Курс лекция по Культурологии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Июня 2013 в 11:26, лекция

Описание работы

Состояние современного российского общества характеризуется рядом внутренних противоречий, обусловленных сложными процессами перехода к рыночным условиям хозяйствования, интеграцией в мировое сообщество.
Складывающаяся ситуация, в свою очередь, способствует существованию негативных явлений: противостоянию структур исполнительной власти, коррупции, росту преступности, безответственности должностных лиц и т.д.
Дальнейший общественный прогресс и сама возможность существования государства, способного решать ключевые проблемы общества: политические, экономические, социальные и другие во многом зависит от общего уровня социально-культурного развития и качественных показателей правовой культуры, как всего общества, так и различных социальных групп и отдельной личности. Эффективность функционирования правовой системы, совершенствование юридической практики таюке во многом определяется уровнем правовой культуры.

Файлы: 1 файл

Краткий конспект лекций по курсу.doc

— 237.50 Кб (Скачать файл)

3. Правовое  воспитание.

      • Правовое воспитание - это формирование у граждан и в обществе правосознания и правовой культуры. Данный процесс осуществляется государственными органами, должностными лицами, учебными заведениями, обществом в целом.
      • Основными направлениями правового воспитания являются:
      • формирование правосознания и правовой культуры в семье;
      • обучение основам права и воспитания правовой культуры в школе;
      • профессиональная правовая подготовка в высших учебных заведениях юридического (и родственного) профиля;
      • самовоспитание;
      • распространение правовых знаний средствами массовой информации;
      • выпуск и распространение через розничную торговлю разнообразной юридической литературы;
      • осуществление правовой пропаганды государственными органами и их должностными лицами;
      • создание компьютерных баз данных ("Гарант", "Консультант-плюс", "Кодекс"), распространение правовой информации через Интернет.

Правовые  знания включают в себя:

знание норм Конституции РФ;

знание содержания наиболее важных федеральных законов (в том числе основных положений  отраслевых кодексов);

понимание сущности правовых учений, доктрин;

ориентацию  в иерархии нормативно-правовых актов;

наблюдение  за деятельностью законодательных  органов и учет новейших нормативно-правовых актов; иную информацию.

Основными способами правового воспитания являются:

убеждение;

предупреждение;

поощрение;

принуждение;

наказание.

4. Правовой нигилизм.

Правовой  нигилизм - негативно отрицательное и равнодушное отношение к праву, основанное на юридическом невежестве и правовой невоспитанности основной массы населения.

В современном  российском обществе выделяются различные формы проявления правового нигилизма.

Прямое  сознательное нарушение законов и подзаконных актов:

умышленные  уголовные преступления;

гражданские, административные, дисциплинарные правонарушения;

осуществление преступной деятельности в организованных формах;

сращивание  преступного мира и части госаппарата;

распространение криминальных отношений в обществе (рэкет и т. д.);

контроль организованной преступности за частью бизнеса;

давление, шантаж, заказные убийства представителей частного бизнеса и государственных структур.

Массовое  неисполнение и нарушение правовых норм:

незнание либо игнорирование права гражданами на бытовом уровне;

неисполнение  законодательства госорганами;

прибегание  гражданами к неправовым способам споров.

Распространение антиправовой психологии:

появление в  обществе признаваемых значительной частью населения особых социальной норм, оправдывающих антиправовое поведение;

эстетизация преступности, появление большого количества художественной литературы, кинофильмов, воспевающих преступность;

сознательная  либо неосознанная пропаганда СМИ жестокости, насилия, преступного образа жизни. "Война законы"

создание параллельной системы законодательства (например, дополнительное регулирование регламентированных законом отношений различными ведомственными актами, носящими "правозаменительный" характер; правовое противостояние между федеральным центром и некоторыми субъектами федерации (например, Татарстан, Башкортостан);

издание взаимоисключающих  актов органами различных ветвей власти. Нарушение законов и подзаконных актов в угоду "целесообразности"' принятие неправовых решений во имя достижения тех или иных целей государственными чиновниками, работниками милиции, прокуратуры, иных государственных, в том числе правоохранительных органов.

Массовое  нарушение прав и свобод человека:

повседневное  нарушение прав и свобод человека государственными органами, особенно при осуществлении правоохранительной деятельности;

 

частая невозможность  законными средствами защитить свои права и свободы;

незащищенность  и негарантированность права  на жизнь (гибель около 30 тысяч человек  в год от рук преступников, 5 тысяч  в год в мирное время в Вооруженных  Силах РФ, около 100 тысяч - в Чечне, большое количество различных аварий, несчастных случаев).

Низкий  авторитет суда и иных правоохранительных органов, который возникает в результате:

длительной  бюрократической волокиты при рассмотрении судебных споров (некоторые споры  рассматриваются годами);

больших материальных затрат, необходимых на ведение процесса (пошлины, труд адвокатов);

косного, равнодушного отношения к людям со стороны  многих работников судебно-правоохранительных органов;

большого количества судебных ошибок, неправосудных приговоров;

распространенности  нарушения прав человека при правоохранительной деятельности и исполнении наказаний;

слабости исполнительного  аппарата судов;

высокого процента нераскрытых преступлений;

иных причин.

Теоретические формы правового  нигилизма

ряд положений  марксистско-ленинского учения, культивируемого в советском обществе, отрицающих и искажающих роль и значение права (например, право - средство угнетения народных масс);

отсутствие  единых подходов к праву в отечественной  правовой науке;

новейшие и  старые правовые учения, разделяющие "писаное" и "неписаное" право;

ошибочное понимание  права рядом теоретиков и лиц, осуществляющих преподавание права.

Основными причинами, способствовавшими  появлению и развитию правового  нигилизма в российском обществе, считаются:

особенности исторического развития (монголо-татарское иго, опричнина Ивана Грозного и др.);

самодержавный, деспотический характер власти;

крепостное  право;

отсутствие  развитых демократических и правовых традиций;

распространенность  неправовых способов решения споров;

репрессивный  характер права на протяжении как  дореволюционной эпохи, так и  советского времени;

теория и  практика диктатуры пролетариата (ее неограниченность рамками права), сталинские репрессии;

распространенные  в советскую эру административно-командные методы в экономике и политике, фактическое преобладание подзаконных актов над законами;

трудности современного переходного периода;

несовершенство  и недостаточная эффективность  судебно-правоохранительной системы;

повсеместное  нарушение прав и свобод граждан и отсутствие их реальных гарантий;

несовершенство  правовой системы.

Признаками современного российского  правового нигилизма являются:

широкая распространенность и повсеместность (в быту, среди  различных классов и социальных групп - чиновников, сотрудников правоохранительных органов и др.);

многообразие  форм проявления (бытовые, на высшем государственном  уровне, открыто, тайно);

высокая степень  агрессивности и неподконтрольности;

соединение  правового нигилизма с формами  социального и иного протеста (особо жестокие антиправительственные выступления, перекрытие железных дорог);

усиление правового  нигилизма нигилизмом иных сфер жизни (религиозным, нравственным и др.);

эстетизация (широкий  и повсеместный показ правового  нигилизма в кинофильмах, художественной литературе, печати, теленовостях

как должного и  имеющего свои преимущества явления).

К основным направлениям борьбы с правовым нигилизмом относятся:

укрепление  режима законности в стране (соблюдение всеми государственными органами, должностными лицами, гражданами Конституции РФ, законов и подзаконных актов);

реальное обеспечение  верховенства Конституции РФ и законов;

гарантированность прав и свобод человека;

совершенствование правовой системы;

повышение авторитета суда и иных правоохранительных органов через их совершенствование и придание им большей эффективности;

обеспечение в  стране правопорядка;

правовое воспитание.

Основными методами борьбы с правовым нигилизмом являются:

убеждение;

поощрение;

принуждение;

наказание.

5. Правовой идеализм.

Правовой  идеализм - это переоценка права и его возможностей.

Основными формами проявления правового  идеализма являются:

нереалистичное  отношение к праву со стороны  ученых-правоведов, восприятие права  как абстракции, оторванной от жизни (в том числе противопоставление "писаного" и "неписаного" права);

слепая вера граждан в "хорошие законы", которые способны быстро изменить жизнь;

буквальное  восприятие права как средства регулирования  общественных отношений, игнорирование  того факта, что в реальной действительности общественные отношения регулируются не только правом;

идеалистическое отношение к праву со стороны  законодателей (например, неучет законодателями обстоятельств реальной действительности при разработке и принятии нормативно-правовых актов, слабое знание жизни, непонимание связи между содержанием нормативно-правового акта и интересами народа, непредусмотрение механизма реализации норм правового акта, вера в то, что принятие закона автоматически решает жизненные проблемы);

неадекватное понимание должностными лицами и государственными органами возможностей закона (их сильное преувеличение), а также пределов правового воздействия (не все общественные отношения можно отрегулировать правом, не все сферы жизни находятся "в поле зрения" правовых норм, например: личные, семейные, отношения в детском коллективе, учреждениях исполнения уголовных наказаний, отдаленных районах тайги и Крайнего Севера, горных поселениях некоторых народностей Кавказа и т.д);

увлечение формальной стороной права (например при рассмотрении многих судебных дел).

К причинам распространения правового идеализма в российском обществе относятся:

особенности исторического  развития, самодержавно-деспотический  характер власти, отсутствие развитых демократических традиций;

историческое  всемогущество государства (и вместе с ним подчиненного ему права) - запрещение царскими указами ношения  бороды, введение новых привычек (европейская  одежда, парики), отмена крепостного  права, провозглашение победы пролетарской революции и установление социалистического строя, быстрое и практическое осуществление многих государственных замыслов - строительство громадных сооружений, рытье каналов, переселение народов, идеи поворота северных рек, перестройка и отмена социализма сверху;

культивируемый десятилетиями и столетиями "правовой голод";

идеализация жизни  западных правовых государств, механическое перенесение их традиций на отечественную  почву;

неразвитое  и деформированное правосознание;

юридическое невежество;

дефицит политико-правовой культуры.

Основными путями борьбы с правовым идеализмом являются:

укрепление  режима законности в стране;

гарантированность прав и свобод граждан;

уменьшение  частоты принятия и количества нормативно-правовых актов, улучшение их качества;

уделение законодателем внимания реальности, близости к жизни принимаемых им актов;

усиление реалистичности юридический науки;

создание надежных механизмов реализации законов и  подзаконных актов;

правовое воспитание.

Правовой идеализм и правовой нигилизм - родственные, взаимосвязанные явления.

Рано или  поздно правовой идеализм превращается в правовой нигилизм, а правовой нигилизм подпитывает правовой идеализм.

Оба эти явления  имеют сходные корни. Следовательно, бороться необходимо синхронно и  с правовым идеализмом, и с правовым нигилизмом.

 

Литература

 Байниязов  Р.С. Массовое, групповое и индивидуальное  правосознание // Вестник Саратовской  государственной академии права. - 1997. - № 4.

 Байниязов  Р.С. Правосознание и российский  правовой менталитет// Правоведение. - 2000. - № 3.

 Баранов  П.П. Профессиональное правосознание  работников органов внутренних  дел (теоретические проблемы). М., 1991.

Информация о работе Курс лекция по Культурологии