Костюм народов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Декабря 2012 в 20:38, курсовая работа

Описание работы

На Гуцульщине получил многостороннее развитие типичный для всех восточных славян прием орнаментации тканей в виде чередующихся гладких и орнаментированных полос и бордюров. В Украинском художественном ткачестве получила широкое развитие растительная орнаментика, излюбленным мотивом при этом стал ветвистый цветок или дерево. Этот мотив характерен как для рушников, так и для ковроткачества, распространенного на Украине повсеместно, но особенно в центральной и восточной ее областях.

Файлы: 1 файл

информация Даша.docx

— 135.27 Кб (Скачать файл)

Верхушка реестрового  войска, владеющая имениями и промыслами, эксплуатировала зависимых крестьян и рядовых казаков. Бедные казаки вели постоянную борьбу против притеснений  старшины, участвовали в народных восстаниях и освободительном движении против господства Речи Посполитой. Шляхте не удалось посеять вражду между  реестровыми и запорожскими казаками. «Легче волком пахать,— говорили шляхтичи,—  чем казаком против казака воевать». Позже реестровые полки стали  серьезной силой освободительной  войны на Украине.

Положение реестрового казачества накануне освободительной войны  ухудшила так называемая Ординация  Войска Запорожского реестрового (1638), которая упразднила выборность старшины и казацкий суд. Реестровцы поступили  в полное распоряжение польского  правительственного комиссара. Притеснения  вызвали недовольство реестрового  казачества.

4.         Борьба украинских казаков против агрессии Крымского ханства и султанской Турции

Вследствие распада Золотой  Орды в Крыму возникло татарское  военно-феодальное государство —  Крымское ханство (1449—1783), которому подчинялись  кочевые орды Северного Причерноморья, Приазовья и Кубани. Вся полнота  власти принадлежала хану и беям (зажиточным приближенным хана), а также мусульманскому духовенству во главе с муфтием. Захватив ряд городов на побережье  Крыма, Турция вынудила хана признать вассальную зависимость от султана (1478).

Население Крыма занималось земледелием, скотоводством и ремеслом. Оно платило хану и беям обременительные  налоги. Крымских феодалов мало беспокоило развитие хозяйства в крае. Они  принуждали мужчин участвовать в  захватнических походах на соседние земли Украины, России и Польши, грабили  там города и села, брали в плен («ясырь») людей, которых потом продавали  на невольничьих рынках. Самый большой  невольничий рынок находился  в городе Кафе (давнее название Феодосии).

От крымских и турецких нападений постоянно опустошались Киевщина, Переяславщина, Полтавщина, Подолия, Волынь, Галичина. В течение 1450—1556 гг. Украина пережила свыше 80 вражеских вторжений. Крымские орды дважды (в 1482 и 1484 годах) нападали на Киев и разрушали город. Сотни сел  сжигали дотла, уничтожали или брали  в плен тысячи людей. Пограничные  крепости не могли остановить вражеских  агрессий. Глубокую печаль выражала народная песня:

Зажурилась Україна, Витоптала  орда кіньми

Бо нічим прожити, маленькії  діти

Подлинными защитниками  украинского народа от крымских захватчиков  выступали запорожские казаки и  их главная крепость Сечь. Союзниками запорожцев стали донские казаки. Плечом к плечу они не только защищали родные земли от врагов, но и организовывали походы в Крымское ханство и по Черному морю в Турцию, освобождали  пленных.

В этой героической борьбе прославились легендарные казацкие вожаки. Например, Самойло Кишка, участник героических походов в Турцию, попал в плен и пробыл там, около 25 лет. В 1599 г. на Черном море возле города Гезлева (ныне Евпатория) он поднял восстание  невольников-гребцов на галере (военном  судне). Восставшие пленники захватили  корабль, уничтожили команду и вернулись  на Украину. Это восстание воспето  в народной думе «Самийло Кишка». Запорожские  казаки избрали мужественного Самойла  Кишку гетманом (1599 —1602). Он погиб  в одном из походов. На легких челнах — чайках запорожцы достигали  берегов Турции, чтобы спасти из неволи своих соотечественников. Они  угрожали даже столице турецкой —  Стамбулу. Выдающимся событием в истории  совместной борьбы донцов и запорожцев против Турции и Крымского ханства  было взятие Азова — турецкой крепости в устье Дона. В течение нескольких лет (1637 —1642) казаки обороняли ее от врагов, не позволяли им опустошать русские и украинские земли. Этот исторический эпизод известен под названием  «Азовское сидение».

Российское государство  укрепляло оборону южных земель и не раз посылало свои войска на помощь Запорожской Сечи, помогало казакам оружием и деньгами, позволяло  донцам действовать сообща с запорожцами. Совместной борьбой против врагов запорожские  и донские казаки отстаивали свободу  и независимость России и Украины.

Запорожская Сечь оставалась могучей твердыней над Днепром, а ее отважное казачество стояло стеной, Преграждая путь вражеским нашествиям.

 

II.        Становление культуры украинского народа. Быт и обычаи

Духовная культура украинского  народа развивалась как феодальная, то есть такая, которая служила господствующему  классу. Но эксплуатируемые массы  крестьян, казаков и горожан Украины  создавали свою, демократическую  культуру, которая идейно противостояла  феодальной. Демократическая культура подчинялась интересам антифеодальной и освободительной борьбы, способствовала росту национального самосознания, идей единения украинского народа с  братским русским народом.

1.         Просвещение и научные знания

Издавна на Украине существовало домашнее (семейное, родительское) обучение и воспитание детей. Детям передавались трудовой опыт и жизненная мудрость, красота родного языка, стремление к воле и братству. Люди стихийно стремились овладеть научными знаниями, опираясь на мгновековой опыт поколений. Это стихийное народное образование  и накопленные знания стали основой  и начальным этапом познания жизни, наук, способствовали возникновению  школ грамоты в далекие времена  средневековья. Развивался украинский язык, который играл значительную роль в развитии просвещения и  научных знаний, духовном прогрессе  на Украине.

Первая украинская школа  возникла в 1550 г. в местечке Красноставе (Восточная Галичина). Такие школы  грамоты открывались тогда при  церквях и монастырях, где появилось  образованное духовенство. Но школ было мало, и они не могли обеспечить массу людей даже начальной грамотой.

Значительным центром  школьного образования и науки  на Украине стала Острожская греко-славянская школа (1578), которая поднялась до уровня академий того времени. В ней  преподавались грамматика, арифметика, астрономия, музыка, греческий, латинский, польский и славянский (русский) языки. Первым ректором этой школы стал ученый-просветитель Герасим Смотрицкий, а преподавателями  были Демьян Наливайко (брат народного  героя), Василий Суражский, Тимофей  Михайлович и другие образованные люди. Острожская школа давала среднее  и высшее образование. В ней получил  образование Петр Сагайдачный.

Острожская школа существовала до 1640 г. и оказала заметное влияние  на дальнейшее развитие просвещения  Украины, подготовила определенные условия для появления братских школ (т. е. школ, открываемых братствами) во Львове, Каменце-Подольском, Виннице, Луцке, Киеве и других городах. Первой была открыта братская школа во Львове (1586), а ее ректором стал Иов Борецкий, преподавателями — Стефан и Лаврентий  Зизаний, Памво Беринда и др. Обучение в братских школах регламентировалось уставом («Порядок школьный»). В братских школах обучались дети шляхты, духовенства, мещан, казаков (преимущественно зажиточных).

С начала XVII в. центр просвещения  на Украине переместился в Киев, где в 1615 г. была открыта братская школа и группировались ученые-просветители Иов Борецкий (переехал из Львова и  стал ректором Киевской братской школы), Елисей Плетенецкий, Захария Копистенский, Тарас Земка, Мелетий Смотрицкий, Касиян Сакдвич и др. Рядом с  братской школой на Подоле митрополит Петр Могила в Печерской лавре  основал гимназию. В 1632 г. обе школы  объединились в Киевский коллегиум, который сравнялся с иностранными высшими учебными заведениями. В  коллегиуме получали знания по философии, истории, математике, астрономии и другим наукам. Преподавались славянский, греческий, латинский и польский языки. Киевский коллегиум имел значительное влияние на развитие просвещения на Украине, а также в Белоруссии, России, Молдавии, Сербии и других странах.

Преподаватели тогдашних  школ создавали учебные пособия. Например, по «Грамматике славянской» (1619) Мелетия Смотрицкого обучались  учащиеся русских, украинских и белорусских  школ на протяжении почти 150 лет. М. В. Ломоносов  называл ее «вратами учености».

В центрах просвещения  — Остроге, Львове, Киеве развивалась  наука, создавались книги по языкознанию, философии, астрономии, математике. Среди  ученых известны имена профессоров  Юрия Котермака, Павла Русина, Иннокентия Гизеля, Иосифа Кононовича-Горбацкого.

Острожская школа, Киевский коллегиум, братские школы одновременно были и центрами борьбы против наступления  католицизма и униатства. На Украине  организовывались католицкие и униатские  школы с целью расширения там, среди населения католицизма  и униатства. В частности иезуитские коллегиумы были в Львове, Луцке, Каменце-Подольском, Остроге и других городах. Они  способствовали полонизации (ополячиванию) и окатоличиванию прежде всего украинской шляхты и магнатов. Но православные школы отстаивали право украинского  народа на свой язык, культуру и духовную жизнь. Их деятельность имела большое  значение в развитии просвещения  и научных знаний на Украине.

2.         Книгопечатание

На Украину книги длительное время привозились из других стран, поскольку собственного книгопечатания не было. В учебнике по истории СССР рассказывалось о деятельности в  Москве первопечатника Ивана Фёдорова и его помощника белоруса Петра  Мстиславца. Гонимые в период царствования Ивана Грозного печатники переехали  в Литву. Они открыли типографию в городе Заблудове (Белоруссия), а  затем Мстиславец занимался печатным делом в Вильно, а Федоров —  во Львове.

На средства, пожертвованные мещанами, Иван Федоров основал первую на Украине типографию во Львове (1573), а в следующем году увидели  свет и первые книги — «Апостол»  и «Букварь» для обучения детей  грамоте. Начало книгопечатания — знаменательное событие в культурной жизни на Украине. Но из-за материальных трудностей Иван Федоров вынужден был продать  свою типографию и переехать в  Острог, где на средства магната  Константина Острожского основал  другую типографию и издал «Букварь» (1578), «Острожскую библию» (1581), «Хронологию» белорусского поэта Андрея Римши  и другие книги.

После смерти Ивана Федорова (1583) печатное дело на Украине продолжалось. В Львове его типографию выкупило братство и продолжало издание книг. Длительное время действовала и  типография в Остроге.

В конце XVI — начале XVII в. в  городах Украины действовали  около 40 типографий, в частности  в Львове, Остроге, Киеве, Почаеве, Луцке, Кременце, Чернигове. Известными последователями  Ивана Федорова стали печатники  Василий Суражский, Демьян Наливайко, Михаил Слёзка, Тимофей Вербицкий, Памво  Беринда, Тарас Земка и др. Значительным центром книгопечатания на Украине  стал Киев, где в начале

XVII в. типографию основал  (при Печерском монастыре) Елисей  Плетенецкий. Первой книгой был  «Часослов» (1617). Украинские печатники  издали немало книг антикатолического  и антиуниатского направления.

3.         Устное народное творчество. Язык. Литература

Народная культура нашла  свое яркое отображение в песнях, думах, сказках, легендах, поверьях, пословицах, поговорках. Исторические песни и  думы славили героическую борьбу украинского народа против феодалов и иноземных захватчиков.

О нападениях орд турецких и татарских феодалов рассказывают грустные песни «Волыночка», «Дунай, Дунаю, чему смутен, течешь», «Байда», а  также думы «Побег трех братьев из Азова», «Маруся Богуславка», «Самийло Кишка», «Казак Голота» и др. Песни  и думы исполняли талантливые  певцы-лирники и кобзари, странствовавшие  по Украине.

Ой, од Вісли до Києва

Пробитії шляхи.

Завладіли та несправедливо

Нашим краєм ляхи

поется в одной из песен  о захвате Украины польской шляхтой.

Песни и думы активизировали освободительное движение, антифеодальную борьбу народных масс. Много песен  и дум посвящалось народным героям — Наливайку, Сулиме, Павлюку, Острянину.

Устное народное творчество оказало благотворное влияние на формирование украинского литературного  языка. Старый «русский язык», который  базировался на древнерусской основе, составлялся из украинской и белорусской  разновидностей, служил официальным  языком Великого княжества Литовского несколько столетий. Это было записано даже в Литовском статуте 1566 г. На этом языке печатались книги и  писались научные трактаты, документы, произведения древней литературы. Он постоянно обогащался словами украинского  и белорусского народных языков, а  со временем послужил основой для  их собственного развития. О значении «русского языка» польский поэт начала XVII в. Ян Пашкевич писал: «Польша цветет латиной, Литва цветет русиной».

Заметным явлением в развитии литературы на Украине стало летописание, которое продолжило древнерусские  летописные традиции. Создавались хроники  и рассказы об исторических событиях. Среди них первостепенное значение приобрела «Краткая Киевская летопись» (XV — XVI вв.). При монастырях возникли Густинская, Острожская, Львовская, Хмельницкая, Межигорская летописи. В этих сочинениях проводилась патриотическая идея единства украинских земель, осуждался захват их иноземными державами, поддерживалось стремление народных масс к воссоединению  Украины с Россией.

Рядом с церковно-литературными  произведениями, такими, например, как  «Киево-Печерский патерик» XV в., на Украине  распространялась переводная литература. Переводились книги, поступавшие из Греции, Сербии, Италии, Ирландии, Индии  и других стран («Александрия», «Троянская история», «Сказание об индийском  царстве»).

С борьбой против наступления  католицизма и униатства связано  развитие полемической литературы (полемика — дискуссия, спор). Известно около 60 полемических произведений. Толчком  для их создания стала книга польского  публициста-иезуита Петра Скарги «О единстве церкви божьей» (1577), где  выдвигалась идея поглощения православной церкви католической под видом унии. Против выступил ректор Острожской школы Герасим Смотрицкий в книгах «Ключ царства небесного» и «Календарь римский новый» (1587). Эти произведения положили начало столетней полемике церковных деятелей Речи Посполитой и Украины.

Информация о работе Костюм народов