Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Мая 2013 в 10:00, дипломная работа
Цель дипломной работы выявить возможности сочетания народной педагогики и систематического научного образования в начальной школе.
Для достижения указанной цели необходимо решить ряд задач:
1. Охарактеризовать своеобразие народного воспитания народа Саха.
2. Определить содержание и формы использования народных традиций в учебно-воспитательной работе.
3. Провести опытно-экспериментальную работу в Легойской школе.
4. Выявить эффективность использования народных традиций.
Введение
Глава 1. Теоретические основы использования народных традиций в работе с детьми начальных классов
1.1. Специфика воспитания этнокультурно- ориентированной личности 6
1.2. Особенности якутского традиционного воспитания 15
1.3. Обогащение учебно-воспитательной работы в начальной школе средствами народных традиций 20
Глава 2. Опытно-экспериментальная работа по использованию народных традиций в учебной и внеучебной работе
2.1. Организация опытно-экспериментальной работы 28
2.2. Методика использования народных традиций в Легойской школе 31
2.3. Результаты опытно-экспериментальной работы 39
Заключение 47
Список литературы 49
Использование народных традиций в учебно-воспитательной работе сельской начальной школы
Петухова Лариса Егоровна, учитель начальных классов
Статья отнесена к разделу: Преподавание в начальной школе
Содержание
Введение
Глава 1. Теоретические основы использования народных традиций в работе с детьми начальных классов
1.1. Специфика воспитания этнокультурно- ориентированной личности |
6 |
1.2. Особенности якутского традиционного воспитания |
15 |
1.3. Обогащение учебно- |
20 |
Глава 2. Опытно-экспериментальная работа по использованию народных традиций в учебной и внеучебной работе | |
2.1. Организация опытно- |
28 |
2.2. Методика использования народных традиций в Легойской школе |
31 |
2.3. Результаты опытно- |
39 |
Заключение |
47 |
Список литературы |
49 |
Введение
Актуальность. На современном этапе в школьном образовании ведущим направлением педагогического процесса является акцентирование внимания на развитие личности ребенка. Огромная роль в развитии и воспитании ребенка принадлежит этнопедагогике. Академик Г. Н. Волков так охарактеризовал народную педагогику: "Без памяти нет традиций, без воспитания нет духовности, без духовности нет личности, без личности нет народа как исторической общности". [22, c.51]
Традиция – всего-навсего способ передачи накопленного духовного и трудового опыта нации. Этнопедагогика всегда связывала три поколения, объясняют авторы сборника. В основу построения методики учебно-воспитательного процесса, базирующегося на народной педагогике, следует положить идеал личности как цель воспитания и обучения. Этот идеал органически включается в систему современных социальных целей и выполняет по отношению к учебно-воспитательным системам роль программы обучения и воспитания и критерия эффективности данного процесса.
Основной задачей учебно-
Важное значение для сохранения и развития духовно-педагогического наследия народов имеет разработанная выдающимся ученым – этнопедагогом Г.Н. Волковым. Более тридцати направлений народной педагогики народа Саха указал в своих работах К.С. Чиряев. В своих исследованиях А.П. Оконешникова, автор программы “Эркээйи”, приводит отличительные черты народа Саха и призывает последовать многовековому опыту Саха по выживанию в столь суровых условиях всю прогрессивную часть планеты. Стали появляться первые пробы по построению педагогики народа Саха. Это учение Тэрис, Дабыл, Кыта Баалы, и другие, основанные на религии Айыы. Это динамическая система обучения Алексеевой, ноосферно-экологическое обучение Эльгэйской школы, школа А.П.Оконешниковой в восточной части Республики, переводные и другие, основанные на планетарные учения (программирование, вселенский разум Вернадского, ЗОЖ, Занкова, Гальперина и др.) и отличительные особенности культуры Саха.
Особый интерес для нас представляла народная педагогика как научный, национальный и общечеловеческий феномен (Г.Н. Волков, В.Ф. Афанасьев, Г.С. Виноградов, Д.М. Бурхинов, С.Д. Намсараев, А.Ш Гашимов, Э.А. Измайлов, К.С. Чиряев, И.С. Портнягин и др.). Национальная культура, традиции и элементы народной философии, нашедшие отражение в исследованиях Б.Н. Попова, С.К. Колодезникова, К.Д. Уткина, Ю.С. Гурова, Э.З. Феседова и др.), А.Г. Корнилова. А.А. Шадрина, А.Д. Семенова и др.).
Гипотеза исследования состоит в том, если обогатить работу в начальных классах элементами фольклора, народных праздников, игр, традиций якутской педагогики, то содержание учебно-воспитательной работы и во внеурочной работе будет .
Объект исследования – учебно-воспитательная работа в сельской начальной школе.
Предмет исследования – использование народной педагогики в учебно-воспитательной работе учителя начальных классов сельской школы.
Цель дипломной работы выявить возможности сочетания народной педагогики и систематического научного образования в начальной школе.
Для достижения указанной цели необходимо решить ряд задач:
Для решения поставленных задач использовались теоретические и эмпирические методы исследования, изучение психолого-педагогической и методической литературы; наблюдение, беседа, педагогический эксперимент, анализ.
Практическая значимость исследования заключается в разработке и внедрении рекомендаций для педагогов по проблеме.
В соответствии с этим структура дипломной работы логически разбита на две главы, введение и заключение, список литературы.
Глава 1. Теоретические основы использования народных традиций в работе с детьми начальных классов
1.1. Специфика
воспитания этнокультурно-
В последние годы в Республике Саха (Якутия) этнокультурно-ориентированный подход стремительно завоевывает образовательное пространство. Многие педагоги считают его современной методологической ориентацией в педагогической деятельности. Это обусловлено рядом объективных обстоятельств. Динамичное развитие якутского общества требует формирования в человеке ярко индивидуального, позволяющего ребенку стать и оставаться самим собой в быстро изменяющемся социуме. Психологи отмечают, что нынешним детям свойственны прагматичность мыслей и действий, раскрепощенность, а это в свою очередь требует от педагогов применения новых подходов и методов во взаимодействии с воспитанниками. [25, c. 18]
Этнопедагогика изучает такие темы, как педагогика семейного быта, поговорки и пословицы народов мира и их значение в передаче нравственного опыта подрастающим поколениям, загадки – как средство умственного воспитания, народные сказки – как блестящие создания народного педагогического гения, народные песни и их роль в эстетическом воспитании детей и молодежи, самодельные игрушки и творчество детей, детская и молодежная среда, ее педагогические функции, колыбельные песни народов мира – как выдающиеся достижения материнской поэзии, школы и педагогики. Важное значение имеет изучение народных представлений о воспитании и искусстве воспитания. [18, c. 52]
Анализ исследовательской литературы по этнопедагогике Саха позволил выделить средства воспитания, характерные для якутов. Средство воспитания – это конкретные формы деятельности и предметы, которые используются в процессе реализации того или иного метода воспитания.
В традиционном воспитании обрядовая система, обычаи и традиции становятся основой самовоспитания, самосовершенствования. Объективно они есть продукт культуры и традиций этнопедагогики, в которых закреплены способы передачи духовных ценностей с помощью установившихся средств воспитания. Духовная практика включает целостную систему детской обрядности. Участие в детских обрядах способствует духовному осмыслению ребенком окружающей среды, формированию у него этико-культурных норм. Обрядовая педагогика народа Саха ориентирована на воспитание целостной личности.
Исследователи этнической
этнопедагогики едины в том, что
преемственная связь
Приобщение к обряду
имеет очень важное значение для
развития духовного мира детей и
получения необходимых
Таким образом, изучение детской обрядности помогает осознать и решить многие актуальные проблемы духовного развития детей. Якутская детская обрядность отражает этические принципы, нормы и правила воспитания в семье и в коллективе, которые основаны на традиционной педагогике якутского народа.
Национальная обрядовая культура каждого народа – это форма проявления преклонения перед силами природы.
Якуты – самый северный скотоводческий народ с особым хозяйственным укладом материальной и духовной культурой, своеобразными методами и средствами воспитания молодого поколения.
Обрядовая культура якутов отражает мировоззрение, нравственный принцип школы “кут-сюр” и показывает отношение человека к природе и обществу, является фактором воспитания детей воздействует в основном на мораль быт, право и семейные отношения. Словом, в обрядовой культуре передается опыт и практика школы “кут-сюр”.
По-якутски обряд, обрядность называется “дуом” или “туом”, обычай, правила – “сиэр”, а исполняемые при обряде пожелания благословения и заклинания, моления, посвятительные песнопения называются “алгыс” (от глагола ал5аа-благословлять, доброжелательствовать, приветствовать, заклинать, молить, славословить.
И.Г. Васильев пишет, что обрядовая культура народа Саха не только закрепляет реликтовые формы социального опыта но и сохраняет и развивает общечеловеческие ценности. Он также предполагает, что этнопедагогика обрядовой культуры народа Cаха – это историческое явление, которая направлена на формирование внутреннего мира, нравственного и эстетического развития личности [16, с. 21].
В старину вся жизнь народа Саха строилась на основе традиционной культуры и в ней исключительное место занимала народная педагогика. Система воспитания строилась с учетом природно-климатических условий. Этикет обрядовой культуры – неписаный свод законов его создателей и носителей. Это образ их жизни, мировоззрения, мышления и нравственности.
Таким образом, теоретический и практический анализ показывает, что обрядовая культура народа Саха есть целостная, самостоятельная система, которая функционирует на основе сложившихся значений, отстоявшихся традиций, отобранных норм и образцов.
Возросший интерес к проблемам национальной культуры побуждает работников народного образования обращаться к положительным примерам народной культуры, в которых нашли отражение духовный опыт народа, общечеловеческие ценности и достижения.
Проблема этнопедагогики обрядовой культуры народа Саха проистекает как из объективных, так и субъективных условий. Поскольку обрядовая культура сложный феномен, его следует рассматривать как единая система, а все составляющие которой трансформируются в изменяющемся образе жизни народа. В Республике Саха в последние годы заметно активизировался интерес к своей истории и культуре.
Основными носителями обрядовой культуры в древности являлись жрецы, Айыы ойууннара (Белые шаманы). Шаманизм, действительно, есть явление пинкретическое. Как идеология культовой деятельности, связанной с высшими духами – божествами в большей степени относится к религии. Ибо корневая, истоковая сущность белого жречества имеет духовное родство с божественной сущностью развитых религий, является изначальной и базисной основой обрядовой культуры. Жреческая функция белых шаманов в обрядовой культуре народа Саха было определяющей. Она сильна мифологизмом и близостью к проявлениям первобытной религии.
Смысл термина народная культура раскрывается в ходе и процессе постижения на уровне аналитического исследования морфологического среза общего пласта культуры. Содержательная наполненность характеристики многогранной деятельности народа подводит к поиску емких формулировок общепринятых определений. Народная культура – это совокупность систем ценностей, уровней материальной и духовной деятельности людей, достигнутых длительным историческим развитием каждого народа.
В последние годы личностно
ориентированный подход стремительно
завоевывает образовательное
Таким образом, основываясь
на личностно ориентированном
Наиболее важными аспектами личностно ориентированного подхода в педагогической деятельности выделяются следующие: