Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Октября 2014 в 15:50, реферат
Культурология стремится к изучению культуры во всей полно¬те ее проявлений и в ее сущности, она включает в себя теорию культуры и историю культуры. Специфика культурологии выявляется в ее интегративном- характере: она обобщает достижения философии, истории, языкознания, археологии, этнографии, религиоведения, истории науки, социологии, искусствоведения и других дисциплин, изучающих различные аспекты бытия человека и общества. Культурология направлена на создание общей теоретической базы, на определение наиболее общих закономерностей формирования, развития и функционирования культуры.
В настоящее время существует несколько подходов к определению сущности культурологии.
Культурология как наука
Культурология - система знаний о сущности, закономерностях существования и развитии, значении и способах постижения куль¬туры. Культурология исследует генезис , функционирование и развитие культуры в целом.
Слово «Ки1{иго1о^1с>> впервые использовал немецкий ученый В. Оствальд в 1913 г., термин «киНиго1о^и» первым употребил антрополог Лесли Уайт и 1949 году. С его именем связывается культурология в словаре Вебстер (США, 1993 г.); но, кроме опре-деления культурологии как науки о культуре, в этом издании не отмечается ни научных школ, пи концепций, что свидетельствует о молодости этой науки, активно развивающейся в наше время.
Культурология стремится к изучению культуры во всей полно¬те ее проявлений и в ее сущности, она включает в себя теорию культуры и историю культуры. Специфика культурологии выяв¬ляется в ее интегративиом- характере: она обобщает достижения философии, истории, языкознания, археологии, этнографии, рели¬гиоведения, истории науки, социологии, искусствоведения и дру¬гих дисциплин, изучающих различные аспекты бытия человека и общества. Культурология направлена на создание общей теорети¬ческой базы, на определение наиболее общих закономерностей формирования, развития и функционирования культуры.
В настоящее время существует несколько подходов к опреде¬лению сущности культурологии.
Первый - рассматривает культурологию как комплекс дисцип¬лин, изучающих культуру в ее историческом развитии и социаль¬ном функционировании, в результате чего формируется система знаний о культуре.
Второй - представляет культурологию как одни из разделов дисциплин, изучающих культуру. В этом плане возможно отожде-ствление культурологии с такими дисциплинами, как культур- аитропология, социология культуры и т. п.
Третий - рассматривает культурологию как самостоятельную научную дисциплину.
Наиболее продуктивным, как мы считаем, является взгляд па культурологию как на систему знаний, как па относительно само-стоятельную отрасль общественно-гуманитарного знания.
В то же время культурология не является моиодисциплшюй, она несводима к философии, антропологии или искусствоведению, но эти и другие пауки активно питают ее своими методами и дос¬тижениями, что позволяет определить культуру не как одномер¬ную величину, а как сложное многож:рное образование.
Культурология - синтетическая область знаний, сформировав¬шаяся как результат взаимодействия философии культуры, куль¬турной антропологии, социологии культуры, этнологии, психоло¬гии культуры и других наук. Исходя из того, что в культурологии находятся в единстве исторический и теоретический способы рас¬смотрения форм культурного существования человека, ее можно рассматривать как знание о прошлой и современной культуре, струк¬туре и функциях культуры, перспективах ее развития.
Предметом культурологии является культура, а объектом выс-тупают творцы и носители культуры - люди, а также различные культурные явления, протекающие в обществе, учреждения, свя¬занные с культурой, деятельностью людей и общества и целом.
Изучение общества через культуру необычайно актуально, так как одни лишь экономические и политические характеристики не могут дать полного и глубокого понимания социальных явлений. Культурологический подход поможет осознать такие важнейшие явления общественного сознания, которые технократическое мыш-ление отодвигает на задний план. Это не только искусство, рели¬гия, философия, ной сам человек, его духовные ценности, анализ которых помогает определить уровень развития общества, его со¬стояние, дает возможность понять, почему данное общество живет именно так, а не иначе.
Необходимость изучения культурологии, выяснение причин се формирования, хода ее развития обусловлены рядом факторов:
- появлением новых знаний о культуре в XX веке;
- потребностью выработки понимания культуры, способного связать воедино теоретические взгляды и практическое воплоще¬ние явлений культуры;
- необходимостью поиска единой природы разных культур в условиях пх многообразия, диалога культур;
- стремлением к целостному, системному анализу культуры;
- развитием гуманитарного
знания в эпоху технократизма,
ра-ционализма как основы для
духовного формирования
Сложность культурологии обусловлена бесконечным многооб-разием понятия «культура».
Термин «культура» появился в Древнем Риме, и первоначаль¬но его содержание явилось противопоставлением понятию «нату¬ра»,т. е. природа. «Культура» (от лат. сиНига) обозначала «воз¬делывание», «обрабатывание»; это понятие было образовано от «со1о, со]его - взращивать, возделывать землю, заниматься земле¬делием. «Культурное» означало «обработанное», «возделанное» н противопоставлялось «естественному», «первозданному», «ди¬кому». Постепенно понятие «культура» приобрело более широ¬кое значение, стало включать в себя тс явления, которые носили «сверхприродиыи» характер, отличались «человекотвориым» про¬исхождением. И сам человек, преобразованный воспитанием, раз¬витием, образованием, включался в сферу культуры, которая при¬обрела смысл «образование», «воспитание».
Конечно, само явление, позже обозначенное термином «культу¬ра», было отмечено общественным сознанием в более далекие ис-торические эпохи. Еще в период первобытнообщинног о строя, когда закладывались основы материальной и духовной жизни общества, древний человек стремился обозначить свое присутствие в мире; в наскальных росписях, статуэтках из камня и кости, орнаменталь¬ных узорах на кусках оленьих рогов и каменных плитах - своеоб¬разных знаках, которые наносил человек на предметы окружаю¬щего мира, наконец, на себя самого, - оп стремился выделить «куль¬турное» из «природного», вторгнуться в природный мир и изменить его. Именно это было первым шагом по пути самопознания, само¬оценки человечества, что нашло отражение в мифологии.
В этом плане знаменательно обращение к античному мифу о Прометее. Прометей - в греческой мифологии сын титана Иапета н оксаниды Климепы. Восстав против тирании Зевса, он дарует людям огонь, а с ним - блага цивилизации. Образ Промпея как подлинного «творца человека», наделившего его мудростью, на¬учившего его видеть и чувствовать красоту мира, давшего челове¬честву основы технического прогресса, создан Эсхилом в трагедии «Прометей прикованный».
Так складывалось представление человека о культуре как о каком-то даре богов (не случайно «культура» п «культ» - слона одного корня), о ее особом предназначении, изменившем «природ¬ные» условия жизни человека. Но этот же миф говорил о драма¬тизме культурного процесса, па что обратил внимание немецкий философ XX века Карл Ясперс: «Мы задаем вопрос о том, что явилось существенным в превращении человека в человека в мире, который он создает; о том, какие открытия он сделал в опасных ситуациях, в своей борьбе, руководимый страхом и мужеством, как сложились взаимоотношения полон, отношение к жизни и смерти, к матери и отцу»1.
Уже в древнегреческом обществе существовали поиятпя, пред-назначенные для явлений культуры: это «техне» («ремесло», «ис-кусство», «мастерство» - от корпя «техне» образовалось и слово «техника») - термин, обозначающий человеческую деятельность, преобразующую материальный мир.
В античном сознании понятие культуры отождествлялось с «пайдейеп», т. с. образованностью. «Пайдейя», по определению Платона, означает руководство к изменению всего человека в его существе. В греческом полисе (городе-государстве) культура была одновременно «воспитанием», «возделыванием» п «культом». Именно эти процессы характеризовали подготовку гражданина в античном полисе, формирование зрелого мужа из несмышленого ребенка (ра!5 - ребенок), становление личности, образованность, просвещение, культуру. В понятиях древних греков, «пайдейя» выражала глубокий контакт образования с воспитанием, приобре¬тением навыка, что особенно глубоко осуществляется в искусстве «техне» - т. е. гражданском навыке, приобрести который необхо¬димо каждому гражданину полиса. «Пайдейя», имевшая опреде¬ленный ремесленнический характер, указывала, с одной стороны, на интеллектуальную сущность античной культуры и образован¬ности, с другой, на ее эстетическое основание. В обращении к че¬ловеку, его личности состоит гуманистическая сущность античной культуры, в ее основе - идеал человека, выступающего целью куль¬турного процесса. Воплощение этого идеала в гражданине полиса было целыо «пайдейи» и осуществлялось через многолетнюю «схо- лэ», где образовательный процесс не сводился к овладению сум¬мой норм и требований, а был подготовкой к общественной жизни, развивал в человеке разумную способность суждений и эстетичес¬кое чувство прекрасного. При этом античный человек не терял своего единства с природой, с космосом, включавшим в себя и богов, и людей.
В Древнем Риме, где и возник термин «культура», понятие «воз-делывание» относилось прежде всего к обработке земли.
Римский государственный деятель и писатель Марк Порций Катон (234-149 до и. э.) пагшеал трактат о земледелии («Г)е
'Ясперс К. Смысл и назначение истории. - М., 1994. - С. 67.
а§пси11ига»),что в переводе с латинского означает «Агрокульту¬ра». Этот трактат посвящен не просто обработке земли, а уходу за участком, полем, что предполагает особое, душевное отношение к земле, без чего не будет «культуры», должного возделывания зем¬ной почвы. Но уже Цицерон, говоря о возделывании, имел в виду не землю, а духовность. Цицерон (106-43 до и. э.) отождествлял философию с культурой души и духа. Подразумевалось воздей¬ствие философии на ум с целыо его обработки, воспитания, разви¬тия умственных способностей; но философия была направлена па почитание, уважение, поклонение уму.
Так уже в эпоху античности сложилось представление о мно-гозначности понятия «культура», что отражает приведенная ниже схема.
Полисемантичность понятия культуры
Европейское средневековье определило появление нового типа культуры и иного ее понимания: это была культура христианская, где на смену политеизму пришел монотеизм, иное понятие духов¬ности, аскетический идеал. Средневековый человек, обнаружив неповторимость, уникальность, неисчерпаемость личности, поста¬вил целыо стремление к самосовершенствованию, избавлению от греховности. Мир и человек, считали идеологи средневековья, имеют основание в Боге. Признание сотворениости мира (креа¬ционизм - лат. сгеа(ло - созидание) перерастает в концепцию постоянного творения. Бог сообщает миру его смысловую значи¬мость, божественной символикой наполнен мир.
Радикально изменилось понимание культуры. Человек, уверо-вавший, что кроме вещественно-телесного (земного) мира суще¬ствует небесный, духовный мир, где он обретает истинное блажен¬ство, мир, к которому принадлежит человеческая душа, обнаружил, что в нем действуют законы и нормы, неподвластные человеческо¬му разуму, а именно: Высший Разум и Высшая Справедливость.
В эпоху средневековья особое значение приобрело понятие «культ». Оно выражало способность человека раскрыть собствен¬ный творческий потенциал в любви к Богу. Культура вновь пред¬стала перед человеком как необходимость «возделывания» соб¬ственных способностей, в том числе и разума, дополненного ве¬рой. Рациональность, оказалось, далеко не главное в человеке, перед которым открылись такие истины, как вера, надежда, любовь. По¬вое понимание культуры привело и к иному толкованию самопо¬знания: Бог создал человека, его бессмертную душу, следователь¬но, счастье не в познании себя, а в познании Бога. Счастье и сво¬бода человека не в его «автопомнзации» (независимости), а в сознании того духовного родства, в котором он находится со Все¬вышним. Именно тогда человек, научившись преодолевать себя, достигнет непостижимого.
Культура, в отличие от античного се толкования, осознается не как воспитание меры, гармонии и порядка, а как преодоление ог-раниченности, культивирование постоянного духовного совершен-ствования личности.
В культуре средневековья исключительную роль приобрела книга, особенно Библия, которая расценивалась, как «слово Божне, глагол, с помощью которого Господь Всемогущий установил свою власть над миром сим...»'1. Вчитываясь в Библию, человек в то же время сочетал ее идеи с состоянием своей души, своего «Я», что наполняло моральным смыслом его жизнь, помыслы и поступки.
В эпоху средневековья рождается особая культура рыцарства - культ доблести, чести и достоинства.
Идеи эпохи Возрождения возвестили о формировании нового направления в культуре, связанного с осмыслением и углублени¬ем индивидуалистических устремлений человека, что вызвало осо¬бый интерес к античности. Термит! «Возрождение» ввел Джорд¬же Вазари в книге «Жизнеописания наиболее знаменитых живо¬писцев, ваятелей и зодчих» (XVI в.), имея в виду возрождение античных гуманистических традиций. В XVI веке эпоха италь¬янского Возрождения характеризовалась как эпоха возрождения
'Дюби Жорж. Европа в средние века. - Смоленск, 199-1. - С. 24.
человека, как эпоха гуманизма. Именно в этот период Колюччо Салютати и Леонардо Бруии ввели в обиход слово «Ьитат^аз» (в переводе с лат. - человеческая природа, человеческое достоин¬ство). Представление о культуре стало выражать активное твор¬ческое начало в человеке, тяготеющем к гармоническому возвы¬шенному развитию.
Эпоха Просвещения сформировала новые культурные ценнос¬ти: человек, общество, государство, религия, наука, философия и другие. Именно в ХУП-ХУШ вв. появляются на философском уровне размышления о сути культуры. В XVII веке понятие «куль¬тура» стало употребляться в современном значении в трудах не¬мецкого юриста и историографа С. Пуфендорфа (1632— 1694). Он обозначил этим термином результаты деятельности обществен¬ного человека. Культура приобрела смысл чего-то впепрнродпого, развитого и культивируемого человеком. Культура понималась как противостояние человека п его деятельности дикой стихни природы, ее темным и необузданным силам.
Рождение понятия «культура» не случайно совпало с появле¬нием и развитием новых отношений в обществе к человеку и при¬роде. Это было Новое время, характеризовавшееся новым обра¬зом жизни, строительством городов, образованием нового класса - «буржуа», «бюргеров». Человек ощутил свое превосходство над природой, превратив ее в средство и объект своих действий. Это была эпоха технического и промышленного переворотов, эпоха великих географических открытий и колониальных захватов. Стала очевидной определяющая роль человека в его жизни и деятельно¬сти, что также послужило основой понимания культуры как само¬стоятельного явления.