Курс лекций по "Культурологии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Августа 2013 в 20:32, курс лекций

Описание работы

Культурология в системе социально-гуманитарного знания.
Особенности культурологии.
Культурология как интегративная научная дисциплина.
Задачи и функции культурологии.
Особенности культурологии

Файлы: 1 файл

18 Лекций по культурологии.doc

— 1.11 Мб (Скачать файл)

Культура белорусского народа эпохи Возрождения

 

Гуманистические идеи Возрождения  коснулись важнейшей сферы духовной жизни средневековой Европы –  церкви. Возникают идеи  возвращения  к подлинным смыслам религиозных  отношений, которые, как видится  гуманистам, были утрачены из-за неправедного образа деятельности существующей церкви. Речь идет о поисках путей приближения Бога и Божьего слова к сердцам прихожан. Отсюда возникают важнейшие идеи Реформации – движения за обновление церкви: идеи беспосреднического общения человека и Бога, упразднение сложного церковного церемониала, уничтожение института монашества и т.д. Важнейшей проблемой, которую следует разрешить  при решении этих задач – это переведение богослужения и сакральных текстов  Библии – Слова Божьего на  национальные языки европейских народов. В Европе начинают свою деятельность Мартин Лютер и Ж.Кальвин.

 

Практически одновременно с процессами, проходившими в Европе, аналогичные  процессы протекают и на территории Беларуси. Идеи Возрождения на нашей  земле связаны с именами Ф.Скорины, Н.Гусовского, С.Будного., Это конечно, Возрождение северного типа, важнейшими задачами которого видятся, прежде всего, нравственное совершенствование (понимаемое, не в последнюю очередь, как возрождение подлинно христианских добродетелей), просвещение народа,  донесение до народного сознания представлений об уникальности собственной культуры. Именно в это время происходит формирование особой языковой среды, которая послужила мощнейшим стимулом в развитии языка и этнического самосознания белорусского народа.

 

Важнейшую роль в этом  процессе играла издательская деятельность, развернутая  Ф.Скориной, который  первым в Европе (до Мартина Лютера) осуществил перевод  Библии на национальный (старобелорусский) язык. Кроме этого, он сопровождал  публикуемые им книги комментариями, в которых в значительной степени отходил от средневековой ортодоксии, следуя традициям возрожденческого гуманизма и утверждая великое значение человеческого разума в познании божественных тайн Вселенной. Ф. Скорина выдвигал и определенные политические идеи, которые были направлены на создание образа идеального правителя. Это было время написания Статута Великого Княжества Литовского, быстрого роста городов на территории ВКЛ, обретения белорусскими городами магдебургского права и создание братств, которые носили национально-патриотический и культурно-просветительский характер. В связи с этим идеи Ф. Скорины о значимости деятельностного, граждански направленного поведения человека приобретают все большее значение. Он закладывает основы белорусского поэтического языка, включая в свои произведения рифмованные строки. Благодаря Ф.Скорине современная ему белорусская культура была введена в смысловое поле европейской культуры,  ценности и гуманистические идеалы того времени  включаются в контекст белорусской культуры.

 

Особое место в белорусской  и европейской культуре занимает Сымон Будны, который не только осуществлял  переводческую деятельность, но и  публиковал работы собственного сочинения, весь пафос которых был направлен  против засилья  латинско-католической  традиции на белорусских землях.  Сымоном Будным был написан ряд работ, в которых он подвергает критике существующий сословно-феодальный строй, видя идеал государственности в просвещенной монархии, ограниченной сословным представительством и законом. Он высказывал атеистические взгляды, первым в Европе осуществил попытку всесторонней критики текстов Нового Завета, которая во многом опередила западноевропейскую рационалистическую традицию критики религии.

 

Николаем Гусовским была открыта  для Европы совершенно неизвестная ей культура – культура белорусского народа. Впервые в мировую литературу были введены художественные образы и лексика белорусского народного творчества, пропагандировались идеи объединения  народа перед лицом внешнего врага. Переведенная на многие европейские  языки поэма «Песнь про зубра» стала явлением мировой культуры.

12. Культура нового Времени (17-19 вв.)

 

 

Эпоха капитализма.

Развитие европейской науки.

Развитие просветительского движения.

Развитие науки в XIX веке.

Развитие искусства и архитектуры.

 

Эпоха капитализма

 

XVII  век открыл новую эпоху  – эпоху капитализма. В это  же время протестантизм дал  мощный импульс к рационализации  всех видов деятельности и  созданию науки Нового времени  – опытного знания. Он освящал  рациональную предприимчивость свободного индивида и в конечном итоге стал  духовной основой новой цивилизации, построенной на принципах индивидуальной свободы, рыночных отношений, правового государства.

 

Победа Английской буржуазной революции  середины XVII в., первой революции "европейского масштаба", привела к утверждению капиталистического способа производства в качестве политически господствующего в Англии, Голландии, придав процессу генезиса капитализма необратимый характер. В результате именно этот процесс становится определяющим фактором в истории Европы. В области экономики это проявилось в интенсивном разложении феодальных отношений в деревне, в начале классического периода в истории капиталистической мануфактуры, в складывании европейского и мирового капиталистического рынка.

 

В области духовной жизни XVII в. принес с собой революцию научную  и  мировоззренческую – утверждение  рационалистического мировоззрения  как выражения теоретического сознания восходящего класса – буржуазии, пришедшего на смену мировидению традиционному, теологическому.

Развитие европейской науки

 

В конце XVI – н. XVI в. Галилей заложил  основы новой механики-динамики, сделал важные открытия в области астрономии, И.Кеплер обобщил астрономические  наблюдения в математических формулах (законы Кеплера). Множественность вселенных в бесконечности космоса – такова картина мировоздания, которая призвана была сменить картину, рисовавшуюся Аристотелю и Птолемею.

 

Под влиянием успехов математического  естествознания складывалась новая  философия. Выдающуюся роль в этом процессе сыграл Рене Декарт, считавший конечной целью науки практическую пользу.

 

Научная революция завершилась  трудами И.Ньютона,  который открыл закон всемирного тяготения и  создал классическую механику. Объяснение мироздания отныне стало причинно-следственным (до этого  оно носило телеологический характер).

 

Важный вклад в развитие европейской  науки XVII в. внес уроженец белорусских  земель Казимир Семенович – выдающийся ученый, теоретик артиллерии и пиротехники. (1600-1651 гг.). Один из его трудов "Вялікае мастацва артылерыі", изданный в Амстердаме уже в XVII, XVIII в. был переведен на французский, английский, немецкий языки. Он первым в новой истории ракетостроения разработал идею многоступенчатой ракеты, которая на современном уровне начала реализоваться в ХХ ст. и сейчас является основным носителем всех космических аппаратов.

 

В начале XVII в. витебский ученый И.Копиевич, работавший в то время директором типографии в Амстердаме, реформировал восточнославянский алфавит ("белорусские  литеры"). Его шрифт сейчас используется всеми народами, в основе письменности которых – кириллица (белорусы, русские,  украинцы, болгары, сербы).

 

В русскую, украинскую и, в целом, в  славянскую культуру вошел выдающийся представитель земли белорусской  М.Смотрицкий, написавший одну из первых грамматик в истории славянского языковедения. Это "Грамматіка Славенския правилнае синтагма", изданная в 1619 г.

 

В XVII в. на белорусских землях широкое  распространение имели православные братские школы, где изучались разные предметы в т.ч. белорусский, русский и польский языки. В одной из них преподавал С.Полоцкий, затем переселившийся в Москву, где был воспитателем будущего императора России Петра I.

Развитие просветительского движения

 

В конце XVII- н. XVIII вв. в европейской культуре возникла идеология Просвещения, проповедовавшая приоритет науки, разума в жизни личности, общества, государства, идею воспитания совершенного человека.

 

Наибольшее развитие и воплощение идеи  Просвещения достигли во Франции. Французское Просвещение XVIII в. явилось важным поворотным пунктом в духовном развитии человечества. Отважные деятели века Просвещения подвергли острой критики социально-экономические и политические отношения феодализма, монархическую власть. Французское Просвещение явилось историческим и логическим продолжением духовных ценностей эпохи Ренессанса, передовой общественной мысли Италии, Англии, Голландии XVI-XVII столетий.

 

Известно, что французское Просвещение, направленное в целом против феодализма и абсолютизма, состояло из различных по политической и философской радикальности учений.

 

Так, представители старшего поколения  просветителей – Монтескье, Вольтер, – выражавшие умонастроение верхушедших  слоев дореволюционной французской  буржуазии, тяготели больше к постепенному реформированию феодального общества путем всевозможных компромиссов, рассчитывая на "разумное сочетание" интересов буржуазии и феодалов.

 

Идеологи дореволюционной французской  буржуазии – Дидро, Гельвеций, Гольбах  – в принципе отрицали феодальную собственность, деспотическую монархическую власть, выступая при этом, за просвещенный абсолютизм. Отвергали все формы идеализма и религии, открыто отстаивали материалистическую философию и атеизм.

 

Значительно острее в политическом плане выступали идеологи низов. Один из них – Жан Мелье – отвергал не только феодальную, но и всякую частную собственность. Сторонник бескомпромиссного материализма и атеизма.

 

Самостоятельным и влиятельным  направлением во французском Просвещении  было руссоянство. Выражая интересы городской и деревенской мелкой буржуазии, Руссо отстаивал эгалитаризм – равное распределение частной собственности среди граждан, утверждение подлинного равноправия, программу мер по коренному улучшению жизни народа. В вопросах философии и религии Руссо не придерживался материализма и атеизма. Мощное просветительское движение XVIII ст., охватившее все страны Европы, взаимообогащало культуры различных государств. Просветительские идеи получали широкое распространение благодаря путешествиям, международной книжной торговле, публицистике.

 

С развитием просветительского  движения, вызванного не только влиянием передовых западноевропейских стран, но и результатами петровских преобразований, Россия подключалась к единому мировому процессу. Ее духовная и в целом, культурная жизнь начала XVIII в. была пестрой и противоречивой: смесь старого и нового, консервативного и передового, "своего" и  "чужого".

 

В ходе петровских реформ выявилась  характерная черта русской культуры – ее светскость, "обмирщение", а также аккультурация  –  взаимовлияние культур России и Европы. Быстрыми темпами развивалась городская культура в ее "овеществленных" формах: школы, библиотеки, типографии, театры, музеи и т.д. Формируется общенациональный русский язык, который впервые был закреплен в "Словаре Академии Российской,  изданном в 90-х г. XVIII в.

 

Развивается отечественная наука. В 1724 г. учреждена Петербургская  Академия наук, изначально носившая светский характер, в 1783 г. – Российская Академия наук. В 1755 г. был основан Московский университет – первое светское высшее учебное заведение.

 

Науку XVIII в. в России олицетворял  М.В.Ломоносов, внесший неоценимый вклад  практически во все разделы опытного естествознания. Ему также принадлежат  труды по философии, истории, риторике, поэтические произведения.

 

В XVIII в. в России была создана система  светского школьного образования, начала создаваться государственная  система народного образования  и педагогические науки.

 

Идет дальнейшее развитие художественной культуры. XVIII в. – "золотой" век  театра. Бомарше, Шеридан, Гоцци и др. – яркая страница в истории мировой драматургии.

 

В 1746 г. в Несвежи возникает светский театр – первый в истории западных и восточных славян. Его создательница  – Уршуля Францишка Радзивилл  – делает переводы Мольера, пишет  оригинальные трагедии и комедии.

 

Во второй половине XVIII в. здесь  была создана и балетная труппа, которая по количеству (более 30-ти человек) и по профессионализму приближалась к танцевальным коллективам Западной Европы и России.

 

 В эту эпоху основными  художественными стилями стали барокко и рококо.

 

Барокко (вычурный, причудливый) выражал  мощь абсолютистских государств –  летние, зимние императорские дворцы в России, Версальский дворец и  многие др.

 

Поредением сугубо светской культуры эпохи  Просвещения стал стиль  рококо (в переводе с французского – раковина), получивший наибольшее воплощение в области прикладного искусства (стиль Людовика XV).

 

Во второй половине XVIII – нач. XIX ст. просветительские идеи распространились и на белорусских землях, были тесно  связаны с французским, русским, польским, украинским и литовским Просвещением.

 

Особый интерес в Беларуси вызвало  философское и литературное творчество Вольтера. Популярности его произведений содействовало и то, что он затрагивал местную тематику. Например, в "Истории Карла XII" рассказывалось о военных событиях на Гродненщине, Могилевщине.

 

Широко известны были также произведения Руссо,  Монтескье, Делиля и других французских просветителей.

 

Значительное влияние на интеллектуальную жизнь Беларуси оказала русская  и польская мысль. В белорусских библиотеках были произведения Ломоносова, Фонвизина, Аничкова, Сташица и др.

 

Философская и социологическая  мысль нашла отражение в творчестве Б.Добшевича, А.Довгирда, Л.Боровского. Ее особенность – связь с передовыми естественнонаучными тенденциями.

 

Исторические взгляды развивались  в русле просветительской теории "естественного права", изложенной в работе Т.Млоцкого  "Сведчанне  з вытокаў натуральнага права" (1779). Исходя из теории Руссо, защищался  принцип равенства людей.

Информация о работе Курс лекций по "Культурологии"