образом, задача изучения способностей – это задача поиска ответа на вопрос, как субъект овладевает своими способностями. Ответить же на данный вопрос невозможно, если не обратиться к интеллектуальным операциям как операционным механизмам способностей.[29]

При рассмотрении вопросов развития обращаются к физическому, моторному, когнитивному и социальному развитию человека. Нас в большей мере интересует умственное развитие. В этой проблеме одним из центральных вопросов является развитие способностей человека. Недаром С.Л. Рубинштейн отмечал, что проблема развития – это прежде всего проблема развития человека. А как мы отметили выше, развитие способностей нельзя понять без обращения к интеллектуальным операциям. Следовательно и проблему развития нельзя в полной мере осознать без осознания места интеллектуальных операций в развитии человека.

У проблемы развития отмечают и другую сторону – её связь с обучением. В значительном числе исследований авторы пробуют ответить на вопрос: «Обучение следует за развитием или развитие определяется обучением?» Большинство подобного рода исследований проводились и проводяться на детях дошкольного и младшего школьного возраста. То есть в тот период, когда интенсивно развертывается генетически обусловленная программа развития организма. Но даже в этот период на развитие, определяемое генетической структурой, накладывается воздействие окружающей среды. Оба эти фактора влияют на развитие ребенка. Ж. Пиаже показал, что способы видения и понимания мира у детей и взрослых принципиально отличаются. Вместе с развитием ребенка, развитием способности мыслить в символических и абстрактных терминах, всё большее значение приобретает обучение и овладение интеллектуальными операциями.

Наконец, невозможно понять мышление без обращения к интеллектуальным операциям. Мышление – есть прежде всего разрешение задачи. А любая задача разрешается на определенном содержании, определенным способом. Обобщенными же способами работы с содержанием выступают интеллектуальные операции. К сожалению приходиться констатировать, что проблема интеллектуальных операций в контексте мышления была четко поставлена С.Л. Рубинштейном, [20] но не нашла систематического развития.

Отдельно следует отметить связь  проблемы интеллектуальных операций с  проблемой диагностики и тестирования способностей и интеллекта человека. Не разобравшись с местом интеллектуальных операций в структуре способностей и интеллекта, нельзя вообще осознанно проводить диагностику данных качеств индивида и разрабатывать теорию способностей и интеллекта. (Что, к сожалению, мы наблюдаем сегодня). Осознав роль интеллектуальных операций в развитии человека, мы обоснованно перенесем усилия с тестирования интеллекта на его развитие.

Осознавая важность интеллектуальных операций, в настоящей работе поставлена задача выделить интеллектуальные операции в самостоятельный класс психологических явлений, дать определение интеллектуальным операциям, систематизировать выделенные интеллектуальные операции и показать возможности их развития.

Материал, содержащийся в работе, представляет интерес для психологов, педагогов и родителей. Он может быть использован учащимися и студентами, всеми кто хочет научиться учиться, кто хочет развить свои способности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Общие подходы к изучению интеллектуальных операций.

1.1. Методология исследования

Ставя перед собой задачу определить сущность интеллектуальных операций, мы должны прежде всего определиться в методологии решения данного  вопроса. С нашей точки зрения ведущим методологическим принципом здесь должен стать принцип психофизического единства. На наш взгляд наиболее глубокую трактовку данного принципа дал С.Л. Рубинштейн. «При разрешении психофизической проблемы, с одной стороны, необходимо вскрыть органически-функциональную зависимость психики от мозга, от нервной системы, от органического «субстрата» психофизических функций: психика, сознание, мысль – «функции мозга»; с другой – в соответствии со специфической природой психики как отражения бытия – необходимо учесть зависимость её от объекта, с которым субъект вступает в действенный и познавательный контакт: сознание-осознанное бытие».[19] И далее: «Первая связь психики и её субстрата раскрывается как отношение строения и функции; она определяется положением о единстве и взаимосвязи строения и функции. Вторая связь – это связь сознания как отражения, как знания, с объектом, который в нём отражается. Она определяется положением о единстве субъективного и объективного».[19]

Исходя из приведенного выше понимания  принципа психофизического единства, интеллектуальная операция должна рассматриваться, с одной стороны, с позиций единства строения и функции, с другой, с позиции её обусловленности объектом, порождающим мысль. Иными словами, мы должны ответить на вопрос как структура мозга определяет порождение мысли, а с другой, как эта мысль обуславливается внешним объектом. При этом, мозг как орган, служащий для осуществления связи с внешним миром, является органом человека: индивида, субъекта деятельности, личности. «Мозг – только орган психической деятельности, человек – её субъект».[18]

1.2. Определение интеллектуальной операции

Под интеллектуальной операцией будем  понимать осознанные психические действия, связанные с познанием и разрешением задач, стоящих перед индивидом. Это познание осуществляется через познавательные   процессы. Функциональными механизмами познавательных процессов выступают конкретные функциональные физиологические системы (ощущения, восприятия, память, мышления). Операционными механизмами - выступает система приобретённых операций (познавальных действий, отнесённых к условиям познания). Интеллектуальные операции выступают в единстве функциональных и операционных механизмов. В настоящей работе основное внимание мы будем уделять операционным механизмам познания, используя для них термин «интеллектуальные операции».

1.3. Психология и логика

Отношения между психологией и  логикой наиболее доступно и точно выразил Г.И. Челпанов.[28.5] Цель познания заключается в постижении истины. Эта истина познаётся в процессе мышления. Психология изучает процесс мышления, как и в каких интеллектуальных операциях эта истина постигается. Логика исследует, каким законам должно подчиняться мышление, чтобы оно могло привести к истине.

«Многим может показаться, - пишет  Г.И. Челпанов, - что логика может указать средства для открытия истины в различных областях знания. Но в действительности это не так. Логика не поставляет своей целью открытие истины, а ставит своей целью доказательство уже открытых истин. Логика указывает правила, при помощи которых могут быть открыты ошибки. Вследствие этого, благодаря логике можно избежать ошибок…Её задача заключается в том, чтобы предостеречь от возможных ошибок.[28]

Таким образом, интеллектуальные операции выступают средством познания истины, правила логики позволяют избежать ошибок при оперировании данными, полученными с помощью интеллектуальных операций.

Следует отметить, что в самой  логике существуют два направления: формальное и материальное. Какое  – либо положение считается материально  истинным, если оно соответствует действительности. Формально истинным считается заключение, когда оно выводится с достоверностью из тех или иных положений, т.е. когда верен способ соединения мыслей, само же заключение может совсем не соответствовать действительности.

Для пояснения различий между формальной и материальной истинностью возьмём пример из учебника логики Г.И. Челпанова

«Нам даны два положения:

Все вулканы суть горы.

Все гейзеры суть вулканы.

Из этих двух положений с необходимостью следует, что «все гейзеры суть горы». Это заключение формально истинно, потому что оно с необходимостью следует из двух данных положений, но материально оно ложно, потому что оно не соответствует действительности; гейзеры не суть горы. Таким образом, умозаключение, истинное формально, может быть ложным материально.

Но возьмём следующий пример:

Все богачи тщеславны.

Некоторые люди не суть богачи.

Следовательно, некоторые люди не суть тщеславны.

Это заключение истинно материально, потому что действительно «некоторые люди не суть тщеславны», но оно формально ложно, потому что не вытекает из данного положения. В самом деле, если бы было сказано, что только богачи тщеславны, тогда о всяком не-богаче мы сказали бы, что он не тщеславен. Но у нас в первом положении утверждается: «все богачи тщеславны», этим не исключается, что и другие люди могут быть тщеславными. В таком случае можно быть небогатым и в то же время быть тщеславным; из того, что кто – нибудь не есть богач, не следует, что он не может быть тщеславным. Из этого ясно, что указанное заключение не вытекает из данных положений необходимо.[28.9]

Таким образом, применяя законы логики для доказательства истинности того или иного заключения, мы должны всегда помнить об истинности посылок, которые часто выступают как непосредственное знание, полученное посредством интеллектуальных психологических операций.

1.4. Интеллектуальные операции и эмоции

 

Интеллектуальные операции обеспечивают деятельность интеллекта, а деятельность интеллекта всегда сопровождается переживаниями. Интеллектуальная эмоция может быть связана с восприятием, представлением, памятью, идеями, рассуждениями – со всеми формами сознания. Обычно интенсивность переживаний соответствует средней тональности. Возникновение переживаний в процессе интеллектуальной деятельности характеризуется тремя фазами.

В первый момент - это изумление. Оно появляется у ребёнка уже к двадцати двум неделям. «Его особенный и странный характер, - отмечает Рибо, - состоит в том, что оно лишено содержания объекта; здесь имеется только отношение».[17.317]

Второй фазой является удивление. Изумление – это нечто моментальное, удивление – устойчивое состояние. В удивлении уже присутствует содержательный объект. Удивление пробуждает внимание, ведёт к сосредоточению сознания на одном объекте. Удивление сопровождается переживаниями удовольствия или страдания.

Информация о работе Интелектуальные операции