Культура Тоншаевского района

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Мая 2013 в 16:41, курсовая работа

Описание работы

Основной целью данной работы является изучение культуры Тоншаевского района , как фактора социальных изменений в жизни населения. Для достижения данной цели в представленной работе необходимо решить следующие задачи:
▬ исследовать культуру района, ее развитие и влияние на жизнь населения
▬ охарактеризовать социокультурный процесс и проанализировать факторы, влияющие на его динамику;
▬ обобщить полученный материал и отразить его в работе.

Содержание работы

Введение.
1. Русская крестьянская культура.
1.1. Крестьянская община
1.2. Семья
1.3. Дом русского крестьянина
1.4. Мебель крестьянства
1.5. Влияние русской православной церкви
1.6. Культура мари
1.7 Территория современного Тоншаевского района в древности и в средние века

2. Культура Тоншаевского района.
2.1.Культура Тоншаевского района в 20-30е годы XXвека.
2.2. Культура Тоншаевского района в годы Великой Отечественной Войны.
2.3. Культура Тоншаевского района в послевоенные годы.
2.4. Культура Тоншаевского района в эпоху «Застоя»
2.5. Культура Тоншаевского района в эпоху «Перестройки» и новой России.
Заключение.
Список использованной литературы.

Файлы: 1 файл

курсовая по культуре..doc

— 3.66 Мб (Скачать файл)

Продолжительность жизни была не велика, в ХIХ веке она не превышала 30-35 лет, редко когда мужчины достигали возраста 50 лет, женщины жили в среднем на два-четыре года дольше. 

Поэтому и браки  старались заключить раньше: юношей женили в возрасте 15-18 лет, девушек  выдавали замуж в 14-17 лет. Нередки были случаи, когда жена была старше мужа на 2-3 года, что было обусловлено человеческой физиологией. Девушка, оставшаяся в «девках до 20-22 лет» считали уже старой. Во конце ХIХ века с ростом продолжительности жизни населения, примерно на год-два сместился возраст вступающих в брак.

По русским  вековым традициям семьи создавались  сыновьями. Причем старший сын после женитьбы, вместе со своей женой и нарождающимися детьми – как правило,  оставался жить в семье отца. А следующие сыновья, по мере создания своей семьи, выделялись из хозяйства родительской семьи и начинали жить самостоятельно. 

Если же в  семье родителей были только дочери, то, как правило, одна из дочерей (чаще всего младшая), выходя замуж, оставалась вместе с мужем в семье своих  родителей. Но для мужчины было не очень престижно быть «примаком», то есть принятым в другую семью. В любом случае, стареющие родители при живых детях не оказывались вне семьи. 

Сына родители женили рано, далеко с этим не откладывали, стремясь получить в дом работницу-невестку. Инициатива в деле принадлежала именно родителям молодого человека, которые выбирали невесту сыну, часто не спрашивая его желания. Если даже женились и выходили замуж по своей воле, то обязательно с согласия родителей и по их благословению. Если девушка родителям парня не нравилась, искали другую невестку. 

Повсеместно было заведено засылать к невесте сватов (сваху) - иногда тайно, а иногда открыто. Во всяком случае, сватовство обставлялось собственной обрядностью, включавшей полусекретный характер миссии, образные выражения, в которых формулировалось предложение. В случае согласия сторон на брак устраивались смотрины: какая-нибудь родственница жениха отправлялась к невесте, чтоб оценить ее внешность и определить, каков ее характер. Если все было в порядке, составлялся брачный сговор с обязательствами сторон по срокам женитьбы, расходам на свадьбу, размером приданого от родителей невесты. 

В случае необходимости (если жених был незнакомый) родители невесты ехали осматривать его  жилище, знакомиться с ним самим, а обратно с ними шел их жених с гостинцем. Иногда еще устраивалось пропиванье-просватанье, а рукобитье проводилось отдельно; то и другое сопровождалось пирами, причитаньями невесты. По воспоминаниям старожилов сваты ели – пили за столом, а просватанная «выла» в клети; «сама рада, радёшенька, а  воет». Просватанная невеста ходила с заплетенной косой, в низко повязанном платке, на улицу почти не показывалась.

Во второй половине XIX веке, хотя сватовство сохраняло  свою роль, молодые люди под влиянием приходящих из города новшеств получили гораздо большую свободу в выборе спутника.  Но православная Церковь однозначно установила нерасторжимость брака. Закон требовал: сначала брак, потом любовь. То есть молодые люди должны были сначала обвенчаться - стать мужем и женой, потом уже заводит детей.

После завершения церковной части ритуала свадебный  поезд направлялся в дом жениха. Здесь родители жениха встречали  молодых иконой Спаса или Святого  Николая, хлебом и солью. Их осыпали  зерном и хмелем, означавший  плодородие и богатство в семье, обряд сохранившийся с языческих времён (как и многие другие обряды). Новобрачных, после приёма и родительского благословления садили за стол. Усаживали «молодых» на шубу, вывернутую вверх шерстью, что считалось средством от порчи, способствовало богатой жизни, чтоб водился скот. Начинался праздничный свадебный пир, где полагалось уже не плакать, а веселиться, желанным гостем всегда становился музыкант, игрец и балагур. 

Предельно ритуализирована  была и первая брачная ночь молодых супругов и утренние ритуалы следующего дня, что были своего рода испытанием для молодой жены. Она, в частности, должна была вымести избу обрубленным веником дом, а гости ей при этом мешали, либо подвали мусора; проверяя не только хозяйственность молодой жены, но и её терпение. Праздничное гулянье с песнями, плясками и разными затеями длилось еще день-другой-третий, что зависело от материального состояния, времени года и родительского терпения.

Хотя дочь и  оставалась в доме мужа, родители молодых  обычно налаживали «свояковые связи». Родители  помогали, по возможности, своим детям.  Когда молодая семья нуждалась в помощи, то муж и жена в два голоса просили родителей: «Тятя, помоги!» Два отца этой молодой семьи садились  вместе и как «свояки» обсуждали  - как «помочь своим детям».

Создание любой  русской семьи всегда было направлено на рождение детей. У большинства  русских крестьянок к 18-19 годам уже  рождался первый ребенок. За весь ее детородный период вырастало в среднем 5-6 детей. Причем период вырастания всех детей в семьях растягивался до 20-25 лет. Так что нередко бывало, когда женщина рожала последнего ребенка, у ее старшего сына или дочери уже появлялись ребенок, то есть ее внук или внучка.  Ничего удивительного не было, когда старший внук, качал на руках своего малолетнего дядю.

Частота рождений в русских  семьях была обусловлена климатическими условиями, трудностями сельхозпроизводства  и достаточно грубой пищей. Поэтому  русские матери кормили детей  грудью несколько лет, пока детский  организм не приобретал способность самостоятельно усваивать грубую пищу. Интервал между рождениями детей русских семьях составлял до 3 – 4 лет. Несмотря на заботы матерей, детская смертность была большой, но трагедии из смерти младенцев в общине не устраивали. Матери плакали, а родственники и соседи утешали: «Бог дал, Бог взял».

Выживали и  росли самые сильные, здоровые дети. В среднем в семье росло 6-7 детей, вырастало меньше – 5-6.  Семей, где было меньше трёх детей было очень мало, то же и с семьями, где больше 8 детей. Именно эти выросшие здоровые дети и  обеспечивали удвоение населения России в среднем за 50-60 лет.

В условиях России растить женщине в одиночку несколько  детей очень трудно. Поэтому давным-давно  Православная Церковь установила нерушимость  брака между матерью и отцом рожденных детей.  Действовало правило: «Создавай свою семью. Зарождайте и растите детей своих. Воспитывайте их так, чтобы они позаботились о вашей старости». 

Именно в семье  ребенок узнавал, «что такое хорошо и что такое плохо». В семье  детей с малых лет приучали к их будущей роли в семье - роли мужа-отца, либо жены-матери.  Как только ребенок начинал ходить и лепетать, ему вручали: девочке – куклу, мальчику – игрушечные орудия защиты и хозяйствования. Дети, подрастая, мало-помалу разучивали будущие обязанности. Семья была  школой, где дети получали навыки и знания. 

В простейшем процессе смены поколений ребёнок вырастал, превращаясь в отца (мать), а когда  он переходил в период стареющий  дед (бабушка), то ему на смену подрастали внук и внучка. Действовало правило: «расту сам - ращу детей - воспитываю внуков». 

Наши предки считали себя несчастными людьми, если у них было мало внуков. Находясь на смертном ложе, бабушки говаривали: «Жизнь я прожила не зря. Эвон у  меня скоко внуков выросло». И лица их  при этом светились радостью от счастья.

Испокон веков  на Руси воспитание из мальчика работника  было делом дедушек, воспитание будущей  жены и матери лежало на бабушках..

В середины –  конце  XIX века ситуация в деревне начала меняться, на село проникали элементы городской культуры. В деревню приходят новые манеры, платье, танцы и песни, чай и табак, посуда, мебель и обои... Причем новизна зачастую воспринимается позитивно, так под влиянием городских правил в крестьянской жизни делается больше внешнего приличия, входит благопристойность, парни говорят уже девушкам «вы», в обращении с девушками стало больше сдержанности, меньше стало нескромных шуток и песен и т.п. 

Гусли и свирель сменяются тальянкой (гармоникой), серьезные, печальные и возвышенные песни - частушкой, бульварным городским романсом. 

Постепенно стал разрушаться  традиционный патриархальный строй  семейной жизни, когда младшие беспрекословно подчинялись старшим. Во второй половине XIX века авторитет старшинства в общине заменяется авторитетом богатства. Богатых крестьян уважают, оказывают им почет, но им же и завидуют.

 

1.3. Дом  русского крестьянина.

 

Наши предки всегда имели свои взгляды на то место, где им предстояло жить, растить  детей, праздновать, любить, принимать  гостей. 

Прежде всего  выбирали место постройки. Обычно русское поселение ставили на возвышенности  на берегу реки, озера, на ключах и ручьях, где делали запруды.

Крестьянин ставил избу там, где лучи солнца давали больше тепла и света, где из окон, с  площадки крыльца, с территории двора открывался наиболее широкий вид на обрабатываемые им угодья, где был хороший подход и подъезд к дому. Дома старались ориентировать на юг, «на солнышко»; если это было невозможно, то «лицом» к востоку или юго-западу. Рядом с домом ставили овин и гумно, перед окнами амбар. На возвышенности ставили ветряную мельницу, внизу у воды, сооружали баню.

Дома однорядных поселений были ориентированы только на юг. Естественная нехватка мест на солнечной стороне при росте поселения приводила к возникновению второго ряда домов, с фасадами, обращенными на север. 

Нельзя было строить жилье, где раньше проходила дорога, «всё добро из дома уйдёт». Также неблагоприятным  для строительства считалось, место, где были найдены человеческие кости, или кто-нибудь поранился топором или ножом до крови, или произошли другие, памятные деревне неприятные, неожиданные события. Это грозило несчастьем для жителей будущего дома. Нельзя было строить дом на месте, где стояла баня. В бане человек не просто смывал с себя грязь, а как бы погружался в сосуд с живой и мертвой водой, рождался каждый раз заново, подвергая себя испытанию огнем и водой, парясь при высокой температуре, и затем окунался в прорубь или реку, или просто обливался ледяной водой. Баня была и родильным домом, и местом обитания духа банника. Баня – место неосвященное – там нет икон. Баня – место, где много всего может произойти, если не соблюдать правила. Так сохранялось правило не ходить в баню после полуночи и в четвёртую очередь, всегда оставлять горячей и холодной воды. После людей в бане моется банник с друзьями и соседями «своими», когда домового или овинника позовёт, когда лешего или кикимору. Если правила не соблюдать банник может наказать: человек отравиться угарным газом, либо ошпариться, про таких иногда говаривали «запарился до смерти».

Благоприятным для строительства  считалось то место, где ложится  на отдых рогатый скот. Ему в  народе приписывалась сила плодородия, что было связано со старыми языческими верованиями в Велеса (Волоса).

Весь процесс домостроительства  сопровождался ритуалами. Один из обязательных обычаев – принесение жертвы, чтобы  дом хорошо стоял. Обычно приносили  в жертву красно-чёрного петуха, чтобы он предохранял от пожара, такого опасного для крестьянской усадьбы. «Вор придёт – стены оставит, пожар придёт – ничего не оставит».  

Рядом со строившимся домом  садили дерево, оно несло тайный смысл: человек, посадивший дерево, показывал, что пространство вокруг дома –  не дикое, а культурное, освоенное им. Специально посаженные деревья запрещалось рубить на дрова или для иных хозяйственных нужд. Чаще всего сажали яблоню или рябину, плоды рябины и листья схожи с крестом, а значит являются естественным оберегом православных крестьян. 

Крестьянская изба – деревянный сруб, над которым возвышается  двускатная крыша. Вход в избу предварялся  сенями, вход в дом – крыльцом. 

Крыльцо – это несколько  ступенек вверх, потом дверь, ведущая  в сени, сени, и дверь, ведущая  в избу. Никогда двери не располагались на одной прямой. Поток воздуха и всего, что он нес, как бы завихрялся, ослабевал и в саму избу попадал уже «очищенный», наполненным добрым ароматом сушившихся в сенях трав.

Входы в дом – крыльцо  и окна старались украсить резными  резьбой. Фактически это было языческим обрядом, предохранявшим дом от всего плохого.

Перед выходом на улицу  хозяева обычно говорили: «Господи благослови на хороший день, убереги  от плохих, злых людей!». Перед тем, как  войти в чужой дом, тоже читалась молитва. Эти обычаи связаны с тем, что человек на подсознательном уровне различал пространство дома, где ему ничего не угрожало и пространство внешнее, где могло произойти всякое.

Обстановка русского дома как бы «оживала», участвуя в проведении семейных обрядов, связанных с взрослением детей, свадьбой, приемом гостей… 

Самая крупная  в интерьере дома – русская печь, она занимала площадь 2,5 – 3 кв. м. Печь обеспечивала равномерный обогрев избы в течение круглых суток, позволяя долго держать в горячем состоянии пищу и воду, сушить одежду, в сырую и холодную погоду спать на ней. 

Печь, это фактически домашний алтарь. Она согревает дом, огнем  преображает продукты, принесенные  в дом. Печь – место, возле которого происходят различные ритуалы. Например, если в дом пришла нарядно одетая женщина и почти без слов подходит к печи и греет у огня руки, значит – сваха, пришла сватать. А человек, переночевавший на печи, становится «своим».

Дело здесь не в печи как таковой, а в огне. Ни один из языческих праздников не обходился  без возжигания ритуальных костров. Затем огонь перекочевал в православный храм: огоньки лампад, зажженные с молитвой свечи. В традиционной культуре русских помещение, не имеющее печки, считалось не жилым.

У каждого члена семьи  в доме было свое пространство. Место хозяйки- матери семейства – у печи, поэтому оно так и называлось – «бабий кут». Место хозяина – отца – у самого входа. Это место стража, защитника. Старики часто полеживали на печи – теплое, комфортное место. Дети, как горох были рассыпаны по всей избе, или сидели на полатях – настиле, поднятом на уровень печи, где им во время длинной русской зимы не страшны были сквозняки. 

Информация о работе Культура Тоншаевского района