Курс лекция по Культурологии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Июня 2013 в 11:26, лекция

Описание работы

Состояние современного российского общества характеризуется рядом внутренних противоречий, обусловленных сложными процессами перехода к рыночным условиям хозяйствования, интеграцией в мировое сообщество.
Складывающаяся ситуация, в свою очередь, способствует существованию негативных явлений: противостоянию структур исполнительной власти, коррупции, росту преступности, безответственности должностных лиц и т.д.
Дальнейший общественный прогресс и сама возможность существования государства, способного решать ключевые проблемы общества: политические, экономические, социальные и другие во многом зависит от общего уровня социально-культурного развития и качественных показателей правовой культуры, как всего общества, так и различных социальных групп и отдельной личности. Эффективность функционирования правовой системы, совершенствование юридической практики таюке во многом определяется уровнем правовой культуры.

Файлы: 1 файл

Краткий конспект лекций по курсу.doc

— 237.50 Кб (Скачать файл)

Профессиональная культура мышления, общения и поведения, а также  другие многообразные элементы правовой культуры индивидуально и неповторимо сочетаются и проявляются в личностном облике каждого должностного лица.

Отличие профессиональной правовой культуры должностных лиц таможенных органов  от правовой культуры иных социально-профессиональных групп связано главным образом со спецификой отражения юридического бытия и той социальной ролью, которую выполняет Федеральная таможенная служба в системе обеспечения экономической безопасности государства.

2. Состояние правовой культуры  должностных лиц таможенных органов детерминировано действием комплекса разнонаправленных факторов: внесистемных (общесоциальных) и внутрисистемных, действующих в рамках таможенных органов. По характеру своего воздействия они могут быть положительного и отрицательного действия. К числу первых относятся качество законодательства, нормы которого реализуются в процессе таможенной деятельности, а также правовой статус должностных лиц; учет научно обоснованных критериев эффективности правоприменения; научная организация труда должностных лиц: материально-техническое обеспечение правоприменительного процесса в таможенной системе и социальный престиж должностных лиц таможенных органов.

В числе отрицательных факторов следует выделить социальное неприятие  характера деятельности таможни и проводимой ею политики деловым миром; несоответствие структуры деятельности таможни историческим потребностям, складывающимся внешнеэкономическим отношениям в мире; различие в целях, обусловленное несогласованностью интересов на различных уровнях таможенной системы и сферы ВЭД; криминализации таможенной сферы, которой способствуют сверхприбыли от контрабанды, уклонения от уплаты таможенных платежей; дискреционные полномочия должностных лиц таможенных органов, создающие почву для корыстных злоупотреблений, участия в таможенных преступлениях.

3. Основанием для определения  сущностных характеристик правовой  культуры должностных лиц таможенных  органов являются особенности  их профессиональной деятельности  и правового положения, в том  числе качество законодательства, нормы которого реализуются в процессе правоприменения; научно обоснованные критерии эффективности правоприменения; научная организация труда должностных лиц; микроклимат таможенного органа, в рамках которого осуществляется правоприменение; материально-техническое обеспечение правоприменительного процесса; социальный престиж.

Сложившаяся система защиты государственных  интересов в сфере ВЭД, особенности  ее построения и функционирования отражают низкую правовую культуру должностных  лиц таможенных органов, догматизм управленческих традиций, дезориентацию в определении политических, экономических и социальных приоритетов.

Деятельность в системе таможенных органов предъявляет серьезные  требования к личностным качествам  должностных лиц, осуществляющих таможенное администрирование. Однако их правовая культура демонстрирует наличие деформаций, связанных с утратой основных аксиологических ориентаций, что является следствием общего социокультурного кризиса.

К деформациям и кризисным состояниям правовой культуры среди должностных лиц таможенных органов следует отнести правовой нигилизм, аномию, общий аксиологический и когнитивный вакуум, распространение неправовых практик и противоправного поведения вследствие углубляющихся процессов отчуждения общества и государства, а также отчуждение права.

4. Уровень правовой культуры  должностных лиц таможенных органов  во многом обусловлен уровнем  правовых знаний и ценностных  ориентаций, которые служат мотивообразующим  основанием правового поведения.  Как показало проведенное исследование, уровень юридической подготовки выпускников вузов, призванный формировать правовую культуру должностных лиц, ниже любых других показателей, характеризующих качество приобретённого образования.

Методика дистанционного обучения должностных лиц таможенных органов с применением электронных учебно-методических комплексов не в полной мере отвечает потребностям как таможенной системы в целом, так и потребностям каждого должностного лица. Не решена проблема необходимой обратной связи между процессом обучения и обучающимися. С помощью современных информационных технологий необходимо создать корпоративное информационное пространство, возможность для коммуникаций, развития новых образовательных структур и институциализации принципиально нового процесса обучения. Достижению поставленной цели должно способствовать профессиональное требование к каждому должностному лицу получать образование в течение всего периода службы.

Основой развития правовой культуры должностных лиц таможенных органов  должно стать повышение общей нравственности, популяризация правовых знаний, борьба с любыми проявлениями беззакония и произвола, повышение уровня профессионализма.

5. Правовая культура должностных  лиц таможенных органов формируется  в условиях, когда в среде таможенников и участников ВЭД фактически как норма рассматриваются значительные сложности, возникающие при таможенном оформлении товаров. Существующий порядок предполагает, что небольшое предприятие с нестабильным, редким, малообъемным перемещением товаров из-за рубежа вынуждено пользоваться услугами таможенных посредников.

Основные вопросы в большинстве  случаев возникают в связи  с организацией перевозки грузов от границы до места таможенного  оформления, хранения грузов во время  таможенного оформления и декларированием. На этих направлениях деятельности специализируются отдельные субъекты таможенного посредничества: перевозчик, склад временного хранения, таможенный брокер. Обладая особым статусом, посреднические организации не стесняются устанавливать повышенные цены на свои услуги.

Анализ организационно-правовых основ  деятельности таможенных органов позволяет  многим исследователям утверждать о  том, что в построении и функционировании сложившейся системы защиты государственных  интересов отражается низкая правовая культура, догматизм управленческих традиций, дезориентация в определении политических, экономических и социальных приоритетов.

6. Существенным фактором, оказавшим  влияние на процесс профессионального  образования должностных лиц  таможенных органов, стало  принятие закона от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации». Это по настоящему новаторский закон, в котором законодатель впервые непосредственно увязал проблему формирования кадрового состава государственной службы с развитием профессиональных качеств государственных служащих, оценкой результатов их профессиональной служебной деятельности не только в ходе проведения аттестации, но и в ходе сдачи квалификационного экзамена. Значительно повысилась роль и значение дополнительного профессионального образования, которое включает в себя профессиональную переподготовку, повышение квалификации и стажировку. Профессиональная переподготовка и повышение квалификации гражданского служащего осуществляется в имеющих государственную аккредитацию образовательных учреждениях высшего профессионального и среднего профессионального образования. При этом сократилась до трех лет периодичность повышения квалификации гражданского служащего.

7. Правовое воспитание, заключающееся  в формировании у должностных лиц уважительного отношения к закону, относящееся непосредственно к каждому должностному лицу; развитии чувства ответственности, непримиримости к произволу, коррупции, основанное на систематическом правовом обучении и подкрепленное положительными примерами правовой практики в полной мере в системе Федеральной таможенной службы как комплексный процесс не сформировалось, концепция правового воспитания не сформулирована.

Положения обоих кодексов не корреспондируются с основными требованиями статьи 8 «Кодексы поведения публичных должностных лиц» Конвенции ООН против коррупции: в кодексах не предусмотрены формы и способы поощрения, в целях борьбы с коррупцией, неподкупности, честности и . ответственности должностных лиц; не приняты во внимание материалы региональных, межрегиональных и многосторонних организаций, например Международный кодекс поведения государственных должностных лиц, содержащийся в приложении к резолюции 51/59 Генеральной Ассамблеи ООН от 12 декабря 1996 года; не определены меры и система, способствующие тому, чтобы должностные лица сообщали соответствующим органам о коррупционных деяниях, о которых им стало известно при выполнении ими своих функций; не установлена возможность принятия дисциплинарных или других мер в отношении должностных лиц, которые нарушают принятые кодексы.

Весь ход развития постсоветской  истории России показывает, что одной  из проблем, носящих системный характер и наиболее существенно влияющей на снижение темпов формирования условий  развития правовой культуры, является коррупция в таможенных органах. Пути решения этой проблемы сдвигаются в общесоциальную область — силами и возможностями всего общества.

Сведения о степени коррупционной поражённости отечественной таможенной системы в ведомственных источниках не систематизируются и не публикуются, что можно расценивать, как отсутствие соответствующих ведомственных исследований по этому вопросу.

Такой подход, на наш взгляд, контрпродуктивен и не может привести к глубокому  сравнительному анализу истинного  положения дел в нашей стране и странах, добившихся заметных результатов в деле ограничения коррупции в таможенных органах, опыт которых мог бы оказать позитивное влияние на развитие правовой культуры таможенников.

Проблема формирования правовой культуры осложнена структурой самого таможенного законодательства, а также односторонней направленностью существующей системы анализа рисков на реализацию фискальных целей.

8. Позитивных результатов в правовом  воспитании можно достигнуть, применяя  индивидуальный подход. Индивидуальная воспитательная работа в таможенных органах — сложное духовное явление, в систему которого входит совокупность структурных, организационных и содержательных элементов, тесно связанных между собой, учитывающих особенности каждого конкретного должностного лица. Конечная цель этой работы - формирование правовой личности.

По нашему мнению, решающая роль в  воспитательной работе в таможенных органах должна была быть отведена правовому воспитанию должностных  лиц, тесно увязанному с выработкой активной жизненной позиции и сочетающему в себе, наряду с уважением к праву, формированием убежденности в справедливости права и привычки соблюдать законы и требования не только в части исполнения нормативно-правовых актов, регламентирующих непосредственную служебную деятельность, но и в целях обеспечить в широком смысле права и законные интересы участников внешнеэкономической деятельности и лиц, пересекающих таможенную границу нашего государства. Привычная же готовность соизмерять свои действия с требованиями права, необходимостью его уважения оказывала бы, в свою очередь, воспитательное воздействие на осознание должностным лицом единства общественных и личных интересов, понимание значимости права, появление заинтересованности, убежденности и устойчивой идейной направленности на выполнение требований закона и иных нормативных актов.

Необходимо «привязать» результаты воспитательной работы к мнению общественности, изучать силами независимых экспертных социологических организаций общественное мнение с использованием современных методов, включая глубинные интервью.

9. Правовая культура связана  с информированностью должностных  лиц. Информация, необходимая для  принятия решений, чаще всего  носит правовой характер, зачастую  содержит сведения об отклонениях  от правовых норм. Проблемы совершенствования правовой культуры должностных лиц находят свое отражение и в интерактивной составляющей коммуникативной функции правовой культуры. Участник коммуникативного процесса при передаче информации предполагает ответную реакцию, активность своего партнёра, учёт его интересов и целей.

Интерактивный коммуникационный процесс  важен как в направлении «ФТС - РТУ - ФТС» и «РТУ - ТАМОЖНЯ - РТУ», так и в направлении «таможенные органы — участники внешнеэкономической деятельности — таможенные органы».

Существующая система отчётности предполагает систематическое поступление  из таможен и таможенных постов в  вышестоящий таможенный орган информации, обеспечивающей реализацию принципа управляемости системы. В то же время обмен информацией только по принципу: «приказ — отчёт о выполнении» не обеспечивает в полной мере реализацию коммуникативной функции правовой культуры. В процессе взаимодействия между коммуникаторами важен не только обмен информацией, но и организация, планирование их совместной деятельности. Возникающие в процессе совместной правозначимой деятельности коммуникаторов какие-либо осложнения, столкновение различных мнений, несогласованность приводят к увеличению интенсивности обмена информацией, активизации процесса обучения, обеспечивает более высокий уровень взаимопонимания.

В ходе такого общения предполагается включение должностного лица в социально-правовую деятельность, способствующую процессу формирования правовой культуры. Именно здесь, в процессе такого общения, участия  в правотворческой работе, обсуждения проектов важнейших нормативных правовых актов должностные лица не только познают правовые нормы и различные правовые явления, но и формируют в значительной степени свою правовую компетентность и сознательность.

10. Основой развития правовой культуры должностных лиц таможенных органов на институциональном уровне должно стать повышение их общей нравственности, популяризация правовых знаний, борьба с любыми проявлениями беззакония и произвола, повышение уровня профессионализма.

Не отрицая уже сделанное и поддерживая усилия ФТС России, направленные на проведение воспитательно-профилактической работы, необходимо продолжить поиск эффективных средств и методов такой деятельности. Прежде всего, необходимо отказаться от существующей системы оценок результатов проводимой воспитательной работы по количественным показателям и «привязать» её результаты к мнению общественности, для чего использовать современные методы изучения общественного мнения, включая глубинные интервью, анализ публикаций в средствах массовой информации и т.д. При этом привлекать для этой работы независимые экспертные социологические организации, использовать положительно себя зарекомендовавшие себя в бизнесе технологии «тайный покупатель» (mystery shopper) и т.д.

Информация о работе Курс лекция по Культурологии