Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Мая 2013 в 10:00, дипломная работа
Цель дипломной работы выявить возможности сочетания народной педагогики и систематического научного образования в начальной школе.
Для достижения указанной цели необходимо решить ряд задач:
1. Охарактеризовать своеобразие народного воспитания народа Саха.
2. Определить содержание и формы использования народных традиций в учебно-воспитательной работе.
3. Провести опытно-экспериментальную работу в Легойской школе.
4. Выявить эффективность использования народных традиций.
Введение
Глава 1. Теоретические основы использования народных традиций в работе с детьми начальных классов
1.1. Специфика воспитания этнокультурно- ориентированной личности 6
1.2. Особенности якутского традиционного воспитания 15
1.3. Обогащение учебно-воспитательной работы в начальной школе средствами народных традиций 20
Глава 2. Опытно-экспериментальная работа по использованию народных традиций в учебной и внеучебной работе
2.1. Организация опытно-экспериментальной работы 28
2.2. Методика использования народных традиций в Легойской школе 31
2.3. Результаты опытно-экспериментальной работы 39
Заключение 47
Список литературы 49
Занятие 6. Изложение “Любимое время года”. Повествование. Элемент описания.
Занятие 7. Сжатое изложение. “История Якутского музыкального театра”.
Занятие 8. Сочинение по картине “Мой Якутск”. Описание мягких сумерек. Огни города.
Занятие 9. Изложение “Одежда народов Севера”. Описание и изготовление якутской одежды.
Занятие 10. Сочинение “Моя дорога в школу”. Повествование с элементом описания.
Также использовали народные традиции на уроках якутской национальной культуры. На основе этих занятий возникла идея открыть кружок “Народный фольклор”
Мы разработали систему кружковых занятий по ознакомлению с устным народным творчеством, в частности, национальным танцем осуохай. Наша система включает в себя следующие этапы:
1. ачальный этап. На
этом этапе даютя общие
2. I этап. Знакомство детей с устным народным творчеством. На этом этапе нами было проведено 5 кружковых занятий.
1 занятие –тема “Жизнь наших предков”
цели:
2 занятие – тема”Жизнь наших предков”
цели:
3 занятие – тема “Посуда наших предков”
цели:
4 занятие – тема”Посуда наших предков”
цели:
5. занятие-тема “Национальные блюда”
цели:
На практике мы убедились в том, что через фольклор дети учатся уважать родную культуру и эстетически преображаются
3. II этап. Интегрированное занятие по теме “Ысыах”.
Цель: побудить детей нарисовать по теме ысыах на основе полученных знаний из предыдущего этапа. Дальнейшее закрепление народных песен “Кымыс ырыата”, “Саас буола5а”. На этом этапе мы сначала с детьми воспоминаем то, о чем говорили на предыдущих занятиях. Затем детям предлагалось нарисовать сюжет по замыслу. После рисования провелось закрепление песен.
4. III этап. 10 занятие – развлечение “пришла к нам в гости бабушка Бэйбэрикээн”.
На этом этапе мы повторили знания об устном народном творчестве. Затем прошло соревнование “обугэбит оонньуулара”, с которым знакомит бабушка Бэйбэрикээн и мальчик Колокольчик. Развлечение закончилось в котором запевалами были Ильин Степа, Герасимова Люба, Дорофеев Айсен.
11 занятие – развлечение
провелось в конце недели “
Итак, формирующий этап показал, что использование системы занятий с использованием народных традиций влияет на эстетическое, нравственное воспитание младших школьников, а также на закрепление знаний.
2.3. Результаты опытно-экспериментальной работы
В ходе опытно-экспериментальной работы мы пришли к выводу, что занятия с использованием народных традиций могут выступать дополнительным средством активного развития детей.
Учащиеся 2 класса Легойской школы научились хорошо думать, у них появился познавательный интерес, который выражается в стремлении познавать новое, выяснять непонятное в качествах, свойствах предметов, явлений действительности, в желании вникнуть в их сущность, найти имеющиеся между ними связи и отношения. Известно, что знания сами по себе не обеспечивают полноты умственного развития.
Вышеуказанные занятия помогают развитию ребенка, нами отмечено, что дети становятся взрослее, ответственнее, дети всегда заняты творчеством. Интерес к народным традициям у детей большой, так как им дают возможность самореализоваться, что ведет к тому, что дети стараются не пропускать занятия.
Воспитание личности ребенка через фольклор, традиции и обычаи народа ведет к тому, что у школьников развиваются такие качества как уважение к взрослым, честность, бережное отношение к природе, милосердие, взаимопомощь. Поведение детей меняется в лучшую сторону: они стараются сами обслуживать себя, они придерживаются правил поведения. Все это приводит к тому, что дети младшего школьного возраста начинают сознательно относиться к своему физическому и моральному здоровью.
Традиционное мировоззрение народов Севера ориентировано на духовное, эстетическое воспитание. Природа мифологического познания заключается в поиске, размышлении о духовном мире человека, его практики, морали, чувствах, воли, нравственности, гуманности. Возросший интерес к проблемам национальной культуры побуждает работников народного образования обращаться к положительным примерам народной культуры, в которых нашли отражение духовный опыт народа, общечеловеческие ценности и достижения. Одним из основных факторов воспитания и развития младшего школьного возраста является ознакомление с национальной культурой.
По итогам эксперимента мы видим, что дети значительно расширили свои знания и представления о родной культуре.
В экспериментальном классе, после проведения учебной и внеучебной работы с применением народных традиций, отмечено повышение уровня развития, так и повышение интереса к обучению и родной культуре. Эти данные представлены в таблице.
Таблица 3.
Результаты отклонений в качестве знаний по элементам
№ п/п |
Элементы знаний и умений |
Констатирующий этап эксперимента |
Контролирующий этап эксперимента Частота правильных ответов в % |
Отклонение в % |
1. |
Умение правильно рисовать фигуры девочки в национальном платье |
72.73 |
100 |
27.27 |
2. |
Знание якутских сказок |
63.7 |
90.9 |
27.2 |
3. |
Знание основных понятий о национальной культуре |
63.7 |
81.81 |
18.11 |
4. |
Знание якутских песен |
54.56 |
90.9 |
45.47 |
5. |
Умение давать обоснованный ответ на вопросы по якутским блюдам |
72.73 |
63.63 |
-9.10 |
Среднее арифметическое |
72.73 |
85.45 |
12.72 |
Сравнение результатов качества и глубины усвоения учебного материала контрольного и экспериментального классов приведены в таблице.
Таблица 4.
Результаты основных качеств усвоения учебного материала
Констатирующий срез |
Контролирующий срез | ||
K % |
E |
K % |
E |
85.45 |
0,13 |
72,73 |
0,18 |
Где:
K – частота правильных ответов E – абсолютная ошибка
Результаты теста, проведенного во 2 классе показывают, что качество и глубина усвоения знаний по итогам проведенной работы повышены в экспериментальной группе и составляют 85,45%. Исходя из данных таблицы, можно заключить, что хотя средний процент правильных ответов составляет 65.2%, 67.2 % в экспериментальной и контрольной группах соответственно. Отклонения по видам ответов, хотя в большинстве случаев значимы, но составляют десятые доли процентов.
Систематическая работа на кружковых занятиях убеждает нас в том что, дети усвоили, полюбили осуохай как вид народного творчества, обогатился словарный запас детей.
Таким образом, приходим к выводу, что занятия с использованием народных традиций в школе приносят положительные результаты.
В настоящее время в связи с большими изменениями в общественно – политической жизни идет переориентация на общечеловеческие духовные ценности. На первый план выдвигаются задачи развития личности школьника. В практику внедряются более эффективные методы и приемы работы, полнее учитывающие психологические закономерности познавательной деятельности. В “Концепции обновления и развития национальных школ” предусматривается коренное изменение образовательных и воспитательных приоритетов. Усвоение культуры народа происходит на фоне более естественного развития интеллектуальных сил ребенка средствами его родного языка и на основе приобщения его к культуре своего народа. Самостоятельная художественная деятельность возникает по инициативе детей для удовлетворения их индивидуальных потребностей.
В работе с детьми младшего школьного возраста были поставлены следующие задачи: систематически работать над развитием речи ребенка, над правильным выражением мыслей при пересказе сказки, опираясь на общие представления детей, расширить знания обычаев и традиций народа Саха, используя различные дидактические игры обогащать словарь детей.
Доказано, что младший школьный возраст по своему психологическому содержанию является переломным в интеллектуальном развитии ребенка. Считается, что его мышление становится похожим на мышление взрослого. В этом возрасте школьник может формировать различные понятия, в том числе и абстрактные. Обучение становится развивающим в том случае, когда проводится систематическая работа по формированию логических приемов и форм мышления. Для этого проводим и различные викторины.
В условиях демократизации
школы большое значение приобретает
использование активных методов
обучения и воспитания в преподавании
общеобразовательных дисциплин. Игра
является одним из таких методов,
так как она выполняет
Таким образом, можно сделать следующие выводы: установлено, что до проведения эксперимента ребенок не осознает, что занятия с использованием народных традиций развивали бы его. После проведенного эксперимента дети уже понимают, что у них развился интерес к занятиям. Они научились думать, у них появился познавательный интерес, который выражается в стремлении познавать новое, выяснять непонятное в качествах, свойствах предметов, явлений действительности, в желании вникнуть в их сущность, найти имеющиеся между ними связи и отношения. Известно, что знания сами по себе не обеспечивают полноты умственного развития. Основу умственного воспитания, развития мышления составляет ознакомление с окружающим, в процессе которого дети усваивают разнообразные знания.
Занятия способствуют развитию мышления, который наиболее отчетливо проявляется при установлении связей, существующих между предметами и явлениями. Более сложными для детей оказываются связи, которые как бы не лежат на поверхности предметов, хотя и доступны чувственной практике, опыту: пространственные, временные, причинно-следственные. Учить ребенка мыслить – это первая задача занятий. Следует учить ребенка анализировать, сравнивать, сопоставлять, обобщать; подводить его к классификации; побуждать к высказыванию собственных предположений.
В связи с возрастными особенностями детей младшего школьного возраста эту работу лучше всего проводить через использование устного народного творчества.
Работу вести лучше
всего в учебной и повседневной
жизни в форме кружковых
Практическим работникам мы хотели бы порекомендовать использовать при формировании первоначальных представлений о национальной культуре и красоте родной речи – устное народное творчество.
На занятиях физической
культурой рекомендуется
Также в работе можно
использовать сказки народов мира,
интегрированные занятия с
Народная сказка способствует формированию определенных нравственных ценностей, идеала. Для девочек – это красна девица (умница, рукодельница…), а для мальчиков – добрый молодец (смелый, сильный, честный, добрый, трудолюбивый, любящий родину). Идеал для ребенка – далекая перспектива, к которой он будет стремиться, сверяя с ним свои дела и поступки. Идеал, приобретенный в детстве, во многом определит его как личность. Работа со сказкой имеет различные формы: чтение сказок, их пересказ, обсуждение поведения сказочных героев и причин их успехов и неудач, театрализованное исполнение сказок, выставки рисунков детей по мотивам сказок, проведение игр и многое другое.