Курс лекция по Культурологии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Июня 2013 в 11:26, лекция

Описание работы

Состояние современного российского общества характеризуется рядом внутренних противоречий, обусловленных сложными процессами перехода к рыночным условиям хозяйствования, интеграцией в мировое сообщество.
Складывающаяся ситуация, в свою очередь, способствует существованию негативных явлений: противостоянию структур исполнительной власти, коррупции, росту преступности, безответственности должностных лиц и т.д.
Дальнейший общественный прогресс и сама возможность существования государства, способного решать ключевые проблемы общества: политические, экономические, социальные и другие во многом зависит от общего уровня социально-культурного развития и качественных показателей правовой культуры, как всего общества, так и различных социальных групп и отдельной личности. Эффективность функционирования правовой системы, совершенствование юридической практики таюке во многом определяется уровнем правовой культуры.

Файлы: 1 файл

Краткий конспект лекций по курсу.doc

— 237.50 Кб (Скачать файл)

- осуществление и постоянное  совершенствование таможенного  оформления и таможенного контроль  в целях ускорения товарооборота; 

- осуществление в пределах своей  компетенции валютного контроля;

- борьба с контрабандой, нарушениями таможенных правил, пресечение незаконного оборота через таможенную границу наркотических средств, оружия, культурных ценностей, радиоактивных веществ, видов животных и растений, находящихся под угрозой исчезновения, их частей и дериватов, объектов интеллектуальной собственности, других товаров, содействие в борьбе с международным терроризмом;

- обеспечение в пределах своей  компетенции защиты прав интеллектуальной  собственности; 

- другие функции, предусмотренные  законодательством1. Состояние правовой  культуры должностных лиц таможенных органов детерминировано действием комплекса разнонаправленных факторов, которые можно разбить на две группы: общесоциальные и внутрисистемные. По характеру своего воздействия их можно разделить на факторы положительного и отрицательного действия.

Большую теоретическую и практическую ценность представляют данные об отношении  должностных лиц таможенных органов  к действующим правовым институтам, к демократическим принципам  деятельности, обеспечения достоверности  и повышения доступности выходящей информации; о качественной стороне правовых знаний, которыми обладают сегодня должностные лица таможенных органов.

Отличие профессиональной правовой культуры должностных лиц таможенных органов  от правовой культуры иных социально-профессиональных групп связано главным образом со спецификой отражения юридического бытия и той социальной ролью, которую выполняет Федеральная таможенная служба в системе обеспечения экономической безопасности государства. При этом проведенный в ходе диссертационного исследования социологический анализ позволяет выделить характерные особенности правовой культуры должностных лиц таможенных органов:

- подавляющее большинство должностных  лиц требования, цели и ценности  закона воспринимают, как авторитетные. И в то же время могут в

1 См.: Таможенный кодекс Российской Федерации. Федеральный закон от

28.05.2003 № 61-ФЗ (в ред. Федеральных  законов от 23.12.2003 №186-ФЗ, от 

11.11.2004 №139-Ф3, от 18.07.2005 №90-ФЗ, от 31.12.2005 №204-ФЗ). М., 2006. С. 335-336. - -

204 отдельных случаях выбирать линию поведения, соизмеряя её с конкретными жизненными ситуациями, взвешивая и оценивая достоинства и преимущества соблюдения закона и недостатков, невыгод его нарушения;

- признавая наличие такой проблемы, как многочисленные случаи надлежащего исполнение законов в таможенных органах региона, опрошенные должностные лица наиболее нетерпимым считают это явление в вышестоящих таможенных органах, а также в таможнях, с которыми респонденты не связаны трудовыми отношениями. В своих же коллективах подобные отступления от нормы права остаются незамеченными. Это не только негативно отражается на качестве исполнения служебных обязанностей, ни и даёт основание говорить о низком уровне правовой культуры должностных лиц, граничащим с правовым нигилизмом;

- препятствием для обеспечения  надлежащего исполнения действующего  законодательства в таможенных  органах должностные лица видят,  в первую очередь, в несовершенстве  действующего законодательства. Эта  позиция вполне корреспондируется  с представлениями о состоянии современного таможенного законодательства представителей бизнес-сообщества, надзорных органов. Однако, если соотнести позицию опрошенных с массивом ответов по вопросам степени открытости таможенных органов, осведомлённости о мировой таможенной практике, участия в законотворчестве, а также с уровнем образования, то можно сделать вывод о подсознательном желании респондентов скорее «приспособить» таможенное законодательство к решению сиюминутных технологических и организационных проблем, нежели говорить о нацеленности на либерализацию внешней торговли, гармонизацию таможенных процедур и т.д.;

- опрос позволил выявить существенное  отставание таможенных коллективов  в использовании современных  коммуникаторов, в том числе —  возможностей сети Интернет. Несвоевременное поступление правовой информации, делающей - её неактуальной, отсутствие возможности информационного обмена в режиме on-line как с таможенными органами внутри страны, так и с зарубежными коллегами, неразвитость региональных информационно-правовых баз данных, а также отсутствие доступа к ним не позволяет использовать в полной мере современные технологии для совершенствования правовой культуры должностных лиц;

- многие должностные лица в  своей практической деятельности  руководствуются не столько Конституцией страны и ее законодательством, сколько указаниями своего руководства и интересами ведомства.

Высокая правовая культура предполагает определенную систему знаний, охватывающую овладение принципами права, наличие  знаний Конституции, прав, свобод и обязанностей человека и гражданина, понимание принципа свободы, связанные с переходом российского общества к принципам рыночной экономики, а также норм уголовного законодательства, гражданского, семейного, административного, трудового, таможенного, хозяйственного и ряда других отраслей права. Знания в области права предполагают знания о правовой системе общества, правовых норм, законодательства.

Потребность личности в правовых знаниях  и потребность общества в информационной насыщенности личности правовыми знаниями — явления неоднопорядковые, в известной степени приходящие в противоречие, что вызывает потребность в определении минимума правовых знаний, необходимого для каждого гражданина, и минимума правовых знаний, специфически характерных для конкретных профессий.

Уровень правовой культуры должностных  лиц таможенных органов во многом обусловлен состоянием профессионального  образования и, в первую очередь, уровнем правовых знаний и ценностных ориентаций, которые служат мотивообразующим основанием правового поведения должностного лица. Правовые знания необходимо рассматривать не только как одно из направлений профессионального образования, но и как обязательную часть общего. В системе служебной подготовки должны присутствовать элементы юридической подготовки и правового воспитания, вне зависимости от базового образования того или иного должностного лица.

Можно сделать вывод о том, что  эффективность всего комплекса  профессионального образования  таможенников должна служить фактором, позволяющим сформировать корпус высококвалифицированных специалистов с более высокой, чем у «обычных» законопослушных граждан, правовой подготовленностью, глубоко уважительным отношением к праву.

Организация служебной деятельности в таможенных органах предполагает, в том числе и правовое воспитание, которое является составным элементом идеологической функции любого государства.

Решающая роль в воспитательной работе в таможенных органах должна была быть отведена правовому воспитанию должностных лиц, формированию убежденности в справедливости права и привычки соблюдать права и законные интересы участников ВЭД и лиц, пересекающих таможенную границу нашего государства.

Основные проблемы развития правовой культуры должностных лиц таможенных органов должны решаться через государственную политику, нацеленную на защиту интересов личности, преодоление коррупции, как основного источника правового нигилизма, формирующегося в общественном правосознании. Необходимо последовательное поэтапное осуществление деэтатизации, укрепление позиции суда как независимой ветви власти, поддержка свободных средств массовой информации, партийной, гражданской жизни, обеспечение повышения качества процессов правотворчества.

Основой развития правовой культуры должностных лиц таможенных органов  должно стать повышение общей нравственности, популяризация правовых знаний, борьба с любыми проявлениями беззакония и произвола, повышение уровня профессионализма.

Список литературы

1. Нормативно-правовые  акты 

2. Вопросы Федеральной таможенной службы. Постановление Правительства РФ от 21.08.2004 № 429 // Собрание законодательства РФ. 2004. №35. Ст. 3637.

3. Вопросы федеральной таможенной  службы. Указ Президента Российской Федерации от 11.05.2006 № 473. // Собрание законодательства РФ. 2006. № 20. Ст. 2162.

4. Закон Российской Федерации о поправке к Конституции Российской Федерации от 30 декабря 2008 года №6-ФКЗ «Об изменении срока полномочий Президента Российской Федерации и Государственной Думы». // Российская газета. 2008. 31 декабря.

5. Закон Российской Федерации о поправке к Конституции Российской Федерации от 30 декабря 2008 года №7-ФКЗ «О контрольных полномочиях Государственной Думы в отношении Правительства Российской Федерации». // Российская газета. 2008. 31 декабря.

6. Закон Российской Федерации  от 10.07.1992 № 3266-1 «Об образовании». // Российская газета. 1996. 23 января.

7. Закон Российской Федерации  от 18.04.1991 № 1026-1 (ред. от 02.10.2007) «О милиции». // Комментарий к закону Российской Федерации «О милиции» (постатейный) под ред. Ю.Н. Милыпина, С.Е. Чаннова. Подготовлен для системы КонсультантПлюс. 2007.

8. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 № 195-ФЗ. // Собрание законодательства РФ. 2002. 07 января. № 1.

9. Конституция Российской Федерации от 25 декабря 1993 года, с изменениями от 30 декабря 2008 года. // Российская газета. 2009. 21 января.

10. Конституция Российской Федерации. (Принята всенародным голосованием 12.12.1993). // Российская газета. 1993. 25 декабря.

11. Концепция (основные направления)  воспитательной работы с личным составом Ростовского юридического института МВД России. Ростов-на-Дону. 2003.

12. Национальный доклад о доступе  к информации о деятельности  органов власти в Российской  Федерации 2008. // http://www.svobodainfo.org/info/

13. Национальный план противодействия коррупции. 31.07.2008 // Официальный сайт Президента России, http://kremlin/ru/mainpage.shtml.

14. О государственной гражданской  службе Российской Федерации.  Федеральный закон от 27.07.2004 №  79-ФЗ. М., 2005.

15. О государственной программе «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2006 2010 годы». Постановление Правительства Российской Федерации от 11.07.2005 № 422. // Собрание законодательства РФ. 2005. №29. Ст. 3064.

16. О кодексе чести таможенника Российской Федерации. Приказ ГТК РФ от 03.09.1997 №530. / http://www.lawrussia.ru/index.htm.

17. О концепции модернизации  российского образования на период  до 2010 года. Распоряжение Правительства  Российской Федерации от 29.12.2001 №1756-р. //Бюллетень Минобразования РФ. 2002. №2.

18. О концепции развития таможенных органов Российской Федерации. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 14.12.2005 №2225-р. // Собрание законодательства РФ. 2006. № 2. Ст. 260.

19. О направлении обзора по  актам прокурорского реагирования. Письмо ФТС РФ от 02.

21. Письмо ГТК РФ от 27.02.1998 №01-15/4041 «Об организации воспитательной  работы в таможенных органах  Российской Федерации в 1998 году». 

26. Приказ ГТК России от 11.09.1996 №557 «О мерах по укреплению законности, правопорядка, служебной и исполнительской дисциплины в таможенных органах Российской Федерации» (с изм. и доп. от 12.09.1996)

27. Приказ ГТК РФ от 09.09.2002 №952 «О выплате ежемесячной денежной  компенсации лицам, назначенным  на государственные должности федеральной государственной службы и должности работников организаций бюджетной сферы».

28. Приказ ФТС России от 03.04.2006 №284 «Об утверждении методик расчета  показателей конечного результата  деятельности таможенных органов  Российской Федерации» (с изменениями, внесёнными приказом ФТС России от 22 марта 2007 года №335).

30. Приказ ФТС России от 05.10.2006 №964 «Об утверждении аналитической  программы ФТС России «Борьба  с проявлениями коррупции и должностными преступлениями в таможенных органах на период 2007-2009 гг.»

32. Распоряжение Правительства  Российской Федерации от 14.12.2005 №2225-р  «О концепции развития таможенных органов Российской Федерации». // Собрание законодательства РФ. 2006. № 2. Ст. 260.

33. Распоряжение ФТС России от 23.01.2006 № 21-р «Об утверждении Методических рекомендаций начальникам таможенных органов по организации и проведению воспитательно-профилактической работы».

36. Уголовный кодекс Российской  Федерации от 13.06.1996 № 63-Ф3. // Собрание  законодательства РФ, 17.06.1996, № 25

38. Указ Президента Российской  Федерации от 16.11.1998 №1396 «Об утверждении дисциплинарного устава таможенной службы Российской Федерации». // Российская газета. 1998. 25 ноября.

40. Федеральный закон от 08.03.2006 №  40-ФЗ «О ратификации конвенции Организации Объединенных Наций против коррупции». // Российская газета. 2006. 21 марта.

41. Федеральный закон от 12.08.1995 №  144-ФЗ «Об оперативно-розыскной  деятельности». //Российская газета. 1995. 18 августа. 

42. Федеральный закон от 17.01.1992 №  2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации».//Российская газета. 1992. 18 февраля.

43. Федеральный закон от 19.06.2004 №  54-ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях,  шествиях и пикетированиях». // Парламентская газета. 2004. 22 июня.

44. Федеральный закон от 21.07.1997 № 114-ФЗ «О службе в таможенных органах Российской Федерации». // Российская газета. 1997. 31 июля.

45. Федеральный закон от 25.12.2008 г.  № 273-Ф3 «О противодействии коррупции». //Российская газета. 2008. 30 декабря.

46. Федеральный закон от 27.05.2003 № 58-ФЗ «О системе государственной службы Российской Федерации» (в редакции Федерального закона от1111.2003 г. №141-ФЗ). // Реформа государственной службы Российской Федерации (2000-2003 годы). М., 2006.

51. Монографии, статьи, учебники, словари

52. Аграновская E.B. Правовая культура и обеспечение прав личности. М., 1988.

53. Алев Р. Юридический этимологический  словарь. М., 2002.

54. Алексеев С.С. Общая теория права. Курс в двух томах. М., 1981.

55. Алексеев С.С. Теория права. М., 1994.

58. Артемьев A.M. Правоохранительная служба как межотраслевой институт. // Философия права. 2008. №1.

59. Афанасьев Ю.Н. Знать, чтобы стать элитой. // Новая газета. 2005. 10 февраля.

60. Барабашев А.Г., Зайцева Т.В., Козбаненко В.А., Кортава Р.И., Краснов М.А., Кукин В.И., Оболонский A.B. Реформа государственной службы Российской Федерации (2000-2003 годы). М., 2006.

Информация о работе Курс лекция по Культурологии