Курс лекций по "Культурологии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Августа 2013 в 20:32, курс лекций

Описание работы

Культурология в системе социально-гуманитарного знания.
Особенности культурологии.
Культурология как интегративная научная дисциплина.
Задачи и функции культурологии.
Особенности культурологии

Файлы: 1 файл

18 Лекций по культурологии.doc

— 1.11 Мб (Скачать файл)

 

Специфической чертой Просвещения  в Беларуси была его ориентация на решение крестьянской проблемы: необходимость  уничтожения крепостничества, уравнивание  крестьян в политических правах с  другими  сословиями, создание системы  образования для крестьянских детей.

 

Свое  дальнейшее развитие продолжала и художественная культура. Завершилось  формирование стиля барокко (раннее барокко – Несвижский костел иезуитов; позднее – Георгиевская церковь  в д. Сынковичи, Лунинецкого района и др.).

 

Развивается также архитектура белорусского классицизма – Гомельский дворец П.Румянцева, Сновский  дворец в Несвижском районе и др. Расцветает садово-парковое искусство, практически не сохранившееся из-за множества войн, социальных катаклизмов. Значительное  развитие получает жанр парадного портрета (Юрия Радзивилла, Януша Радзивилла, Михаила Клеафаса Огинского и др.).

 

Изучая контакты белорусской культуры с другими, надо помнить о том, что развитие просветительских идей в Беларуси было вызвано, прежде всего, местными потребностями, а влияние других культур лишь стимулировало их рост.

 

Таким образом, эпоха Просвещения  явилась важным поворотным пунктом  в духовном развитии Европы, повлиявшим на все сферы социально-политической и культурной жизни. Культурное наследие поражает разнообразием, глубиной постижения человеческих страстей, оптимизмом, ве рой в человека и его разум.

Развитие науки в XIX веке

 

X1Xвек – время расцвета классического  естествознания, создания единой  системы наук. Появились первые  научные лаборатории, работавшие  на промышленность. Научные открытия все более воздействовали на развитие ведущих отраслей промышленности – металлургии, приборостроения, транспорта, химической промышленности и др.

 

Промышленный переворот классического  буржуазного типа произошел ранее  всего в Англии, а к середине XIX – в большинстве стран Европы и Северной Америки. Это было закономерным результатом утверждения рационализма и утилитаризма в культуре нового времени. Произошел качественно новый скачек в развитии науки и техники – создание паровоза, двигателя внутреннего сгорания, телефона, радио, кино и др., что имело громадное историческое значение.

 

Начался невиданный пространственно-временной  рост цивилизации и одновременно возникли новые способы преодоления  времени и пространства: техника, средства связи. "Мы действительно, – писал Ортега-и-Гассет, - стоим перед радикальным изменением человеческой судьбы, произведенным XIX веком. Создан совершенно новый фон, новое поприще для современного человека,– физически и социально.  Три фактора сделали возможным создание этого нового мира: демократия, экспериментальная наука и индустриализация. Второй и третий можно объединить под именем "техники". Ни один из этих факторов не был созданием века, они появились на два столетия раньше, XIX век провел их в жизнь" (Ортега-и-Гассет. Восстание масс. // Вопросы философии, №3, 1989. С.137-138).

 

Важные изменения происходили  и в социально-политической сфере. Образование Североамериканских Штатов (1776 г.) свидетельствовало о кризисе  политики, основанной на европоцентризме, капитализм стал превращаться в мировую систему. Отныне история становится всемирной, формируется мировая культура как целое, как единство многообразия – национальных культур, художественных течений и т.д.

 

XIX век на повестку дня поставил  важную проблему соотношения идеала и действительности, так как обещанное просветителями "Царство разума" не воплотилось в жизнь. Это противоречие – идеала и действительности – стало движущим мотивом социокультурного развития общества в XIX в.

Развитие искусства и архитектуры

 

Великие сдвиги в развитии науки  и техники оказали огромное влияние  на  художественную культуру. Определяющими  художественными направлениями  становятся классицизм, романтизм, критический  реализм и др.

 

Классицизм складывается во Франции  в революционные годы (1789-1793), получает распространение и в других странах. Он основывался на идеях рационализма, стремления к выражению героических и нравственных идеалов. Но ему были присущи и черты утопизма, идеализации, отвлеченности. Гете и Шиллер (Германия), художники Жан Луи Давид (Франция), Франциско Гойя (Испания), Бруни (Россия), архитекторы Казаков – Сенат в Кремле, Росси – Михайловский дворец в Петербурге , Захаров – здание Адмиралтейства в Петербурге и многие другие представители классицизма.

 

В 20-е годы XIX в. утверждается романтизм, отразивший бунт молодого поколения, неудовлетворенность широких общественных кругов результатами буржуазных революций. Его родина – Германия. Романтизм не просто стиль, а широкое общекультурное движение, культурно-исторический тип, охватывающий самые разнообразные явления. В литературе –это Жан Поль, Г.Гейне, Гофман – (Германия), Байрон (Англия), В.Жуковский, Рылеев (Россия); в музыке – Шуман, Вагнер (Германия), Ф.Лист (Венгрия), Глинка, Даргомыжский (Россия); в живописи – Жерико (Франция), Кипринский (Россия) и многие другие.

 

В архитектуре романтизм не создал своей собственной школы.

 

В 30-40-е годы XIX в. в художественной литературе и изобразительном искусстве  утверждался реализм и к середине века становится господствующим направлением. Реалисты объективно отражали действительность, обличали социальное неравенство. По идейной направленности он становится критическим реализмом. В литературе – Бальзак, Гюго, Флобер, - во Франции, Диккенс, Голсуорси, Шоу, Уэллс в Англии, Ибсен, Бьернсон в Норвегии, Пушкин, Лермонтов, Гоголь, Толстой, Достоевский, Тургенев, Салтыков-Щедрин, Чехов в России.

 

 

Во второй половине  XIX в. критическая  направленность обретает иные формы  выражения: незаинтересованное  отношение  к действительности переоценка  ценностей, идеалов. Это  характерно для культуры декаданса.

 

1. Наряду с критическим течениями  существовало и другое, буржуазно-апологетическое,  воплощавшее идеалы и ценности  буржуазного образа жизни, ориентировавшееся  на потребительство, культурные достижения капитализма.

 

В XIX в. возникает новая идейно-психологическая  ориентация (акцент на автономию, свободу, самореализацию), в формирование которой  существенный вклад внес либерализм.

 

2. Уже в XVIII в. либерализм играл  решающую роль в разработке принципов демократии, но только в XIX в. провел их в жизнь, в практику государственного  строительства, деятельность либеральных партий. В политике – это принцип разделения властей, в экономике – защита права частной собственности, свободного предпринимательства, рынка, конкуренции и др., в социальной сфере – принцип равенства возможностей (неприятие грубого уравнивания), отстаивание самоценности индивида.

 

Но "право силы" пробивало  себе дорогу в иных формах: демократия выражалась в "диктатуру большинства",  конкуренцию побивает монополия и др.

 

Своеобразные изменения происходят в сфере морали. Формируется идеал  человека, который всем обязан не наследуемым  привилегиям, а самому себе, своему труду, личным заслугам. Каждый может  быть счастливым, если будет добродетельным, а добродетель зависит от обогащения, так как оно дает независимость. Образец классической буржуазной морали – высказывание Б.Франклина: "Пустому мешку нелегко стоять прямо".

 

Товарно-денежные отношения способствуют "обмирщению" искусства – снижение доли религиозного и увеличение светского. Светское искусство утверждает ведущую роль человека, личностного начала. Развивается портрет, пейзаж, бытовой, исторический жанр.

 

Возникают принципиально новые  способы  художественного творчества – фотография, кино, реклама.

 

В мир художественной культуры наряду с профессиональным творчеством  входит фольклор, прикладное искусство  и художественная промышленность.

 

Союз художественной культуры и  производства привел к стандартизации предметного мира человека, массовому тиражированию. Зародилась "индустрия словесности", "зрелищ" и т.д. -  составляющие массовой культуры XX в.

 

Процессы, происходящие в Европе, влияние  русской и польской демократической  культуры оказывали влияние на развитие белоруской культуры. В начале XIX  в. происходит становление белорусской литературы – "Энеіда навыварат", "Тарас на Парнасе, творчество П.Багрима, Я.Чечота, Я.Борщевского, В.Дунина-Марцинкевича (период романтизма), национального театра (театр Дунина-Мапрцинкевича).

 

В это же время в архитектуре развивается классицизм, основанный на таких доминантах , как античная ордерная система, синтез российской, западноевропейской эстетики XVIII в. и местных традиций. Это – Гомельский дворец П.Румянцева (1785), Сновский дворец (1827) и др. Наблюдается расцвет садово-паркового искусства. В живописи – творчество Олешкевича, Кондратовича, Гловацкого.

 

С 40-х годов наблюдался распад стилевого  единства, соединение разных стилей –  ренессанс, барокко, готика,  а в  начале XIX в. доминирует стил модерн.

 

В XIX в. жили и творили выдающиеся художники И.Хруцкий, Н.Орда и многие другие.

 

В 60-90-е годы XIX в. белорусская литература, искусство освобождаются от условностей  классицизма и романтизма, усиливаются  черты критического реализма, что  было связано с возникновением белорусской национальной интеллигенции, передовая часть которой воспитывалась на идеях русских революционеров-демократов.

 

В литературе – это деятельность К.Калиновского, А.Гуриновича, Ф.Богушевича, Я.Лучины, утверждавших общечеловеческие ценности; в живописи – творчество Н.Силивановича, А.Горавского, Ф.Рущица, Ю.Пэна. В начале XX в. создается белорусская классическая литература (творчество Я.Купалы, Я.Колоса, Цетки, М.Богдановича, А.Гаруна, З.Бядули, национальное книгопечатание (газ. "Наша доля", "Наша ніва", "Беларус" и др.), национальный театр (Первая белорусская труппа Игната Буйницкого), исследовалась история Беларуси (В.Ластовский) и национальной литературы (М.Горецкий).

 

Многие белорусские произведения переводились на русский, польский, украинский, чешский языки, а в свою очередь делались переводы со славянских языков на белорусский – А.Мицкевича, В.Сырокомли, А.Пушкина, И.Франко и др.

 

Белорусская культура, хоть и запоздало, но пробивала себе путь в Европу, где ей принадлежало почетное место в эпоху средневековья, когда народ имел свое государство, развитую культуру.

 

Итак, культурная эпоха Нового времени (XVII-XIX вв.) определила на десятилетия  и века направления развития научного знания, его роли в жизни общества.

13. Культура XX века 

 

 

Наука в культуре ХХ века.

Художественные направления в  культуре XX  века.

Художественная литература XX века.

Музыкальная культура ХХ столетия.

 

 

Двадцатое столетие вошло в историю  как самое трагическое и кровопролитное. Его главная отличительная черта -- мощный взлет науки и техники на фоне гигантских столкновений, революций и войн, краха могущественных империй и коалиций государств. Все это не могло не отразиться на развитии культуры, которое в XX  веке характеризовалось чрезмерной противоречивостью. С одной стороны, на роль духовного властителя человеческих дум претендовал ( и не без основания, ведь всем были очевидны громадные достижения техники) техницизм, с другой стороны  (с не меньшим основанием), на ту же роль заявлял свои права гуманизм, ставящий превыше всего ценность человека как свободной личности и утверждающий благо человека в качестве критерия оценки существующего общественного строя. Все это побудило известного английского писателя  и общественного деятеля Чарлза Сноу выдвинуть концепцию двух культур -- естественнонаучной и гуманитарной, которые настолько различны, что представители одной из них не всегда понимают, что говорят приверженцы другой.

Наука в культуре ХХ века

 

Дискуссии о сущности и роли различных  типов культур неизбежно выходили на проблемы, связанные с выяснением места науки в современном обществе. Тем более, что в 20 в. наука как особый социокультурный феномен претерпела  существенные изменения - и содержательного и формально-структурного плана.  Этот факт не вызывает принципиальных разногласий у представителей разных школ и течений, существующих в современной науковедческой литературе, отечественной и зарубежной философии и социологии науки.

 

Подобная точка зрения характерна как для тех исследователей, которые  не смогли полностью отказаться (по разным причинам) от кумулятивистских представлений о развитии науки, занимавших ведущее место в науковедении вплоть до середины ХХ века, так и тех, кто допускает возможность коренных качественных преобразований науки.

 

Позицию первых можно обобщить тезисом П.Фейерабенда - «все традиции, теории, идеи одинаково истинны или одинаково ложны», поэтому с одинаковыми правами они входят в историю науки и составляют научный потенциал человечества.

 

Позиция вторых наиболее отчетливо  прослеживается в утверждениях К.Поппера, считающего, что «наука представляет собой один из немногих видов человеческой деятельности, - возможно единственный ,  -  в котором ошибки подвергаются систематической критике и со временем довольно часто исправляются. Это дает нам основание говорить, что в науке мы часто учимся на своих ошибках, и что прогресс в данной области возможен».

 

Можно стоять на позициях эволюционного  развития научного познания или придерживаться мнения о его скачкообразном, революционном  характере, можно по-разному  интерпретировать факторы, обусловливающие рост и изменение научного знания, но нельзя игнорировать различия, которые существуют между современной наукой и. К примеру, только зародившейся наукой Нового времени.

 

В развитии научного познания, связанного со становлением и функционированием техногенной цивилизации, сформировавшейся на рубеже 17-18 вв. В европейском регионе, можно выделить несколько основных этапов. Их границы определяются по времени свершения глобальных научных революций.

 

Хронологически первый этап развития науки - классический - (17- конец 19 в.) - охватывает наиболее длительный промежуток времени. В его рамках свершились две глобальные научные революции. Следующий этап  -  неклассический (конец 19 -  первая половина 20 в.)  -  охватывает уже меньший промежуток времени, третий же - постнеклассический (с середины 20 в.) - по историческим меркам длится всего лишь мгновение.

 

Временные сдвиги вполне понятны и  объяснимы, так как прирост научных  знаний идет по экспоненте. Так, в настоящее время объем научной информации удваивается за 1,5 - 2 года, а еще в середине 20 в. Это удвоение происходило за 10 лет.

Информация о работе Курс лекций по "Культурологии"