Культура Тоншаевского района

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Мая 2013 в 16:41, курсовая работа

Описание работы

Основной целью данной работы является изучение культуры Тоншаевского района , как фактора социальных изменений в жизни населения. Для достижения данной цели в представленной работе необходимо решить следующие задачи:
▬ исследовать культуру района, ее развитие и влияние на жизнь населения
▬ охарактеризовать социокультурный процесс и проанализировать факторы, влияющие на его динамику;
▬ обобщить полученный материал и отразить его в работе.

Содержание работы

Введение.
1. Русская крестьянская культура.
1.1. Крестьянская община
1.2. Семья
1.3. Дом русского крестьянина
1.4. Мебель крестьянства
1.5. Влияние русской православной церкви
1.6. Культура мари
1.7 Территория современного Тоншаевского района в древности и в средние века

2. Культура Тоншаевского района.
2.1.Культура Тоншаевского района в 20-30е годы XXвека.
2.2. Культура Тоншаевского района в годы Великой Отечественной Войны.
2.3. Культура Тоншаевского района в послевоенные годы.
2.4. Культура Тоншаевского района в эпоху «Застоя»
2.5. Культура Тоншаевского района в эпоху «Перестройки» и новой России.
Заключение.
Список использованной литературы.

Файлы: 1 файл

курсовая по культуре..doc

— 3.66 Мб (Скачать файл)

План.

Введение.

  1. Русская крестьянская культура.
  2. 1.1. Крестьянская община
  3. 1.2. Семья
  4. 1.3. Дом русского крестьянина
  5. 1.4. Мебель крестьянства
  6. 1.5. Влияние русской православной церкви
  7. 1.6. Культура мари

1.7 Территория современного Тоншаевского района в древности и в средние века

 

 

  1. Культура Тоншаевского района.

2.1.Культура Тоншаевского  района в 20-30е годы XXвека.

2.2. Культура Тоншаевского  района в годы Великой Отечественной  Войны.

2.3. Культура Тоншаевского  района в послевоенные годы.

2.4. Культура Тоншаевского района в эпоху «Застоя»

2.5. Культура Тоншаевского района в эпоху «Перестройки» и новой России.

Заключение.

Список использованной литературы.

 

Введение

С чего начинается Родина… Этот вопрос может показаться несовременным. Но понятие Родина современно всегда. На вопрос - что такое Родина мои друзья отвечали по-разному, больше с юмором. Родители серьёзнее отнеслись к этой проблеме и отвечали очень патриотично как в кино.

Свой путь в большую жизнь  мы начинаем со своей маленькой Родины. Именно поэтому знать историю и культуру своего родного края является не только обязательным знанием, но и священным долгом. Ведь можно, например, не знать градоначальника города Житомира, а незнание истории и культурного наследия своего родного уголочка, по-моему, просто неуважение к самой Родине.

И у меня возникло желание узнать как можно больше  об истории  и культурном развитии своей маленькой  Родины, обычаях и традициях своих  предков. Так как всё своё детство я провела там. Человек – это единственный из живых существ во всем мире, обитающий как бы в двух мирах одновременно. С одной стороны, он – это природное тело, подчиненное всем физическим, химическим и биологическим законам и вне природного мира его существование немыслимо. Эта жизнь, увы, коротка и ограничена во времени и в пространстве. Hо, с другой стороны, человек живет и в мире неприродном, сверхчувственном, созданном им самим - в мире культуры. Этот мир свободен от оков времен и расстояний.

Культура не просто формирует и  реализует сущностные силы человека, но реализует их в диалоге, в обмене информацией, эмоциями, знаниями. Освоение и развитие социального опыта невозможно вне общения. Культура возникает вместе с людьми и вместе с ними претерпевает исторические изменения. Первый, еще самый тонкий пласт культуры - зарождение языка и речи послужил той разграничительной линией, которая отделила мир животных от мира людей, мир биологический - от мира социального.

Общество, создавая искусственную  природу, одновременно формирует и  людей, способных потреблять зашифрованную  в ней культуру. Так культура общества выявляет свою двойственную природу. С одной стороны, она - окаменевшие накопленные формы деятельности, закрепленные в предметах, с другой стороны - мысленные формы деятельности, закрепленные в сознании людей (живая культура). Живая культура общества возникает из единства предметного и мыслимого компонентов. Материальные и духовные, объективные и субъективные составляющие культуры одного общества могут не совпадать с элементами культуры других народов или эпох. Каждое общество создает свои "культурные предметы" и своих "культурных индивидов". Из суммы этих полюсов и возникают конкретно-исторические типы культур.

Как видим, культура - это сложное  и многоплановое явление, которое  отнюдь не сводится только к этике  поведения, искусству или гуманитарным знаниям. Созданная человеком и потому неприродная, она включает в себя и отношение к природе (культура экологическая), и отношение к себе самому как к природному телу (культура физическая) и отношение к себе же, но как к явлению социальному (культура экономическая и политическая).

В данной работе будет рассмотрены  процессы развития культуры, как фактора социальных изменений. Данная тема особенно актуальна, потому как именно культура формирует и наполняет жизнь моих земляков, тем самым она в значительной степени регулирует их поведение. О том, насколько важна культура для функционирования индивида и общества, можно судить по поведению людей, не охваченных социализацией. Неконтролируемое, или инфантильное, поведение так называемых детей джунглей, которые оказались полностью лишенными общения с людьми, свидетельствует о том, что без социализации люди не способны усвоить упорядоченный образ жизни, овладеть языком и научиться добывать средства к существованию.

Основной целью данной работы является изучение культуры Тоншаевского района , как фактора социальных изменений в жизни населения. Для достижения данной цели в представленной работе необходимо решить следующие задачи:

▬   исследовать культуру района, ее развитие и влияние на жизнь населения

▬   охарактеризовать социокультурный процесс и проанализировать факторы, влияющие на его динамику;

▬   обобщить полученный материал и отразить его в работе.

Объектом  изучения данной работы является культура моей маленькой Родины, как фактор социальных изменений. Предметом исследования являются культура моего района,ее развитие и влияние на жизнь моих земляков.

 

 

Глава 1. Русская  крестьянская культура.

На протяжении долгого  времени  крестьянство составляло основу населения нашего края.  В русской культуре надолго задержались элементы славянской мифологии, связанные с языческими воспоминаниями, с верой в силы природы. Но постепенно крестьянское мировоззрение подстраивается под новую религию – христианство: Перун (бог громовержец) – Илья-пророк, Макошь (богиня плодородия) – Дева Мария… 

Значительная роль в этом принадлежала русской православной церкви. Христианское начало сформировало особое русское  «правдоискательство», искание царства божия, милосердие и сострадание к страждущим. Все эти качества формировались в народе через общение с церковнослужителями, через восприятие мира в свете христианства. В связи с этим личность священника, его поведение, уровень его образования, мудрость становились общественно значимыми. 

Между священнослужителями  и прихожанами нередко складывались теплые отношения: отеческие с одной  стороны, почтительные и уважительные – с другой. Случалось, что сельские священники собственными руками обрабатывали землю, трудились на пасеке. Этому соответствовал и их внешний облик вне церкви, и их поведение. Крестьяне с участием относились к труду священников, помогали им в крестьянских работах (чаще во время жатвы). Расставание со священником, вынужденным по какой-либо причине покидать свой приход, часто трогало прихожан до глубины души.  Контакт усиливался, если священник не только сближался с крестьянами в силу общности быта и хозяйства и доброго расположения к своей пастве, но и по духовной сути своей становился истинным наставником. 

Но были и конфликты  крестьян со священниками, далеко не все  служители церкви отвечали необходимым  нравственным и профессиональным требованиям. Отношение крестьянства к приходскому  духовенству зависело от нравственного уровня и поведения самого духовенства. Крестьян возмущало недостойное поведение священно и церковнослужителей в быту, безответственность, формальное их отношение к своим пастырским обязанностям, вымогательство. Но проявления неприязненного отношения носили не принципиальный, а личностный характер: настаивая на удалении одного священника, они просили заменить его другим. 

 

  • 1.1. Крестьянская община
  • Культурный быт  крестьянства опирался на строгие устои, они упорядочивали всю жизнь  на основе четких правил. С одной стороны, подчинения старшему в семье, с другой почитание младшими старших, подчинение женщины мужчине имело характер неписаного закона. Прочными узами человек был связан с другими членами своего семейства, с соседями и со всей общиной. Семейная и общинная солидарность, предпочтение коллективного интереса личному являлись нормой крестьянской жизни. С этим была связана практика взаимопомощи, взаимозамены, общинной поддержки старых и увечных. 

    Русская крестьянская община была составной частью известной «теории официальной народности» - «православие, самодержавие, народность», где народ любит своего царя, а он беспокоится о своих подданных как о своих детях, царь и народ православные, и чтут традиции. Народность же понималась как необходимость придерживаться собственных русских традиций и отвергать иностранное влияние. Веками общинный строй был основой государственной власти России. 

    Характерное явление крестьянской жизни - помочи: добровольная и бескорыстная помощь поселян в срочной и большой работе односельчанину (вывоз навоза на поле, жатва, покос, вывоз леса, постройка дома и т.п.). Вечером, после завершения работы, хозяин угощал всех помогавших обедом. Типично русское «свои люди - сочтемся»  значительно увеличивало жизнестойкость  русских семей. 

    По церковным  праздникам, до четырех раз в год, проводились мольбы, называемые по имени святого, на день памяти которого выпадало действо.  На Николу резали откормленного бычка. Накануне Ильи – ягнёнка. Лучшую часть мяса несли в церковь. Из остального готовили кушанья для братчины. Это был обычай коллективного общественного угощения: варили пиво и устраивали общественное застолье.

    На православные и народные праздники ходили обычно в разные деревни. На Масленицу обязательно катались, лошадей и сани украшали, усаживали девушек, а парни с гармонями. Все плясали и пили, веселились, но большого пьянства старались не допускать. Все ходили пьяненькие и весёлые. Воодушевление достигало такого накала, что исключало традиционные побоища между различными «кустами» деревень.

    Хотя редко  на гуляньях обходилось без драк, из-за девушек одиночные, а иногда и  деревня на деревню, с использованием кольев. Особая роль отводилась подросткам, которых «биться» не пускали, но в случае необходимости они подносили колья мужикам и парням постарше. Кто побеждает, тот и гуляет. Но до смертоубийства не доводили. 

    Особое внимание уделяли крестьяне своей домашней скотине и прежде всего – к  «коровушке», кормилице, «Животу красному». Закреплённое в ритуалах общение с домашней скотиной помогало установить тонкую душевную связь между человеком и животным. А это обеспечивало хорошее самочувствие скотинки и лучшее качество молока.

    В случае эпидемии, животных окуривали «целебным живым» можжевеловым дымом. Рано утром мужики собирались около чьей-нибудь вереи (столба, на котором держатся ворота). Брали можжевеловый кол и, упёршись им в верею, вертели его до появления «самородного», «святого» огня. Часто вставляли кол между двух столбов и вращали его с помощью верёвки. Кострище обычно устраивали в прогоне, ведущем на луга. На костёр накидывали сверху можжевеловых лап, дающих густой дым. Люди и скот проходили «через огонь» в этих своеобразных воротах. Считалось, что закопчёные дымом священного дерева они непременно исцелятся. А к ещё не заразился, останется здоровым.

     

     

    1.2. Семья.

    Семья

    Одним из ярчайших моментов жизни у крестьян были молодые  годы до вступления в брак. Это время  совместных игрищ девок и парней, посиделок, хороводов, колядования на святках; время, когда ослабевают многие моральные ограничения. 

    В каждой деревне  устраивали вечёрки, иногда ходили и  в соседние деревни, но для девушек  это было опасно, можно было получить тумаков от деревенских парней. На вечёрках просто так не сидели, девушки обычно ткали полотно, а парни играли на гармони. Играли в избе в игры, водили  хоровод, танцевали, иногда и попивали винцо, либо бражку. За любую ошибку или оплошность выдавали фанты: парней заставляли за полученные фанты что-либо сделать, девушек заставляли целоваться, целующихся обычно прикрывали платком. Местное духовенство с осуждением отзывалось о вечерках, но фактически священники ничего сделать с этим не могли. 

    Вечёрки и посиделки  были разделены по возрастам на три группы: дети 6-10 лет, подростки 10-14 лет, и юноши и девушки старше 15 лет.

    Самые младшие играли в  лапту, «попа», «зубаря»…; гоняли самодельные, набитые тряпками мячи. Зимой вставали на коньки из осины, играли со снежной  бабой, возились с салазками. Игрушки мастерили собственными руками из того что было под рукой. 

     

    У старших дело шло иначе: выбирали избу, где жила одинокая старушка, и договаривались с ней об оплате. В счет ее приносили  продукты, кто что мог — кар¬тофель, сало, капусту. Приходили на посиделки или «беседки» обязательно с работой, кто вышивал, кто прял куделю. На взрослые беседки собирались девушки с 15 до 22 лет. Чуть позже приходили парни с гармошкой, угощением и начиналось веселье. Это было время, когда девушка должна была показать, что умеет не только работать, но и петь, и плясать, и слово меткое сказать. Беседки давали возможность молодым еще до свадьбы хорошенько узнать друг друга, выбрать себе жениха или невесту. Этому помо¬гали и игры на посиделках. 

    Так например интересна  была  такая игра как выход к «стол¬бику», то есть в другую комнату или завешенную «клеть», где пара могла на несколько минут уединиться. Если за вечер парень вызывал девушку несколько раз, это значит он «предлагает дружбу».  Иногда заполночь продолжались игры и смех, но случались и драки, причиной которых были девушки, понравившиеся сразу нескольким парням. Дрались и в избе, и на следующее утро парни приходили и всем миром ремонтировали поломанное.

    После посиделок  пары шли провожаться, а те девушки, которые остались без ухажера, должны были ночевать в этой избе и утром привести все в порядок. Избу для посиделок выбирали каждый раз новую, встречались обычно раз в две недели, и только зимой, так как летом было много работы.

    Информация о работе Культура Тоншаевского района