Курс лекция по Культурологии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Июня 2013 в 11:26, лекция

Описание работы

Состояние современного российского общества характеризуется рядом внутренних противоречий, обусловленных сложными процессами перехода к рыночным условиям хозяйствования, интеграцией в мировое сообщество.
Складывающаяся ситуация, в свою очередь, способствует существованию негативных явлений: противостоянию структур исполнительной власти, коррупции, росту преступности, безответственности должностных лиц и т.д.
Дальнейший общественный прогресс и сама возможность существования государства, способного решать ключевые проблемы общества: политические, экономические, социальные и другие во многом зависит от общего уровня социально-культурного развития и качественных показателей правовой культуры, как всего общества, так и различных социальных групп и отдельной личности. Эффективность функционирования правовой системы, совершенствование юридической практики таюке во многом определяется уровнем правовой культуры.

Файлы: 1 файл

Краткий конспект лекций по курсу.doc

— 237.50 Кб (Скачать файл)

Анализ различных точек зрения на природу и сущность культуры показал, что определились два основных подхода к ее осмыслению — онтогносеологический и аксиологический. Первый выражается в безоценочном рассмотрении культуры как особой формы бытия - «вторичной реальности», создаваемой людьми; второй подход приводит к признанию культурой только того, что обладает только положительными признаками, оцениваемыми, как хорошее, благое, полезное. Таким образом, культура предстаёт не объективно существующей формой бытия, доступной познанию, а лишь субъективной оценкой тех или иных человеческих действий и творений. Такая двойственность подходов объясняется множеством конкретных форм культуры, подчас противоположных, и потому неизбежно их сравнение, а тем самым и сравнительная оценка.

Необходимо не идеализировать право  в ходе проводимых занятий, в СМИ, а заниматься реальной пропагандой жизненно важных законов, возможности их реализации путем неукоснительной реализации прав или их защиты в случае нарушения. Средства массовой информации оказывают, безусловно, воздействие на состояние правовой культуры как всего общества в целом, так и отдельных должностных лиц. Вопрос только в том, является ли это воздействие позитивным или несёт отрицательный заряд. При этом и сами рыночно ориентированные масс-медиа нуждаются в корректировке их деятельности в целях достижения общественно необходимой цели — сориентировать общество на осознание прав и свобод личности, осуществление конкретных шагов по воспитанию законопослушных граждан.

11. Совершенствование правовой культуры должностных лиц таможенных органов — процесс длительный, сложный и охватывающий широкий аспект деятельности таможенной службы. Реальное состояние правовой культуры отличается внутренней противоречивостью, эклектизмом, = одновременным сосуществованием в ней разнонаправленных тенденций. К основным трудностям, возникающим на пути совершенствования правовой культуры должностных лиц таможенных органов и средства правового развития этой профессиональной группы необходимо отнести: коррупцию в таможенных органах; несовершенство законодательства, наделяющего таможенников дискреционными полномочиями; пренебрежение ценностью правовой процедуры при решении кадровых вопросов в таможенных органах; отсутствие преемственности правового опыта, как связи между этапами развития таможенной системы; отсутствие механизма устойчивой обратной связи с участниками ВЭД, позволяющее объективно оценивать конечные результаты деятельности таможенных органов; информационный вакуум относительно опыта работы таможенных служб зарубежных государств; недостаточный уровень правовых знаний должностных лиц таможенных органов; ослабленные идейно-правовые связи должностных лиц: как горизонтальные, так и от поколения к поколению; неэффективная система оценок результатов проводимой воспитательной работы должностных лиц таможенных органов, основанная на количественных показателях; отсутствие публично объявленных программ обучения (самоподготовки) должностных лиц, стандартов, критериев, по которым осуществляется оценка знаний.

Научно-теоретическая и практическая значимость диссертации определяется теми обстоятельствами, что в ней представлена совокупность системно-взаимосвязанных теоретико-правовых положений, характеризующих профессиональную правовую культуру должностных лиц таможенных органов, как сложное, многоаспектное образование, основанное на определенном уровне правосознания и являющееся результатом и способом профессиональной деятельности по созданию и воплощению в жизнь правовых ценностей, а также представлены основные пути её формирования и совершенствования.

Основные результаты и выводы диссертации  открывают перспективы для дальнейшей целенаправленной работы по созданию необходимых условий для активизации  процесса развития профессиональной правовой культуры должностных лиц таможенных органов.

Практическая значимость проведенного исследования заключается в том, что полученные результаты позволят выработать кадровому аппарату

ФТС России концепцию воспитательной работы и профессиональной подготовки должностных лиц, основанную на принципиально новых, ранее не применявшихся подходах. Выводы и положения диссертационной работы могут быть использованы при подготовке методических рекомендаций для территориальных управлений таможенных органов по организации взаимодействия с деловыми кругами, населением, направленных на большую открытость и прозрачность в работе таможенных органов, а также использоваться при чтении общих и специальных курсов по проблемам теории права и государства в Российской таможенной академии.

Апробация работы. Основные теоретические положения и практические выводы диссертации нашли отражение в двенадцати публикациях автора и представлены в докладах на международной научно-практической конференции, на научно-практическом семинаре. Результаты проведенного исследования, сформулированные на их основе выводы, предложения и рекомендации обсуждены отделом послевузовской подготовки ГОУ ВПО Северо-Кавказского научного центра высшей школы и на заседании кафедры теории и истории государства и права Кубанского государственного аграрного университета.

Структура диссертации. Диссертация  состоит из введения, трех глав, включающих семь параграфов, трёх приложений, заключения и библиографического списка литературы.

Заключение диссертации кандидат юридических наук Шаля, Виктор Михайлович

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 

Современная Россия находится в  сложном периоде развития, обусловленном  свёртыванием начатых в 90-е годы реформ; доставшейся в наследство от прежнего СССР неконкурентоспособной экономикой, к тому же чрезвычайно обременённой вмешательством государства; систематическими отступлениями правящей элиты от норм права при принятии стратегически важных решений. Положение усугубляется чрезвычайно высокой зависимостью бюджета от сырьевого экспорта. В этой ситуации роль таможенных органов в системе органов государственной власти трудно переоценить: по итогам 2008 года ФТС России сформировала 51,31% (4,7 трлн руб.) доходной части бюджета страны, обогнав по этому показателю Федеральную налоговую службу1.

При этом условия, в которых работают должностные лица таможенных органов, далеко не привлекательны. Так, председатель Президиума Совета по внешней и оборонной политике Сергей Караганов справедливо отмечает, что вряд ли у кого-нибудь из мыслящих и патриотических русских может вызывать восторг коррумпированный госкапитализм, пока торжествующий в нашей стране . Но даже такие, несомненно, критические оценки B.C. Нерсесянц считал завышенными: по его мнению, точнее было бы говорить о докапиталистическом (т.е. неофеодальном) состоянии нынешнего российского общества3.

В подобной ситуации актуализируется  роль профессионально-правовой культуры представителей власти, к числу которых  относится и корпус должностных лиц таможенной системы. Повседневная практически осмысленная деятельность таможенников ежедневно ставит их перед необходимостью оценки явлений и событий с точки зрения полезного и

1 Вислогузов В. Таможня обошла  налоговую службу в сборах. // Коммерсантъ. 2009. 06 февраля. 

2 Караганов С. Ловушки «холодной войны». // Российская газета. 2008. 29 августа.

3 Нерсесянц B.C. и др. Право и культура. М., 2002. С. 342. вредного, добра и зла. А поскольку наиболее важные для общества системообразующие нормы и модели поведения резюмирует в себе право, то правовые ценности, как обобщенные представления о добре и зле, становятся стержнем ценностно-нормативных ориентаций общественного сознания и служат главным фактором, определяющим готовность должностных лиц воспринять происходящую трансформации различных сфер общественной жизни с антропоцентристских позиций, определённых Конституцией Российской Федерации.

Поэтому исследование реальных ценностно-правовых ориентации должностных лиц таможенных органов - это важнейший источник информации о наиболее существенных аспектах их правовой и общей культуры, знание которых позволяет в значительной мере понять нынешнее состояние таможенных органов, как неотъемлемой составляющей органов государственной власти и общества в целом и предвидеть тенденции их развития.

Проводимым диссертационным исследованием  была поставлена цель определить сущность понятия «профессиональная правовая культура должностных лиц таможенных органов», выявить проблемы её формирования и основные пути их решения.

Решение этой задачи осуществлялось путем проведения этимологического и категориального анализа понятия  «правовая культура», вычленения основных её элементов, выявления определяющих функций. Исследована специфика правовой культуры должностных лиц таможенных органов, установлена роль профессионального образования и профессиональной подготовки, правового воспитания, индивидуально-воспитательной работы, средств массовой информации в формировании правовой культуры должностных лиц таможенных органов.

Обращение к анализу, теоретическому осмыслению и изучению особенностей профессионально-правовой культуры должностных лиц таможенных органов с целью выявления общих тенденций ее становления и развития, а также разработки этой проблематики применительно к современным условиям способствует осмыслению проблем совершенствования таможенной системы в целом, позволяет возможным сделать в рамках диссертационного исследования некоторые выводы, сформулировать предложения и рекомендации.

Правовую культуру личности мы рассматриваем  как неотъемлемую составную часть  правовой культуры общества. Она и  должна стать основополагающей характеристикой должностных лиц таможенных органов.

Профессиональная правовая культура должностных лиц таможенных органов  это, прежде всего, профессиональная культура каждого должностного лица этой системы, которая включает в свое содержание уровень профессионализма служебной деятельности, отражающий степень овладения правом, и духовный элемент - культуру мышления и психики; культуру общения с окружающими людьми — своими коллегами, законопослушными гражданами и нарушителями общественного порядка. Таким образом, в личностном облике каждого должностного лица индивидуально и неповторимо сочетаются и проявляются в первую очередь, собственно профессиональная культура мышления, общения и поведения, а также другие профессионально значимые элементы правовой культуры.

Анализ различных точек зрения на природу и сущность культуры показал, что определились два основных подхода к ее осмыслению -онтогносеологический и аксиологический. Первый выражается в безоценочном рассмотрении культуры как особой формы бытия — «вторичной реальности», создаваемой людьми; второй подход приводит к признанию культурой только того, что обладает только положительными признаками, оцениваемыми, как хорошее, благое, полезное. Таким образом, культура предстаёт не объективно существующей формой бытия, доступной познанию, а лишь субъективной оценкой тех или иных человеческих действий и творений. Такая двойственность подходов объясняется множеством конкретных форм культуры, подчас противоположных, и потому неизбежно их сравнение, а тем самым и сравнительная оценка.

Многообразие проявлений культуры соответствует разнообразным аспектам человеческой деятельности. Трудовая деятельность является одним из основных её видов, в ходе которой создается  основная масса материальных и духовных ценностей и профессиональная культура во всех ее проявлениях является одним из основных компонентов культуры. Процесс профессионализации (т.е. развития, совершенствования профессиональной культуры) можно рассматривать как показатель прогресса цивилизации.

Профессиональная  правовая культура — это сложное, многоаспектное образование, характеризующееся степенью правового развития субъекта, глубиной освоения им правовых ценностей, основанное на определенном уровне правосознания и являющееся результатом и способом профессиональной деятельности по созданию и воплощению в жизнь правовых ценностей.

Профессиональная  деятельность в таможенных органах  осуществляют сотрудники, государственные  гражданские служащие, работники  бюджетной сферы. Должностные лица обладают особым статусом, наделены определёнными властными полномочиями и осуществляют специфические функции профессиональной деятельности в таможенной сфере, выделяющие их среди других социально-профессиональных групп, а связь культуры с государственностью предопределяет требования к должностным лицам, которые должны быть людьми высокой правовой культуры и высокого профессионализма.

Должностные лица таможенных органов в своей повседневной деятельности реализуют широкий  спектр функций, дающих представление  о сущности и содержании управленческой деятельности на всех уровнях и являющихся отражением распределения обязанностей в сфере управления, указывающих, чем обязано заниматься должностное лицо.

Механизм правовой культуры должностных  лиц правоохранительных органов весьма сложен, и формируется она в различных сферах правовой деятельности определенного рода. При этом и в отношении должностных лиц таможенных органов, когда мы говорим об их правовой культуре, наряду с общим следует иметь в виду и особенное, а именно правовую культуру, связанную с родом их служебной деятельности, должностными правами и обязанностями. Можно утверждать, что функции должностных лиц в конечном виде совпадают с функциями самих таможенных органов:

- участие в разработке и реализации  таможенной политики, а также участие в разработке и реализации мер экономической политики в отношении товаров, перемещаемых через российскую границу;

- защита экономических интересов  и обеспечение в пределах своей  компетенции безопасности, являющейся  экономической основой суверенитета Российской Федерации;

- содействие мерам по осуществлению  защиты государственной безопасности, общественного порядка, жизни  и здоровья человека, защиты животных  и растений, охраны окружающей  природной среды, защиты интересов  российских потребителей ввозимых товаров;

- применение средств таможенного регулирования торгово-экономических отношений; взимание таможенных и других пошлин, налогов, таможенных сборов, обеспечение соблюдения порядка перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу;

Информация о работе Курс лекция по Культурологии