Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Декабря 2012 в 20:38, курсовая работа
На Гуцульщине получил многостороннее развитие типичный для всех восточных славян прием орнаментации тканей в виде чередующихся гладких и орнаментированных полос и бордюров. В Украинском художественном ткачестве получила широкое развитие растительная орнаментика, излюбленным мотивом при этом стал ветвистый цветок или дерево. Этот мотив характерен как для рушников, так и для ковроткачества, распространенного на Украине повсеместно, но особенно в центральной и восточной ее областях.
Верхушка реестрового
войска, владеющая имениями и промыслами,
эксплуатировала зависимых
Положение реестрового казачества накануне освободительной войны ухудшила так называемая Ординация Войска Запорожского реестрового (1638), которая упразднила выборность старшины и казацкий суд. Реестровцы поступили в полное распоряжение польского правительственного комиссара. Притеснения вызвали недовольство реестрового казачества.
4. Борьба украинских казаков против агрессии Крымского ханства и султанской Турции
Вследствие распада Золотой Орды в Крыму возникло татарское военно-феодальное государство — Крымское ханство (1449—1783), которому подчинялись кочевые орды Северного Причерноморья, Приазовья и Кубани. Вся полнота власти принадлежала хану и беям (зажиточным приближенным хана), а также мусульманскому духовенству во главе с муфтием. Захватив ряд городов на побережье Крыма, Турция вынудила хана признать вассальную зависимость от султана (1478).
Население Крыма занималось земледелием, скотоводством и ремеслом. Оно платило хану и беям обременительные налоги. Крымских феодалов мало беспокоило развитие хозяйства в крае. Они принуждали мужчин участвовать в захватнических походах на соседние земли Украины, России и Польши, грабили там города и села, брали в плен («ясырь») людей, которых потом продавали на невольничьих рынках. Самый большой невольничий рынок находился в городе Кафе (давнее название Феодосии).
От крымских и турецких
нападений постоянно
Зажурилась Україна, Витоптала орда кіньми
Бо нічим прожити, маленькії діти
Подлинными защитниками украинского народа от крымских захватчиков выступали запорожские казаки и их главная крепость Сечь. Союзниками запорожцев стали донские казаки. Плечом к плечу они не только защищали родные земли от врагов, но и организовывали походы в Крымское ханство и по Черному морю в Турцию, освобождали пленных.
В этой героической борьбе прославились легендарные казацкие вожаки. Например, Самойло Кишка, участник героических походов в Турцию, попал в плен и пробыл там, около 25 лет. В 1599 г. на Черном море возле города Гезлева (ныне Евпатория) он поднял восстание невольников-гребцов на галере (военном судне). Восставшие пленники захватили корабль, уничтожили команду и вернулись на Украину. Это восстание воспето в народной думе «Самийло Кишка». Запорожские казаки избрали мужественного Самойла Кишку гетманом (1599 —1602). Он погиб в одном из походов. На легких челнах — чайках запорожцы достигали берегов Турции, чтобы спасти из неволи своих соотечественников. Они угрожали даже столице турецкой — Стамбулу. Выдающимся событием в истории совместной борьбы донцов и запорожцев против Турции и Крымского ханства было взятие Азова — турецкой крепости в устье Дона. В течение нескольких лет (1637 —1642) казаки обороняли ее от врагов, не позволяли им опустошать русские и украинские земли. Этот исторический эпизод известен под названием «Азовское сидение».
Российское государство укрепляло оборону южных земель и не раз посылало свои войска на помощь Запорожской Сечи, помогало казакам оружием и деньгами, позволяло донцам действовать сообща с запорожцами. Совместной борьбой против врагов запорожские и донские казаки отстаивали свободу и независимость России и Украины.
Запорожская Сечь оставалась могучей твердыней над Днепром, а ее отважное казачество стояло стеной, Преграждая путь вражеским нашествиям.
II. Становление культуры украинского народа. Быт и обычаи
Духовная культура украинского
народа развивалась как феодальная,
то есть такая, которая служила
1. Просвещение и научные знания
Издавна на Украине существовало домашнее (семейное, родительское) обучение и воспитание детей. Детям передавались трудовой опыт и жизненная мудрость, красота родного языка, стремление к воле и братству. Люди стихийно стремились овладеть научными знаниями, опираясь на мгновековой опыт поколений. Это стихийное народное образование и накопленные знания стали основой и начальным этапом познания жизни, наук, способствовали возникновению школ грамоты в далекие времена средневековья. Развивался украинский язык, который играл значительную роль в развитии просвещения и научных знаний, духовном прогрессе на Украине.
Первая украинская школа возникла в 1550 г. в местечке Красноставе (Восточная Галичина). Такие школы грамоты открывались тогда при церквях и монастырях, где появилось образованное духовенство. Но школ было мало, и они не могли обеспечить массу людей даже начальной грамотой.
Значительным центром школьного образования и науки на Украине стала Острожская греко-славянская школа (1578), которая поднялась до уровня академий того времени. В ней преподавались грамматика, арифметика, астрономия, музыка, греческий, латинский, польский и славянский (русский) языки. Первым ректором этой школы стал ученый-просветитель Герасим Смотрицкий, а преподавателями были Демьян Наливайко (брат народного героя), Василий Суражский, Тимофей Михайлович и другие образованные люди. Острожская школа давала среднее и высшее образование. В ней получил образование Петр Сагайдачный.
Острожская школа существовала до 1640 г. и оказала заметное влияние на дальнейшее развитие просвещения Украины, подготовила определенные условия для появления братских школ (т. е. школ, открываемых братствами) во Львове, Каменце-Подольском, Виннице, Луцке, Киеве и других городах. Первой была открыта братская школа во Львове (1586), а ее ректором стал Иов Борецкий, преподавателями — Стефан и Лаврентий Зизаний, Памво Беринда и др. Обучение в братских школах регламентировалось уставом («Порядок школьный»). В братских школах обучались дети шляхты, духовенства, мещан, казаков (преимущественно зажиточных).
С начала XVII в. центр просвещения
на Украине переместился в Киев,
где в 1615 г. была открыта братская
школа и группировались ученые-просветители
Иов Борецкий (переехал из Львова и
стал ректором Киевской братской школы),
Елисей Плетенецкий, Захария Копистенский,
Тарас Земка, Мелетий Смотрицкий,
Касиян Сакдвич и др. Рядом с
братской школой на Подоле митрополит
Петр Могила в Печерской лавре
основал гимназию. В 1632 г. обе школы
объединились в Киевский коллегиум,
который сравнялся с
Преподаватели тогдашних школ создавали учебные пособия. Например, по «Грамматике славянской» (1619) Мелетия Смотрицкого обучались учащиеся русских, украинских и белорусских школ на протяжении почти 150 лет. М. В. Ломоносов называл ее «вратами учености».
В центрах просвещения — Остроге, Львове, Киеве развивалась наука, создавались книги по языкознанию, философии, астрономии, математике. Среди ученых известны имена профессоров Юрия Котермака, Павла Русина, Иннокентия Гизеля, Иосифа Кононовича-Горбацкого.
Острожская школа, Киевский коллегиум, братские школы одновременно были и центрами борьбы против наступления католицизма и униатства. На Украине организовывались католицкие и униатские школы с целью расширения там, среди населения католицизма и униатства. В частности иезуитские коллегиумы были в Львове, Луцке, Каменце-Подольском, Остроге и других городах. Они способствовали полонизации (ополячиванию) и окатоличиванию прежде всего украинской шляхты и магнатов. Но православные школы отстаивали право украинского народа на свой язык, культуру и духовную жизнь. Их деятельность имела большое значение в развитии просвещения и научных знаний на Украине.
2. Книгопечатание
На Украину книги длительное время привозились из других стран, поскольку собственного книгопечатания не было. В учебнике по истории СССР рассказывалось о деятельности в Москве первопечатника Ивана Фёдорова и его помощника белоруса Петра Мстиславца. Гонимые в период царствования Ивана Грозного печатники переехали в Литву. Они открыли типографию в городе Заблудове (Белоруссия), а затем Мстиславец занимался печатным делом в Вильно, а Федоров — во Львове.
На средства, пожертвованные
мещанами, Иван Федоров основал первую
на Украине типографию во Львове (1573),
а в следующем году увидели
свет и первые книги — «Апостол»
и «Букварь» для обучения детей
грамоте. Начало книгопечатания — знаменательное
событие в культурной жизни на
Украине. Но из-за материальных трудностей
Иван Федоров вынужден был продать
свою типографию и переехать в
Острог, где на средства магната
Константина Острожского
После смерти Ивана Федорова (1583) печатное дело на Украине продолжалось. В Львове его типографию выкупило братство и продолжало издание книг. Длительное время действовала и типография в Остроге.
В конце XVI — начале XVII в. в городах Украины действовали около 40 типографий, в частности в Львове, Остроге, Киеве, Почаеве, Луцке, Кременце, Чернигове. Известными последователями Ивана Федорова стали печатники Василий Суражский, Демьян Наливайко, Михаил Слёзка, Тимофей Вербицкий, Памво Беринда, Тарас Земка и др. Значительным центром книгопечатания на Украине стал Киев, где в начале
XVII в. типографию основал
(при Печерском монастыре)
3. Устное народное творчество. Язык. Литература
Народная культура нашла свое яркое отображение в песнях, думах, сказках, легендах, поверьях, пословицах, поговорках. Исторические песни и думы славили героическую борьбу украинского народа против феодалов и иноземных захватчиков.
О нападениях орд турецких и татарских феодалов рассказывают грустные песни «Волыночка», «Дунай, Дунаю, чему смутен, течешь», «Байда», а также думы «Побег трех братьев из Азова», «Маруся Богуславка», «Самийло Кишка», «Казак Голота» и др. Песни и думы исполняли талантливые певцы-лирники и кобзари, странствовавшие по Украине.
Ой, од Вісли до Києва
Пробитії шляхи.
Завладіли та несправедливо
Нашим краєм ляхи
поется в одной из песен о захвате Украины польской шляхтой.
Песни и думы активизировали освободительное движение, антифеодальную борьбу народных масс. Много песен и дум посвящалось народным героям — Наливайку, Сулиме, Павлюку, Острянину.
Устное народное творчество оказало благотворное влияние на формирование украинского литературного языка. Старый «русский язык», который базировался на древнерусской основе, составлялся из украинской и белорусской разновидностей, служил официальным языком Великого княжества Литовского несколько столетий. Это было записано даже в Литовском статуте 1566 г. На этом языке печатались книги и писались научные трактаты, документы, произведения древней литературы. Он постоянно обогащался словами украинского и белорусского народных языков, а со временем послужил основой для их собственного развития. О значении «русского языка» польский поэт начала XVII в. Ян Пашкевич писал: «Польша цветет латиной, Литва цветет русиной».
Заметным явлением в развитии литературы на Украине стало летописание, которое продолжило древнерусские летописные традиции. Создавались хроники и рассказы об исторических событиях. Среди них первостепенное значение приобрела «Краткая Киевская летопись» (XV — XVI вв.). При монастырях возникли Густинская, Острожская, Львовская, Хмельницкая, Межигорская летописи. В этих сочинениях проводилась патриотическая идея единства украинских земель, осуждался захват их иноземными державами, поддерживалось стремление народных масс к воссоединению Украины с Россией.
Рядом с церковно-литературными произведениями, такими, например, как «Киево-Печерский патерик» XV в., на Украине распространялась переводная литература. Переводились книги, поступавшие из Греции, Сербии, Италии, Ирландии, Индии и других стран («Александрия», «Троянская история», «Сказание об индийском царстве»).
С борьбой против наступления
католицизма и униатства