Костюм народов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Декабря 2012 в 20:38, курсовая работа

Описание работы

На Гуцульщине получил многостороннее развитие типичный для всех восточных славян прием орнаментации тканей в виде чередующихся гладких и орнаментированных полос и бордюров. В Украинском художественном ткачестве получила широкое развитие растительная орнаментика, излюбленным мотивом при этом стал ветвистый цветок или дерево. Этот мотив характерен как для рушников, так и для ковроткачества, распространенного на Украине повсеместно, но особенно в центральной и восточной ее областях.

Файлы: 1 файл

информация Даша.docx

— 135.27 Кб (Скачать файл)

Характерно и обилие кружев. Кружева же, как и вышивка, штука  магическая. В древности это были знаки, которые защищали грудь, руки и голову. Магические знаки - оберег от злых духов. Поэтому, когда одежда изнашивалась, кружева срезали и  хранили отдельно. Поскольку они  имели особую ценность, их часто  пришивали на новую. У казаков  и сейчас кружева «заплетают на судьбу», по кружевам гадают. Конечно, древний  смысл кружев большей частью утрачен. Но если сегодня и не верят в  их охранительную силу, носить тем  не менее продолжают с удовольствием.

На смену старинному костюму  пришла одежда, схожая с той, которую  носили соседи казаков - русские, украинцы, жители Кавказа. Так, в костюме гребенской казачки неотъемлемой частью является башлык. Он приспособлен для повседневной жизни: казачки носили в нем за спиной детей.

Во времена кровавых петровских реформ и еще раньше, во время  церковной реформы Никона, на Дон  и на Яик хлынул поток беженцев-старообрядцев. Они принесли старинный женский  костюм из глубины России. Сохраняя его по религиозным мотивам, до самого недавнего времени казачки-старообрядки в повседневной жизни носили сарафаны и кафтаны покроя времен Ивана  Грозного.

После превращения казачества в сословие, а еще точнее, после  наполеоновских войн, казаки принесли на Дон, Кубань и Яик европейский  женский костюм, который буквально  завоевал казачьи края. Исчезли шаровары, потеряла смысл «запаска» - юбка из двух полотнищ ткани, которые «запахивались» (отсюда и название, а не от «запаса»).

В некоторых станицах в  середине XIX века получили распространение  женские костюмы, состоящие из белой  рубахи с узором, сарафана с небольшой  грудкой, передника и сукмана - плечевой одежды с прямым разрезом ворота и короткими рукавами, сшитой из ткани темных цветов. Головным убором в таком наряде была шлычка - сшитая из ткани шапочка с очельем, покрываемая сзади платком.

К началу XX века почти повсеместно  в моду стал входить костюм-парочка, состоящий из юбки и кофты, украшенных кружевами и лентами. Праздничные наряды шили из дорогих покупных тканей: кашемира, шелка, атласа, батиста, поплина. Наибольшее распространение на Дону получили блузы «кирасы» на подкладе, с баской по нижнему краю, с воротником стойкой и густо собранной головкой рукава, плотно облегающие и подчеркивающие таким образом природ¬ную стать казачки. Вторым излюбленным фасоном были кофточки «матинэ», на кокетке спереди и с пышными сборками на груди с длинным «об руку» рукавом с приподнятой головкой. Костюм-парочка, сшитый из светлой однотонной ткани, стал свадебным нарядом казачки.

Одежда гребенских и терских  казачек напоминала костюмы донских  женщин. Они также носили рубаху и платье-кубелёк с металлическим  поясом.

Казачки Уральского, Оренбургского  и Сибирского войск носили вплоть до XX века старинные костюмы, состоящие  из рубахи и сарафана, характерные  для русских северных и центральных  губерний России. Необыкновенной красоты  были уральские праздничные наряды. Рубахи делали из кисейной, шелковой, атласной, полупарчовой ткани с широкими рукавами, которые украшали позументом, золотной вышивкой, металлическими блестками, фольгой. Косоклинные сарафаны шили из штофа, тафты (виды шелковых тканей), бархата, различных жаккардовых тканей. По центру переда вдоль застежки с металлически¬ми  филигранными пуговицами пришивали  широкие дорогие позументы. До середины XIX века уральские казачки носили круглые объемные кокошники, затем  им на смену пришли платки и косынки  с золотной вышивкой. Завершали наряд  пояса из тесьмы с металлической  нитью с длинными, вплоть до подола сарафана, концами, заканчивающимися тяжелыми кистями из золотных и шелковых нитей.

Рассказ о костюме казачек  был бы неполным без описания одежды некрасовских казаков. Названы они  были так по имени легендарного атамана  из староверов Игната Федоровича Некрасова, который в августе 1708 года увел с  Дона тысячи раскольников, не пожелавших подчиниться патриарху. Местом поселения  некрасовцев сначала была Кубань, потом дельта Дуная, а конечным пунктом - берега озера Майнос в Турции. На чужбине они прожили два с  половиной века. До возвращения в  Россию «игнат-казаки», так их называли турки, жили по укладу казачьей общины XVII века. Исполняя волю атамана Игната Некрасова, они вели достаточно замкнутый  образ жизни, благодаря чему сохранили  традиционную культуру. Казаки не вступали в браки с турками, женщины  не покидали территорий селений. Вероятно, поэтому они смогли сохранить  и традиционный костюм вплоть до второй половины XX века.

В «Живой старине» за 1896 год  есть подробное описание старинного некрасовского костюма: «...наряд  был поистине оригинальным: на голове высокая кичка о двух рогах  золотой парчи под желтым шелковым прозрачным покрывалом, накинутым поверх рогов <...>, с кички около ушей спускаются подвески из серебряных цепочек <...>, на шее мониста, борта ватной кофты с корот¬кими рукавами обшиты тонкими серебряными монетами, с  большими дутыми пуговицами посередине. Из-под коротких рукавов ватной кофты  спадают непомерно длинные рукава нижней одежды, расширяющиеся на концах». Несомненно, женский костюм некрасовцев  схож с костюмом донских казачек, турецкое влияние сказалось на выборе тканей, из которых была сшита одежда.

Костюмы, привезенные некрасовскими  казачками в Россию в 1962 году, состояли из рубахи, балахона, завески и головного убора из нескольких элементов, в том числе урумовского платка, украшенного по краям кисточками из разноцветных нитей. Чаще всего платок украшали, прикалывая бисерные подвески булавочки. Прямые туникообразные рубахи были составными: верх рубахи назывался «шефлик» и делался из простой хлопчатобумажной ткани, так как был не виден под балахоном, надевавшимся сверху. Подол всегда шили из ярких тканей. Праздничные рубахи делали с шелковыми подолами и рукавами, низ будничной рубашки завершала кайма из красной хлопчатобумажной ткани.

В XX веке балахоны шили из плотной  хлопчатобумажной или шелковой ткани  в неширокую полосу обязательно  на ситцевой подкладке. Передняя нижняя часть балахона делалась из более  дешевых ситцевых тканей. Балахон  застегивался на пуговицы и петли  из шнура только до талии. Возможно, происхождение балахона связано  с архаичными русскими туникообразными  распашными одеждами. Этот костюм обязательно  надевали в дни христианских праздников, в день свадьбы, а молодая обязательно  ходила в наряде в течение месяца после свадьбы. Казачки всегда шили наряды сами, сначала вручную, потом  и на швейной машинке. Посиделки  были настоящей школой традиции, матери не только учили дочерей рукоделию, они учили песням, традициям и  истории.

Особенностью казачьего  женского костюма были головные накидки. Замужние женщины носили «повойник». Головной убор в виде мягкой шапочки, который полностью закрывал волосы, заплетенные во время свадебного обряда из одной девичьей косы в две. Косы укладывались высоко на голове и закрывались повойником. Повойник не позволял женщине выставить напоказ одно из ее основных украшений — волосы. Увидеть ее простоволосой мог только супруг. Девушка же покрывала голову и обязательно заплетала одну косу с лентой. Казачки также носили кружевные платки, а в XIX веке – «колпаки», «файшонки» (от немецкого слова <файн> - прекрасный), «наколки и ток». Носились они в полном соответствии с семейным положением - замужняя женщина никогда не показалась бы на людях без файшонки или наколки. Молодая казачка с праздничным нарядом надевала на прическу файшонку. Это шелковая черная кружевная косынка коклюшной работы, связанная по форме узла волос с концами, которые завязывались сзади бантом, очень украшала женщину. Файшонка состояла из шапочки на «куль», наподобие русского сборника, и двух полос (скорее, напоминающих лопасти) — «хвостов»; в «хвосты» для сохранения формы вставлялись кости. Файшонки были распространены на Среднем и Нижнем Дону и на Донце.

Что касается украшений, бывших у девиц и женщин, главнейшие из них назывались чикилики и перлы (коробчак). Первые вязаны были мелкой сеткой из крупного жемчуга. Выходя из-под головного убора, висели над ушами частично прикрывая щеки и крепились к широкой ленте из алого атласа, которая тоже была унизываема жемчугом и обвиваема вокруг головы. Вторые так же были низаны из крупного жемчуга, прикреплялись на плечах бантом из золотого, украшенного драгоценными каменьями, позумента и спускались по груди до пояса. Кроме того, носили ещё бизилики (базилики, белезики, безелика) — плоские серебряные, золотые или металлические браслеты с орнаментом (А Ригельман: «На руках, при самой ручной кисти, кольца нарочитой толщины золотые и серебряные».); серьги из жемчуга и драгоценных каменьев и золотые, серебряные перстни и кольца. Серебряное кольцо на левой руке — девушка на выданье, «хваленка». На правой — просватана. Кольцо с бирюзой — жених служит (бирюза—камень тоски). Золотое кольцо на правой руке — замужняя, на левой—разведенная. Два золотых кольца на одном пальце левой руки — вдова. Второе кольцо — умершего или погибшего мужа. С золотом в гроб не клали.

Любили казачки в праздники  надевать ожерелья (борок), монисто. Первые изготавливались из бисера, жемчуга, разноцветных круглых, продолговатых, граненых бус, нанизанных на льняные  нитки, вторые из золотых и серебряных монет. Носили их женщины и девушки, по 3–7–12 ниток. Бусы из жемчуга носили более состоятельные казачки.

Вообще, жемчуг (зеньчуг (дон.)) был любимым украшением донских  женщин. На протяжении почти всей нашей  истории тяжело складывалась жизнь  казачки на широком Диком Поле. Много страданий пришлось на долю матерей и жен. И не без основания  воспел их святые слезы трогательный древний казачий сказ:

«Это случилось давно, братья соколы, еще в те времена, когда казакам часто приходилось  биться и гибнуть в степях и  на синем море, когда души погибших реяли в туманах над речными  мелями, над болотистыми лиманами, когда горькие причитания по павшим неслись с каждого хутора, как  шум воды на порогах. 
Однажды, спустилась на землю Пречистая Дева, наша Небесная Мати. Вместе со святым Николаем, в лучшей своей жемчужной короне, тихо скользила Она вдоль обширного казачьего края, внимая горькому плачу своих детей. И, когда наступил знойный день, пересохли от жажды уста Ее и нечем было их освежить. Никто на хуторах не отвечал на их стук, никто не подходил к дверям и только громче еще раздавались за ними горькие рыдания. 
Тогда подошли они к широкой реке. И только наклонилась к ее струям Пречистая Мати, как упала корона с Ее головы, упала и скрылась глубоко под водой. 
— Ах, сказала Она, пропали мои прекрасные жемчуга. Никогда больше не будет у меня таких красивых. Но когда возвратились они в свой Небесный Дом, то увидели на Ее золотом троне такие же сияющие зерна драгоценного жемчуга. 
— Как же они попали сюда? — воскликнула Она,— ведь я их потеряла. Наверное, их нашли казаки и передали для Меня. 
— Нет, Матушка,— сказал Ей Сын,— это не жемчуг, а слезы казачьих матерей, Ангелы собрали их и принесли к Твоему престолу. 
Вот почему в казачьей земле жемчуга и до сих пор связаны со слезами».

Были и другие украшения, нашивавшиеся на одежду, декоративные пуговицы из полудрагоценных камней.

Пояс так же был одним  из украшений. Выше талии кубелёк  подпоясывался шитым бисером  шелковым или металлическим узорным  узким поясом с пряжкой. Были также  пояса из цветного бархата, расшитого  жемчугом. А еще по вечерам казачки  ткали пояса. Ткали их для своей  семьи из шерстяных ниток, голубых, синих, красных, черных, белых. Такой  пояс носили поверх рубахи, юбки. Длина  пояса была 1,5–2 метра и ширина 3–4 сантиметра. На концах пояса делалась бахрома из оставленных ниток.

P.S. Почему головной убор  «кичка» с рожками?

Всегда меня интересовал  этот вопрос. Вот какую информацию удалось найти: 
Идея, лежащая в основе этой моды, безусловно, древняя. 
Рога - это прежде всего защита молодухи, матери, ребёнка от злых сил, они уподобляют женщину корове, символу плодородия и женского начала.

 

 

 
Вместе с тем, традиционная одежда украинцев обладает своей этничностью, сложившейся на общеславянской основе в XVI-XVIII вв. Наиболее типичный комплекс традиционного украинского костюма  бытовал в Среднем Поднепровье, частично захватывая районы Полесья, Слобожанщины и Подолья. Верхняя одежда мужчин и женщин была сходна по покрою. Автор  этнографических описаний останавливается  на их характеристике: "верхним платьем  как для мужчин, так и для  женщин служили узкие, совершенно прямые, уродливо обтягивавшие тело, кожухи и  свиты, с очень узкими стоячими воротниками, не закрывавшими даже шеи. Свита делалась из самого толстого, самодельного сукна: у женщин - всегда белого, у мужчин - серого, черного цвета, а кожухи - из недубленых овчин. Кожухи и свиты, смотря по надобности, делались разной длины, и самые длинные из них  были несколько ниже колен. К дорожным свитам, надевавшимся на кожухи, сзади  пришивались мешки, служившие во время холода или непогоды вместо башлыков". 
 
Основу украинского женского костюма составляет рубашка - кошуля, сорочка. Она длиннее мужской и состоит их двух частей - нижняя часть (пiдтичка) шьется из более грубой материи. Рубахи украинских горцев-бойков и лемков кроились из двух частей и надевались отдельно. Встречаются у украинцев и цельные рубахи (додiльнi) - именно они считаются у женщин нарядными и праздничными. 
 
В зависимости от кроя украинские рубахи подразделяются на три типа: туникообразные, поликовые (с вставками), на кокетке. 
 
Рубахи шились с воротниками и без них. Последний тип рубахи - наиболее древний - ворот такой рубахи обычно собирался в мелкие сборки и иногда обшивался сверху. Рубаха с воротником называется польской. 
 
 
На Украине можно провести границу (условно - по Днепру) между обоими типами рубахи: в восточных регионах носили рубахи без воротника, в западных - с воротником, чаще - отложным. 
 
Отличительная особенность украинской женской рубахи - обычай украшения подола, каймы (подподольницы) рубашки вышивкой, т.к. он был виден из-под верхней одежды. Так же украшались и рукава рубахи, особенно в местах соединения рукава с плечом, где полик (уставка) представлял собой чаще вышитый кусок материи четырехугольной формы. Широкие рукава рубашки заканчивались манжетом (чохла) у запястья. По издавна заведенному обычаю восточнославянские девушки до пятнадцатилетнего возраста и даже до самой свадьбы носили только подпоясанную рубашку; надевание поясной одежды (поневы) связывалось с замужеством и переходом в разряд женщин. Понева - общеславянский элемент традиционной одежды, прикрывающая тело женщины сзади и закрепляющаяся на талии. У украинцев существовало три разновидности этого типа одежды: повседневные без рисунка запаска, дерга и праздничных наряд в крупную клетку - плахта. Дерга состояла из трех сшитых длинными сторонами полотнищ, образующих собою полосу ткани в 3 м шириной и 60-70 см длиной, охватывающую корпус женщины сзади и подвязанную поясом. Поскольку дерга - повседневная одежда, ее шили из черной или неокрашенной ткани, ничем не украшая. 
 
Украинская запаска отличалась от дерги тем, что к ее верхним углам часто пришивались тесемки, которые завязывались на талии. Обычно носили две запаски, часто - разного цвета: одна (позадница, задница) прикрывала туловище сзади, другая (попередница) - уже первой, надевалась спереди - ее чаще заменяли передником. Запаску изготовляли из качественной и тонкой шерстяной и однотонной ткани синего, зеленого, красного цвета. Плахта как праздничная одежда изготовлялась из ткани клетчатого орнамента; ее вручную вышивали шерстяными или шелковыми нитками. В ранний период известны плахты, шитые из шелковой материи или из золотой и серебряной парчи. 
 
Дальнейшей эволюцией поневы считается юбка (спiдниця). В Полесье были широко распространены шерстяные юбки - андараки, чаще полосатого орнамента. 
 
Ярким дополнением к женскому костюму были нагрудные украшения из драгоценных камней, стекла, бусы или подвески с монетами - "монисто", "дукачи". 
 
Этнические контакты с инонациональным населением не могли не сказаться на традиционной одежде украинцев. Взаимодействие с рядом живущими русскими, немцами, со степными народами нашло отражение в заимствованиях друг у друга культурных явлений и выработке общих свойств. Это подтверждается описанием одежды украинцев Покровской слободы: "Верхняя одежда малороссиян мужчин состоит в плисовом и суконном казакине или нанковом халате, шароварах и сапогах, на голове носят картуз или поярковую шляпу. Будничная или вседневная одежда, осенью - суконная свитка (чапан), зимою кожух (овчинный тулуп), нагольный или крытый сукном, смотря по состоянию. Женщины имеют некоторую верхнюю одежду такую же, как и мужчины: халат, тулуп и сапоги. Но собственно женская одежда: немецкое платье, сарафан и юпка с кофтою. Голову покрывают платками, немногие носят очипки (волосники), обвязанные платками. Многие из мужчин бреют бороды, оставляя усы и все вообще стригутся по-казацки". 
 
Верхняя одежда украинцев разнообразна как по покрою, так и по названиям. В науке выделяется 4 типа верхней одежды: 
 
1. С прямой спиной - вид плаща, рубахи или халата. Среди них особый тип широкого халата с рукавами и капюшоном украинцам известен под названием опонча. Роль плаща играла чуга, чугай, чуганя, который был распространен у западных украинцев. Чугу лишь набрасывали на плечи, не надевая в рукава, поэтому рукава иногда зашивали внизу и пользовались ими как карманами или сумкой. 
 
Форму плаща имела манта или гугля украинских гуцулов, похожая на большой мешок, открытый с одной из длинных сторон. Роль капюшона выполняло дно мешка, закреплявшееся на плечах специальными шнурками. В начале XX в. манта служила исключительно обрядовой одеждой невесты во время венчания. 
 
Фасон рубашки имела рабочая верхняя одежда для обоих полов, изготовляемая из холста - шушпан. На Дону шушпан носили с поясом. 
 
Халатообразная одежда украинцев - кобеняк, кирея, сiряк, свита з кобеняком, стовбовата свита надевалась поверх шубы, шилась из сукна преимущественно серого цвета. Пришитый к нему капюшон вiдлога, кобка, каптур, бородиця, шанька, богородиця имел форму мешка с закругленным дном и отверстиями для глаз. То же назначение и такой же фасон у восточноукраинского халата без капюшона, но с широким суконным воротником. 
 
2. Широко распространенным покроем верхней одежды у украинцев был клинообразный: клинья (уси) вшивались сзади по бокам ниже талии, острый конец клина доходил до пояса, а основание оказывалось на уровне подола. По этому образцу шились свита, сiрак, куцинка, гуня. 
 
3. Верхняя одежда, отрезная по талии; нижняя часть при этом собиралась в крупные складки (ряси) или в мелкую сборку, пришивалась к верхней части. Так шилась юпка, свита, кожушина (шуба), кiрсетка - женский жакет без рукавов. 
 
4. В последнем типе покроя сборки делались не только на спине, но и спереди, т.е. кругом по талии. Такой одеждой являлась чемера, чемерка, чамарка. 
 
Обязательной частью любой одежды у украинцев был пояс. В мифологическом сознании восточных славян он играл роль оберега, защиты человеческого тела. Нарядные пояса были длиной до 3-4 метров, ими обматывали талию в несколько раз, а концы, завершавшиеся кистями, свешивались до колен или ниже. Прежде у украинцев были в моде шелковые персидские пояса, невесту подпоясывали вышитым полотенцем - рушником; донские казаки подпоясывали кубелек (род сарафана) поясом из кованого серебра. 
 
Мужские головные уборы украинцев весьма разнообразны по форме, материалу и названиям. По форме - это конусы, цилиндры и полукруглые шапки. Изготовлялись головные уборы из меха (овчины), шерсти, сукна. 
 
В числе последних - высокая барашковая шапка (кучма), зимняя шапка с удлиненными наушниками (треух, малахай), шляпа из войлока и соломы (бриль). В конце XIX в. украинцы стали носить на голове широко распространенные среди других этнических групп картуз и кепки. 
 
Женские головные уборы разнообразны по конструкции, но их объединяет одно отличие от девичьих - они должны полностью укрывать голову, не оставляя открытыми волосы. Это также находит объяснение в мифологическом сознании славян; традиция закрывать голову женщины сохранилась и в XX веке. Появиться с непокрытой головой в обществе, и особенно в церкви, считалось большим позором для славянской женщины. Одним из самых распространенных головных уборов замужних женщин был и остается четырехугольный платок. Генетически он восходит к головному покрывалу (намiтка, перемiтка, серпанок) - длинному полотенцу, которое завязывали сзади, опуская концы вдоль спины. Подобный головной убор сохранился в качестве национального в западных районах Украины. 
 
Головной убор кибалка, хомевка, хомля в своей простейшей форме имеет вид обруча или дуги, обращенной назад. На него украинки накручивали свои волосы. Кибалка служила в качестве каркаса для верхнего головного убора. 
 
Упрощенный вариант головного убора украинских женщин - мягкая легкая шапочка (очипок, чепец, чепчик), которая завязывалась шнурком, продернутым сквозь подшивку. Шили чепец из куска тонкой ткани разных цветов, с поперечным подрезом на лбу. Подрез делали так, что надо лбом образовывались мелкие сборки, ткань на лбу оставалась гладкой. На затылке закладывали рубец, через который продевался шнурок. Нарядные чепцы шили из золотой или серебряной парчи. Восточноукраинский седловидный чепец с двумя стоячими гребнями поперек головы испытал влияние южнорусского кокошника с двумя гребнями. 
 
Мировой известностью пользовались украинские венки из искусственных и живых цветов с лентами как девичий головной убор. Наряду с ними были известны и другие: металлическая проволока с подвесками, лента, платок, кусок серебряной или золотой парчи, картонный круг и т.д. Все они - круглой или полукруглой формы. Девичьи головные уборы не закрывали голову и косу - последняя являлась основной прической украинской девушки. Черкасские жены носят на голове небольшие шапочки из пестрой материи, и повязывают сверх оных повязку, у которой назади от узла висят вышитые лопости. Девушки плетут свои волосы не так, как российские в одну, но и в две косы, обвивают около головы и повязывают пестрою повязкою, которая вынизана бисером. На голову женщины надевали сперва "очипок" (повойник), стягивавшийся на затылок, затем обвивали голову хлопчатобумажным платком, завязывая концы его на лбу, а девицы - под подбородком и очипка не носили, по праздникам же вместо платка на голову надевали убор из разноцветных лент и ими же убирали всю косу. 
 
Обувь украинцев - как мужская, так и женская, изготовлялась из кожи, которую изначально не шили, а закладывали складками, морщили, привязывая к ногам длинной веревкой. Отсюда и название - морщуни, морщенцi, постоли, ходаки. Кожаная обувь с высокими голенищами (чоботи) шилась без каблуков. Иногда каблук заменяла небольшая железная подковка на пятке.

Информация о работе Костюм народов