Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Октября 2013 в 02:09, реферат
Проблема интеллектуальных операций является основополагающей не только для педагогической психологии, но и для психологии способностей, психологии обучения и развития, психологии мышления. В контексте мышления данная проблема была четко поставлена еще С.Л. Рубинштейном, но не получила систематического развития.
Рассматривая генезис
Опираясь на подходы С.Л. Рубинштейна к определению интеллектуальных операций, мы, вместе с тем, осторожно подходим к его противопоставлению интеллектуальной операции и ассоциативного процесса. «Самое основное отличие мыслительного процесса от процесса ассоциативного заключается в том, что течение мыслительного процесса регулируется более или менее адекватно отраженными в сознании отношениями между предметами мышления, а не ассоциативными сцеплениями одних лишь представлений. Основным нервом мышления является предметная отнесенность его содержания».[20.299] Но кто утверждает, что в ассоциации нет этой предметной отнесенности? Именно в первичной предметной отнесенности таких ощущений, которые даны рядом с предметными отношениями, связями и зависимостями порождается мысль. Ассоциация – это не связь представлений, а прежде всего связь между предметами объективного мира, находящая отражение в связи представлений. Именно в одновременном восприятии предмета и отдельных его признаков, как отмечал И.М. Сеченов, порождается предметная мысль. Физиологическую основу возникновения ассоциаций составляет открытый И.П. Павловым механизм образования временных нервных связей. Ассоциации не противостоят мыслительному процессу, а составляют основу всех более сложных образований психики человека. В ассоциациях рождается первично мысль.
«Мыслительной или разумной, - пишет Рубинштейн, - является такая операция, которая сообразуется с объективными свойствами и отношениями тех предметов, с которыми она оперирует».[20.304] И это правильно, но встает вопрос, а как человек узнает об этих объективных свойствах и отношениях? Как эти свойства, отношения и связи раскрываются? Очевидно, эти свойства и отношения раскрываются на долгом пути от чувственного восприятия к понятийному мышлению в практической деятельности как функциональные свойства предметов. В этой функциональности и заключаются связи, устанавливаемые в предметно-практической деятельности, связи между наглядными свойствами и их значением для деятельности. Эти связи порождают соответствующие мысли. Без этих связей (мыслей) мышление лишается мыслей.
Прежде чем перейти к
В общепсихологическом статусе метапроцессы выступают процессами «второго порядка» сложности по отношению к традиционно выделяемым психическим процессам (первичным процессам). Метапроцессы разделяются на метакогнитивные и метарегулятивные.
Как отмечает А.В. Карпов, «метакогнитивные процессы дифферен-цируются в структуре психики не по критерию их большей сложности, а по их направленности, по их предмету («материалу»)».[10.89] Понять сущность метакогнитивных процессов можно только исследуя их в той системе, в которой и для которой они формируются и функционируют. В качестве такой системы выступает психологическая система деятельности.[34] «В ней метакогнитивные процессы раскрываются в их основной, т.е. регулятивной функции, в их естественном и многомерном виде. Они при этом реализуются как интегративные процессы регуляции деятельности и поведения».[10.90]
В соответствии со структурой психологической системы деятельности можно выделить такие метапроцессы как целеполагание, антиципацию, принятие решения, прогнозирование, программирование, планирование, контроль.
Нам представляется, что к метакогнитивным
процессам относятся также
Интересным является тезис, приведенный А.В. Карповым о необходимости дифференциации метакогнитивных процессов по критерию их направленности на тот или иной традиционно выделяемый («первичный») процесс: «мышление о мышлении» - метамышление, «память о памяти» - метапамять и др. «Для всех этих процессов наиболее характерно то, что в них по отношению к какому-либо из когнитивных процессов используются операционные средства и механизмы самого этого процесса».[10.94] Мысль о развитии высших психических функций как о формировании процесса управления своими психическими функциями была высказана еще Л.С. Выготским. В экспериментально доказанной форме этот процесс был изучен нами в контексте теории способностей, сформулированной автором ещё в начале восьмидесятых годов ХХ века и разрабатываемой на протяжении более двадцати лет.[30] [32] С этой точки зрения способности человека в их развитой форме можно рассматривать как метакогнитивный процесс.
С учетом сказанного, можно предложить классификацию интеллектуальных операций по психическим процессам, в которые они включены, представленную в таблице №1.
Таблица №1
Интеллектуальные операции
В восприятии и памяти |
В предметно-практическом мышлении |
В мышлении в понятиях |
В метаинтел-лектуальных |
установление ассо-циаций
структурирование перцептивных действий
мнемические дейст-вия: - группировка - классификация - систематизация - аналогии - перекодирование - построение мне- мических схем (опорных пун-ктов и связей
между ними, мнемотехничес-кие приемы,
достраивание запоминаемого - повторение |
предметное ма-нипулирование
различение
сопоставление
сравнение
анализ синтез обобщение
выяснение функциональ-ного значения |
анализ абстрагирова-ние
[синтез]
[различение] интеллектуали-зация поня- тий
сопоставление
[сравнение]
раскрытие отношений
обобщение
классификация
систематизация
определение
рассуждение
суждения
умозаключение
обоснование
категоризация
кодирование
идентификация |
формирование ги-потезы
целеполагание
принятие решения планирование программирование контроль саморефлексия понимание выяснение значе-ний и смыслов
интерпретация аргументирование доказательство
моделирование
опосредование способности |
Как мы уже отмечали ранее, предметно-практическое (наглядно-чувственное) мышление отличается от абстрактного (понятийного) мышления не по роду ментальных операций, которыми они оба располагают, и которые отличны не столько по своему характеру, сколько по типу явлений, к которым они прилагаются (по предмету мышления). В силу сказанного, интеллектуальные операции представленные в предметно-практическом мышлении будут входить и в состав интеллектуальных операций мышления в понятиях, а интеллектуальные операции основных психических процессов будут входить в состав метаинтеллектуальных операций.
Одновременно следует отметить,
что интеллектуальные операции мышления
(предметно-практического и
В заключении отметим, что в основании базовых интеллектуальных операций лежат определенные, до конца ещё не изученные, физиологические (природные) механизмы. К таковым можно отнести процессы анализа и синтеза в первичных и вторичных проекционных зонах зрительного восприятия, механизмы акцептора результата действия (по П.К. Анохину) в целеполагании, механизмы афферентного синтеза и принятия решения, вполне определенные, различные по локализации отделы головного мозга, ответственные за механизмы мышления (по А.Р. Лурия) и другие.
5. Формирование интеллектуальных операций.
Возрастная периодизация
Формирование интеллектуальных операций и их периодизации будут определяться, с одной стороны, предметом мышления, с которым имеет дело субъект, с другой – развитием самого субъекта.
Как известно, в вопросах возрастной периодизации интеллектуального развития нет единой точки зрения. Одни авторы, следуя за Пиаже, считают, что существуют четкие границы отдельных, качественно отличающихся периодов развития мышления, другие – считают, что когнитивное развитие не имеет таких четких границ и целесообразно говорить о последовательности в развитии. Мы будем придерживаться второй точки зрения. К этому следует добавить, что развитие ребенка, в целом, и интеллектуального развития, в частности, подчиняется закону неравномерного и гетерохронного развития.
В заключении отметим, что развитие ребенка обусловлено двойной детерминацией: природной и социальной (научением). Природная детерми-нация обуславливает прежде всего, развитие функциональных механизмов интеллектуальных операций, научение обеспечивает усвоение социального опыта в области интеллектуальных операций. При этом важно отметить, что для управления своими познавательными способностями необходимо осознавать свои мыслительные процессы со стороны используемых интеллектуальных операций. Поэтому формирование метакогниций, - представлений о собственных когнитивных функциях, является важным моментом в развитии ребенка.
Особое место в развитии интеллектуальных
операций занимает школа (школьное обучение).
К сожалению приходиться
С учетом сказанного, последовательность развития интеллектуальных операций можно представить в виде таблицы №2.
Таблица №2
Возраст (период развития) |
Предмет деятельности (поведение) |
Развитие субъекта |
Характеристика |
1 |
2 |
3 |
4 |
Новорожденный |
собственное тело, взаимодействие с матерью |
распознавание сенсорных сигналов |
Сосание, хватательные движения |
от 0 до 15 месяцев
|
Собственное тело пред-метное взаимодействие, социальное взаимодействие
|
овладение собственным телом (рис. 13.4; с. 609); формирование привязанности; формирование представлений о постоянстве объекта; развитие сенсомоторного интеллекта
|
Координация движений большого пальца и одного, двух других (до года), сложные сенсомоторные координации - управление собственным телом. Манипулирование с предметами. Установление ассоциаций. Появление первых мыслительных схем: ассимиляция и аккомодация. |
от 3 месяцев до 30 месяцев |
Вокальные упражнения с голосовым аппаратом |
Формирование специфических |
Анализ и синтез речевых сигналов |
1 |
2 |
3 |
4 |
от 15 до 30 месяцев (до 2-х лет по Пиаже) |
предметное взаимодействие; совместная деятельность
Социальное взаимодействие |
сенсорное различение, установление
значений, развитие сенсомоторного интеллекта,
появление мысленных
Осознание «Я» и «не Я», отсроченное подражание, имитация поведения близких людей |
Сравнение (сенсорных сигналов) целеполагание в поведении (поиск игрушек), планирование поведения, способность к мысленным представлениям |
до 3-х лет |
предметное взаимодействие; совместная деятельность
Социальное взаимодействие |
Дальнейшее овладение
Первые проявления эмпатии, формирование представлений о других людях, понимание, что такое «хорошо» и что такое «плохо», как надо относиться к другим Формирование моделей |
выдвижение гипотез (неосознаваемых), определяющих поведение, операции понимания, появление навыков счета (выстраивание последовательностей), появление ключевых идей счета |
от 2-х лет до 7 лет (дооперационный период – по Пиаже) |
предметное и социальное взаимодействие, игра, дошкольное образование |
овладение навыками мысленного представления, сложным набором мыслительных схем (операций); мысленное манипулирование с ограниченным набором идей в соответствии с четким набором правил неспособность восприятия постоянства объемов и количества представления о взаимосвязи конкретных явлений; усвоение социальных норм поведения; эгоцентризм в понимании окружающего мира |
Освоение концептуальных схем числовых рассуждений, операции сравнения (на примере предметных рядов), применение навыков различных интеллектуальных операций к конкретным явлениям |
от 7 до 11 лет |
предметное и социальное взаимодействие, игра, учеба |
Развитие навыков различных мыслительных операций по отношению к конкретным явлениям, появление предпосылок абстрактного мышления, формирование нравственной ответственности
(избегание наказания и - уровень 1 и 2 по Колбергу) |
Конкретные интеллектуальные операции, нарастание их количества |
с 11 лет – 17 лет (период формальных операций) |
Оперирование со знаковыми системами, значениями (понятиями)
Социальное взаимодействие |
Способность к оперированию абстрактными понятиями, понимание сущности явления, развитие понятийного мышления Осознание нравственной ответственности – развитие нравственного сознания (по Колбергу с. 683) |
Формирование системы |