Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Июня 2013 в 11:26, лекция
Состояние современного российского общества характеризуется рядом внутренних противоречий, обусловленных сложными процессами перехода к рыночным условиям хозяйствования, интеграцией в мировое сообщество.
Складывающаяся ситуация, в свою очередь, способствует существованию негативных явлений: противостоянию структур исполнительной власти, коррупции, росту преступности, безответственности должностных лиц и т.д.
Дальнейший общественный прогресс и сама возможность существования государства, способного решать ключевые проблемы общества: политические, экономические, социальные и другие во многом зависит от общего уровня социально-культурного развития и качественных показателей правовой культуры, как всего общества, так и различных социальных групп и отдельной личности. Эффективность функционирования правовой системы, совершенствование юридической практики таюке во многом определяется уровнем правовой культуры.
Анализ различных точек зрения на природу и сущность культуры показал, что определились два основных подхода к ее осмыслению — онтогносеологический и аксиологический. Первый выражается в безоценочном рассмотрении культуры как особой формы бытия - «вторичной реальности», создаваемой людьми; второй подход приводит к признанию культурой только того, что обладает только положительными признаками, оцениваемыми, как хорошее, благое, полезное. Таким образом, культура предстаёт не объективно существующей формой бытия, доступной познанию, а лишь субъективной оценкой тех или иных человеческих действий и творений. Такая двойственность подходов объясняется множеством конкретных форм культуры, подчас противоположных, и потому неизбежно их сравнение, а тем самым и сравнительная оценка.
Необходимо не идеализировать право в ходе проводимых занятий, в СМИ, а заниматься реальной пропагандой жизненно важных законов, возможности их реализации путем неукоснительной реализации прав или их защиты в случае нарушения. Средства массовой информации оказывают, безусловно, воздействие на состояние правовой культуры как всего общества в целом, так и отдельных должностных лиц. Вопрос только в том, является ли это воздействие позитивным или несёт отрицательный заряд. При этом и сами рыночно ориентированные масс-медиа нуждаются в корректировке их деятельности в целях достижения общественно необходимой цели — сориентировать общество на осознание прав и свобод личности, осуществление конкретных шагов по воспитанию законопослушных граждан.
11. Совершенствование правовой культуры должностных лиц таможенных органов — процесс длительный, сложный и охватывающий широкий аспект деятельности таможенной службы. Реальное состояние правовой культуры отличается внутренней противоречивостью, эклектизмом, = одновременным сосуществованием в ней разнонаправленных тенденций. К основным трудностям, возникающим на пути совершенствования правовой культуры должностных лиц таможенных органов и средства правового развития этой профессиональной группы необходимо отнести: коррупцию в таможенных органах; несовершенство законодательства, наделяющего таможенников дискреционными полномочиями; пренебрежение ценностью правовой процедуры при решении кадровых вопросов в таможенных органах; отсутствие преемственности правового опыта, как связи между этапами развития таможенной системы; отсутствие механизма устойчивой обратной связи с участниками ВЭД, позволяющее объективно оценивать конечные результаты деятельности таможенных органов; информационный вакуум относительно опыта работы таможенных служб зарубежных государств; недостаточный уровень правовых знаний должностных лиц таможенных органов; ослабленные идейно-правовые связи должностных лиц: как горизонтальные, так и от поколения к поколению; неэффективная система оценок результатов проводимой воспитательной работы должностных лиц таможенных органов, основанная на количественных показателях; отсутствие публично объявленных программ обучения (самоподготовки) должностных лиц, стандартов, критериев, по которым осуществляется оценка знаний.
Научно-теоретическая и практическая значимость диссертации определяется теми обстоятельствами, что в ней представлена совокупность системно-взаимосвязанных теоретико-правовых положений, характеризующих профессиональную правовую культуру должностных лиц таможенных органов, как сложное, многоаспектное образование, основанное на определенном уровне правосознания и являющееся результатом и способом профессиональной деятельности по созданию и воплощению в жизнь правовых ценностей, а также представлены основные пути её формирования и совершенствования.
Основные результаты и выводы диссертации
открывают перспективы для
Практическая значимость проведенного исследования заключается в том, что полученные результаты позволят выработать кадровому аппарату
ФТС России концепцию воспитательной работы и профессиональной подготовки должностных лиц, основанную на принципиально новых, ранее не применявшихся подходах. Выводы и положения диссертационной работы могут быть использованы при подготовке методических рекомендаций для территориальных управлений таможенных органов по организации взаимодействия с деловыми кругами, населением, направленных на большую открытость и прозрачность в работе таможенных органов, а также использоваться при чтении общих и специальных курсов по проблемам теории права и государства в Российской таможенной академии.
Апробация работы. Основные теоретические положения и практические выводы диссертации нашли отражение в двенадцати публикациях автора и представлены в докладах на международной научно-практической конференции, на научно-практическом семинаре. Результаты проведенного исследования, сформулированные на их основе выводы, предложения и рекомендации обсуждены отделом послевузовской подготовки ГОУ ВПО Северо-Кавказского научного центра высшей школы и на заседании кафедры теории и истории государства и права Кубанского государственного аграрного университета.
Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, трех глав, включающих семь параграфов, трёх приложений, заключения и библиографического списка литературы.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Современная Россия находится в сложном периоде развития, обусловленном свёртыванием начатых в 90-е годы реформ; доставшейся в наследство от прежнего СССР неконкурентоспособной экономикой, к тому же чрезвычайно обременённой вмешательством государства; систематическими отступлениями правящей элиты от норм права при принятии стратегически важных решений. Положение усугубляется чрезвычайно высокой зависимостью бюджета от сырьевого экспорта. В этой ситуации роль таможенных органов в системе органов государственной власти трудно переоценить: по итогам 2008 года ФТС России сформировала 51,31% (4,7 трлн руб.) доходной части бюджета страны, обогнав по этому показателю Федеральную налоговую службу1.
При этом условия, в которых работают должностные лица таможенных органов, далеко не привлекательны. Так, председатель Президиума Совета по внешней и оборонной политике Сергей Караганов справедливо отмечает, что вряд ли у кого-нибудь из мыслящих и патриотических русских может вызывать восторг коррумпированный госкапитализм, пока торжествующий в нашей стране . Но даже такие, несомненно, критические оценки B.C. Нерсесянц считал завышенными: по его мнению, точнее было бы говорить о докапиталистическом (т.е. неофеодальном) состоянии нынешнего российского общества3.
В подобной ситуации актуализируется роль профессионально-правовой культуры представителей власти, к числу которых относится и корпус должностных лиц таможенной системы. Повседневная практически осмысленная деятельность таможенников ежедневно ставит их перед необходимостью оценки явлений и событий с точки зрения полезного и
1 Вислогузов В. Таможня обошла налоговую службу в сборах. // Коммерсантъ. 2009. 06 февраля.
2 Караганов С. Ловушки «холодной войны». // Российская газета. 2008. 29 августа.
3 Нерсесянц B.C. и др. Право и культура. М., 2002. С. 342. вредного, добра и зла. А поскольку наиболее важные для общества системообразующие нормы и модели поведения резюмирует в себе право, то правовые ценности, как обобщенные представления о добре и зле, становятся стержнем ценностно-нормативных ориентаций общественного сознания и служат главным фактором, определяющим готовность должностных лиц воспринять происходящую трансформации различных сфер общественной жизни с антропоцентристских позиций, определённых Конституцией Российской Федерации.
Поэтому исследование реальных ценностно-правовых ориентации должностных лиц таможенных органов - это важнейший источник информации о наиболее существенных аспектах их правовой и общей культуры, знание которых позволяет в значительной мере понять нынешнее состояние таможенных органов, как неотъемлемой составляющей органов государственной власти и общества в целом и предвидеть тенденции их развития.
Проводимым диссертационным
Решение этой задачи осуществлялось
путем проведения этимологического
и категориального анализа
Обращение к анализу, теоретическому осмыслению и изучению особенностей профессионально-правовой культуры должностных лиц таможенных органов с целью выявления общих тенденций ее становления и развития, а также разработки этой проблематики применительно к современным условиям способствует осмыслению проблем совершенствования таможенной системы в целом, позволяет возможным сделать в рамках диссертационного исследования некоторые выводы, сформулировать предложения и рекомендации.
Правовую культуру личности мы рассматриваем как неотъемлемую составную часть правовой культуры общества. Она и должна стать основополагающей характеристикой должностных лиц таможенных органов.
Профессиональная правовая культура должностных лиц таможенных органов это, прежде всего, профессиональная культура каждого должностного лица этой системы, которая включает в свое содержание уровень профессионализма служебной деятельности, отражающий степень овладения правом, и духовный элемент - культуру мышления и психики; культуру общения с окружающими людьми — своими коллегами, законопослушными гражданами и нарушителями общественного порядка. Таким образом, в личностном облике каждого должностного лица индивидуально и неповторимо сочетаются и проявляются в первую очередь, собственно профессиональная культура мышления, общения и поведения, а также другие профессионально значимые элементы правовой культуры.
Анализ различных точек зрения на природу и сущность культуры показал, что определились два основных подхода к ее осмыслению -онтогносеологический и аксиологический. Первый выражается в безоценочном рассмотрении культуры как особой формы бытия — «вторичной реальности», создаваемой людьми; второй подход приводит к признанию культурой только того, что обладает только положительными признаками, оцениваемыми, как хорошее, благое, полезное. Таким образом, культура предстаёт не объективно существующей формой бытия, доступной познанию, а лишь субъективной оценкой тех или иных человеческих действий и творений. Такая двойственность подходов объясняется множеством конкретных форм культуры, подчас противоположных, и потому неизбежно их сравнение, а тем самым и сравнительная оценка.
Многообразие проявлений культуры
соответствует разнообразным
Профессиональная правовая культура — это сложное, многоаспектное образование, характеризующееся степенью правового развития субъекта, глубиной освоения им правовых ценностей, основанное на определенном уровне правосознания и являющееся результатом и способом профессиональной деятельности по созданию и воплощению в жизнь правовых ценностей.
Профессиональная деятельность в таможенных органах осуществляют сотрудники, государственные гражданские служащие, работники бюджетной сферы. Должностные лица обладают особым статусом, наделены определёнными властными полномочиями и осуществляют специфические функции профессиональной деятельности в таможенной сфере, выделяющие их среди других социально-профессиональных групп, а связь культуры с государственностью предопределяет требования к должностным лицам, которые должны быть людьми высокой правовой культуры и высокого профессионализма.
Должностные лица таможенных органов в своей повседневной деятельности реализуют широкий спектр функций, дающих представление о сущности и содержании управленческой деятельности на всех уровнях и являющихся отражением распределения обязанностей в сфере управления, указывающих, чем обязано заниматься должностное лицо.
Механизм правовой культуры должностных лиц правоохранительных органов весьма сложен, и формируется она в различных сферах правовой деятельности определенного рода. При этом и в отношении должностных лиц таможенных органов, когда мы говорим об их правовой культуре, наряду с общим следует иметь в виду и особенное, а именно правовую культуру, связанную с родом их служебной деятельности, должностными правами и обязанностями. Можно утверждать, что функции должностных лиц в конечном виде совпадают с функциями самих таможенных органов:
- участие в разработке и
- защита экономических
- содействие мерам по
- применение средств таможенного регулирования торгово-экономических отношений; взимание таможенных и других пошлин, налогов, таможенных сборов, обеспечение соблюдения порядка перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу;