Костюм народов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Декабря 2012 в 20:38, курсовая работа

Описание работы

На Гуцульщине получил многостороннее развитие типичный для всех восточных славян прием орнаментации тканей в виде чередующихся гладких и орнаментированных полос и бордюров. В Украинском художественном ткачестве получила широкое развитие растительная орнаментика, излюбленным мотивом при этом стал ветвистый цветок или дерево. Этот мотив характерен как для рушников, так и для ковроткачества, распространенного на Украине повсеместно, но особенно в центральной и восточной ее областях.

Файлы: 1 файл

информация Даша.docx

— 135.27 Кб (Скачать файл)

У молодых в моде «шлычка на шиш» — специальный колпак, надевающийся на пучок волос и прикалывающийся блестящими шпильками — трусельками; часто коса у замужних женщин уложена под треугольной шелковой черной кружевной косынкой — фальшонкой.

Поверх фалыионки или колпака  надевали черную коклюшную или кашемировую шаль.

Дополнения. Карманов ни в рубахе, ни в юбке не было. К поясу крепили специально сшитый из ткани карман — ладонку и кожаный кошелек — букчужку.

Обувь. Гусарики — кожаные сапожки  с частой застежкой спереди до колена на невысоком «французском»  каблуке.

Баретки — полуботинки с узким  носком.

Валенки,сапог

 

 

Одежда

Основным материалом для изготовления белья и летней верхней одежды в первой трети XX в. у украинцев было домотканое беленое полотно из конопли и льна. Для верхней зимней одежды - сукно, а также смесовая домотканина из

Украинка  с прялкой (Благоварский район, пос. 6-еАлкино. 1980 г) Из архива автора

шерстяных и чаще конопляных, реже льняных ниток (перечеп). Праздничная одежда бедных шилась из более тонкого материала домашнего производства и изредка из покупного. Зажиточные шили только из покупного материала, часто импортного. На зимнюю одежду шли преимущественно шкуры домашних (чаще всего овчина), реже - диких животных. Наиболее распространенным материалом для изготовления обуви были сыромятная или дубленая кожа, лыко, позднее валяная шерсть.

Традиционный женский костюм состоял из сорочки, юбки (стдниця, юпка), реже - из поясной несшивной одежды (плахта или запаска), передника (фар- тух, попередник), пояса, безрукавки (KipcemKa), верхней одежды, головного убора, обуви и украшений. Сорочка шилась из холщового отбеленного полотна традиционного туникообразного покроя или на кокетке. Большинство сорочек шили без воротника (голошшка) или со

 

 

тоячим низким воротником. Переселенцы с Волыни, а также Киевщины иногда шили сорочки с отложным воротником. Разрез (пазушка) делали спереди.

Женские сорочки одновременно были нательной и верхней одеждой. Сорочка украшалась вышивкой или мережкой на рукавах выше локтя (вуста- вок), по манишке, воротнику, манжетам, реже по низу подола. Будничные сорочки украшали менее, праздничные более богато. Особенно пышно украшали вышивкой свадебные наряды.

Со временем полотно домашнего  производства стало заменяться фабричными тканями. Но в связи с их высокой стоимостью в 10-20-х годах верх (станочок) шили из ситца, коленкора, батиста, низ (тдтичка) оставался холщовым. Иногда в станочок на груди вставляли вуста- вок- вышивку от изношенной сорочки.

Поясной одеждой являлась юбка, которую шили из домотканого материала: полотна, сукна или полусукна. Для окраски ткани использовали в основном растительные краски: отвары луковой шелухи, коры ольхи, дуба, бузины, других растений. Сорочки несколько выпускались из-под юбки. Длина сорочки у девушек и молодых женщин достигала середины голени (у твлитки), у пожилых - до щиколотки. Богатые девушки в праздник надевали кашемировые юбки, по низу которых нашивались мелкие кисти. Поверх юбки повязывали фартук. В будни фартуки носили из домотканого полотна, в праздники - из покупного материала. В отдельных селах поверх сорочки в праздники надевали плахту или запаску, которые подвязывались поясом {оправка, крайка) с кистями на концах. Под влиянием русского населения получают распространение сарафаны (сарах- ван) на лямках, которые носили в будни. Пожилые женщины надевали сара

фаны и в праздник. Для дома обычно сарафаны шили из домотканого полотна и сукна, праздничные - из фабричного материала.

Плечевой одеждой являлась безрукавка (KipcemKa) прямого покроя или приталенная, с отрезной спинкой и вставными клиньями. В прохладную погоду носили кофты (кохти) из домотканого сукна, ватные куртки (ватянки).

В 20-е годы среди молодежи широкое  распространение имели «парочки» - кофты и юбки из покупного материала. Кофты шили приталенными и носили как заправленными в юбку, так и навыпуск под лаковые пояса. Этот комплекс считался праздничным и был престижным.

* С 30-х годов, наряду с «парочками»  (костюм из однородной ткани), сначала девушки и молодые  женщины, а позднее и более  пожилые стали носить платья  из покупного материала общераспространенных расцветок и фасонов.

Традиционным женским головным убором является очипок - своеобразная шапочка из ткани или сетки. Употребляются и платки, которые были разнообразны по цвету и фактуре. Зимой голову накрывали большой «козликовой» (шерстяной) шалью. Под влиянием местной традиции постепенно распространяются большие вязаные платки из козьего пуха.

Замужние женщины волосы зачесывали вверх, собрав их на затылке в пучок, а также заплетали их в косу или закручивали в жгут и укладывали шишкой, фиксируя прическу при помощи шпилек или гребешка. Иногда косы укладывали вокруг головы (у вток, короной). Девушки заплетали одну, реже две косы, которые свободно лежали на спине. В праздники голову украшали венками и отдельными цветами, в косы заплетали атласные ленты, в будни - тряпочки (kichuku)

 

Традиционными женскими украшениями являлись ожерелья: коралловые (на- мисто) и металлические из пластинок и колец (дукачи), серебряные кресты довольно больших размеров, разнообразные кольца (перст), серебряные и медные дутые серьги (кулъчики).

Традиционный комплекс мужской  одежды состоял из сорочки, штанов, безрукавки (жильотка, тддъомка) и пиджака. Сорочку шили из полотна домашней выработки. Позднее на смену ему пришли ситец, сатин и другие фабричные ткани. Сорочки шили туникообразного покроя или на кокетке, со стоячим или отложным воротником, вшивным рукавом и застежкой на груди. Под влиянием русских некоторое распространение получили косоворотки. Рукава у мужских сорочек заканчивались манжетами (чохлою) или без них. Длина рукава достигала запястья. Манишка или воротник сорочки (при прямом разрезе и стоячем воротнике), а также низ свободного рукава расшивались или украшались мережкой.

У украинцев, особенно у молодежи, более распространенными были штаны  с узким шагом из домотканого  сукна или полотна. Были известны штаны и с широким шагом-шаровары. Праздничные брюки изготовлялись из более тонкого сукна или покупного шерстяного материала. Держались они на пояске (очкур).

Сорочку носили «у заправку» или «на випуск». Если «на выпуск», то ее подвязывали ремешком (попружка), в праздник гарусовим поясом, скрученным из цветных ниток (з ытицями). Концы пояса как завязывались, так и подтыкались. В праздничной одежде концы нарядных поясов выпускали с одной или с двух сторон.

Поверх сорочки надевали безрукавку и пиджак. Молодые мужчины в 20-х  годах стали носить френчи - пиджаки по

лувоенного покроя из сукна темного  цвета. В этот же период в крестьянскую среду проникает городской костюм-тройка, который прежде всего получает распространение в зажиточных слоях. В летнее время носили соломенные шляпы с широкими полями и невысокой тульей (бриль или капелюш), в 20-е годы - фуражку военного образца (картуз), а с 30-х годов - шести- и восьмиклинки. Пожилые мужчины наряду с фуражками продолжали носить шляпы. Зимой носили шапки- ушанки или традиционные конусообразные (кучма) и цилиндрические, с вставным дном из овчины (мазниця, кубанка), а также шапки с заломанным в виде рогов верхом (pozami шапки). В 20-е годы получили распространение коммунарки.

Пожилые мужчины стриглись «в скобку», «nid макитру». Усы имели разнообразную форму, в зависимости от моды и личного вкуса. Бороды носили мужчины средних лет и пожилые, молодые - редко. Однако значительная часть мужчин брилась.

Основным видом рабочей обуви  у украинских переселенцев стали покупные лыковые лапти (личаки). Вместе с тем украинцы продолжали носить постоли- обувь из сыромятной кожи со швом сверху носка и двумя швами на заднике. На ноги надевали в теплое время полотняные, а в холодное - шерстяные чулки, сверху чулок ноги обматывали портянками (онучи). Их крепили при помощи двух шнурков или ремешков (волок), которыми обвязывали голень, и только в праздники обували яловые сапоги (чоботи). Более зажиточные носили яловые сапоги в будни, а в праздники - хромовые. Праздничной женской обувью являлись хромовые высокие ботинки (у твлитки) или полуботинки (черевики) на каблуке средней высоты со шнурками. В сырую погоду поверх них надевали галоши. В будни но

сили сапоги. Под влиянием местной  традиции с 20-30-х годов получили распространение валенки, а среди пожилых - резиновые глубокие галоши (mamapcbKi калош!). В сырую погоду носили чесанки - валенки с резиновыми галошами. Особенно престижными были «романовские» расписные валенки, которые надевали по праздникам.

Разнообразной у украинских переселенцев была верхняя одежда, которая подразделялась на буднюю, рабочую и праздничную. Четкой дифференциации на женскую и мужскую, демисезонную и зимнюю не прослеживалось.

Повседневной рабочей одеждой  являлась ватянка - однобортная утепленная приталенная жакетка с карманами, сшитая из домотканого сукна. Мужчины носили ее редко, у них получил распространение прямой однобортный пиджак длиной до колен, с прямыми врезными карманами и отложным воротником. Традиционной верхней одеждой считалась свитка, сшитая из домотканого сукна, преимущественно белого цвета, без воротника, приталенного покроя и присборенная сзади, а также сачок - короткая куртка. В условиях суровой зимы в Приуралье широкое распространение получили шубы, полушубки (кожух, ко- жушина), а также тулупы, сшитые из дубленой овчины или крытые тканью. В 20-е годы под влиянием городской моды среди девушек получило распространение пальто, которое зажиточные шили из тонкого покупного, бедные - из домотканого сукна. В 40-е годы в моду начали входить плюшевые жакетки -манар- ки. Для поездок осенью и зимой из домо

тканого сукна шили чапан (кирея, опо- на, кобеняк, аряк, арячина) - запашная одежда, расклешенная книзу с большим шалевым воротником. Зимой для работы на руки надевали вязаные шерстяные варежки; «на выход» - перчатки. В районах Зауралья под влиянием башкир варежки и перчатки вязали из козьего пуха.

Начавшийся процесс трансформации  национальной одежды у украинцев  в Башкирии в дореволюционную  эпоху под влиянием социально-экономических  и политических изменений активизировался в 20-30-е годы. В этот период, наряду с распространением городской одежды, в результате усиливающихся связей с окружающим населением зарождается другая тенденция - влияние местного населения на костюм украинцев. Этот процесс ускорился заменой традиционных материалов домашнего производства покупными. Но влияние местных народов на костюм украинцев не было односторонним: среди коренного населения получили распространение украинские вышитые сорочки, кофты, шапки-кубанки.

 

В настоящее время отдельные этнические элементы можно проследить в одежде и способах ее ношения только у пожилых женщин. Костюм мужчин и более молодых женщин ничем не отличается от одежды окружающего населения, прежде всего русского. Национальный костюм в той или иной степени полноты используется, как правило, только для сценических выступлений и выставок.

 

 

2.2.

 

Из истории  костюма кубанских казаков

Костюм  казачки сквозь века

Необычайно разнообразны и красивы наряды казачек.

Костюм казачки – это  целый мир. Каждое войско, каждая станица  и даже каждый казачий род имели  особый наряд. Знатность рода, семейное положение количество детей - все  это отражалось в казачьем костюме. К сожалению, сегодня эта традиция по известным причинам во многом утрачена. Но и те наряды, что сохранились  в старых сундуках, могут рассказать нам много интересного о своей  истории.

Казачий женский костюм прошлого резко отличался от других женских  костюмов России, потому что в основе своей был тюркским. Казачки носили шаровары: на Нижнем Дону и на Кавказе - широкие, на Среднем, Верхнем Дону и на Яике - узкие, похожие на брюки-дудочки. Носили также юбку-плахту, мужского покроя сорочку и кафтан - казакин или чапан. Голову покрывали несколькими платками или замысловатыми головными уборами: рогатыми кичками, тюрбанами, «корабликами». Поверх платков надевалась казачья соболья шапка. Близость к восточным традициям просматривается даже в деталях. Например, «знуздалка», или «замуздка», - платок, которым прикрывали часть лица. Этому обычаю никогда не следовали иногородние женщины, а казачек дразнили «татарками». Знуздалка была обычно красно-белого цвета. «Не ох я разнуздавши пошла, ни взнуздалась», — скажет, бывало, казачка. Концы шали уже поверх надетой знуздалки обертывались, прикрывая нижнюю часть лица и рот, вокруг шеи и повязывались спереди узлом. «Ушам тяпло», — мотивировались эти старинные способы повязывания платков.

Со временем костюм верхнедонских  казачек стал сильно отличаться от костюма нижнедонских. Вероятно, причиной тому был приход большого числа новопоселенцев, в частности, украинских крестьян - крепостных донского дворянства. На Верхнем  Дону появляется белая домотканая одежда с большим количеством вышивки. Костюм замужних женщин состоял из белой холщовой рубахи, поневы (вид набедренной одежды) и передника-завески. Распашной балахон с короткими рукавами считался верхней одеждой. Нижний Дон предпочитает видеть на казачках цветное платье, но не пестрое. Платье очень близкое по покрою к татарскому и к кавказскому, так называемый кубелёк (тюрк. «мотылёк»), действительно напоминает силуэтом распахнутые крылья бабочки. Основой такого костюма также была рубаха, но шилась она из тонкого полотна или шелка с расширяющимися книзу рукавами. На прямую рубаху надевали кубелёк - распашное платье из крашеного холста, шелка, парчи, тафты. Кубелёк шили с отрезным приталенным лифом. К лифу пришивалась широкая присборенная юбка. Платье застегивалось до талии на дорогие пуговицы и петли из золотного или серебряного шнура. Кубелёк обязательно подпоясывали бархатным поясом с золотной или жемчужной вышивкой или серебряным узором. Костюм нередко дополняли широкие штаны из тонкой ткани. В станицах низовья Дона в ранние времена такой костюм носили с девичьими перевязками и рогатымикичками или собольими шапками с бархатной тульей, украшенными по нижнему краю поднизями из речного жемчуга. С кички свисали над ушами до самых плеч чикилики — длинные нити, унизанные жемчугом, а на лоб — металлические украшения. По воспоминаниям казаков, записанным в 80-х годах XIX века, простые казачки в старину делали кички из белого или синего холста, который складывали четырехугольником, прошивали густыми рядами суровыми нитками. Потом долго варили в молоке, чтобы кичка затвердела. На рожки наматывали миткалевый рушник, концы которого сначала проводили поверх кички, затем под подбородком и, наконец, подтыкали сзади за ухом. Спереди на кичку нашивали лабок, унизанный жемчугом или блестками по бархатному полю. Сзади привязывали на шнурке подзатылин (подзатыльник), расшитый узорами.

Ходили в кичках все  поголовно. У богатых кички украшались жемчугом и даже бриллиантами, вышивались золотом или шелками, бисером.

В позапрошлом столетии на смену старинным головным уборам постепенно пришли колпаки длиной до 50 см с шелко¬вой кисточкой на конце. Колпаки надевали на уложенные на затылке волосы.

Зимой носили знаменитые донские  шубы. Шуба шилась длиной до пят в  виде «колокола». Шитая мехом вовнутрь, она покрывалась дорогой тканью и по краям обшивалась мехом выдры  или ондатры. Стоившая очень дорого, к концу XIX века шуба стала обязательным предметом прида¬ного донской казачки.

Информация о работе Костюм народов