Использование народных традиций в учебно-воспитательной работе сельской начальной школы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Мая 2013 в 10:00, дипломная работа

Описание работы

Цель дипломной работы выявить возможности сочетания народной педагогики и систематического научного образования в начальной школе.
Для достижения указанной цели необходимо решить ряд задач:
1. Охарактеризовать своеобразие народного воспитания народа Саха.
2. Определить содержание и формы использования народных традиций в учебно-воспитательной работе.
3. Провести опытно-экспериментальную работу в Легойской школе.
4. Выявить эффективность использования народных традиций.

Содержание работы

Введение
Глава 1. Теоретические основы использования народных традиций в работе с детьми начальных классов
1.1. Специфика воспитания этнокультурно- ориентированной личности 6
1.2. Особенности якутского традиционного воспитания 15
1.3. Обогащение учебно-воспитательной работы в начальной школе средствами народных традиций 20
Глава 2. Опытно-экспериментальная работа по использованию народных традиций в учебной и внеучебной работе
2.1. Организация опытно-экспериментальной работы 28
2.2. Методика использования народных традиций в Легойской школе 31
2.3. Результаты опытно-экспериментальной работы 39
Заключение 47
Список литературы 49

Файлы: 1 файл

ДИПЛОМНАЯ КУРСОВАЯ ПО НАР. ПРАЗДН.doc

— 258.50 Кб (Скачать файл)

Метод подражания. Подражание можно разделить на два вида: культовое и бытовое. В обрядовом действии подражание является символическим кодом. Например, при исполнении обряда, копируя каждое движение алгысчыта, танцующие должны соблюдать этикет исполняемого действия. В быту большую роль играет пример взрослого человека (холобур буолуу). Подражание усиливает интерес ребенка к окружающему миру и способствует формированию представлений, понятий, взглядов. К данному методу также относятся следующие традиционные приемы: внушение (ылыннарыы), разъяснение (холобурдаан быhаарыы) и советы обучающего (уьуйааччы уэрэтиитэ, такайыыта).

Метод наставления, основанный на принципе гуманизма и добротворчества, развивает самостоятельность ребенка  способствует формирования концепций. С помощью таких нравственных категорий, как долг (иэс), терпимость (уйугас), честь (чиэс), совесть (суобас), в рамках этого метода можно решить многие проблемы воспитания детей.

Метод вселения. Этот метод  реализуется в контексте особых обрядов и требует от обучающегося ответственности, большого умения и определенных навыков.

Метод испытания позволяет  диагностировать развитие ребенка (сылыктааьын). Якуты дифференцировали воспитание детей (мальчиков как  будущих мужчин, мужей, отцов; девочек  как будущих женщин, жен, матерей). Этот метод предопределяет природосообразность дальнейшего воспитания и предназначение ребенка, а также стимулирует такие качества, как состязательность, чувство коллективизма.

Методы оберегания и  очищения (харыстааhын, арчылааhын). Якутский народ пользуется этими методами с осторожностью, поскольку считается, что малейшая ошибка в обрядовом действии может привести к нарушениям жизненного цикла ребенка.

Таким образом, в процессе исторического развития у народа Саха образовалась собственная уникальная система воспитания.

1.3. Обогащение  учебно-воспитательной работы в  начальной школе средствами народных  традиций

В последнее время  в школах Республики Саха (Якутия) наметилась прогрессивная тенденция совершенствования  педагогического процесса путем  его обогащения этническими традициями, что предполагает усвоение детьми национально-культурных ценностей, воплощенных в традиционном мировоззрении этноса. Принятая в мае 1991 года “Концепция обновления и развития национальных школ в РС (Я)” отмечает, что знание родного языка, уважение культуры этноса, устного народного творчества обеспечивает процветание якутов. [42]

В настоящее время  изучение национальной культуры в республике Cаха (Якутия) и в России приобретает  свою актуальность. Формирование их культуры, становление каждого школьника духовно богатой, творчески активной, гармонически развитой, целостной личностью. В контексте происходящих сдвигов подтверждается, что якутский народ, в основном, сохранил свои традиции и национальную культуру, представляющий значительный ресурс для нравственного воспитания подрастающего поколения.

Якутская народная культура составляет базисную основу традиционной системы  саморазвития народа. Она есть лик  и портрет народа, дух и душа этноса, его путь развития, высота и  результата материально-духовного производства, его своеобразие и отличительная особенность, гордость и историческая ценность. Поэтому отношение к народной культуре составляет главный критерий нравственной ориентации общества. Теоретический и практический анализ показывает, что обрядовая культура народа Саха есть целостная, самостоятельная система, которая функционирует на основе сложившихся значений, отстоявшихся традиций, отобранных норм и образцов. [46, c.76]

Одним из основных факторов воспитания и развития детей младшего школьного возраста является ознакомление с национальной культурой. Средства духовной культуры (обряды, традиции, обычаи, игры, осуохай и т.д.) играют более существенную роль в гармоническом развитии его личности. В обрядах и обычаях закреплены способы передачи духовных ценностей с помощью установившихся средств воспитания

Фольклор — устное народное творчество: сказка, героический эпос, пословицы  и поговорки, загадки, потешки, песни  и др.

Особенностью фольклора является его ярко выраженная региональная принадлежность и историческая конкретность. Фольклор как исторически-конкретная форма народной культуры не остается неизменным, а развивается вместе с народом, вбирая в себя все ценное, что существовало ранее, и отображая новые социальные изменения. Поэтому фольклор всегда самобытен и современен. Именно по этой причине он сохранил свою воспитательную функцию и в настоящее время может использоваться в учебно-воспитательном процессе, как и во времена наших прабабушек.

Богатство жанров, тем, образов, поэтики  фольклора обусловлено разнообразием его социальных и бытовых функций, а также способами исполнения (соло, хор, хор и солист), сочетанием текста с мелодией, интонацией, движениями (пение, пение и пляска, рассказывание, разыгрывание, диалог и т. д.). В ходе истории некоторые жанры претерпевали существенные изменения, исчезали, появлялись новые. В древнейший период у большинства народов бытовали родовые предания, трудовые и обрядовые песни, заговоры. Позже возникают волшебные, бытовые сказки, сказки о животных, догосударственные (архаические) формы эпоса.

Осуохай – второй по значимости, после  олонхо вид якутского устного  народного творчества, который исполняется  коллективно. Есть запевала, которые  должны обладать талантом: голосом  и образной речью. Через народный танец осуохай – ребенок познает традиции, обычаи, культуру, особенности жизни якутского народа, воспитывается в духе коллективизма.

Кылысах – это особое приукрашение якутских песен, результат плодотворной работы в кружке. А.С. Федоров говорит, что все обладают “кылысахом”, то есть у всех заложен кылысах. Надо только развить его.

Осуохай развивает детей эстетически, физически. Как отмечает Н.Е. Петров, имеет даже оздоровительное значение для школьников. Как коллективный вид исполнения воспитывает коллективизм.

Сказка сохраняет в своих недрах следы древнейшего язычества, древних обычаев и обрядов. Изучение атрибутов, то есть совокупности всех внешних качеств персонажей, придающих сказке ее яркость, красоту и обаяние, дает возможность научного толкования сказки [ 21] . С исторической точки зрения это означает, что волшебная сказка в своих морфологических основах представляет собою миф.

Чудесный мир якутской сказки заселен  разнообразными действующими лицами. Традиционными ее героями являются представители народа: бедняк Чаарчахаан, старуха Таал-Таал, братья Хороший Юдьийян и Худой Ходьугур, охотник Берген, сирота От Сыгынньах (Травяная Доха), мудрый советчик старец Сээркээн Сэсэн. Их вечными врагами выступают Алаа Могус (ненастный обжора) – многоголовое чудовище, фантастическое существо – коварный змей Могой. Национально своеобразны и выразительны образы волшебных существ: мифической птицы Ексекю, невиданного зверя Мэк Тугуй с тремя рядами ног.

Удивительно поэтичны в сказке женские  образы: девушка – хвощинка, невиданные красавицы – суженые богатырей – героев, жительницы Верхнего мира – шаманки дочери Солнца, Месяца и Плеяд, три старушки сестры, дающие добрые советы героям. Отвратительны и уродливы женщины – абаасы, пытающиеся помешать счастью героев.

Многообразны чудесные предметы: пестрая талина, оживляющая мертвых; волшебный мяч; чудесный летающий платок; табакерка, вмещающая в себя города, людей, скот и др.

Якутская сказка в основном трехперсонажна: герой (охотник, бедняк, сирота, старушка, богатырь), помощник (конь, мудрый старик, жена, мать, старушки – советчицы, птица Ексекю), враг (абаасы, Алаа могус, богачи).

По своему происхождению персонажи  якутской волшебной сказки разновременны: так, одни, по всей вероятности, возникли в эпоху раннего родового строя, другие – при феодальном строе, а третьи были заимствованы у русских после вхождения Якутии в состав России. [49, c. 15]

Кроме сказок, в работе используются элементы народных якутских игр. Народные игры якутов – любимое занятие  учащихся, что объясняется тем, что  в основном эти игры подвижные, требующие смекалки, быстроты, реакции. Ребенок школьного возраста проявляет свои игровые умения, может самостоятельно сочинять игру, моделируя для нее среду, изменяя ее в ходе развития сюжета, соблюдая правила игры. Якутские игры в этом плане имеют огромное значение.

На уроках внеклассного чтения можно  использовать элементы таких якутских народных игр, как “Хитрая лисичка”, “Бездомный заяц”, “Ключи”, “Пустое  место”, “Кто первый”, “Рыбалка”, “Птички”, “Игры с мячом”, “Кто быстрее”, “Гуси-лебеди”, “Краски”, “Игры с соломой”, “Кто больше назовет предметов”, “Что это?”, “Что из чего и как сделано” и т.д.

Для использования народных якутских игр особое значение придается построению развивающего пространства для содействия развитию детской игры.

При составлении программы с  использованием народных игр учитываются  все особенности детей, изучаются  психолого- педагогические условия  развития игровой деятельности с  включением современных научно- методических и практических достижений, что позволяет определить сильные и слабые стороны в организации игр, и дать конкретные рекомендации по дальнейшему совершенствованию педагогической поддержки игровой деятельности школьника.

Одним из элементов народной игры являются правила. Они определяются задачей обучения и содержанием игры и определяют характер и способ игровых действий, организуют и направляют поведение детей, взаимоотношения между ними и воспитателем. С помощью правил он формирует у детей способность ориентироваться в изменяющихся обстоятельствах, умение сдерживать непосредственные желания, проявлять эмоционально-волевое усилие. В результате этого развивается способность управлять своими действиями, соотносить их с действиями других играющих. Правила игры имеют обучающий, организующий и дисциплинирующий характер. Обучающее правила помогают раскрыть перед детьми, что и как нужно делать: они соотносятся с игровыми действиями, усиливают их роль, уточняют способ выполнения; организующие определяют порядок, последовательность и взаимоотношения детей в игре; дисциплинирующие предупреждают о том, чего и почему нельзя делать. Чрезмерное дисциплинирование снижает у них интерес к игре и даже разрушает её, а иногда вызывает хитрые уловки, чтобы избежать выполнения правил. Бывает, что нет необходимости напоминать о правиле или вводить дополнительное. Достаточно лишь немного изменить игровые действия и тем самым выправить нарушение. Ориентируясь на них, они оценивают правильность своих действий и действия товарищей, взаимоотношения в игре. Результат использования народной игры – показатель уровня достижения детей в усвоении знаний, в развитие умственной деятельности , взаимоотношений, а не просто выигрыш, полученный любым путём. В народных играх перед детьми ставятся те или иные задачи, решение которых требует сосредоточенности, внимания, умственного усилия, умения осмыслить правила, последовательность действий, преодолеть трудности. [54, c. 91]

Эти игры дают возможность  обучать детей разнообразным  экономным и рациональным способам решения тех или иных умственных и практических задач. В этом их развивающая роль. Необходимо добиваться того, чтобы использование народной игры было не только формой усвоения отдельных знаний и умений, но и способствовала бы общему развитию ребенка, служила формированию его способностей. Дидактическая игра содействует решению задач воспитания, развитию у детей общительности. Учитель ставит детей в такие условия, которые требуют от них умения играть вместе, регулировать свое поведение, быть справедливым и честным, уступчивым и требовательным. Успешное использование народных игр прежде всего предусматривает отбор и продумывания их программного содержания, четкое определение задач, определение места и роли в целостном воспитательном процессе, взаимодействие с другими играми и формами обучения. Оно должно быть направлено на развитие и поощрение познавательной активности, самостоятельности и инициативы детей, применение ими разных способов решения игровых задач, должно обеспечивать доброжелательные отношения между участниками, готовность прийти на помощь другим детям.

Как и в русских народных играх, у якутов существуют настольные игры, например “Хабылык”, “Бу тугуй?”, “Ким элбэх предметтэри аттырый?”, “Бу туохтан уонна хайдах оноьуллубутуй?”, “Манна туох баарый?”, “Кутуйах сохсото”, “Борьба мальчиков”, “Перетягивание палки”, “Заячьи прыжки”.

Как и в русских  народных играх, в якутских играх  можно выделить и игры-забавы. В  них также выражен элемент  необычного, неожиданного, смешного, содержатся шутка, безобидный юмор. Основное их предназначение то же – повеселить, позабавить детей, порадовать их. Содержание и правила многих игр требуют или быстрого игрового действия. Одни из них вызывают быструю, часто неожиданную реакцию, а другие учат детей проявлять волевое усилие.

Наиболее распространенным и доступным средством является песня. Народная песня – одно из ярких произведений музыкального фольклора – входит в жизнь ребенка как основа якутской музыкальной культуры. Правдивость, поэтичность, богатство мелодий, разнообразие ритма, ясность, простота – характерные черты якутского песенного народного творчества.

Народный песенный материал помогает эффективно решить задачу эстетического  воспитания и развития творческих способностей детей Таким образом, обогащение учебно-воспитательной работы

Таким образом, необходимо знакомить детей с народным творчеством якутского народа. Самым эффективным средством воспитания в школе является использование традиционной педагогики.

Вывод по 1 главе

В последние годы в  Республике Саха (Якутия) этнокультурно- ориентированный подход стремительно завоевывает образовательное пространство.

В традиционном воспитании обрядовая система, обычаи и традиции становятся основой самовоспитания, самосовершенствования. Объективно они  есть продукт культуры и традиций этнопедагогики, в которых закреплены способы передачи духовных ценностей с помощью установившихся средств воспитания. Духовная практика включает целостную систему детской обрядности. Обрядовая педагогика народа Саха ориентирована на воспитание целостной личности.

В народной педагогике средства материальной культуры (например, игрушки: сыа5ай-кукла: животные из тальника или костей) связаны с развитием практической деятельности ребенка а средством духовной культуры (обряды, традиции, обычаи, игры, осуохай и т.д.) играют более существенную роль в гармоническом развитии его личности. В обрядах и обычаях закреплены способы передачи духовных ценностей с помощью установившихся средств воспитания.

Одним из основных факторов воспитания и развития детей младшего школьного возраста является ознакомление с национальной культурой. Средства духовной культуры (обряды, традиции, обычаи, игры, осуохай и т.д.) играют более существенную роль в гармоническом развитии его личности. В обрядах и обычаях закреплены способы передачи духовных ценностей с помощью установившихся средств воспитания

Информация о работе Использование народных традиций в учебно-воспитательной работе сельской начальной школы