Культура русского зарубежья. Сохранение традиций и западные новации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2013 в 11:30, курсовая работа

Описание работы

Для выполнения поставленной цели, нами были определены следующие задачи исследования:
Анализ научно-практической литературы по теме исследования
Разработка критериев для систематизации трудов российских эмигрантов зарубежом
Систематизация творчества российской эмиграционной интеллигенции

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………….…......3
Глава 1. Введение в теорию межкультурной коммуникации ………………….....4
1.1 Общение и коммуникация. Основные формы коммуникации……………......4
1.2 Понятие «Межкультурная коммуникации».………………………………........5
1.3 Теория межкультурной коммуникации.…………………………………….......7
Глава 2. Культура русского зарубежья. Сохранение традиций и западные новации……………………………………………………….…..............................13
2.1 Эмиграция первой волны....................................................................................13
2.2 Высшее и среднее образование..........................................................................18
2.3 Наука.....................................................................................................................23
2.4 Русская зарубежная литература..........................................................................28
2.5 Искусство.............................................................................................................32
2.6 Традиций...............................................................................................................43
Заключение.................................................................................................................46
Список используемой литературы...........................................................................48

Файлы: 1 файл

готовая курсовая.doc

— 200.00 Кб (Скачать файл)

           В большинстве своем к концу  1930-х годов чисто русских театральных  коллективов уже не существовало. Эмигранты адаптировались к окружающей действительности, освоили язык стран проживания и острой потребности в существовании собственно русских театров уже не было. И все же русское зарубежное искусство внесло существенный вклад в развитие мирового театра и кино. Большую роль в этом сыграли такие режиссеры-новаторы как М.А. Чехов и Н.Н. Евреинов.

 

                                                    Живопись

 

            В 1920-е годы в эмиграции по  разным причинам оказались такие  видные представители изобразительного  искусства как Л.С. Бакст, А.Н. Бенуа, И.Я. Билибин, Н.С. Гончарова, М.В. Добужинский, М.Ф. Ларионов, В.В. Кандинский, С.Т. Коненков, К.А. Коровин, С.К. Маковский, Н.К. Рерих, З.Е. Серебрякова, С.Ю. Судейкин, М.З. Шагал, А.Г. Явленский и многие другие.

Русские художники  в эмиграции представляли самые различные течения и жанры. Среди них были как широко известные мастера, так и начинающие. Лишь немногим удалось открыть свои мастерские и продолжить работу на чужбине. Вместе с тем, ряд известных художников продолжал выставляться. Их работы покупали картинные галереи и коллекционеры. В отличие от литературы изобразительное искусство является интернациональным жанром, в нем отсутствуют языковые барьеры, оно в большей степени аполитично. Поэтому признанные мастера сохранили свою популярность и в эмиграции. Кроме того, большая часть из них, уехав, не теряла связей с коллегами-соотечественниками, участвуя в совместных выставках и вернисажах.

Известным художником Зарубежья был А.Н. Бенуа, один из основателей «Мира искусства». За границу он уехал в 1926 г. и обосновался в Париже. Здесь он сотрудничал с газетой «Последние новости», помещая статьи по истории искусства, продолжал создавать графические работы. Однако подлинную революцию он совершил в театральном декоративном искусстве. До него декорации театральных сцен практически не были связаны с содержанием спектакля, а были его красочным фоном. С приходом Бенуа декорации становятся неотъемлемой частью всей композиции спектакля. Шедеврами живописи стали его декорации, показанные во время дягилевских сезонов к балетным постановкам «Золотой петушок» Римского-Корсакова, «Лебединое озеро» и «Щелкунчик» Чайковского. Им были оформлены оперные спектакли «Садко» Римского-Корсакова, «Пиковая дама» Чайковского, «Риголетто» Дж. Верди. и др.

          Широкую известность, как художник-декоратор, приобрел в эмиграции М.В. Добужинский, уехавший из России в 1924 году. Его работы выставлялись как на групповых зарубежных выставках в Париже (1923) и Дрездене (1924), так и на персональных в Петрограде (1925), Таллинне (1925), Амстердаме (1928) и Лондоне (1935).

          В известном смысле против  своей воли попал в эмиграцию  Н.К. Рерих.: С 1916 г. по состоянию здоровья был вынужден поселиться в Финляндии, а после ее отделения оказался за пределами России. Его дневники свидетельствуют, что художник не собирался порывать с родиной. Советскую Россию он воспринимал как реальность. Нельзя забывать также, что социальные взгляды находились в стороне от марксизма, которому, по мнению Рериха, не хватало духовности.

            В 1920 г. персональная выставка Н.К. Рериха открылась в Нью-Йорке. Она имела ошеломляющий успех. Здесь экспонировалось 175 работ художника. Все эти работы были, с одной стороны необычны для американцев по своей тематике, а с другой – очень убедительны по своим общечеловеческим идеалам и мастерству исполнения. После Нью-Йорка жители еще 28 городов США увидели картины Рериха. Впоследствии он еще несколько раз приезжал в США (1924, 1929, 1934 гг.). Можно говорить об огромном позитивном влиянии Рериха на культурную жизнь США и их искусство. Особенно сильным это влияние было на творчество американского художника Рокуэлла Кента. Имя Рериха и сейчас не предано забвению в США.

          Кроме занятий живописью Н.К. Рерих уделял внимание работе над театральными декорациями. Так, в 1922 г. в Чикаго он создал декорации для оперы «Снегурочка», в 1930 г. в Нью-Йорке для балета Стравинского «Весна священная». Широкую известность Рерих получил как археолог и этнограф.

В отличие от других художников оказавшихся на чужбине  Рерих не только продолжает свое творчество, но и ведет огромную общественную работу. Художник разрабатывает оригинальную эстетическую концепцию. В 1920 г. в США он организует Институт объединенных искусств, считая, что искусство очистит человечество. Здесь работали секции изобразительных искусств, музыки, хореографии, архитектуры, театра, литературы и другие. Институт был создан для работы среди молодежи.

           В начале 1930-х г. по его инициативе  была создана Всемирная лига  культуры. Программа Лиги предусматривала работу по распространению идей мира и по охране культурных ценностей, предполагалось также оказывать поддержку передовым научным изысканиям, изучать вопросы материнства и детского воспитания, обмениваться культурными достижениями между государствами.

             В конце жизни художник все  же решает вернуться в Россию, но затянувшееся оформление документов  не позволило ему это сделать.  И он умер на чужбине.

Мы видим, что  судьба благосклонно отнеслась к  видным представителям изобразительного искусства Зарубежья, но мемуары большинства из них свидетельствуют о щемящей тоске по родине. Как знать, быть может, если бы в их жизни не было изгнанничества, их творческое наследие оказалось бы более значительным.

          Трудность, с которой постоянно  сталкивались как формационная теория, так и прогрессистская философия культуры, заключалась в невозможности адекватного объяснения того, почему некоторые ценности и значения, получившие выражение в произведениях далекого прошлого, не утрачивают своей функциональности и сохраняются в духовной жизни много времени спустя после того, как условия, их породившие, очевидным образом ушли в прошлое. Некоторые представления и типы мышления (мифы и религия) продолжают удерживаться в общественном сознании, несмотря на все успехи в научном объяснении мира. Почему социальные и культурные институты (например, семья и церковь), подвергаясь изменениям, оказываются необходимыми и на поздних ступенях прогресса? И, наконец, почему вместо развития как восхождения по ступенькам прогресса движение вперед сопровождается возвратом к пройденным ступеням?

Попыткой найти  выход из теоретического тупика стало  обращение к понятию «традиция». Как полагалось, помимо собственно общесоциальных и социально-экономических  факторов в детерминации культуры действуют еще и традиции, как особое начало, поддерживающее преемственность в обществе вопреки смене формационных факторов.

           Однако консервация общей системы  ценностей, догматизация религии  или идеологии, канонизация художественной  жизни, сопровождаемые отторжением нововведений или заимствований, может означать застой и приводить к длительной стагнации общества в целом. В этом состоянии общество может существовать десятилетиями и даже веками, без значимых прибавлений и убавлений в своей духовной и социальной жизни. Конечно, в нем происходят постоянные циклические изменения, повторяющие «по кругу» много раз пройденные этапы и формы духовной жизни, но эта цикличность не приводит к кумулятивным сдвигам.

         Однако всякое достаточно сложное общество, несмотря на всю важность традиций, которые обеспечивают устойчивость, авторитет культуры, нельзя себе представить без развития, без обновления культурного опыта, без новаций.

 

                                2.6 Традиции

 

          Традиции – социальное и культурное наследие, передающееся от поколения к поколению и воспроизводящееся в определенных обществах и социальных группах в течение длительного времени. Традиции включают в себя объекты социокультурного наследия (материальные и духовные ценности); процессы социокультурного наследования; способы этого наследования. В качестве традиций выступают определенные культурные образцы, институты, нормы, ценности, идеи, обычаи, обряды, стили и т.д.

Традиции присутствуют во всех социальных и культурных системах и в известной мере являются необходимым условием их существования. Особенно широка их сфера в архаичных и докапиталистических обществах. Традиции присущи самым разным областям культуры, хотя их удельный вес и значение в каждой из этих областей различны; наиболее важное место они занимают в религии.

Многообразие  существующих в мире культур в  значительной мере обусловлено многообразием  соответствующих культурных традиций. Благодаря современным средствам  коммуникации значительно расширяются  возможности заимствования и взаимообмена в сфере культурного наследия различных обществ. Заимствуемые элементы культурного наследия, выступающие первоначально как инновации для заимствующей культуры, впоследствии нередко традиционализируются в ней, становясь ограниченной частью собственного культурного традиционного комплекса.

Традиции образуют «коллективную память» обществ  и социальных групп, обеспечивая  их самотождественность и преемственность  в их развитии. Социальная и групповая  дифференциация оказывает существ, влияние интерпретацию и использование общенационального культурного наследия. Кроме того, отдельные группы, классы, слои обладают своими собственными традициями. В дифференцированных обществах существует также множество разнообразных временных ориентации, устремлений на ту или иную историческую эпоху, рассматриваемую в качестве «подлинно» традиционной и образцовой. Отсюда множественность и противоречивость традиционных культурных форм и их интерпретаций.

           Традиционная культура характеризуется  доминированием традиционности над новаторством. Ее характерные черты:

     –  неукоснительное следование образцам  поведения, усвоенным с детства  от старших. Подражание и послушание  обеспечивают сохранение социального  опыта и передачу его от  поколения к поколению. Решения и указания старейшин – хранителей социального опыта – беспрекословно выполняются;

    –  высокий уровень нормативности,  охватывающей все стороны жизни  людей.            Множество различных запретов  – табу, которые не подлежат  обсуждению и рациональному обоснованию. Господство коллективистского и конформистского духа в сознании людей;

    –  нетерпимость ко всему чужому, пришедшему из другой культуры (ксенофобия). Осуждение попыток  творчества, направленного на обновление  традиционных норм жизни и  деятельности.

           Понятно, что традиционная культура  ставит преграды переменам в  образе жизни и мышления людей.  Следствием этого является устойчивость  быта, житейской психологии, хозяйственного  уклада, форм социального устройства. Общество веками остается почти неизменным.

           Тем не менее, в процессе  функционирования такой системы  как культура в различных ее  элементах и подсистемах формируются  и накапливаются противоречия. Система  оказывается разбалансированной  и дает сбои, усиливаются дезинтеграционные тенденции. Может сложиться кризисная ситуация, поэтому процесс обновления необходим. Если деформация происходит одновременно в нескольких подсистемах культуры (например, политике, экономике и т.д.), то кризис становится всеохватывающим, приобретает системный характер.

 

                   Заключение

 

           Любая масштабная эмиграция из  любой страны, как насильственная, так и добровольная, – показатель  глубокого кризиса, охватившего  эту страну, кризиса экономического, политического, социального, прежде всего – духовного, когда страна отторгает от себя часть своего населения, зачастую – самую свободолюбивую и активную, чтобы оставшиеся под страхом смерти смогли вместиться в прокрустово ложе узкой, нетерпимой к иным взглядам и образу жизни идеологии. Эта узость неминуемо приводит и к экономическому упадку, ибо рабский труд – самый непроизводительный, а в подобных странах иного, свободного и производительного труда, не бывает.

             История России ХХ столетия  – это цепь непрекращающихся  кризисов, следствиями которых являлись новые массовые миграционные потоки – своеобразные «кровопускания». Это цепь невероятных испытаний и напряжений русского этноса под чудовищным гнетом социальных ломок, массовых уничтожении в годы репрессий и Второй мировой войны с единым желанием – выжить, уцелеть и, в конце концов, зажить достойно.

           Проблему русской эмиграции и  возвращения не понять без  разрешения этой нашей общей  проблемы русской жизни, русского  характера, русского пути в  ХХ веке. То, что происходило в России и эмиграция из нее – это две стороны одной медали – русского кризиса (падения и наказания). Эмиграция – попытка «в одиночку» выйти из этого кризиса. Это невозможно. Необходимо общее покаяние и искупление.

           Обобщая вышеизложенное, необходимо обозначить основные идеи Культуры  Русского Зарубежья:

- создание и  поддержка русскоязычных учебных  заведений всех 

 ступеней(начальной,  средней, высшей) в крупнейших  центрах эмиграции(Берлин, Париж,  София, Харбин, Прага);

- стремление  сохранить национальную культуру, родной язык, народные традиции и веру, русский менталитет, сохранить преемственность многовековой русской культуры, сливая ее с мировым общечеловеческим опытом;

- стоявшие в  центре педагогических поисков  вопросы нравственного и религиозного воспитания подрастающего поколения;

-создание новых  учебных программ и учебников.

       Подводя итог краткому рассмотрению культуры русского зарубежья, следует отметить, что она была явлением многогранным, неординарным и самобытным, оказавшим значительное влияние на мировую культуру в целом. Огромный духовный потенциал Зарубежной России позволил не только сохранить, но и значительно развить отечественные культурные традиции. Достижения эмигрантской культуры, к сожалению, долгое время оставались неизвестными на родине, только сейчас начинается активное их изучение и осмысление.

Информация о работе Культура русского зарубежья. Сохранение традиций и западные новации