Использование народных традиций в учебно-воспитательной работе сельской начальной школы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Мая 2013 в 10:00, дипломная работа

Описание работы

Цель дипломной работы выявить возможности сочетания народной педагогики и систематического научного образования в начальной школе.
Для достижения указанной цели необходимо решить ряд задач:
1. Охарактеризовать своеобразие народного воспитания народа Саха.
2. Определить содержание и формы использования народных традиций в учебно-воспитательной работе.
3. Провести опытно-экспериментальную работу в Легойской школе.
4. Выявить эффективность использования народных традиций.

Содержание работы

Введение
Глава 1. Теоретические основы использования народных традиций в работе с детьми начальных классов
1.1. Специфика воспитания этнокультурно- ориентированной личности 6
1.2. Особенности якутского традиционного воспитания 15
1.3. Обогащение учебно-воспитательной работы в начальной школе средствами народных традиций 20
Глава 2. Опытно-экспериментальная работа по использованию народных традиций в учебной и внеучебной работе
2.1. Организация опытно-экспериментальной работы 28
2.2. Методика использования народных традиций в Легойской школе 31
2.3. Результаты опытно-экспериментальной работы 39
Заключение 47
Список литературы 49

Файлы: 1 файл

ДИПЛОМНАЯ КУРСОВАЯ ПО НАР. ПРАЗДН.doc

— 258.50 Кб (Скачать файл)

Использование народных традиций в учебно-воспитательной работе сельской начальной школы 

Петухова  Лариса Егоровна, учитель начальных классов

Статья отнесена к разделу: Преподавание в начальной школе

 

Содержание

Введение

Глава 1. Теоретические  основы использования народных традиций в работе с детьми начальных классов 

1.1. Специфика воспитания  этнокультурно- ориентированной личности

6

1.2. Особенности якутского  традиционного воспитания 

15

1.3. Обогащение учебно-воспитательной  работы в начальной школе средствами  народных традиций

20

Глава 2. Опытно-экспериментальная  работа по использованию народных традиций в учебной и внеучебной работе

2.1. Организация опытно-экспериментальной  работы

28

2.2. Методика использования  народных традиций в Легойской  школе 

31

2.3. Результаты опытно-экспериментальной  работы

39

Заключение

47

Список литературы

49


Введение

Актуальность. На современном этапе в школьном образовании ведущим направлением педагогического процесса является акцентирование внимания на развитие личности ребенка. Огромная роль в развитии и воспитании ребенка принадлежит этнопедагогике. Академик Г. Н. Волков так охарактеризовал народную педагогику: "Без памяти нет традиций, без воспитания нет духовности, без духовности нет личности, без личности нет народа как исторической общности". [22, c.51]

Традиция – всего-навсего  способ передачи накопленного духовного  и трудового опыта нации. Этнопедагогика всегда связывала три поколения, объясняют авторы сборника. В основу построения методики учебно-воспитательного процесса, базирующегося на народной педагогике, следует положить идеал личности как цель воспитания и обучения. Этот идеал органически включается в систему современных социальных целей и выполняет по отношению к учебно-воспитательным системам роль программы обучения и воспитания и критерия эффективности данного процесса.

Основной задачей учебно-воспитательного  процесса является воспитание этнокультурно ориентированной личности детей, цель которого – формирование национального самосознания, развитие у ребенка системы общечеловеческих ценностей, понимания роли своей нации, этноса в мировом историческом процессе. Необходимость создания такого обучения обосновывается прежде всего педагогическими факторами.

Важное значение для  сохранения и развития духовно-педагогического  наследия народов имеет разработанная  выдающимся ученым – этнопедагогом  Г.Н. Волковым. Более тридцати направлений народной педагогики народа Саха указал в своих работах К.С. Чиряев. В своих исследованиях А.П. Оконешникова, автор программы “Эркээйи”, приводит отличительные черты народа Саха и призывает последовать многовековому опыту Саха по выживанию в столь суровых условиях всю прогрессивную часть планеты. Стали появляться первые пробы по построению педагогики народа Саха. Это учение Тэрис, Дабыл, Кыта Баалы, и другие, основанные на религии Айыы. Это динамическая система обучения Алексеевой, ноосферно-экологическое обучение Эльгэйской школы, школа А.П.Оконешниковой в восточной части Республики, переводные и другие, основанные на планетарные учения (программирование, вселенский разум Вернадского, ЗОЖ, Занкова, Гальперина и др.) и отличительные особенности культуры Саха.

Особый интерес для  нас представляла народная педагогика как научный, национальный и общечеловеческий феномен (Г.Н. Волков, В.Ф. Афанасьев, Г.С. Виноградов, Д.М. Бурхинов, С.Д. Намсараев, А.Ш Гашимов, Э.А. Измайлов, К.С. Чиряев, И.С. Портнягин и др.). Национальная культура, традиции и элементы народной философии, нашедшие отражение в исследованиях Б.Н. Попова, С.К. Колодезникова, К.Д. Уткина, Ю.С. Гурова, Э.З. Феседова и др.), А.Г. Корнилова. А.А. Шадрина, А.Д. Семенова и др.).

Гипотеза исследования состоит в том, если обогатить работу в начальных классах элементами фольклора, народных праздников, игр, традиций якутской педагогики, то содержание учебно-воспитательной работы и во внеурочной работе будет .

Объект исследования – учебно-воспитательная работа в сельской начальной школе.

Предмет исследования – использование народной педагогики в учебно-воспитательной работе учителя начальных классов сельской школы.

Цель дипломной  работы выявить возможности сочетания народной педагогики и систематического научного образования в начальной школе.

Для достижения указанной  цели необходимо решить ряд задач:

  1. Охарактеризовать своеобразие народного воспитания народа Саха.
  2. Определить содержание и формы использования народных традиций в учебно-воспитательной работе.
  3. Провести опытно-экспериментальную работу в Легойской школе.
  4. Выявить эффективность использования народных традиций.

Для решения поставленных задач использовались теоретические  и эмпирические методы исследования, изучение психолого-педагогической и  методической литературы; наблюдение, беседа, педагогический эксперимент, анализ.

Практическая  значимость исследования заключается в разработке и внедрении рекомендаций для педагогов по проблеме.

В соответствии с этим структура дипломной работы логически  разбита на две главы, введение и заключение, список литературы.

Глава 1. Теоретические  основы использования народных традиций в работе с детьми начальных классов

1.1. Специфика  воспитания этнокультурно-ориентированной  личности

В последние годы в  Республике Саха (Якутия) этнокультурно-ориентированный подход стремительно завоевывает образовательное пространство. Многие педагоги считают его современной методологической ориентацией в педагогической деятельности. Это обусловлено рядом объективных обстоятельств. Динамичное развитие якутского общества требует формирования в человеке ярко индивидуального, позволяющего ребенку стать и оставаться самим собой в быстро изменяющемся социуме. Психологи отмечают, что нынешним детям свойственны прагматичность мыслей и действий, раскрепощенность, а это в свою очередь требует от педагогов применения новых подходов и методов во взаимодействии с воспитанниками. [25, c. 18]

Этнопедагогика изучает  такие темы, как педагогика семейного  быта, поговорки и пословицы народов  мира и их значение в передаче нравственного опыта подрастающим поколениям, загадки – как средство умственного воспитания, народные сказки – как блестящие создания народного педагогического гения, народные песни и их роль в эстетическом воспитании детей и молодежи, самодельные игрушки и творчество детей, детская и молодежная среда, ее педагогические функции, колыбельные песни народов мира – как выдающиеся достижения материнской поэзии, школы и педагогики. Важное значение имеет изучение народных представлений о воспитании и искусстве воспитания. [18, c. 52]

Анализ исследовательской  литературы по этнопедагогике Саха позволил выделить средства воспитания, характерные  для якутов. Средство воспитания –  это конкретные формы деятельности и предметы, которые используются в процессе реализации того или иного метода воспитания.

В традиционном воспитании обрядовая система, обычаи и традиции становятся основой самовоспитания, самосовершенствования. Объективно они  есть продукт культуры и традиций этнопедагогики, в которых закреплены способы передачи духовных ценностей с помощью установившихся средств воспитания. Духовная практика включает целостную систему детской обрядности. Участие в детских обрядах способствует духовному осмыслению ребенком окружающей среды, формированию у него этико-культурных норм. Обрядовая педагогика народа Саха ориентирована на воспитание целостной личности.

Исследователи этнической этнопедагогики едины в том, что  преемственная связь организационно-воспитательной работы с лучшими рациональными  традициями воспитания и обучения детей придает всей педагогической деятельности, осуществляемой в школе, так за ее пределами, необходимую стабильность, обеспечивает ее эффективность. Обзор педагогических идей и мыслей народов Якутии показывает, что установившиеся традиции, обычаи, порядки обеспечивают главное, а именно – воспитание. [38, c. 82]

Приобщение к обряду имеет очень важное значение для  развития духовного мира детей и  получения необходимых практических знаний и умений. В настоящее время  ознакомление с обрядовой системой и приобщение к традиционному мировоззрению якутского народа являются основой мировосприятия и развития младших школьников.

Таким образом, изучение детской обрядности помогает осознать и решить многие актуальные проблемы духовного развития детей. Якутская детская обрядность отражает этические принципы, нормы и правила воспитания в семье и в коллективе, которые основаны на традиционной педагогике якутского народа.

Национальная обрядовая  культура каждого народа – это  форма проявления преклонения перед  силами природы.

Якуты – самый северный скотоводческий народ с особым хозяйственным  укладом материальной и духовной культурой, своеобразными методами и средствами воспитания молодого поколения.

Обрядовая культура якутов отражает мировоззрение, нравственный принцип школы “кут-сюр” и показывает отношение человека к природе и обществу, является фактором воспитания детей воздействует в основном на мораль быт, право и семейные отношения. Словом, в обрядовой культуре передается опыт и практика школы “кут-сюр”.

По-якутски обряд, обрядность называется “дуом” или “туом”, обычай, правила – “сиэр”, а исполняемые при обряде пожелания благословения и заклинания, моления, посвятительные песнопения называются “алгыс” (от глагола ал5аа-благословлять, доброжелательствовать, приветствовать, заклинать, молить, славословить.

И.Г. Васильев пишет, что  обрядовая культура народа Саха не только закрепляет реликтовые формы  социального опыта но и сохраняет  и развивает общечеловеческие ценности. Он также предполагает, что этнопедагогика обрядовой культуры народа Cаха – это историческое явление, которая направлена на формирование внутреннего мира, нравственного и эстетического развития личности [16, с. 21].

В старину вся жизнь  народа Саха строилась на основе традиционной культуры и в ней исключительное место занимала народная педагогика. Система воспитания строилась с учетом природно-климатических условий. Этикет обрядовой культуры – неписаный свод законов его создателей и носителей. Это образ их жизни, мировоззрения, мышления и нравственности.

Таким образом, теоретический и практический анализ показывает, что обрядовая культура народа Саха есть целостная, самостоятельная система, которая функционирует на основе сложившихся значений, отстоявшихся традиций, отобранных норм и образцов.

Возросший интерес к проблемам национальной культуры побуждает работников народного образования обращаться к положительным примерам народной культуры, в которых нашли отражение духовный опыт народа, общечеловеческие ценности и достижения.

Проблема этнопедагогики обрядовой культуры народа Саха проистекает как из объективных, так и субъективных условий. Поскольку обрядовая культура сложный феномен, его следует рассматривать как единая система, а все составляющие которой трансформируются в изменяющемся образе жизни народа. В Республике Саха в последние годы заметно активизировался интерес к своей истории и культуре.

Основными носителями обрядовой  культуры в древности являлись жрецы, Айыы ойууннара (Белые шаманы). Шаманизм, действительно, есть явление пинкретическое. Как идеология культовой деятельности, связанной с высшими духами – божествами в большей степени относится к религии. Ибо корневая, истоковая сущность белого жречества имеет духовное родство с божественной сущностью развитых религий, является изначальной и базисной основой обрядовой культуры. Жреческая функция белых шаманов в обрядовой культуре народа Саха было определяющей. Она сильна мифологизмом и близостью к проявлениям первобытной религии.

Смысл термина народная культура раскрывается в ходе и процессе постижения на уровне аналитического исследования морфологического среза общего пласта культуры. Содержательная наполненность характеристики многогранной деятельности народа подводит к поиску емких формулировок общепринятых определений. Народная культура – это совокупность систем ценностей, уровней материальной и духовной деятельности людей, достигнутых длительным историческим развитием каждого народа.

В последние годы личностно  ориентированный подход стремительно завоевывает образовательное пространство. Многие педагоги считают его самой современной методологической ориентацией в педагогической деятельности. Это обусловлено рядом объективных обстоятельств. Динамичное развитие российского общества требует формирования в человеке ярко индивидуального, позволяющего ребенку стать и оставаться самим собой в быстро изменяющемся социуме. Психологи отмечают, что нынешним школьникам свойственны прагматичность мыслей и действий, раскрепощенность, а это в свою очередь требует от педагогов притменения новых подходов и методов во взаимодействии с учащимися. Современная школа остро нуждается в гуманизации отношений детей и взрослых, в демократизации ее жизнедеятельности. [9, с.2]

Таким образом, основываясь  на личностно ориентированном подходе, как методологической ориентации в  педагогической деятельности, позволяющей посредством опоры на систему взаимосвязанных понятий, идей и способов действий обеспечить и поддержать процессы самопознания, самостроительства и самореализации личности ребенка, развитие его неповторимой индивидуальности.

Наиболее важными аспектами личностно ориентированного подхода в педагогической деятельности выделяются следующие:

Информация о работе Использование народных традиций в учебно-воспитательной работе сельской начальной школы