Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Мая 2013 в 10:00, дипломная работа
Цель дипломной работы выявить возможности сочетания народной педагогики и систематического научного образования в начальной школе.
Для достижения указанной цели необходимо решить ряд задач:
1. Охарактеризовать своеобразие народного воспитания народа Саха.
2. Определить содержание и формы использования народных традиций в учебно-воспитательной работе.
3. Провести опытно-экспериментальную работу в Легойской школе.
4. Выявить эффективность использования народных традиций.
Введение
Глава 1. Теоретические основы использования народных традиций в работе с детьми начальных классов
1.1. Специфика воспитания этнокультурно- ориентированной личности 6
1.2. Особенности якутского традиционного воспитания 15
1.3. Обогащение учебно-воспитательной работы в начальной школе средствами народных традиций 20
Глава 2. Опытно-экспериментальная работа по использованию народных традиций в учебной и внеучебной работе
2.1. Организация опытно-экспериментальной работы 28
2.2. Методика использования народных традиций в Легойской школе 31
2.3. Результаты опытно-экспериментальной работы 39
Заключение 47
Список литературы 49
К основным понятиям личностно ориентированного подхода можно отнести следующие:
Я-концепция – осознаваемое
и преживаемое человеком
Принципами личностно ориентированного являются следующие моменты.
Третьим компонентом является технологическая составляющая, которая включает в себя наиболее соответствующие данной ориентации способы педагогической деятельности. По мнению профессора Е.В.Бондаревской, технологический арсенал личностно ориентированного подхода составляют методы и приемы, соответствующие таким требованиям, как:
Петербургские ученые Е.И.Казакова и А.П.Тряпицына считают метод создания ситуации успеха средством личностно ориентированной педагогической деятельности. Теоретические и методические разработки Т.В.Машаровой убеждают в целесообразности включения в технологический арсенал личностно ориентированного подхода методов создания для учащихся ситуаций индивидуального и коллективного выбора. [13,с. 53]
Основываясь на этих трех компонентах, мы пришли к следующим выводам: наличие у педагога представлений о сущности, строении и структуре личностно ориентированного подхода позволяет ему более целенаправленно и эффективно моделировать и строить в соответствии с данной ориентацией конкретные учебные занятия и воспитательные мероприятия.
Якутская народная культура составляет базисную основу традиционной системы саморазвития народа. Она есть лик и портрет народа, дух и душа этноса, его путь развития, высота и результата материально-духовного производства, его своеобразие и отличительная особенность, гордость и историческая ценность. Поэтому отношение к народной культуре составляет главный критерий социокультурной ориентации общества. Такой подход также относится непосредственно к уровням научных и государственных учреждений.
Народная культура якутов выполняет те же функции, которые действуют для других типов самобытных культур. Во-первых, этот пласт культуры помогает нам воссоздать заново истинный, сущностный дух своего народа. Сегодня для нас эта общепоставленная задача является наиболее актуальной. С духом связаны душа, воля и сознание якутского народа. Энергией и настойчивостью нынешнего поколения людей в этом направлении сделано немало. Мы можем сегодня говорить о духовности нашей культуры на уровне практических задач.
Во-вторых, народная культура
сегодня выступает как действую
В-третьих, особую популярность имеет ее познавательная функция. Для нашего народа устная память и фольклорное знание играют заметную роль в постижении своего исторического прошлого, в осознании природы и сущности традиционной культуры, в значении других источников знаний, археологических, этнографических, социологических, экспедиционно-собирательских и архивных, особо говорить не представляются необходимым.
В-четвертых, сегодня на уровне государственных структур действуют целевые программы по образованию и семейной политике. Функциональная нагрузка народной традиционной культуры в этих целеполагающих документах значительная.
В-пятых, базисная культура выполняет коммуникативную и информационную функцию как между профессиональными общностями людей, так и между отдельными социальными индивидами. Она проявляет себя через языковую среду, другие знаковые системы и информационные коды все расширяющегося культурного пространства.
В-шестых, народная культура в процессе длительного развития выработала целый ряд нормативов этнического и эстетического характера, испытанных механизмов правовых регуляторов. Иные из них функционируют и поныне.
Народная культура якутов сегодня выступает перед нами не только как факт истории, но и как целое явление, характеризующее весь облик, национальное своеобразие народа.
1.2. Особенности
якутского традиционного
Духовно-практическое деятельность якутского народа (народные игры, детская обрядовая система, обычаи и т.д.) оказывает существенное влияние на развитие и обогащение личности. В народной педагогике средства материальной культуры (например, игрушки: сыа5ай-кукла: животные из тальника или костей) связаны с развитием практической деятельности ребенка а средством духовной культуры (обряды, традиции, обычаи, игры, осуохай и т.д.) играют более существенную роль в гармоническом развитии его личности. В обрядах и обычаях закреплены способы передачи духовных ценностей с помощью установившихся средств воспитания. [47, c. 63]
В процессе исторического развития у народа Саха образовалась собственная уникальная система воспитания. Еще К.Д. Ушинский писал о том, что “опыт других народов в деле воспитания есть драгоценное наследие для всех, точно в том же смысле, в котором опыт всемирной истории принадлежит всем народам. [51, c. 63] Как нельзя жить по образцу другого народа, как бы заманчив не был тот образец, точно также нельзя воспитать по чужой педагогической системе, как бы ни была она стройна и хорошо обдумана. Каждый народ в этом отношении должен питать собственные силы”.
Этнопедагогика исследует закономерности и особенности народного воспитания. Она пользуется методами и источниками педагогики, но вместе с тем для нее чрезвычайно актуально применение этнографических, этнолингвистических, археологических, этнопсихологических и социологических методов. Этнопедагогика, по определению Г.Н. Волкова передает и содержание, и сущность науки, предметом которой является традиционная культура воспитания этносоциума [20. с. 45].
Вопросы приобщения младших школьников к традиционному мировоззрению этноса тесно связаны с понятием категории духовных традиций этнического воспитания. В категории рассматривается как результат обобщения опыта исторического развития познания общественной практики, категория (пространство, время, материал, сознание, природа, общество, культура, традиция и др.) одновременно является и универсальной характеристикой сущего, и основной формой освоения (практического, духовно-практического, теоретического, духовного мира человеком). В категориях сконцентрирован опыт духовно-практической деятельности народного воспитания.
Традиционное мировоззрение
якутского народа ориентировано
на духовное, эстетическое воспитание.
Природа мифологического
Традиционное мировоззрение это духовное богатство якутского народа, пишет Е.С. Сергина, в котором заключены исторически сложившиеся нормы и принципы, отношения, идеалы, а также методы, приемы средства воспитания традиции сформировались под влиянием условий жизни народа и передавались из поколения в поколения. “Традиции связывают исторические времена – без них в жизни возникают проблемы, жизнь теряет свою весомость, так как теряется преемственность, непрерывность духовной жизни”.
Таким образом, категория практики является одной из основ традиций формирования целостной личности у якутского народа.
К.С. Чиряев считает, что
“из всех традиций, передаваемых из
поколение в поколение
Объединение принципов
традиционного мировоззрения
Как утверждают исследователи народной педагогики Д.М. Бурхинов [14], Д.А. Данилов [25], С.Д. Намсараев, система традиционного воспитания способствует духовному обогащению личности, если:
а) воспитание является органической
частью, естественным компонентом реальной жизни и осуществляется
в процессе решения жизненных задач;
б) традиции, выступая в виде принципов,
норм, идеалов, правил, создающих общественное
мнение, вырабатывают определенные алгоритмы
поведения человека, регламентирующие
его жизнедеятельность;
в) ребенку прививается любовь, привязанность
к родным местам, бережное, мудрое отношение
к природе, животному и растительному
миру, к людям своего края, все это развивает
умственные силы, наблюдательность, умение
анализировать явления природы [14, с. 37]
Е.С. Сергина отмечает, что в традиционном мировоззрении якутского народа выделяются два вектора: направленный во вне (тулалыыр эйгэ, ки”иэхэ дьайар тас к;;стэр) и направленный вовнутрь (киьи ис туруга, чоло, сиэрэ, майгыта). [48, c. 32]
Народ Саха издревле истересовался интересовался происхождением вселенной, теми, кто населяет этот мир. Анализ научной литературы приводит к выводу о том, что у якутского народа существует собственное своеобразное философское учение о природе и человеке.
Опыт духовного познания фселенной отражен в мифологии, олонхо, в верованиях. В наши дни значительно усилился интерес к народному философскому учению.
Исследователь фольклора якутского народа Л.А. Афанасьев создал учение, в котором Добро становится главным аспектом воспитательного процесса. Анализируя обычаи предков, автор определил традиции отношения человека к живой и неживой природе. И.С. Портнягин доказал связь народной педагогики с учением айыы, в котором отражены нравственно-этические идеалы, традиции нравственног, физического, трудового воспитания. К примеру, Иэйиэхсит – не только красота, пркрасное в мире, но и этика поведения, культура человека, а Айыыhыт (божество, дарующее ребенку кут) становится идеалом семейного воспитания [26, с. 48].
Для достижения гармонии с природой народом Саха выработаны своеобразные методы и средства духовного воспитания.
Метод убеждения словом. Слово действенно на разных этапах воспитания. Можно выделить две функции слова: бытовую и культовую. Например, в обрядовом действии алгыс является словесным символом. Имеет огромное значение. Символ является особой разновидностью знака. Однако наиболее распространенной системой знаков является человеческий язык. Язык – тире это знак принадлежности его носителей к этнической общности, к социуму. К.Д. Ушинский, что “весь след совей духовной жизни народ бережно сохраняет в народном слове”. Первостепенная роль слова у якутов как средство воспитания отражена в работах К.С. Чиряева, Е.П. Жиркова, Д.А. Данилова [25 с.6].