Культура русского зарубежья. Сохранение традиций и западные новации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2013 в 11:30, курсовая работа

Описание работы

Для выполнения поставленной цели, нами были определены следующие задачи исследования:
Анализ научно-практической литературы по теме исследования
Разработка критериев для систематизации трудов российских эмигрантов зарубежом
Систематизация творчества российской эмиграционной интеллигенции

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………….…......3
Глава 1. Введение в теорию межкультурной коммуникации ………………….....4
1.1 Общение и коммуникация. Основные формы коммуникации……………......4
1.2 Понятие «Межкультурная коммуникации».………………………………........5
1.3 Теория межкультурной коммуникации.…………………………………….......7
Глава 2. Культура русского зарубежья. Сохранение традиций и западные новации……………………………………………………….…..............................13
2.1 Эмиграция первой волны....................................................................................13
2.2 Высшее и среднее образование..........................................................................18
2.3 Наука.....................................................................................................................23
2.4 Русская зарубежная литература..........................................................................28
2.5 Искусство.............................................................................................................32
2.6 Традиций...............................................................................................................43
Заключение.................................................................................................................46
Список используемой литературы...........................................................................48

Файлы: 1 файл

готовая курсовая.doc

— 200.00 Кб (Скачать файл)

       Своеобразной вершиной признания  литературы Русского Зарубежья  стало присуждение в ноябре 1933 г. Нобелевской премии И.А. Бунину. Он стал первым русским писателем, удостоившим этой высокой награды.

«И.А. Бунин прожил несколько десятилетий во Франции. Читатель, вероятно, заключит, что этот писатель с мировым именем, нобелевский лауреат, блистал во «Всем Париже», окруженный завистливым почтением. Нет, не блистал, да и вряд ли кто из «всего Парижа» был с ним хорошо знаком. Прославился на месяц, когда получил нобелевскую премию, но отточенный отделкой своего письма так и не заинтересовал парижских литературных снобов. А затем снова стал для французов, которым примелькалась на улице или в кафе его характерная, очень прямая фигура, тонкое старческое лицо и холодный, высокомерный взгляд, всего-навсего «мсье Бунин», русским эмигрантом, который, кажется что-то пишет на своем сладкозвучном, но, увы, на французский совершенно непохожем языке. И мало кто из его соседей, в Париже или на Ривьере, где он жил долгие годы, вступал с ним когда-нибудь в разговор. По очень простой причине: Бунин плохо говорил по-французски. Понимал все, читал в подлиннике своего любимого Мопассана, но свободно изъясняться так и не научился. Невероятно, но факт!».

   Русская  Зарубежная литература явилась  прямой продолжательницей литературы  Серебряного века. Она заняла  достойное место в сокровищнице  мировой литературы. Однако, стоит  отметить, что большая часть писателей  и поэтов оказавшихся в эмиграции, утратив свои корни и потеряв широкого читателя, все же не смогли сполна реализовать свои возможности.

 

             2.5  Искусство

 

            Балет

 

          В начале ХХ века русское  балетное искусство достигло  своего расцвета. На сценах столичных театров блистали Матильда Кшесинская, Анна Павлова, Тамара Карсавина, Вера Трефилова, Вацлав Нежинский, Михаил Фокин и многие другие. Европейский зритель познакомился с русским балетом еще в 1909 году во время так называемых дягилевских сезонов в Париже. Они продолжались 6 недель и имели огромный успех. Это был триумф русского балета. В 1911 году из ведущих артистов была сформирована труппа «Русский балет», которая с этого времени начинает гастролировать по многим странам мира, демонстрируя сокровища русского театрального искусства: половецкие пляски из оперы «Князь Игорь», «Шехерезаду», «Лебединое озеро», «Жар-птицу», «Петрушку». Европейский зритель практически впервые услышал музыку М. Мусоргского, Н. Римского-Корсакова, П. Чайковского, И. Стравинского, увидел декорации А. Бенуа, Л. Бакста, К. Коровина, Н. Рериха, Н. Гончаровой, М. Ларионова. Руководителем и антрепренером этой труппы стал С.П. Дягилев. Он сделал русские сезоны эпохальным событием в культурной жизни Европы.

           Живя за счет гастролей «Русский Балет» не мог не учитывать симпатий публики и остаться в стороне от модных в европейском балете веяний. Именно в это время в Европе набирают силу различные модернистские течения. Труппа переживает тяжелые времена, когда с приходом Б. Нежинской в качестве балетмейстера, в ней начинает господствовать конструктивизм декораций, модернистское упрощение музыки и «акробатизм» хореографии.

Значение С.П. Дягилева для балетного искусства трудно переоценить. Именно С.П. Дягилев привез на Запад спектакли русской классики. Он выдвинул, а в ряде случаев и воспитал, хореографов, которые сыграли решающую роль в развитии мирового балета. Гастролируя по миру, дягилевцы проявляли живейший интерес к танцевальным традициям других стран, вбирая в свое творчество лучшие из них.

          Хореографы и балетмейстеры, работавшие  с С.П. Дягилевым, создали свои труппы. Наиболее известные деятели русского балета были приглашены в национальные театры различных стран в качестве балетмейстеров, солистов и артистов кордебалета.

         Так, любимец С.П. Дягилева С. Лифарь продолжил свою творческую работу в Гранд-Опера. Учитывая богатый опыт балетмейстера, руководство Сорбонны пригласило его на педагогическую работу, поручив ему чтение курса по истории и теории танца.

         Неожиданные педагогические способности обнаружила прима-балерина дореволюционного балета М.Ф. Кшесинская. Оказавшись с семьей в эмиграции и быстро прожив свои сбережения, она была вынуждена подумать о хлебе насущном. С этой целью балерина открывает студию танцев в Париже, из которой впоследствии вышли многие известные танцовщицы.

          При ее участии родился в  балете особый жанр пластической  мелодекламации. Поставленный для  нее М.М. Фокиным в 1907 году концертный номер «Умирающий лебедь», надолго стал символом всего русского балета. Титанический труд и необходимость зарабатывать себе на жизнь подорвали ее здоровье. Она скончалась в Гааге во время гастролей. Тело ее было перевезено в Лондон и похоронено на кладбище Гольдерс-Грин.

Судьбы артистов на чужбине оказались нелегкими. Но русский балет не просто ушел из жизни. Можно с уверенностью сказать, что он пустил глубокие корни, а зарубежный балет сформировался под влиянием русского балета.

 

                   Музыкальное искусство

 

          Для музыкантов и композиторов эмиграция оказалась не лучшим способом для продолжения творческой деятельности. Во-первых, они лишились своей публики. Ведь, если литератор может просто прочесть свое произведение, то музыканту необходимо устраивать дорогостоящие концерты, которые практически никогда не окупаются. Хорошо, если его творчество имеет камерный характер, тогда композитор может сам исполнить свои произведения. Но, если он симфонист, то для создания хорошего оркестра, ему необходимы огромные средства, которых, естественно, не было. Музыкальное творчество доходов не дает, его существование невозможно без меценатства. У русских эмигрантов денег не было, поэтому даже на концертах в Париже набиралось не более двухсот человек и то на две трети на бесплатные места.

Во вторых, возникли серьезные сложности и с публикацией музыкальных произведений. Несмотря на то, что вместе с композиторами эмигрировали четыре русских музыкальных издательства, фактически композиторы издаваться не могли. Издательства в тяжелых экономических условиях были вынуждены перейти на самоокупаемость, а поэтому печатали только известных авторов и то в малых количествах.

        В третьих, нужно учитывать  особенности эмигрантской публики,  которая жила воспоминаниями. Для  большинства была интересна та  музыка, которую они слушали в России. Их не интересовало новое.

       В четвертых, русские композиторы  потеряв прежнюю публику не  получили признание и среди  европейцев. Русский композитор  застал в Европе иное музыкальное  «понимание», иное звукосозерцание,  несомненно, более урбанизированное, потерявшее последние связи с эстетическими родниками.»

Перспективы для  развития музыкального творчества в  эмиграции сокращались также  отсутствием молодежи. Это объясняется  тем, что композитор обычно «закладывается»  в раннем детстве, годам к десяти, затем необходимы долгие годы учебы. Мировая война, революция и Гражданская война не позволили сформировать этой поросли, молодежь не успела получить музыкального образования. Композиторам Зарубежья почти всем было более 40 лет.

Все выше изложенное объясняет, на наш взгляд, причины угасания в эмиграции русского музыкального искусства. Многие композиторы, выехав за рубеж, вскоре почувствовали, что их положение менее выгодно, чем оставшихся в России, поэтому они решают вернуться.

        И все же не следует думать, что в эмиграции не было музыкального творчества.

Главенствующее  положение на музыкальном Олимпе в русском Зарубежье занимал  И.Ф. Стравинский. Несомненно, И.Ф. Стравинский был новатором в музыкальном искусстве. Он создал новый тип музыкального спектакля, характерный для современного условного театра, совмещающий различные театрально-сценические приемы: в балет вводится пение, а музыкальное действие поясняется речевой декламацией.

       Несмотря на то, что композитор  уехал из России еще задолго до революции, он остался истинно русским композитором. В конце своей жизни он говорил: «Я всю жизнь по-русски говорю, по-русски думаю, у меня слог русский».

Любимцем публики  был необычайно популярный в России до революции С.В. Рахманинов. В декабре 1917 года он уехал в Скандинавию и больше не вернулся в Россию. С этого времени начинается второй период его творчества, к сожалению, менее плодовитый, чем первый. Зарабатывая себе на жизнь, он гастролирует из страны в страну. Его называли первым пианистом мира. В отличие от большинства эмигрантов бедности он не знал. У него был прекрасный особняк на озере в Швейцарии, автомобиль, яхта. Не раз он оказывал бескорыстную материальную помощь многим своим соотечественникам. Первые 10 лет эмиграции Рахманинов не написал ничего нового. Многие объясняли это его душевным кризисом, вызванным разлукой с Родиной. Рассказывают, что, когда однажды в Швейцарии композитор Н.К. Метнер спросил у Рахманинова, почему он мало сочиняет, тот ответил: «Как же сочинять, если нет мелодии, если я давно уже не слышал, как шелестит рожь, как шумят березы».

        В последние годы жизни он  создал всего 6 крупных произведений, в которых преобладали темы  печали, тоски, смерти. Эта романтическая  нота особенно ярко проявилась  в Третьей симфонии (1936 г.) и «Рапсодии на тему Паганини» (1936 г.).

        Крупным представителем музыкального  искусства в русском Зарубежье  был С.С. Прокофьев. Еще до революции он прославился в России как композитор, пианист и дирижер. Покинул Россию в 1918 г. и до возвращения на родину жил в Париже. Он признавался друзьям, что в его ушах «должна звучать русская речь». Окончательно поняв всю бесперспективность своего проживания в эмиграции, в 1932 г. С.С. Прокофьев все же возвращается в СССР и начинает плодотворно работать, создав музыку к кинофильмам «Александр Невский», «Иван Грозный», балеты «Ромео и Джульетта», «Золушка», «Сказ о каменном цветке», оперу «Война и мир».

         И все же звездой первой  величины на музыкальном небосклоне  Зарубежья была фигура Ф.И. Шаляпина. Его концерты всегда проходили в переполненных залах. Для русских эмигрантов они были особенно волнующим, радостным событием. «Зал, переполненный бедно одетыми эмигрантами, вел себя истерически … Выкрики… Рыдания. Стены и пол сотрясались от хлопков», – так вспоминала Н. Ильина об одном из концертов певца в Харбине. За границей Шаляпин не бедствовал. У него не было отбоя от бесчисленных контрактов. В письме Горькому он писал «валюта вывихнула у всех мозги и доллар затемняет все лучи солнца. И сам я рыскаю теперь по свету за долларами и хоть не совсем, но по частям продаю душу черту». Отношения с советской Россией у него были сложными. Как уже отмечалось, из России он выехал в 1922 г. на гастроли, твердо решив не возвращаться. Такое решение не легко далось артисту: в России остались дети от первого брака. Известно, что в ноябре 1918 г. Шаляпину первому было присвоено звание Народного артиста республики. Но в 1927 г. его за невозвращение лишили этого звания. Ф.И. Шаляпин это тяжело переживал, о чем можно судить по его мемуарам.

В отличие от симфонической музыки русская опера  вызывала интерес у зарубежной публики. Это объяснялось тем, что она  была очень зрелищным видом искусства, соединявшим пение, сценографию  и декорации, причем, каждому из этих элементов, уделялось большое значение. В отличие от России, в традициях европейского театра огромное внимание уделялось только вокалу, поэтому русская опера выгодно отличалась от европейской. Нравилось также обилие в русских операх массовых хоровых сцен. Поэтому большинство театров мира с удовольствием приглашали русских певцов и ставили русские оперы.

Театр

 

          В культуре Русского Зарубежья  видное место занимает драматическое  искусство. Оно было представлено  выехавшими из России актерами.

Первым драматическим театром была так называемая «Пражская группа» Московского Художественного театра, которая через Константинополь выехала в начале в Болгарию, затем в Сербию, и в конце концов остановилась в Праге. Они создали здесь театр с чеховской эмблемой «Чайки». Это был единственный театральный коллектив, который выехал из России с готовым репертуаром, декорациями, костюмами и полным реквизитом. Театр действовал, в основном, на средства правительства Чехословакии. Коллектив выезжал на гастроли в Англию, Австрию, Болгарию, Бесарабию, Германию, Румынию, Королевство СХС. За рубежом слава этого театра была столь велика, что артистов повсюду принимали очень радушно.

          Несколько русских драматических  коллективов существовало в Париже. В 1924 г. известный театральный режиссер Ф. Комиссаржевский открыл театр-кабарэ «Радуга», но он просуществовал не долго. В этом же году возникает постоянно действующий Русский драматический театр. Во главе коллектива становится А.И. Хорошавин. В качестве режиссера был приглашен В.Д. Муравьев-Свирский, после его смерти артист МХТа И.В. Дуван-Терцев. Театр действовал недолго, всего один сезон.

           В 1927 г. в Париже артисткой Петербургского Малого театра Д.Н. Кировой (кн. Касаткиной-Ростовской) был основан Русский интимный театр. Д.Н. Кирова выступала в нем не только как актриса, но и как режиссер театральной труппы. Кроме классики они ставили пьесы современных авторов.

Русский эмигрантский театр устанавливал контакты с французскими театрами, в которых русскими режиссерами  ставились пьесы русских драматургов. Самым значительным событием театральной жизни «русского Парижа» в 1920-е гг. были гастроли Московского Художественного театра, которые состоялись в декабре 1922 г. Было дано 8 спектаклей, среди них «Царь Федор», «На дне», «Вишневый сад». В Париж приехали О. Книппер, К. Станиславский, И. Москвин, В. Качалов, В. Лужский, Л. Вишневский. «Последние новости» писали: «приехали кудесники. Вновь ожили старые чары, вновь потрясена душа наша. Осиротевшими останемся мы здесь без них, принесших с собой прелесть родины, волшебство классической речи, строгость движений, затаенную скорбь души». Многочисленные попытки создания театральных коллективов из выехавших актеров предпринимались в Берлине. Свидетельство об этом мы можем получить из статьи Г. Офросимова, опубликованной в 1921 г. в газете «Голос эмигранта». «Первые спектакли в Берлине были организованы Л.Б. Потоцкой и В.М. Шумским в августе 1919 в помещении Deutsch. Theater и Theater des Westens. Даны были «Осенние скрипки», «Роман», «Ревность», «Земной рай». Открытие собрало переполненный зрительский зал и спектакли эти встретили благоприятные отзывы и поддержку не только существовавшей тогда русской прессы, но даже и немецкой. Однако вследствие повышения цен на места и ряда других причин спектакли эти, происходившие в праздничные дни утром, начали давать большой убыток, и их пришлось прекратить.

Информация о работе Культура русского зарубежья. Сохранение традиций и западные новации