Использование народных традиций в учебно-воспитательной работе сельской начальной школы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Мая 2013 в 10:00, дипломная работа

Описание работы

Цель дипломной работы выявить возможности сочетания народной педагогики и систематического научного образования в начальной школе.
Для достижения указанной цели необходимо решить ряд задач:
1. Охарактеризовать своеобразие народного воспитания народа Саха.
2. Определить содержание и формы использования народных традиций в учебно-воспитательной работе.
3. Провести опытно-экспериментальную работу в Легойской школе.
4. Выявить эффективность использования народных традиций.

Содержание работы

Введение
Глава 1. Теоретические основы использования народных традиций в работе с детьми начальных классов
1.1. Специфика воспитания этнокультурно- ориентированной личности 6
1.2. Особенности якутского традиционного воспитания 15
1.3. Обогащение учебно-воспитательной работы в начальной школе средствами народных традиций 20
Глава 2. Опытно-экспериментальная работа по использованию народных традиций в учебной и внеучебной работе
2.1. Организация опытно-экспериментальной работы 28
2.2. Методика использования народных традиций в Легойской школе 31
2.3. Результаты опытно-экспериментальной работы 39
Заключение 47
Список литературы 49

Файлы: 1 файл

ДИПЛОМНАЯ КУРСОВАЯ ПО НАР. ПРАЗДН.doc

— 258.50 Кб (Скачать файл)

Глава 2. Опытно-экспериментальная  работа по использованию народных традиций в учебной и внеучебной работе

2.1. Организация  опытно-экспериментальной работы

Экспериментального исследование проводилось на базе Легойской средней  школы Усть-Алданского улуса Республики Саха (Якутия).

Целью опытно-экспериментальной  работы являлось разработка и апробация  использования народной педагогики в систематическом научном образовании  в начальной школе.

На первом – констатирующем этапе осуществлялся предварительный  мониторинг возможностей начальной школы с целью дальнейшего построения педагогической системы, которая включала в себя использование традиционной педагогики народа Саха.

Основной задачей второго  – формирующего этапа исследования явилось создание и апробация  развивающей программы и методики использования в учебной и внеучебной работе народных традиций. Практически вводились новые формы методической работы, затрагивающие содержание учебной и внеучебной работы.

На третьем – обобщающем этапе создавалось описание действующей модели воспитания детей с приоритетным традиционным направлением в воспитании детей младшего школьного возраста.

Содержанием четвертого – корректирующего этапа исследования стало дополнение и корректировка  результатов экспериментальной  работы, уточнение полученных выводов, доработка практических рекомендаций.

Экспериментального исследование проводилось во 2 классе школы села Легой по этапам педагогического  эксперимента. В эксперименте принимало  участие 10 детей.

На уроках во 2 классе мы использовали элементы народной традиции якутов, такие как якутские сказки, игры. Особенно эффективным использование народных традиций стало на уроках чтения, ЯНК, ИЗО, физкультуры. Также проводили интегрированные занятия по рисованию и народному фольклору. В планировании контроля и отслеживания качества знаний по рисованию и народному есть свои особенности. Качество знаний не всегда определяется объемом выученного материала, скорее это умение пользоваться этим материалом.

Также на внеурочных занятиях мы ввели элементы традиционной национальной культуры.

Методика исследования состоит в проведении контроля знаний и умений, отслеживании качества фактического усвоения материала учащимися экспериментальной  группы до проведения педагогического  эксперимента – констатирующий этап. И соответственно такого же контроля после педагогического эксперимента, когда в учебный процесс внедрена народные традиции народа Саха.

Формирующий эксперимент  представляет собой констатацию  изменений после проведения в  экспериментальном классе работы. Здесь производится анализ соответствия полученных результатов ожидаемым (проверяется гипотеза), выявляются факторы, влияющие на результат.

Для выявления эффективности  интегрированных уроков были проведены  итоговые тесты. Итоговые тесты проводились со следующей целью: во-первых, выявить качество усвоенных знаний, их глубину и системность, во-вторых выявить баланс между научностью и доступностью проводимого кружка и интегрированных уроков. Это все требует определенной системы контроля.

Обработка результатов была сделана методом поэлементного анализа. Этот метод является наиболее достоверным и распространенным и дает хорошие результаты.

Результаты выполнения итогового теста экспериментальной  и контрольной групп по элементам  знаний, подлежащих проверке, сведены в таблицы.

Таблица 1.

Результаты итогового  теста на констатирующем этапе эксперимента

№ п/п

Элементы знаний и  умений

Частота правильных ответов

Частота правильных ответов  в %

1.

Умение правильно рисовать фигуры девочки в национальном платье

8

72.73

2.

Знание якутских сказок

7

63.7

3.

Знание основных понятий  о национальной культуре

7

63.7

4.

Знание якутских песен

6

54.56

5.

Умение давать обоснованный ответ на вопросы по якутским блюдам

8

72.73

Среднее арифметическое

7,2

65.45


Исходя из данных вышеприведенной таблицы экспериментальной группы мы видим, что у детей отсутствие повышения успеваемости по предметам.

Таблица 2.

Результаты итогового  теста на контролирующем этапе эксперимента

№ п/п

Элементы знаний и  умений

Частота правильных ответов

Частота правильных ответов в %

1.

Умение правильно рисовать фигуры девочки в национальном платье

11

100

2.

Знание якутских сказок

10

9.09

3.

Знание основных понятий  о национальной культуре

9

81.81

4.

Знание якутских песен

10

90.9

5.

Умение давать обоснованный ответ на вопросы по якутским блюдам

7

63.63

Среднее арифметическое

9,4

85.45


Таким образом, использование  средств народных традиций народа Саха обогащает содержание учебно-воспитательной работы в начальных классах Легойской  средней школ

2.2. Методика использования народных традиций в Легойской школе

В ходе опытно-экспериментальной  работы мы разработали систему занятий  с включением народных традиций. Региональный компонент задействовали во всех занятиях 2 класса Легойской школы.

На уроках чтения даются общие представления об устном народном творчестве, о жанре сказки как одного из вида якутского фольклора. Была проведена беседа с детьми о том, как зародилась сказка. В ходе беседы дети были ознакомлены с такими видами устного народного творчества как волшебная, бытовая сказка. Из этого следует сделать вывод, что дети мало знают о видах сказки как устного народного творчества.

Приведем пример использования  сказки на уроках чтения.

I этап 

Знакомство детей с  устным народным творчеством народов  Саха. На этом этапе нами была проведена система занятий.

Занятие 1.

"Доброе сердце да  умелые руки – самое дорогое  богатство"

Якутская народная сказка "Харах Симэрики".

Программное содержание: вызвать эмоциональный отклик на происходящее в сказке; дать понять, что умение трудиться может спасти человеку жизнь.

Кого было жалко в  сказках?

(Жалко Юлесит-Кыыс. Ее  ругали, били. Жалко мышку – ее  обидела Сюрэгэ Суох. Нельзя обижать  маленьких).

За кого вы рады? (Мы рады за Юлесит-Кыыс – она будет жить теперь счастливо).

За что она награждена? (Юлесит-кыыс добрая и любит труд)

Доброе сердце да умелые руки – самое дорогое богатство.

Занятие 2.

"Смех – начало  дружбы"

Якутская народная сказка "Правда и выдумка" – рассказ  – небылица якутского мальчика Бэргэна.

Программное содержание. Вызвать смех несоответствием рассказов, дать представление о том, что веселье, радость и смех объединяют людей, помогают им сдружиться.

Что такое "быть друзьями"? (Это значит вместе играть, никогда  не обижать друг друга, делиться игрушками, помогать, защищать. Друзья никогда не дерутся. Не дразнятся).

Занятие 3.

"Самое большое богатство"

Якутская сказка "Нууралдьыын-Куо  и Бюгюрю-Куо".

Программное содержание. Дать понять, что труд дает человеку все необходимое, вызвать желание  трудиться; учить уважатть людей труда за их доброту; подчеркнуть благородство Бюгюрю – Куо, колторая простила сестре ее жадность и зло.

Как вы думаете, кто помог  Бюгюрю-Куо вырастить золотой  хлеб? (Это зайчик. Он волшебник. За добро  он платит добром, а на зло отвечает злом).

А на месте Бюгюрю-Куо что бы вы хотели взять: много денег, продуктов, богатства или орудия труда? (Деньги могут кончиться, продукты тоже, а без труда нельзя жить. Поэтому я выбрала бы лопату, топор, нож и тяпку. Хорошо работала бы и вырастила хороший урожай).

Хотели бы вы дружить с Бюгюрю-Куо? Кто у нас в группе похож на нее? Подарим им эти орудия труда (Дарят друг другу картинки с изображением орудий труда). Это самое большое богатство.

Занятие 4.

"Что такое глупость?"

Якутская народная сказка "Лягушка и ворона".

Программное содержание. Вызвать эмоциональный отклик на короткие, но образные сказки; подвести детей к мысли о пользе общения  с родителями, бабушками и со сверстниками.

Кого в этой сказке назовете глупым? (В этой сказке ворона глупая. Когда ее похвалили, она обрадовалась и гаркнула: "Да!", а лягушка упала в болото).

Что же такое глупость? (Это когда ничего не знаешь и  не понимаешь).

А как можно умным  стать? (Надо учиться, много читать, слушать радио, смотреть телевизор  – там много о птицах и зверях рассказывают. А еще надо у старших ума набираться. Они очень умные, все знают. У друзей тоже можно учиться; рисовать, лепить, строить, играть).

Занятие 5.

"Есть совесть, есть  и стыд: а стыда нет, и совести  нет".

Якутская народная сказка "Корова с серебряным молоком и серебряным маслом".

Программное содержание: учить детей понимать смысл слова "совесть"; пробудить в детях  мотивы доброжелательных взаимоотношений.

Кого вы назовете несправедливым в этой сказке? Почему? (Старшие сестры поступили плохо, несправедливо. У них нет совести. Они обижали младшую сестру. Они были лентяйки, только наряжаться любили).

А если бы вы были в этой сказке, что бы вы сделали для  младшей дочери? (Я бы ее пожалела. Погладила бы ее руки, дала бы красивое чистое платье. Злых сестер поругала бы).

Им стало бы стыдно. Да? (Да). Почему? (Потому что у них  появится совесть).

Значит, когда стыдно – значит есть совесть? (Да).

А вам когда-нибудь бывает стыдно? (Да. Стыдно, когда я не слушаюсь. Когда обижают маленьких, тоже стыдно. Когда дерутся, стыдно. И когда еще говорят плохие слова).

Занятие 6.

"Верному другу цены  нету"

Якутская народная сказка "Как собака подружилась с человеком"

Программное содержание: вызвать чувство осуждения неверности в дружбе; учить высказываться  об обобщенном смысле сказок; побуждать к приветливому, доброму отношению друг к другу.

Какой была собака в старину? (Собака была очень любопытная. Поэтому  она нарушила доверие хозяина. За это бог ее наказал, лишил речи).

Почему собака стала  верным другом человека? (Человек ее любил, хорошо кормил. Поэтому собака больше не нарушала доверие хозяина).

У кого есть дома собака? Расскажите о ней. За что вы ее любите?

Занятие 7.

"Добро и красота"

Якутская народная сказка "Старушка Бэйбэрикээн с пятью  коровами".

Программное содержание: Продолжать знакомить детей с бытом и обычаями народов Саха; вызвать чувство восхищения красотой отношений между людьми.

С чего начались чудесные события со старушкой Бэйбэрикээн? (Она нашла необыкновенную травинку с пятью отростками и бережно  ее выкопала, не повредив ни одного корня).

Что означает колокольчик  для людей Саха? (Колокольчики –  бубенчики звенят на счастье, они  очищают дом от худа и болезней).

А что означают наперсток, игла, ножницы в сказке? (Это значит, что в доме скоро появится девушка. Якутская девушка – мастерица).

Занятие 8.

"Уважай людей"

Якутская народная сказка "Гусь и журавль".

Программное содержание: показать, какой поступок порицался  народом Севера; осудить издевательство над другими людьми.

Представьте себя на месте  худого и костлявого Журавля. Что бы вы почуквствовали? (Мне стало бы очень обидно. Я не люблю, когда надо мной смеются).

Чему учит эта сказка? (Нельзя оскорблять и унижать другого  человека за то, что он не похож на тебя).

Занятие 9.

"Не зарься на  чужое"

Якутская народная сказка "Птичка и водяная крыса".

Программное содержание: углубить представление детей о  большой ценности народов – о  гостеприимстве и доброте; дать понять, что зариться на чужое – порицаемый поступок.

Как принимала Птичка гостя? (Она отдавала Крысе все  лучшее, что доставала своим трудом. Принимала гостя с уважением).

А когда пришло время  принимать Птичку у себюя, как  вела себя Крыса? (Крыса плохая. Она  не кормила гостью. Все лучшее ела  сама).

Значит, крыса просто позарилась на чужое добро – ей захотелось пожить за чужой счет. А платить за это ей не хотелось. Люди говорят: "Не зарься на чужое". Это очень некрасиво.

На уроках русского языка  наряду с другими формами работы веду экспериментальные занятия  по развитию речи с использованием краеведческого материала. Предлагаемый нами апробированный план работы с включением национально – регионального компонента, может быть использован учителями во внеклассной работе. Предлагаем примерный план.

Примерный план работы на уроках русского языка с использованием народных традиций

Занятие 1. Составление сказки о растениях, птицах, животных Республики Саха (Якутия)

Занятие 2. Изложение по рассказу якутского писателя (на выбор). Художественный текст. Повествование с элементом описания птиц (кыталык), леса.

Занятие 3. Устная работа по картине (на выбор). Обстановка уюта и покоя. Составление рабочих материалов.

Занятие 4. Сочинение-миниатюра

“Мой любимый полевой  цветок”. Описание цветка. Сардаана.

Занятие 5. Изложение. Образ Туйаарамы Куо. Глава из книги П.А.Ойунского “Нюргун Боотур Стремительный” Повествование с элементами описания.

Информация о работе Использование народных традиций в учебно-воспитательной работе сельской начальной школы