Курс лекций по "Культурологии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Августа 2013 в 20:32, курс лекций

Описание работы

Культурология в системе социально-гуманитарного знания.
Особенности культурологии.
Культурология как интегративная научная дисциплина.
Задачи и функции культурологии.
Особенности культурологии

Файлы: 1 файл

18 Лекций по культурологии.doc

— 1.11 Мб (Скачать файл)

 

С середины 12 в. развивается  готический художественный стиль. Архитектура и скульптура теперь связаны не с монастырями, а с городами. Готический собор с ратушей становится средоточием всей общественной жизни, часто в соборе заседал парламент, читались университетские лекции, исполнялись театральные мистерии. Значительно возросло в это время светское строительство. Главным конструктивным новшеством готической архитектуры является стрельчатый свод, который позволял перекрывать пространства любого плана. Скрепление свода мощными реберными конструкциями (нервюры, аркбутаны, контрфорсы) делает стены собора совершенно свободными от функции опоры, а значит тонкими, даже сквозными (отсюда огромные цветные окна). Таким образом, готика отрицает всякую идею тяжести. Готика трактует детали тонко и мелко, жертвуя ими для монументальности  общего впечатления. Перед готическим собором зритель теряет чувство ориентации в пространстве (теряется восприятие расстояний) и как бы переносится в мир иррациональных отношений и образов.

 

Готика утвердила новое понимание  человека, придав ему больше достоинства. Готическая скульптура воплощает эмоциональную энергию человека, выражает чувства, эмоции, переживания. Готическая статуя полна непрерывного движения без перемещения в пространстве, но с неудержимым стремлением вверх. В живописи появляется центральная перспектива.

 

11. Культура эпохи Возрождения 

 

 

Формирование культуры Возрождения.

Идеи античного гуманизма.

Наука и искусство.

Северное Возрождение.

Культура белорусского народа эпохи  Возрождения.

 

 

Эпоха Возрождения – одна из самых  загадочных эпох в развитии европейской культуры. Кажущаяся простота и очевидность рассмотрения проблем возникновения и функционирования культуры этой эпохи, широкая известность величайших имен культуры Возрождения – как в сфере художественного творчества, так и в сфере политики, философии,  естественнонаучного знания дает нам полное право восхищаться событийностью этой эпохи и необычайной яркостью талантов этого времени, однако не снимает с повестки дня вопрос о причинах возникновения такого феномена в европейской культуре. Более того, следует помнить, что данный феномен реализует себя практически в рамках средневекового феодального общественного устройства и может быть рассмотрен как завершающий этап развития средневековой европейской цивилизации. Наша задача – попытаться определить те условия, которые стали решающими в возникновении этого выдающегося явления.

Формирование культуры Возрождения

 

Прежде всего, следует отметить значение самого термина «ренессанс»  или «возрождение». Речь идет, прежде всего, о возрождении античных идеалов – в самом широком понимании – как нормативных, определяющих смысл, направление и формы развития культуры. Нужно иметь в виду, что в истории европейской культуры существовало «каролингское возрождение» (8-9 вв.) и «возрождение XII века», которые обращались к античному наследию с той или иной степенью включения античных идей в интеллектуальное пространство средневековой Европы.

 

Итак, в целом формирование культуры Возрождения происходила в рамках развивающейся и изменяющейся феодальной системы в Европе. Речь идет о радикальной перестройке общественно-идеологических и политических структур, которые должны были приспосабливаться к требованиям полностью развитого простого товарного производства. Среди социально-экономических факторов, повлиявших на формирование новых отношений, можно назвать следующие:

 

- появление мануфактурного производства, повлекшее за собой формирование  зачатков капиталистических отношений,  а, следовательно, благодаря этому  стало возможным преодоление  прежних феодальных отношений,  основанных на  лично-наследственных формах зависимости;

 

- развитие торгового и ростовщического  капитала, которые стимулировали  рост товарно-денежных отношений;

 

- появление в XIV веке денежной  формы феодальной ренты, еще  больше способствовавшей развитию  товарно-денежных отношений, что, в свою очередь, привело к более динамичному развитию общества, дальнейшему разделению труда и секуляризации общества.

 

Рост и укрепление городов, формирование городской культуры и осознание  необходимости новых форм регулирования социальных и экономических отношений как внутри городской общины, так  и в отношениях с властью потребовало формирование новых правовых отношений.

 

Важнейшей предпосылкой в становлении  ренессансных представлений явилось  стремление к опытному познанию природы, идейное обоснование которому можно найти в доктрине двойной истины. В ней  проводилось различение истины веры, источником которой может быть только религиозное откровение, сфера мистического, целью ее является забота о спасении человека, его души – и истины знания, которая опирается прежде всего на опыт и на логику (необходимо отметить, что эта идея послужила основанием и для разграничения власти церкви и власти государства). Опытное знание в этой культуре не представляет собой пока еще некоторой системы. Это скорее стремление человека, осознавшего свою особую роль, исследовать   природу,  которая должна служить человеку в его интересах, а интересы эти продиктованы потребностями развивающейся промышленности и сельского хозяйства, мореплавания и т.д. По своей сути мировоззрение эпохи Возрождения остается средневековым – с его представлением об иерархичности миров, о символических аналогиях между миром божественным и миром земным, о божественном происхождении мира. Однако можно говорить и о достаточно серьезных изменениях, произошедших в представлениях о мироустройстве. Так, например, Вселенная являет собой не просто иерархию, а иерархию, основанную на нравственном статусе всего сущего в мире, причем человек занимает промежуточное положение между миром земным и миром небесных сущностей. Важнейшая сила, которая пронизывает все мировое устройство – сила любви, симпатии и антипатии. В представлениях этой эпохи важнейшей является идея соответствия макрокосмоса (Вселенной) и микрокосмоса – человека, поэтому отличительной чертой языка эпохи Возрождения остается символизм, аллегорическое мышление, которое получает свое продолжение в развитии магических практик, алхимии, колдовства, нумерологии и т.д.

 

Однако Ренессанс вносит свой вклад  и в развитие научно-рационалистического мировоззрения благодаря открытиям в астрономии (Н.Коперник, Г.Галилей. Д.Бруно). Идеи множественности миров, бесконечности Вселенной, отрицание утвердившейся в европейской мышлении геоцентрической модели Вселенной были, безусловно, принципиальным шагом вперед, поскольку вторгались в сферу мировоззренческих постулатов средневековой культуры и явились первым шагом в формировании принципиально новой космологии.

Идеи античного гуманизма

 

Другая важнейшая идея, которая  была сформулирована в рамках эпохи Возрождения –  идея божественного начала в человеке, причем предпочтительным является тип активного социального поведения, поисков истины, стремление к творческому преобразования мира. В людях такого типа поведения являет себя высочайшее достоинство их собственной человечности. Именно таким образом обозначается разрыв между собственно ренессансными представлениями и их источником – средневековыми идеями  -- по отношению к роли и месту человека в мире. Для средневекового видения идеальный тип поведения – созерцание, религиозный экстаз, следование религиозной догме; для Возрождения познание – это путь к обожествлению человека.  Таким образом, происходит разрушение идей теоцентризма, свойственных эпохе средневековья, и формирование принципа антропоцентризма, причем и то, и другое, происходит на основании христианских идей (человек создан по образу и подобию Божьему), однако антропоцентрический поворот в мировоззрении спровоцирован широко распространившимися идеями античного гуманизма.

 

Необходимо отметить, что сам термин «гуманизм» имеет гораздо более позднее происхождение, чем описываемая нами культурная эпоха. Он возникает в XIX веке и затем применяется к описанию процессов, происходивших в античности и в культуре Возрождения. Собственно гуманистами в Европе конца XIV – начала XVI веков назывались студенты и преподаватели, изучающие гуманитарные дисциплины и являющиеся носителями идей свободной и самоопределяющейся личности, почерпнутой в античной культуре. Античность вообще выступала идеалом для подражания, образцом для создания новых форм – как в языке (античная латынь), таки в драматургии, скульптуре, архитектуре и т.д. Однако надо иметь в виду, что античные идеи не просто соседствовали с христианско-средневековыми, но и взаимодействовали с ними, в результате чего возникало то новое, что невозможно отнести ни к очевидно античному, ни к традиционно христианскому. Античность становится своего рода зеркалом, предлагает те идеи и образы, посредством которых эпоха Возрождения распознает саму себя, выявляет собственное своеобразие.

Наука и искусство

 

Зарождавшееся научное видение  мира неразрывно связано с художественной практикой эпохи Возрождения. Ни один из великих художников этого  времени, будь то Леонардо да Винчи, Микеланджело или Альбрехт Дюрер, не пренебрегали обращением к опытным   и экспериментальным исследованиям. Природа была для них тем великим источником знаний, из которой они черпали все новые приемы для создания новых средств выразительности в искусстве. Это и  изучение анатомического строения тела человека для создания титанических образов, которыми изобиловали произведения  Микеланджело и пластические образы Леонардо, и изучение законов механики, которые приводили к познанию законов движения человеческого тела и к открытиям в технических сферах. Особое внимание уделяется изучению математики и геометрии как дисциплин, при помощи которых возможно разгадать объективную сущность красоты (вспомним, что и эта идея заимствована из античности, рассматривающей число как основание мировой гармонии). В это время появляется труд Луки Пачоли, посвященный исследованию золотого сечения. Идея эксперимента, поиска новизны распространялась практически на все художественное творчество, начиная с создания научных основ построения линейной (прямой перспективы) и заканчивая экспериментами в области технологии красок и принципов конструирования в архитектуре. Именно искусство позволяло – хотя и в иллюзорном виде --  решить в кратчайшие сроки задачу зримого воплощения утопических идеалов эпохи Возрождения, создавая новые, доселе невиданные, архитектурные сооружения  и отражая в визуальных образах идеал нового человека – высокого духом  и прекрасного телом.

 

Из всех способностей человека (вспомним, что человек создан по образу и  подобию Божию) наиболее ценным считалось  творческое начало. Отсюда – стремление реализовать себя в предельно широкой сфере человеческой деятельности, охватить все возможные  и доступные способы самореализации для того, чтобы высветить в себе божественное начало, свое собственное достоинство, добродетель, понимаемую как деятельность. Совершенно неслучайно эта эпоха формирует особый тип личностного поведения, который радикально отличается от средневековой сословно-корпоративной модели поведения. Речь идет об осознании собственной уникальности, неповторимости человека, способного на многое и делающее многое – так в культуре возникает модель культурного человека, получившая название homo universalis или человека универсального как тип  творческого, «титанического» образа жизни. Следует заметить, однако, что эпоха Возрождения по-прежнему пребывает   в рамках органической модели социума, где общество—это «политическое тело», состоящее из сословий (вспомните структуру средневекового общества), а в дополнение к этой модели отмечается наличие торговцев с их особой функцией в обществе. Заметным сдвигом, произошедшим в рамках культуры Возрождения, явился более выраженный социальный динамизм, который происходил как по вертикали (явление редкое, но заметное, когда, например, художник приобретает особый статус, несводимый к статусу ремесленника, как было прежде), так и по горизонтали – перемещение в пространстве (открытие для себя мира, неизвестного в средневековой культуре), усиление разделения труда, ломка прежней системы ценностей.

 

Эпоха Возрождения не представляет собой целостного и монолитного явления, охватившего всю Европу.  Принято различать два  типа реализации основных идей Возрождения: Итальянское Возрождение и Северное Возрождение. Суть этого разделения не сводится к географическим различиям, а коренится в достаточно серьезных расхождениях по поводу отношения к христианско-средневековому наследию. Итальянское Возрождение, которое началось несколько ранее, чем Северное, всячески демонстрировало свое негативное отношение к средневековью, подчеркивала дистанцию (часто воображаемую) между ним и средневековыми ценностями. Итальянское Возрождение обращалась к наличному культурно-историческому опыту, повсеместно представленному на территории Италии – памятники античности присутствовали практически везде и в виде античных архитектурных сооружений, и в виде скульптурных памятников. Так что античное наследие на протяжении всего существования итальянской культуры ежедневно и ежечасно напоминало о своем существовании в осязаемых и реальных образах.

Северное Возрождение

 

Северное Возрождение, к которому относят Францию, Германию, Нидерланды и т.д.,  переняло гуманистические идеи итальянского Возрождения, но при этом в культуре этих стран оставались традиционно сильными христианские ценности, поэтому эти идеи приобретают здесь несколько иное звучание:  ведущей становится тема нравственного совершенствования, обращение к духовному миру человека. Именно здесь зарождаются идеи Просвещения, которые получат затем широкое распространение в Европе. Внимание к индивидуальному, личностному, интимному в жизни человека породило и совершенно особые художественные решения. Важнейшей темой в художественной культуре Северного Возрождения становится мир повседневности, закрытый от постороннего вмешательства, в котором особую роль начинают играть милые сердцу предметы обихода, домашние и сельские праздники, встречи с друзьями и т.д. Именно они создают то особое пространство, которое существует в произведениях великих художников Северного Возрождения – Ван Эйка, П.Брейгеля, Лукаса Кранаха – и которое резко отличается от масштабных, возвышенных и титанических образов Итальянского Возрождения. Особым образом представлена и природа. Она перестает быть сценических задником, условным театральным фоном, на котором разворачиваются события, как это было в Италии, а это часть интимного мира человека. Вторая не менее значительная тема в художественной культуре Северного Возрождения – различные нравоучения, иронические произведения, важнейшая цель которых – улучшение, исправление дурной человеческой природы. Эта тема проходит, в общем-то, русле христианской традиции, приобретая в культуре Северного Возрождения некоторые гротескные черты, опираясь на традиции народной смеховой культуры (Ф.Рабле в литературе, Иеронимус Босх – в живописи).

Информация о работе Курс лекций по "Культурологии"