Курс лекций по "Культурологии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Августа 2013 в 20:32, курс лекций

Описание работы

Культурология в системе социально-гуманитарного знания.
Особенности культурологии.
Культурология как интегративная научная дисциплина.
Задачи и функции культурологии.
Особенности культурологии

Файлы: 1 файл

18 Лекций по культурологии.doc

— 1.11 Мб (Скачать файл)

 

Но можно ли утверждать, что современная  культура становится все более европейской? Многие авторитетные ученые считают, что мир сегодня становится все менее западным. Неспособность западной цивилизации к пониманию других культур, снижение уровня духовности и морали, культ потребления, разрушительное воздействие на окружающую среду ограничивают влияние Запада на другие цивилизации. В то же время незападные цивилизации заново утверждают ценности своих культур. Всплеск национально-освободительных движений и религиозного фундаментализма свидетельствует о негативном отношении к процессам вестернизации. Такого рода явления дали основание С.Хантингтону утверждать, что современная мировая политика будет определяться не экономикой, не идеологий, а конфликтом цивилизаций. Именно цивилизации формируют сегодня как мировое единство, так и процессы дезинтеграции. А универсалистские претензии Запада все более приводят к его столкновениям с другими цивилизациями. Наступила фаза устойчивого равноправного взаимодействия всех культур. В теории Хантингтона есть большая доля истины. Однако отношения между цивилизациями не могут быть сведены только к противостоянию. Они основаны прежде всего на взаимном знакомстве и обмене достижениями в сфере науки, искусства, морали, ознакомлении и понимании ценностей и обычаев. Такое взаимодействие обогащает все цивилизации.

 

Подводя итог рассмотрению проблемы мировой цивилизации, можно заметить, что в процессе формирования новой мировой культуры сочетаются принципы культурной гомогенности и гетерогенности, что делает возможным сохранение и возрождение самобытных культурных традиций. Всякая культура избирательно воспринимает и своеобразно осваивает ценности других культур, адаптируя культурные элементы к локальным условиям на основе местных традиций. Несомненно, что в  определенных отношениях происходит становление единого общемирового пространства: формируются глобальные экономические сети, происходит соответствующая социокультурная адаптация, приводящая к расширению общемировой культуры. Однако эти тенденции не отменяют социокультурного разнообразия и самобытности локальных культур. Универсализация одних аспектов порождает еще большее, чем прежде, разнообразие других. Современный мир един и разнообразен одновременно.

15. Культура и природа 

 

 

Природа.

Натуралистические концепции культуры и человека.

Современные формы натурализма.

Экология.

Природа

 

Природа  - одно из наиболее широких  понятий. Явления и объекты природы  – это и свет далеких звезд, и взаимопревращения мельчайших элементарных частиц, бескрайние просторы океана и простирающиеся рядом леса и луга, могучие и мелкие реки. Это и бесконечное разнообразие жизни на Земле…

 

Понятием “природа” охватывается все сущее, вся вселенная, и в  этом смысле оно близко к понятию  материи: можно сказать, что природа  – это материя, взятая во всем многообразии ее форм. Современная наука подтверждает гениальные догадки мыслителей прошлого о том, что природа как объективная реальность вечна, бесконечна и неисчерпаема вглубь.

 

В своем вечном движении материя  проходит три стадии развития.

 

1 стадию – неживой природы.

 

2 стадию – живой природы.

 

3 стадию – разумной, мыслящей природы.

 

Именно в процессе такого длительного  развития природы появился человек  и первые формы общественной жизни. Отсюда общество – продукт природы, ее обособившаяся часть, культура –  результат деятельности человека. Разум  и труд людей создают “вторую природу” – мир человеческой культуры. Культура, стало быть, выступает как преобразованная человеком природа, а деятельность человека в этом смысле можно истолковать как превращение природного, естественного в культурное. И в этом преобразовании природы заключена самая суть человеческого способа существования в мире. Одновременно с этим человек является порождением и частью природы. “Человек, - писал Маркс – живет природой. Это значит, что природа есть тело, с которым человек должен оставаться в процессе постоянного общения, чтобы не умереть. Что физическая и духовная жизнь человека неразрывно связана с природой, означает не что иное, как то, что природа неразрывно связана с самой собой, ибо человек есть часть природы” .

 

Таким образом, человек, человеческое общество и культура одновременно и противостоят природе, и включены в нее. Такие внутренне противоречивые взаимоотношения человека и природы являются источником различных позиций человека по отношению к природе, возникающих в истории культуры.

Натуралистические концепции культуры и человека

 

Натуралистические концепции культуры и человека - это совокупность философских  и теоретических взглядов, сводящих сущность человека  к  природным  началам, а его деятельность, в  т. ч. - и культуротворческую,  к  удовлетворению естественных потребностей, реализации инстинктов, определяющих природу человека.

 

Элементы натурализма можно  обнаружить ещё в античной философии.

 

К их числу относится критика  общества как системы нравственного  вредительства. Так, софист (софист - в Др.Греции - платный учитель философии, политики, ораторского искусства) Горгий утверждал, что все общественные установления - это “насильники”, заставляющие людей действовать вопреки их природе и ,таким образом, наносящие ей вред.

 

Философ Диоген проповедовал ненужность всех социальных учреждений, отдаляющих человека от природы.  В качестве жилища он выбрал бочку, таким экстравагантным образом подчёркивая ненужность всех  культурных благоприобретений, проповедуя таким образом культурный нигилизм.

 

Аналогичных взглядов придерживались киники (философская школа, основанная в 4 в. до н.э. и названная по месту  в Афинах, где происходило обучение ), утверждавшие , что  государство, семья, культура  осуществляют насилие  над человеческим естеством.   Они  призывали вести аскетический образ жизни и для этого “учиться у природы”.

 

В наиболее выраженном виде натуралистические  взгляды  древних философов представлены в теории этического натурализма  - гедонизме. Его сущность выражалась в следующих утверждениях: “Счастье - это множество разнообразных удовольствий, составляющих смысл человеческой жизни. Удовольствие - единственное благо - телесное, временное, позитивное”. Другими словами - от жизни следует брать все возможные удовольствия; ловя  подходящий момент, стремиться к максимальному удовлетворению насущных человеческих потребностей.  Получше поесть, побольше поспать, организовать хороший отдых - таков жизненный идеал гедониста. В отдельные исторические периоды гедонизм был весьма распространенной жизненной позицией не только отдельных людей, но целых классов, сословий. Не ушли в небытие гедонистические взгляды и в настоящее время. Их приверженцев можно найти не только среди отдельных представителей рода “Homo sapiens”, но и в среде различных неформальных объединений, особенно - молодежных, например - хиппи.

 

Многие критики натурализма  отождествляли его с гедонизмом, хотя натуралистические взгляды  гораздо  шире. Не все сторонники натурализма  разделяли гедонистические  взгляды. Так, Эпикур, концепция которого содержала элементы натурализма, проповедовал необходимость ограничения физических удовольствий ради духовного возвышения. Он утверждал, что человек рожден для счастья и радости, сама жизнь - это счастье, но её омрачают страхи,  - страхи смерти, страхи перед богами и т.д . Их можно избежать, освободив сознание человека от ненужных ограничений. Эпикур предложил средство избавления от ненужных страхов, состоящее из 12-ти слов:   - нечего бояться богов;

 

- нечего бояться смерти;

 

- можно переносить страдания;

 

- можно достичь счастья.

 

Следующей яркой страницей в  развитии  натуралистических взглядов явились воззрения просветителей 18 в. (Руссо, Монтень, Вольтер , Гердер). Так, Руссо выступил  с критикой цивилизации, развращающей человека, растлевающей нравы и порождающей пороки. Цивилизации он противопоставлял культуру, формирующуюся в непосредственных контактах с природой. Просветителям было свойственно рассматривать культуру как естественное продолжение природы. Гердер трактовал культуру как второе рождение человека, благодаря которому он не исключается из природы, а образует высшее и заключительное звено в её развитии.

 

Натуралистические взгляды, нашедшие отражение в философских и  теоретических взглядах выдающихся мыслителей прошлого, могут быть объединены в единую систему традиционного натурализма, который имеет как сильные, так и слабые стороны. Несомненным достижением натурализма является его гуманистическая ориентация. Идеал человеческого счастья, радости, заключающийся в единении с природой, вера в первозданную добродетель и природную нравственность человека - золотой фонд гуманизма. Счастье человека в качестве главного понятия натурализма - трактовалось как жизнь в согласии с природой, внешней и внутренней - природой самого человека.

 

Самая сильная сторона традиционного натурализма - любовь к природе - источнику положительных нравственных и эстетических чувств. В природе натурализм  искал и находил истоки “второй природы” - культуры.  Нельзя отрицать значимость такого рода связей. Культура естественным образом связана  с природой в её географических, пространственных характеристиках. Природа может выступать одним из определяющих факторов развития культуры, а изменения природной среды ведут к изменениям в  культуре и социальной  жизни.

 

К недостаткам натурализма можно отнести:

 

- одностороннюю биологизацию  человека, которая выражалась в преувеличении   его природной сущности и недооценке  социкультурных характеристик;

 

- внеисторический характер трактовки  природной сущности человека  и природы в целом, что выражалось в  утопических призывах к возврату к доисторическим временам, когда человек и природа существовали в гармоническом единстве.

Современные формы натурализма

 

Современные формы натурализма  отличаются от традиционных. В настоящее  время рассуждения о человеческой природе, о связи природы и культуры, природы и человека   находят выражение в самых разнообразных, как оптимистических, так и пессимистических, нигилистических концепциях.

 

Ярким примером натуралистических  взглядов является теория Ч.Ломброзо, одного из основателей физиогномики - науки о связи внешних признаков человека с его сущностными особенностями, определяющими  характер поведения индивидов. К выводам такого рода Ломброзо пришел в ходе изучения физиологических признаков преступников. Форма и размеры черепа, параметры мозга, форма носа и ушей, цвет волос и т. п. в ходе изучения  были типологизированы, и на этой основе были сделаны выводы о наследственной, биологической предрасположенности некоторых людей к преступной деятельности. Так, по мнению Ломброзо, человек с голубыми глазами и рыжим цветом волос является потенциальным насильником.

 

Многие реакционные теории (расизм, фашизм) непосредственно связаны  с натурализмом, оправдывающим все  формы насилия ссылками на природную  неполноценность одних людей и даже целых народов, и превосходство других.

 

В русской научной мысли известна такая разновидность натурализма, как русский космизм (Чижевский, Циолковский, Вернадский). Это  система  воззрений, ориентированных на целостное  восприятие реальности и человека в виде органически единого Космоса. Во взглядах Чижевского. Циолковского, Вернадского сущность человека трактовалась как особая планетарная и космическая сила, играющая значительную роль в преобразовании мироздания.  Среди этих взглядов наибольшую известность получили идеи Вернадского, выразившиеся в учении о биосфере и её переходу в ноосферу. Биосфера - это системное целое, включающее наряду с геологической оболочкой планеты  всё живое, в т.ч. и человека. Человечество, как один из видов живого вещества, влияет на изменение биосферы в целом. А под влиянием  человеческой мысли и преобразующей деятельности человека биосфера превращается в ноосферу - сферу разума. Тем самым научная мысль приобретала масштабы планетарного и космического явления. Под её влиянием человечество может перейти от гетеротрофного состояния (жизнь за счёт других организмов)  в автотрофное (жизнь за счёт преобразования энергии солнца).

 

Проблемы  превращения биосферы в ноосферу в настоящее время  конкретизируются  в концепции  коэволюции (согласованного развития) природы и общества, основные положения которой впервые сформулировал в 1968г. русский ученый Н.В.Тимофеев-Ресовский. Центральное место в этой концепции занимает обоснование оптимальных путей взаимодействия человечества с остальной биосферой. Сторонник идей коэволюции, основоположник кибернетики Н.Винер однажды заметил: “Мы столь радикально изменили нашу среду, что теперь для того, чтобы существовать в ней, мы должны изменить себя”.

 

Для этого человечество должно соблюдать  два основных правила: первое - отказаться от тех видов деятельности, которые чреваты необратимыми последствиями для  окружающей среды и могут поставить под угрозу само существование жизни на нашей планете; второе - изменение мировоззренческих ориентаций людей, поворот от потребительства к осознанию и уважению ценности всего живого.

 

К особого рода взглядам в рамках современного натурализма относится  этическая концепция А.Швейцера, который утверждал, что не познание и практика, а переживание является  самой  существенной связью человека с миром. “Я есть жизнь, которая хочет жить” - вот первоначало человеческого бытия. Само бытие есть универсальная воля к жизни. Поэтому смысл человеческой жизни восходит не к разуму и деятельности, а к воле. Он заключается в благоговейном отношении ко всякой жизни. Поддержание жизни, возвышение её до высшей ценности - это благо; зло - это уничтожение жизни, принесение  ей вреда. Благоговение перед жизнью и оценка человека как высшей ценности составляют, согласно Швейцеру, основу нового гуманизма.

Информация о работе Курс лекций по "Культурологии"