Использование народных традиций в учебно-воспитательной работе сельской начальной школы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Мая 2013 в 10:00, дипломная работа

Описание работы

Цель дипломной работы выявить возможности сочетания народной педагогики и систематического научного образования в начальной школе.
Для достижения указанной цели необходимо решить ряд задач:
1. Охарактеризовать своеобразие народного воспитания народа Саха.
2. Определить содержание и формы использования народных традиций в учебно-воспитательной работе.
3. Провести опытно-экспериментальную работу в Легойской школе.
4. Выявить эффективность использования народных традиций.

Содержание работы

Введение
Глава 1. Теоретические основы использования народных традиций в работе с детьми начальных классов
1.1. Специфика воспитания этнокультурно- ориентированной личности 6
1.2. Особенности якутского традиционного воспитания 15
1.3. Обогащение учебно-воспитательной работы в начальной школе средствами народных традиций 20
Глава 2. Опытно-экспериментальная работа по использованию народных традиций в учебной и внеучебной работе
2.1. Организация опытно-экспериментальной работы 28
2.2. Методика использования народных традиций в Легойской школе 31
2.3. Результаты опытно-экспериментальной работы 39
Заключение 47
Список литературы 49

Файлы: 1 файл

ДИПЛОМНАЯ КУРСОВАЯ ПО НАР. ПРАЗДН.doc

— 258.50 Кб (Скачать файл)

Итак, чтобы добиться успеха в обучении, воспитании и  развитии младших школьников, необходимо своевременно начать формировать нравственность, самостоятельность, инициативность творческого  отношения в деятельности.

Целенаправленная работа по внедрению этнопедагогических традиций в воспитании и обучении детей  положительно влияет на результативность работы. В настоящее время в  связи с большими изменениями  в общественно – политической жизни идет переориентация на общечеловеческие духовные ценности.

На первый план выдвигаются  задачи развития личности школьника. В  практику внедряются более эффективные  методы и приемы работы, полнее учитывающие  психологические закономерности познавательной деятельности.

Таким образом, гипотеза исследования основана на предположении, если в воспитании ребенка использовать этнопедагогические традиции, то это способствуют воспитанию ребенка.

Разработанная методика показала эффективность формирования нравственности посредством народных традиций.

Выводы по 2 главе

Анализ результатов  эксперимента показывает эффективность  использования народных традиций в  учебной и внеучебной работе учителя  сельской школы. Таким образом, те учащиеся, для которых проводились подобные уроки, относительно глубоко разбираются в вопросах и заданиях итоговой контрольной работы.

Данные результаты также  показывают, что система уроков и  кружка, с использованием народных традиций по своему содержанию достаточно доступны для детей.

Таким образом, достигнута цель дипломной работы мы выявили возможности сочетания народной педагогики и систематического научного образования в начальной школ

Заключение

В последние годы в  Республике Саха (Якутия) этнокультурно-ориентированный  подход стремительно завоевывает образовательное пространство.

В традиционном воспитании обрядовая система, обычаи и традиции становятся основой самовоспитания, самосовершенствования. Объективно они  есть продукт культуры и традиций этнопедагогики, в которых закреплены способы передачи духовных ценностей с помощью установившихся средств воспитания. Духовная практика включает целостную систему детской обрядности. Обрядовая педагогика народа Саха ориентирована на воспитание целостной личности.

В народной педагогике средства материальной культуры (например, игрушки: сыа5ай-кукла: животные из тальника или костей) связаны с развитием практической деятельности ребенка а средством духовной культуры (обряды, традиции, обычаи, игры, осуохай и т.д.) играют более существенную роль в гармоническом развитии его личности. В обрядах и обычаях закреплены способы передачи духовных ценностей с помощью установившихся средств воспитания.

Одним из основных факторов воспитания и развития детей младшего школьного возраста является ознакомление с национальной культурой. Средства духовной культуры (обряды, традиции, обычаи, игры, осуохай и т.д.) играют более существенную роль в гармоническом развитии его личности. В обрядах и обычаях закреплены способы передачи духовных ценностей с помощью установившихся средств воспитания

Экспериментального исследование проводилось на базе Легойской средней школы Усть-Алданского улуса Республики Саха (Якутия).

Целью опытно-экспериментальной работы являлось разработка и апробация использования народной педагогики в систематическом научном образовании в начальной школе.

Мы пришли к выводу, что занятия с использованием народных традиций могут выступать  дополнительным средством активного  развития детей.

Учащиеся 2 класса Легойской  школы научились хорошо думать, у  них появился познавательный интерес, который выражается в стремлении познавать новое, выяснять непонятное в качествах, свойствах предметов, явлений действительности, в желании вникнуть в их сущность, найти имеющиеся между ними связи и отношения. Известно, что знания сами по себе не обеспечивают полноты умственного развития.

Вышеуказанные занятия  помогают развитию ребенка, нами отмечено, что дети становятся взрослее, ответственнее, дети всегда заняты творчеством. Интерес  к народным традициям у детей  большой, так как им дают возможность  самореализоваться, что ведет к тому, что дети стараются не пропускать занятия.

Итак, подводя заключительные итоги о проделанной работе нами работе, хочется еще раз отметить актуальность и злободневность данной темы, так как она имеет в  себе большую важность: в поддерживании и сохранении якутской национальной культуры.

Использование народных традиций в учебной и внеучебной деятельности позволяет учителю  уделить больше внимания работе учащихся и выявить те недочеты, которые  имеются у детей в знаниях. Для того, чтобы у детей постоянно поддерживался интерес к учебе, очень важно хорошо подумать и спланировать внеурочную работу.

Таким образом, приходим к выводу, что каждый учитель может  найти множество путей использования  народных традиций в учебной и  внеучебной работе в начальных классах сельской школы. Главное здесь состоит в том, чтобы творчески относиться к применению в практической работе системы занятий, которая разработана для младших школьников.

Список использованной литературы

  1. Абрамова М.А. Оформление рефератов, курсовых и дипломных работ: метод. рекомен. В помощь студ. / Ин-т разв. Образов. Центр дистанционо образов. Якут. гос. Ун-т – Якутск: Изд. Центра дистанцион.образов. ИРО МО РС(Я), 1999-24с.
  2. Алексеев М.П. “Оhуокай эргийдэ” // Кыым.-Дьокуускай.,1987.
  3. Алексеев М.П. “Оhуокайга дуоhуйа сынньаныахпыт” // Кыым.-Дьокуускай.,1987.
  4. Алексеев Н.А. Традиционные религиозные верования якутов в ХIХ-нач ХХ в.-Новосибирск; Наука, 1992
  5. Афанасьев В.Ф. Педагогические идеи в якутском народном творчестве.-Якутск: Якут.кн.изд-во, 1960
  6. Афанасьев В.Ф. Этнопедагогика нерусских народов Сибири и Дальнего Востока.-Якутск:Якут.кн.изд-во, 1979.
  7. Афанасьев В.Ф. Классики педагогики о народной педагогике // Из истоков народной педагогики якутов.-Якутск:Якут.кн.изд-во, 1992
  8. Баишев И.Г. Айыы тыына.-Якутск: Бичик, 1993.
  9. Бердяев Н.А. Истина и откровение; Пролегамены к критике откровения-СПб.;Изд-во Русск. Христ.гуманит.ин-та, 1996.
  10. Бердяев Н.А. Самопознание.-М.;Книга, 1991.
  11. Бердяев Н.А. Философия творчества, культуры и искусства,-М.:ИЧП “Лига” 1994.
  12. Блонский П.П. Задачи и методы новой народной школы // Избр.пед.произв.-М., 1961.
  13. Блонский П.П. Избранные педагогические и психологические сочинения.-М., 1979.-Т1.
  14. Бурхинов Д.М., Данилов Д.А., Намсараев С.Д. Народная педагогика и современная школа.-Улан-Удэ: Бэмы, 1993.
  15. Бутанаев В.Я. Традиционное воспитание детей у народов Сибири.-Л., 1988.
  16. Васильев И.Г. Обрядовая культура как источник этнопедагогических знаний народа Саха // Тускул.-Якутск-2003-№2
  17. Ветлугина Н.А. “Музыкальное развитие ребенка” М., 1968.
  18. Винокурова У.А. Ценностные ориентации якутов в условиях урбанизации.-Новосибирск:Наука, 1992.
  19. Винокурова У.А. Воспитание и образование детей народов Севера.-Якутск: Бичик, 1997.
  20. Волков Г.Н. Педагогика жизни.-Чебоксары, 1974.
  21. Волков Г.Н. Этнопедагогическое осмысление процесса современного воспитания // Материалы науч.
  22. Волков Г.Н. Якутские этнопедагогические этюды.-Якутск: Кудук, 1998.
  23. Выготский Л.С.: Педагогическая психология-М.:Педагогика, 1993.
  24. Гумилев Л.И. Этногенез и биосфера Земли.-М.: Тананс ДИ-ДИК, 1994.
  25. Данилов Д.А. Нароодная педагогика-основы развития науки о воспитания // Народная образование Якутии.-1993.-№1.
  26. Дистерверг М.А. Мифы внутри нас.-М., 1992.
  27. Ефимов А.И. Народность эстетического воспитания в наследии передовых русских педагогов второй половины ХIХв. Чебоксары, 1994.
  28. Жирков Е.П. Как возродить национальную школу. Шаги Республики Саха (Якутия):Статьи и материалы.-М:Просвещение, 1992.
  29. Жирков Е.П. Методология и технология содержания образования в национальной школе-Якутск: Бичик, 1993.
  30. Жирков М.Н. Якутская народная музыка. Якутск, 1981.
  31. Жорницкая М.Я. Якутские танцы: Якутск, 1956.
  32. Жорницкая М.Я. Народные танцы Якутии: М., “Наука”, 1966.
  33. Зеньковский В.В. Психология детства.- М.: Академия, 1996.
  34. Измайлов А.Э Народная педагогика. Педагогические воззрения народов Северной Азии и Казахстана.-М.: Педагогика, 1971.
  35. Ильин И.А. Собрание сочинений: В 10 т.-М., 1993-1999.-Т.1.
  36. Каган М.С. Философия культуры.-М., 1996.
  37. Кон И.С. Психология.-М: Просвещение, 1980.
  38. Колодезников С.К. Категории традиционной культуры якутов. Пространство. Время. Движение // Духовная культу<

Информация о работе Использование народных традиций в учебно-воспитательной работе сельской начальной школы