Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Июня 2013 в 11:26, лекция
Состояние современного российского общества характеризуется рядом внутренних противоречий, обусловленных сложными процессами перехода к рыночным условиям хозяйствования, интеграцией в мировое сообщество.
Складывающаяся ситуация, в свою очередь, способствует существованию негативных явлений: противостоянию структур исполнительной власти, коррупции, росту преступности, безответственности должностных лиц и т.д.
Дальнейший общественный прогресс и сама возможность существования государства, способного решать ключевые проблемы общества: политические, экономические, социальные и другие во многом зависит от общего уровня социально-культурного развития и качественных показателей правовой культуры, как всего общества, так и различных социальных групп и отдельной личности. Эффективность функционирования правовой системы, совершенствование юридической практики таюке во многом определяется уровнем правовой культуры.
- осуществление и постоянное
совершенствование таможенного
оформления и таможенного
- осуществление в пределах
- борьба с контрабандой, нарушениями таможенных правил, пресечение незаконного оборота через таможенную границу наркотических средств, оружия, культурных ценностей, радиоактивных веществ, видов животных и растений, находящихся под угрозой исчезновения, их частей и дериватов, объектов интеллектуальной собственности, других товаров, содействие в борьбе с международным терроризмом;
- обеспечение в пределах своей
компетенции защиты прав
- другие функции,
Большую теоретическую и практическую ценность представляют данные об отношении должностных лиц таможенных органов к действующим правовым институтам, к демократическим принципам деятельности, обеспечения достоверности и повышения доступности выходящей информации; о качественной стороне правовых знаний, которыми обладают сегодня должностные лица таможенных органов.
Отличие профессиональной правовой культуры должностных лиц таможенных органов от правовой культуры иных социально-профессиональных групп связано главным образом со спецификой отражения юридического бытия и той социальной ролью, которую выполняет Федеральная таможенная служба в системе обеспечения экономической безопасности государства. При этом проведенный в ходе диссертационного исследования социологический анализ позволяет выделить характерные особенности правовой культуры должностных лиц таможенных органов:
- подавляющее большинство
1 См.: Таможенный кодекс Российской Федерации. Федеральный закон от
28.05.2003 № 61-ФЗ (в ред. Федеральных законов от 23.12.2003 №186-ФЗ, от
11.11.2004 №139-Ф3, от 18.07.2005 №90-ФЗ, от 31.12.2005 №204-ФЗ). М., 2006. С. 335-336. - -
204 отдельных случаях выбирать линию поведения, соизмеряя её с конкретными жизненными ситуациями, взвешивая и оценивая достоинства и преимущества соблюдения закона и недостатков, невыгод его нарушения;
- признавая наличие такой
- препятствием для обеспечения
надлежащего исполнения
- опрос позволил выявить
- многие должностные лица в
своей практической
Высокая правовая культура предполагает определенную систему знаний, охватывающую овладение принципами права, наличие знаний Конституции, прав, свобод и обязанностей человека и гражданина, понимание принципа свободы, связанные с переходом российского общества к принципам рыночной экономики, а также норм уголовного законодательства, гражданского, семейного, административного, трудового, таможенного, хозяйственного и ряда других отраслей права. Знания в области права предполагают знания о правовой системе общества, правовых норм, законодательства.
Потребность личности в правовых знаниях и потребность общества в информационной насыщенности личности правовыми знаниями — явления неоднопорядковые, в известной степени приходящие в противоречие, что вызывает потребность в определении минимума правовых знаний, необходимого для каждого гражданина, и минимума правовых знаний, специфически характерных для конкретных профессий.
Уровень правовой культуры должностных лиц таможенных органов во многом обусловлен состоянием профессионального образования и, в первую очередь, уровнем правовых знаний и ценностных ориентаций, которые служат мотивообразующим основанием правового поведения должностного лица. Правовые знания необходимо рассматривать не только как одно из направлений профессионального образования, но и как обязательную часть общего. В системе служебной подготовки должны присутствовать элементы юридической подготовки и правового воспитания, вне зависимости от базового образования того или иного должностного лица.
Можно сделать вывод о том, что эффективность всего комплекса профессионального образования таможенников должна служить фактором, позволяющим сформировать корпус высококвалифицированных специалистов с более высокой, чем у «обычных» законопослушных граждан, правовой подготовленностью, глубоко уважительным отношением к праву.
Организация служебной деятельности в таможенных органах предполагает, в том числе и правовое воспитание, которое является составным элементом идеологической функции любого государства.
Решающая роль в воспитательной работе в таможенных органах должна была быть отведена правовому воспитанию должностных лиц, формированию убежденности в справедливости права и привычки соблюдать права и законные интересы участников ВЭД и лиц, пересекающих таможенную границу нашего государства.
Основные проблемы развития правовой культуры должностных лиц таможенных органов должны решаться через государственную политику, нацеленную на защиту интересов личности, преодоление коррупции, как основного источника правового нигилизма, формирующегося в общественном правосознании. Необходимо последовательное поэтапное осуществление деэтатизации, укрепление позиции суда как независимой ветви власти, поддержка свободных средств массовой информации, партийной, гражданской жизни, обеспечение повышения качества процессов правотворчества.
Основой развития правовой культуры должностных лиц таможенных органов должно стать повышение общей нравственности, популяризация правовых знаний, борьба с любыми проявлениями беззакония и произвола, повышение уровня профессионализма.
1. Нормативно-правовые акты
2. Вопросы Федеральной таможенной службы. Постановление Правительства РФ от 21.08.2004 № 429 // Собрание законодательства РФ. 2004. №35. Ст. 3637.
3. Вопросы федеральной
4. Закон Российской Федерации о поправке к Конституции Российской Федерации от 30 декабря 2008 года №6-ФКЗ «Об изменении срока полномочий Президента Российской Федерации и Государственной Думы». // Российская газета. 2008. 31 декабря.
5. Закон Российской Федерации о поправке к Конституции Российской Федерации от 30 декабря 2008 года №7-ФКЗ «О контрольных полномочиях Государственной Думы в отношении Правительства Российской Федерации». // Российская газета. 2008. 31 декабря.
6. Закон Российской Федерации от 10.07.1992 № 3266-1 «Об образовании». // Российская газета. 1996. 23 января.
7. Закон Российской Федерации от 18.04.1991 № 1026-1 (ред. от 02.10.2007) «О милиции». // Комментарий к закону Российской Федерации «О милиции» (постатейный) под ред. Ю.Н. Милыпина, С.Е. Чаннова. Подготовлен для системы КонсультантПлюс. 2007.
8. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 № 195-ФЗ. // Собрание законодательства РФ. 2002. 07 января. № 1.
9. Конституция Российской Федерации от 25 декабря 1993 года, с изменениями от 30 декабря 2008 года. // Российская газета. 2009. 21 января.
10. Конституция Российской
11. Концепция (основные
12. Национальный доклад о доступе
к информации о деятельности
органов власти в Российской
Федерации 2008. // http://www.svobodainfo.org/
13. Национальный план противодействия
коррупции. 31.07.2008 // Официальный сайт Президента
России, http://kremlin/ru/mainpage.
14. О государственной гражданской службе Российской Федерации. Федеральный закон от 27.07.2004 № 79-ФЗ. М., 2005.
15. О государственной программе «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2006 2010 годы». Постановление Правительства Российской Федерации от 11.07.2005 № 422. // Собрание законодательства РФ. 2005. №29. Ст. 3064.
16. О кодексе чести
таможенника Российской Федерации. Приказ ГТК
РФ от 03.09.1997 №530. / http://www.lawrussia.ru/index.
17. О концепции модернизации
российского образования на
18. О концепции развития таможенны
19. О направлении обзора по актам прокурорского реагирования. Письмо ФТС РФ от 02.
21. Письмо ГТК РФ от 27.02.1998 №01-15/4041
«Об организации
26. Приказ ГТК России от 11.09.1996
№557 «О мерах по укреплению законно
27. Приказ ГТК РФ от 09.09.2002 №952
«О выплате ежемесячной
28. Приказ ФТС России от 03.04.2006
№284 «Об утверждении методик
30. Приказ ФТС России от 05.10.2006 №964 «Об утверждении аналитической программы ФТС России «Борьба с проявлениями коррупции и должностными преступлениями в таможенных органах на период 2007-2009 гг.»
32. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 14.12.2005 №2225-р «О концепции развития таможенных органов Российской Федерации». // Собрание законодательства РФ. 2006. № 2. Ст. 260.
33. Распоряжение ФТС России от 23.01.2006 № 21-р «Об утверждении Методических рекомендаций начальникам таможенных органов по организации и проведению воспитательно-профилактической работы».
36. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 № 63-Ф3. // Собрание законодательства РФ, 17.06.1996, № 25
38. Указ Президента Российской
Федерации от 16.11.1998 №1396 «Об утверждении дисциплинарног
40. Федеральный закон от 08.03.2006 № 40-ФЗ «О ратификации конвенции Организации Объединенных Наций против коррупции». // Российская газета. 2006. 21 марта.
41. Федеральный закон от 12.08.1995 №
144-ФЗ «Об оперативно-
42. Федеральный закон от 17.01.1992 № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации».//Российская газета. 1992. 18 февраля.
43. Федеральный закон от 19.06.2004 № 54-ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях». // Парламентская газета. 2004. 22 июня.
44. Федеральный закон от 21.07.1997 № 114-ФЗ «О службе в таможенных органах Российской Федерации». // Российская газета. 1997. 31 июля.
45. Федеральный закон от 25.12.2008 г. № 273-Ф3 «О противодействии коррупции». //Российская газета. 2008. 30 декабря.
46. Федеральный закон от 27.05.2003 № 58-ФЗ «О системе государственной службы Российской Федерации» (в редакции Федерального закона от1111.2003 г. №141-ФЗ). // Реформа государственной службы Российской Федерации (2000-2003 годы). М., 2006.
51. Монографии, статьи, учебники, словари
52. Аграновская E.B. Правовая культура и обеспечение прав личности. М., 1988.
53. Алев Р. Юридический
54. Алексеев С.С. Общая теория права. Курс в двух томах. М., 1981.
55. Алексеев С.С. Теория права. М., 1994.
58. Артемьев A.M. Правоохранительная служба как межотраслевой институт. // Философия права. 2008. №1.
59. Афанасьев Ю.Н. Знать, чтобы стать элитой. // Новая газета. 2005. 10 февраля.
60. Барабашев А.Г., Зайцева Т.В., Козбаненко В.А., Кортава Р.И., Краснов М.А., Кукин В.И., Оболонский A.B. Реформа государственной службы Российской Федерации (2000-2003 годы). М., 2006.