Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Июня 2013 в 11:26, лекция
Состояние современного российского общества характеризуется рядом внутренних противоречий, обусловленных сложными процессами перехода к рыночным условиям хозяйствования, интеграцией в мировое сообщество.
Складывающаяся ситуация, в свою очередь, способствует существованию негативных явлений: противостоянию структур исполнительной власти, коррупции, росту преступности, безответственности должностных лиц и т.д.
Дальнейший общественный прогресс и сама возможность существования государства, способного решать ключевые проблемы общества: политические, экономические, социальные и другие во многом зависит от общего уровня социально-культурного развития и качественных показателей правовой культуры, как всего общества, так и различных социальных групп и отдельной личности. Эффективность функционирования правовой системы, совершенствование юридической практики таюке во многом определяется уровнем правовой культуры.
Профессиональная культура мышления, общения и поведения, а также другие многообразные элементы правовой культуры индивидуально и неповторимо сочетаются и проявляются в личностном облике каждого должностного лица.
Отличие профессиональной правовой культуры должностных лиц таможенных органов от правовой культуры иных социально-профессиональных групп связано главным образом со спецификой отражения юридического бытия и той социальной ролью, которую выполняет Федеральная таможенная служба в системе обеспечения экономической безопасности государства.
2. Состояние правовой культуры должностных лиц таможенных органов детерминировано действием комплекса разнонаправленных факторов: внесистемных (общесоциальных) и внутрисистемных, действующих в рамках таможенных органов. По характеру своего воздействия они могут быть положительного и отрицательного действия. К числу первых относятся качество законодательства, нормы которого реализуются в процессе таможенной деятельности, а также правовой статус должностных лиц; учет научно обоснованных критериев эффективности правоприменения; научная организация труда должностных лиц: материально-техническое обеспечение правоприменительного процесса в таможенной системе и социальный престиж должностных лиц таможенных органов.
В числе отрицательных факторов следует выделить социальное неприятие характера деятельности таможни и проводимой ею политики деловым миром; несоответствие структуры деятельности таможни историческим потребностям, складывающимся внешнеэкономическим отношениям в мире; различие в целях, обусловленное несогласованностью интересов на различных уровнях таможенной системы и сферы ВЭД; криминализации таможенной сферы, которой способствуют сверхприбыли от контрабанды, уклонения от уплаты таможенных платежей; дискреционные полномочия должностных лиц таможенных органов, создающие почву для корыстных злоупотреблений, участия в таможенных преступлениях.
3. Основанием для определения
сущностных характеристик
Сложившаяся система защиты государственных интересов в сфере ВЭД, особенности ее построения и функционирования отражают низкую правовую культуру должностных лиц таможенных органов, догматизм управленческих традиций, дезориентацию в определении политических, экономических и социальных приоритетов.
Деятельность в системе
К деформациям и кризисным
4. Уровень правовой культуры
должностных лиц таможенных
Методика дистанционного обучения должностных лиц таможенных органов с применением электронных учебно-методических комплексов не в полной мере отвечает потребностям как таможенной системы в целом, так и потребностям каждого должностного лица. Не решена проблема необходимой обратной связи между процессом обучения и обучающимися. С помощью современных информационных технологий необходимо создать корпоративное информационное пространство, возможность для коммуникаций, развития новых образовательных структур и институциализации принципиально нового процесса обучения. Достижению поставленной цели должно способствовать профессиональное требование к каждому должностному лицу получать образование в течение всего периода службы.
Основой развития правовой культуры должностных лиц таможенных органов должно стать повышение общей нравственности, популяризация правовых знаний, борьба с любыми проявлениями беззакония и произвола, повышение уровня профессионализма.
5. Правовая культура должностных
лиц таможенных органов
Основные вопросы в
Анализ организационно-правовых основ деятельности таможенных органов позволяет многим исследователям утверждать о том, что в построении и функционировании сложившейся системы защиты государственных интересов отражается низкая правовая культура, догматизм управленческих традиций, дезориентация в определении политических, экономических и социальных приоритетов.
6. Существенным фактором, оказавшим
влияние на процесс
7. Правовое воспитание, заключающееся в формировании у должностных лиц уважительного отношения к закону, относящееся непосредственно к каждому должностному лицу; развитии чувства ответственности, непримиримости к произволу, коррупции, основанное на систематическом правовом обучении и подкрепленное положительными примерами правовой практики в полной мере в системе Федеральной таможенной службы как комплексный процесс не сформировалось, концепция правового воспитания не сформулирована.
Положения обоих кодексов не корреспондируются с основными требованиями статьи 8 «Кодексы поведения публичных должностных лиц» Конвенции ООН против коррупции: в кодексах не предусмотрены формы и способы поощрения, в целях борьбы с коррупцией, неподкупности, честности и . ответственности должностных лиц; не приняты во внимание материалы региональных, межрегиональных и многосторонних организаций, например Международный кодекс поведения государственных должностных лиц, содержащийся в приложении к резолюции 51/59 Генеральной Ассамблеи ООН от 12 декабря 1996 года; не определены меры и система, способствующие тому, чтобы должностные лица сообщали соответствующим органам о коррупционных деяниях, о которых им стало известно при выполнении ими своих функций; не установлена возможность принятия дисциплинарных или других мер в отношении должностных лиц, которые нарушают принятые кодексы.
Весь ход развития постсоветской истории России показывает, что одной из проблем, носящих системный характер и наиболее существенно влияющей на снижение темпов формирования условий развития правовой культуры, является коррупция в таможенных органах. Пути решения этой проблемы сдвигаются в общесоциальную область — силами и возможностями всего общества.
Сведения о степени коррупционн
Такой подход, на наш взгляд, контрпродуктивен и не может привести к глубокому сравнительному анализу истинного положения дел в нашей стране и странах, добившихся заметных результатов в деле ограничения коррупции в таможенных органах, опыт которых мог бы оказать позитивное влияние на развитие правовой культуры таможенников.
Проблема формирования правовой культуры осложнена структурой самого таможенного законодательства, а также односторонней направленностью существующей системы анализа рисков на реализацию фискальных целей.
8. Позитивных результатов в
По нашему мнению, решающая роль в воспитательной работе в таможенных органах должна была быть отведена правовому воспитанию должностных лиц, тесно увязанному с выработкой активной жизненной позиции и сочетающему в себе, наряду с уважением к праву, формированием убежденности в справедливости права и привычки соблюдать законы и требования не только в части исполнения нормативно-правовых актов, регламентирующих непосредственную служебную деятельность, но и в целях обеспечить в широком смысле права и законные интересы участников внешнеэкономической деятельности и лиц, пересекающих таможенную границу нашего государства. Привычная же готовность соизмерять свои действия с требованиями права, необходимостью его уважения оказывала бы, в свою очередь, воспитательное воздействие на осознание должностным лицом единства общественных и личных интересов, понимание значимости права, появление заинтересованности, убежденности и устойчивой идейной направленности на выполнение требований закона и иных нормативных актов.
Необходимо «привязать» результаты воспитательной работы к мнению общественности, изучать силами независимых экспертных социологических организаций общественное мнение с использованием современных методов, включая глубинные интервью.
9. Правовая культура связана
с информированностью
Интерактивный коммуникационный процесс важен как в направлении «ФТС - РТУ - ФТС» и «РТУ - ТАМОЖНЯ - РТУ», так и в направлении «таможенные органы — участники внешнеэкономической деятельности — таможенные органы».
Существующая система
В ходе такого общения предполагается включение должностного лица в социально-правовую деятельность, способствующую процессу формирования правовой культуры. Именно здесь, в процессе такого общения, участия в правотворческой работе, обсуждения проектов важнейших нормативных правовых актов должностные лица не только познают правовые нормы и различные правовые явления, но и формируют в значительной степени свою правовую компетентность и сознательность.
10. Основой развития правовой культуры должностных лиц таможенных органов на институциональном уровне должно стать повышение их общей нравственности, популяризация правовых знаний, борьба с любыми проявлениями беззакония и произвола, повышение уровня профессионализма.
Не отрицая уже сделанное и поддерживая усилия ФТС России, направленные на проведение воспитательно-профилактической работы, необходимо продолжить поиск эффективных средств и методов такой деятельности. Прежде всего, необходимо отказаться от существующей системы оценок результатов проводимой воспитательной работы по количественным показателям и «привязать» её результаты к мнению общественности, для чего использовать современные методы изучения общественного мнения, включая глубинные интервью, анализ публикаций в средствах массовой информации и т.д. При этом привлекать для этой работы независимые экспертные социологические организации, использовать положительно себя зарекомендовавшие себя в бизнесе технологии «тайный покупатель» (mystery shopper) и т.д.