Использование народных традиций в учебно-воспитательной работе сельской начальной школы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Мая 2013 в 10:00, дипломная работа

Описание работы

Цель дипломной работы выявить возможности сочетания народной педагогики и систематического научного образования в начальной школе.
Для достижения указанной цели необходимо решить ряд задач:
1. Охарактеризовать своеобразие народного воспитания народа Саха.
2. Определить содержание и формы использования народных традиций в учебно-воспитательной работе.
3. Провести опытно-экспериментальную работу в Легойской школе.
4. Выявить эффективность использования народных традиций.

Содержание работы

Введение
Глава 1. Теоретические основы использования народных традиций в работе с детьми начальных классов
1.1. Специфика воспитания этнокультурно- ориентированной личности 6
1.2. Особенности якутского традиционного воспитания 15
1.3. Обогащение учебно-воспитательной работы в начальной школе средствами народных традиций 20
Глава 2. Опытно-экспериментальная работа по использованию народных традиций в учебной и внеучебной работе
2.1. Организация опытно-экспериментальной работы 28
2.2. Методика использования народных традиций в Легойской школе 31
2.3. Результаты опытно-экспериментальной работы 39
Заключение 47
Список литературы 49

Файлы: 1 файл

ДИПЛОМНАЯ КУРСОВАЯ ПО НАР. ПРАЗДН.doc

— 258.50 Кб (Скачать файл)
  • личностно ориентированный подход является прежде всего ориентацией в педагогической деятельности;
  • он представляет собой комплексное образование, состоящее из понятий, принципов и способов педагогических действий;
  • данный подход связан с устремлениями педагога содействовать развитию индивидуальности ребенка [9,с.3].

К основным понятиям личностно  ориентированного подхода можно  отнести следующие:

  • индивидуальность – неповторимое своеобразие человека или группы, уникальное сочетание в них единичных, особенных и общих черт, отличающее их от других индивидов и человеческих общностей;
  • личность – постоянно изменяющееся системное качество, проявляющееся как устойчивая совокупность свойств индивида и характеризующее социальную сущность человека;
  • самоактуализированная личность – человек осознанно и активно реализующий стремление стать самим собой, наиболее полно раскрыть свои возможности и способности;
  • самовыражение – процесс и результат развития, проявление индивидом присущих ему качеств и способностей;
  • субъект – индивид или группа, обладающие осознанной и творческой активностью и свободой в познании и преобразовании себя и окружающей действительности;
  • субъектность – качество отдельного человека или группы, отражающее способность быть индивидуальным или групповым субъектом и обладающее активностью и свободой в выборе и осуществлении деятельности;

Я-концепция – осознаваемое и преживаемое человеком система  представлений о самом себе, на основе которой он строит свою жизнедеятельности, взаимодействие с другими людьми, отношение к себе и окружающим;

  • выбор – осуществление человеком или группой возможности избрать из некоторой совокупности наиболее предпочтительный вариант для проявления своей активности;
  • педагогическая поддержка – деятельность педагогов по оказанию превентивной и оперативной помощи детям в решении их индивидуальных проблем, связанным с физическим и психическим здоровьем, общением, успешным продвижением в учебе, жизненным и профессиональным продвижением .

Принципами личностно  ориентированного являются следующие  моменты.

  • Принцип самоактуализации. В каждом ребенке существует потребность в актуализации своих интеллектуальных, коммуникативных, художественных и физических способностей. Важно побудить и поддержать стремление учащихся к проявлению и развитию своих природных и социально-приобретенных возможностей.
  • Принцип индивидуальности. Создание условий для формирования индивидуальности личности учащегося и педагога – это главная задача образовательного учреждения. Необходимо не только учитывать индивидуальные особенности ребенка или взрослого, но и всячески содействовать их дальнейшему развитию.
  • Принцип субъектности. Индивидуальность присуща лишь тому человеку, который реально обладает субъектными качествами и полномочиями и умело использует их в построении деятельности, общения и отношений. Следует помочь ребенку стать подлинным объектом жизнедеятельности в классе и школе, способствовать обогащению его субъектного опыта.
  • Принцип выбора. Педагогически целесообразно, чтобы ученик жил, учился и воспитывался в условиях постоянного выбора, обладал субъектными полномочиями в выборе цели, содержания, форм и способов организации учебно-воспитательного процесса и жизнедеятельности в классе и школе.
  • Принцип творчества и успеха. Индивидуальная и коллективная творческая деятельность позволяет определять и развивать индивидуальные особенности учащегося и уникальность учебной группы. Достижение успеха в том или ином виде деятельности способствует формированию позитивной Я-концепции личности школьника.
  • Принцип доверия и поддержки. Решительный отказ от идеологии и практики социоцентрического по направленности и авторитарного по характеру учебно-воспитательного процесса. Вера в ребенка, доверие к нему, поддержка его устремлений к самореализации и самоутверждению должны прийти на смену излишней требовательности и чрезмерному контролю. [12, с.18]

Третьим компонентом  является технологическая составляющая, которая включает в себя наиболее соответствующие данной ориентации способы педагогической деятельности. По мнению профессора Е.В.Бондаревской, технологический арсенал личностно ориентированного подхода составляют методы и приемы, соответствующие таким требованиям, как:

  • диалогичность;
  • деятельно-творческий характер;
  • направленность на поддержку индивидуального развития ребенка;
  • представление учащемуся необходимого пространства, свободы для принятия самостоятельных решений, творчества, выбора содержания и способов учения и поведения.

Петербургские ученые Е.И.Казакова и А.П.Тряпицына считают метод создания ситуации успеха средством личностно ориентированной педагогической деятельности. Теоретические и методические разработки Т.В.Машаровой убеждают в целесообразности включения в технологический арсенал личностно ориентированного подхода методов создания для учащихся ситуаций индивидуального и коллективного выбора. [13,с. 53]

Основываясь на этих трех компонентах, мы пришли к следующим  выводам: наличие у педагога представлений  о сущности, строении и структуре личностно ориентированного подхода позволяет ему более целенаправленно и эффективно моделировать и строить в соответствии с данной ориентацией конкретные учебные занятия и воспитательные мероприятия.

Якутская народная культура составляет базисную основу традиционной системы саморазвития народа. Она есть лик и портрет народа, дух и душа этноса, его путь развития, высота и результата материально-духовного производства, его своеобразие и отличительная особенность, гордость и историческая ценность. Поэтому отношение к народной культуре составляет главный критерий социокультурной ориентации общества. Такой подход также относится непосредственно к уровням научных и государственных учреждений.

Народная культура якутов выполняет те же функции, которые действуют для других типов самобытных культур. Во-первых, этот пласт культуры помогает нам воссоздать заново истинный, сущностный дух своего народа. Сегодня для нас эта общепоставленная задача является наиболее актуальной. С духом связаны душа, воля и сознание якутского народа. Энергией и настойчивостью нынешнего поколения людей в этом направлении сделано немало. Мы можем сегодня говорить о духовности нашей культуры на уровне практических задач.

Во-вторых, народная культура сегодня выступает как действующий источник народной мудрости и социального опыта поколений. Как связующее звено между прошлыми образцами и современными проявлениями культуры пользуется она неизменным доверием всего общества. Поэтому приоритет социальной значимости по существу ассоциируется с понятием этнокультурной ценности.

В-третьих, особую популярность имеет ее познавательная функция. Для  нашего народа устная память и фольклорное  знание играют заметную роль в постижении своего исторического прошлого, в  осознании природы и сущности традиционной культуры, в значении других источников знаний, археологических, этнографических, социологических, экспедиционно-собирательских и архивных, особо говорить не представляются необходимым.

В-четвертых, сегодня  на уровне государственных структур действуют целевые программы по образованию и семейной политике. Функциональная нагрузка народной традиционной культуры в этих целеполагающих документах значительная.

В-пятых, базисная культура выполняет коммуникативную и  информационную функцию как между  профессиональными общностями людей, так и между отдельными социальными индивидами. Она проявляет себя через языковую среду, другие знаковые системы и информационные коды все расширяющегося культурного пространства.

В-шестых, народная культура в процессе длительного развития выработала целый ряд нормативов этнического и эстетического характера, испытанных механизмов правовых регуляторов. Иные из них функционируют и поныне.

Народная культура якутов сегодня выступает перед нами не только как факт истории, но и  как целое явление, характеризующее весь облик, национальное своеобразие народа.

1.2. Особенности  якутского традиционного воспитания

Духовно-практическое деятельность якутского народа (народные игры, детская  обрядовая система, обычаи и т.д.) оказывает существенное влияние на развитие и обогащение личности. В народной педагогике средства материальной культуры (например, игрушки: сыа5ай-кукла: животные из тальника или костей) связаны с развитием практической деятельности ребенка а средством духовной культуры (обряды, традиции, обычаи, игры, осуохай и т.д.) играют более существенную роль в гармоническом развитии его личности. В обрядах и обычаях закреплены способы передачи духовных ценностей с помощью установившихся средств воспитания. [47, c. 63]

В процессе исторического развития у народа Саха образовалась собственная уникальная система воспитания. Еще К.Д. Ушинский писал о том, что “опыт других народов в деле воспитания есть драгоценное наследие для всех, точно в том же смысле, в котором опыт всемирной истории принадлежит всем народам. [51, c. 63] Как нельзя жить по образцу другого народа, как бы заманчив не был тот образец, точно также нельзя воспитать по чужой педагогической системе, как бы ни была она стройна и хорошо обдумана. Каждый народ в этом отношении должен питать собственные силы”.

Этнопедагогика исследует  закономерности и особенности народного  воспитания. Она пользуется методами и источниками педагогики, но вместе с тем для нее чрезвычайно  актуально применение этнографических, этнолингвистических, археологических, этнопсихологических и социологических методов. Этнопедагогика, по определению Г.Н. Волкова передает и содержание, и сущность науки, предметом которой является традиционная культура воспитания этносоциума [20. с. 45].

Вопросы приобщения младших  школьников к традиционному мировоззрению этноса тесно связаны с понятием категории духовных традиций этнического воспитания. В категории рассматривается как результат обобщения опыта исторического развития познания общественной практики, категория (пространство, время, материал, сознание, природа, общество, культура, традиция и др.) одновременно является и универсальной характеристикой сущего, и основной формой освоения (практического, духовно-практического, теоретического, духовного мира человеком). В категориях сконцентрирован опыт духовно-практической деятельности народного воспитания.

Традиционное мировоззрение  якутского народа ориентировано  на духовное, эстетическое воспитание. Природа мифологического познания заключается в поиске, размышлении  о духовном мире человека, его практики, морали, чувствах, воли, нравственности, гуманности. Такие философы как, Н.А. Бердяев, А.Л. Никифоров, В.В. Розанов, В.С. Соловьев и др., считают, что человек как духовное существо занимает первое место в системе ценностей. Как существо мыслящее и творческое он имеет мировоззрение. Благодаря духовному, эстетическому обогащению он формируется как личность, у него развивается высокий уровень самосознания, чувство собственного достоинства, самоуважение.

Традиционное мировоззрение  это духовное богатство якутского народа, пишет Е.С. Сергина, в котором заключены исторически сложившиеся нормы и принципы, отношения, идеалы, а также методы, приемы средства воспитания традиции сформировались под влиянием условий жизни народа и передавались из поколения в поколения. “Традиции связывают исторические времена – без них в жизни возникают проблемы, жизнь теряет свою весомость, так как теряется преемственность, непрерывность духовной жизни”.

Таким образом, категория  практики является одной из основ традиций формирования целостной личности у якутского народа.

К.С. Чиряев считает, что  “из всех традиций, передаваемых из поколение в поколение важнейшими являются педагогические”. [42]

Объединение принципов  традиционного мировоззрения придает  воспитанию гармонически сочетающиеся гуманистические характеристики: “философскую, идеологическую и этическую”, когда нарушается гармония природы и человека наступает дисгармония. Поэтому некоторые традиции утратили прежнее созидательное значение и сейчас воспринимаются как религиозный пережиток прошлого. При этом упускаются из виду “духовный феномен, присущий сознанию народных масс, эмпирические знания, сведения, идеалы, идеи, взгляды, представления, установки вспомогательных действий, которые выступают как единство педагогической мудрости”. В связи с этим так важно заботиться о сохранении освещенных гуманной моралью традиции в сознании школьников. “Человек утративший доступ к духовной воде и духовному огню своего народа становится безродным изгоем, беспочвенным скитальцем по чужим духовным дорогам, обезличенным интернационалистом”. Традиции, обычаи и обрядовые действия как средство народного воспитания способствуют становлению мировоззрения, прививают младшим школьникам чувство уважения к старшим, сострадания и т.д. Приобщении к традиционному мировоззрению через духовно-практические действия регулирует духовную жизнь растущего человека. Практическое освоение традиций ведет к обретению душевного равновесия и гармонии с природой, добротворчеству и духовному самосовершенствованию.

Как утверждают исследователи  народной педагогики Д.М. Бурхинов [14], Д.А. Данилов [25], С.Д. Намсараев, система  традиционного воспитания способствует духовному обогащению личности, если:

а) воспитание является органической частью, естественным компонентом реальной жизни и осуществляется в процессе решения жизненных задач; 
б) традиции, выступая в виде принципов, норм, идеалов, правил, создающих общественное мнение, вырабатывают определенные алгоритмы поведения человека, регламентирующие его жизнедеятельность; 
в) ребенку прививается любовь, привязанность к родным местам, бережное, мудрое отношение к природе, животному и растительному миру, к людям своего края, все это развивает умственные силы, наблюдательность, умение анализировать явления природы [14, с. 37]

Е.С. Сергина отмечает, что в традиционном мировоззрении  якутского народа выделяются два  вектора: направленный во вне (тулалыыр эйгэ, ки”иэхэ дьайар тас к;;стэр) и направленный вовнутрь (киьи ис туруга, чоло, сиэрэ, майгыта). [48, c. 32]

Народ Саха издревле истересовался интересовался происхождением вселенной, теми, кто населяет этот мир. Анализ научной литературы приводит к выводу о том, что у якутского народа существует собственное своеобразное философское учение о природе и человеке.

Опыт духовного познания фселенной отражен в мифологии, олонхо, в верованиях. В наши дни значительно усилился интерес к народному философскому учению.

Исследователь фольклора  якутского народа Л.А. Афанасьев  создал учение, в котором Добро  становится главным аспектом воспитательного процесса. Анализируя обычаи предков, автор определил традиции отношения человека к живой и неживой природе. И.С. Портнягин доказал связь народной педагогики с учением айыы, в котором отражены нравственно-этические идеалы, традиции нравственног, физического, трудового воспитания. К примеру, Иэйиэхсит – не только красота, пркрасное в мире, но и этика поведения, культура человека, а Айыыhыт (божество, дарующее ребенку кут) становится идеалом семейного воспитания [26, с. 48].

Для достижения гармонии с природой народом Саха выработаны своеобразные методы и средства духовного воспитания.

Метод убеждения словом. Слово действенно на разных этапах воспитания. Можно выделить две функции  слова: бытовую и культовую. Например, в обрядовом действии алгыс является словесным символом. Имеет огромное значение. Символ является особой разновидностью знака. Однако наиболее распространенной системой знаков является человеческий язык. Язык – тире это знак принадлежности его носителей к этнической общности, к социуму. К.Д. Ушинский, что “весь след совей духовной жизни народ бережно сохраняет в народном слове”. Первостепенная роль слова у якутов как средство воспитания отражена в работах К.С. Чиряева, Е.П. Жиркова, Д.А. Данилова [25 с.6].

Информация о работе Использование народных традиций в учебно-воспитательной работе сельской начальной школы