Лекции по "Культурологии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Января 2014 в 05:08, курс лекций

Описание работы

Европейская культурология как наука “вторичная” формировалась, выходя из-под родительской опеки философии и опираясь на ряд наук, выступивших по отношению к ней в роли “эмпирических доноров”. Среди них особая роль принадлежит социологии, психологии, этнографии, искусствоведению, религиоведению и т. д. Сама логика размежевания обозначилась как преодоление классического (опирающегося на процедуру теоретического самосознания) философствования и свойственного ему панлогизма и европоцентризма, разрушение классической модели культуры и выход в плоскость культурологизирования (чаще всего в форме обсуждения проблемы “кризиса Европы”).

Содержание работы

Тема 1. Структура и состав современного
культурологического знания
История культурологии как науки
Культурология и история культуры
Культурология и культурная антропология
Культурология и психология культуры
Культурология и социология культуры
Культурология и философия культуры
Культурология как наука
Культурология как учебная дисциплина
Культурология теоретическая и прикладная

Тема 2. Культурологические теории и методы
Раздел 1. Западные культурологические теории
Антиэволюционизм
Игровая теория культуры
Культурантропологические теории (американские) неклассические
Культурантропологические теорий (американские) неоклассические
Культуры идеалистические концепции
Культуры иррационалистические концепции
Культуры марксистская концепция
Культуры натуралистические концепции
Культуры нерационалистические теории
Культуры постструктуралистские концепции
Культуры рационалистические теории
Культуры структуралистские концепции
Культуры экзистенциальные концепции .
Метод культурологического анализа
Психоаналитический метод в культурологии
Теория символического интеракционизма
Раздел 2. Культурологическая мысль в России
Деятельностная концепция культуры
Культурологии в России генезис
Культурологическая концепция Н. Я. Данилевского
Культурологические теории и идеология
Культурологические теории и цивилизационное самосознание
Культурологический спор о России
Культурологическое россиеведение в России
Культурология в России
Культурология в России и цивилизационные теории
Современные культурологические теории в научно-исследовательском контексте

Тема 3. Основные понятия культурологии
Динамика и статика культуры
Культура
Культурная идентификация
Культурная картина мира
Культурная коммуникация
Культурная модернизация
Культурная самобытность
Культурная самоидентичность
Культурное наследие
Культурное разнообразие
Культурное самосознание
Культурные нормы
Культурные традиции
Культурные универсалии
Культурные ценности
Культурный миф
Культурный плюрализм
Культурный синкретизм
Культурный шок
Культурогенез
Культуры архетип
Культуры образ
Культуры объект
Культуры символ
Культуры субъект
Менталитет
Морфология культуры
Цивилизация

Тема 4. Типология культур
Контркультура
Культура буддистская
Культура восточная
Культура духовная
Культура западная
Культура массовая
Культура материальная
Культура национальная
Культура обыденная
Культура региональная
Культура специфическая
Культура срединная
Культура христианская
Культура элитарная
Культура этническая
Культурный ареал
Локальные культуры
Культур типы
Субкультура
Типология культур

Тема 5. Формы культуры
Идеология
Искусство
Культурные формы
Мифология
Мораль
Наука
Право
Религия как форма культуры
Философия
Экономика.
Тема 6. Культура и природа
Вторая природа
Географический детерминизм
Культура и природа.
Культура и расстояние
Культура национальная и природная среда
Культура физическая
Культурная деятельность
Культурный ландшафт
культуры география.
Труд

Тема 7. Культура, общество, история
Культура античная.
Культура Возрождения .
Культура общества демократического
Культура общества индустриального
Культура общества тоталитарного
Культура общества традиционного.
Культура Просвещения.
Культура социальных групп
Культура социальных общностей.
Культура средневековья
Культурная политика
Культуры история
Общество индустриальное .
Общество постиндустриальное .
Общество традиционное

Тема 8. Культура и личность
Культура и личность
Культура макросреды.
Культура микросреды
Культура мышления
Культура поведения
Культура речи
Культура человеческих отношений.
Личности инкультурация.
Личности социализация
Личность
Микросреда культурная.

Тема 9. Культура и глобальные проблемы современности
Глобальные проблемы
Кризис образования глобальный
Культурное запаздывание
Проблема демографическая
Проблема экологическая
Проблема энергосырьевая
Цивилизаций столкновение

Тема 10. Тенденции культурной универсализации в современном мире. Место и роль России в мировой культуре
Культура России
Культура России в диалоге культур.
Культура России в ее становлении и развитии
Культура России в современной культуре
Культура России и православие
Культур диалог
Культурная интеграция
Культурного опыта каналы массовой трансляции
Культурное взаимодействие
Культурный опыт
Культурный процесс мировой
Культуры России влияние на мировую культуру
Культуры России место в мировой культуре

Файлы: 1 файл

Культурология краткий тематический словарь культурология краткий.doc

— 518.00 Кб (Скачать файл)

Г. В. Драч

 

КУЛЬТУРА  ВОЗРОЖДЕНИЯ — культурное течение, зародившееся в XIV в. в Италии, а во 2-й пол. XV — XVI вв. распространившееся в другие страны. Содержание К. В. — гуманизм, утверждающий ценность и достоинство человека.

Термин “Возрождение” (фр. “Ренессанс”) введен в научный оборот в середине XIX века Ж. Мишле.

Предпосылки К. В.: рост городов, развитие буржуазных отношений в торговле; кризис католицизма и, как следствие, рост еретических движений; высвобождение личности из-под гнета сословных отношений.

Два века В. является чисто итальянским явлением. Основные его этапы: 1) “предвозрождение” (“проторенессанс”) — 60-е гг. XIII в. — 20-е гг. XIV в. (ду-ченто— Ducento— наименование 13 в. в Италии). Эпоха Данте и Джотто; 2) треченто (Trecento — наименование XIV в. в Италии); 3) кватроченто (Quatrocento) — наименование XV в. в Италии — раннее Возрождение, центр — Флоренция (Донателло, Мазаччо, Брунеллески, Боттичелли); 4) чинквеченто (Cinquecento — наименование XVI в. в Италии). Высокое Возрождение (Леонардо да Винчи, Рафаэль, Микельанджело). Позднее Возрождение — центр — Венеция (Тициан, Веронезе, Тинторетто).

Северное (Заальпийское) Возрождение охватывает ряд европейских  стран в XVI в.; ведущие центры художественной культуры — Германия, Франция, Испания, Англия. Специфика культуры северного  Возрождения: 1) меньшая зависимость  от античных образцов; 2) стремление возродить дух первоначального христианства.

С. М. Пешкова

 

КУЛЬТУРА  ОБЩЕСТВА ДЕМОКРАТИЧЕСКОГО — совокупность ценностей, образцов и норм, символических регулятивов поведения человека, живущего в условиях демократии. Принципы демократии реализуются прежде всего в общественно-политической жизни, где действует тщательно отработанный механизм учета интересов различных социальных слоев и групп. Но демократические принципы и ценности распространяются и на все другие сферы общества, становясь элементом внутренней культуры и потребностей человека. В К. о. д. широкое распространение получили гуманистические принципы и ценности — права человека, вера в прогресс, активность и труд, достижение и успех и др. На развитие К. о. д. существенное влияние оказывает НТР, которая намного расширяет возможности приобщения масс к духовным ценностям, предъявляет возросшие требования к образовательному уровню, повышению интеллектуального потенциала общества; с другой стороны, нарастающий в условиях К. о. д. поток массовой культуры оказывает негативное воздействие на общество, формируя культурные стандарты “общего блага”.

В. Н. Шевелев

 

КУЛЬТУРА  ОБЩЕСТВА ИНДУСТРИАЛЬНОГО.

Концепция индустриального  общества была сформулирована Р. Ароном и У. Ростоу и получила развитие в работах по постиндустриальному обществу (Д. Белл, О. Тоффлер). Индустриальное общество следует за аграрным (традиционным) и предшествует постиндустриальному. Тоффлер характеризует К. о. и. термином “второй волны” из трех. В рамках К. о. и. натуральное хозяйство, характерное для аграрного общества, уступает место массовому рыночному производству. Общество организуется “вокруг принципа функциональной эффективности” (Белл). Производство стандартизированных товаров и услуг оказывается более эффективным, чем штучное. Д. Белл отмечает три отличительные черты индустриального общества — 1) рост крупных корпораций; 2) отпечаток, который накладывают машины и их ритм на характер труда; 3) трудовой конфликт, воплощающий в себе противостояние классов.

Положение человека в контексте К. о. и., т. о., неоднозначно. С одной стороны, это “человек-масса” (X.Ортега-и-Гассет), похожий на других, не имеющий определенных жизненных целей, чувства личной ответственности, “одномерный человек” (Г. Маркузе), ориентированный на некритичное соглашательство с существующим мироустройством и бездумное потребление. Это позволило говорить о “массовом обществе”, которое вызвало резкую критику со стороны ряда исследователей. С другой стороны, нельзя забывать, что в контексте аграрного общества возможность развиваться, как личность, была доступна лишь немногим. С разрушением сословной иерархии массы выходят на историческую арену (Ортега-и-Гассет).

Важная особенность  К. о. и. — установка на научно-рациональное познание. Это относится не только к собственно науке, но и всему образу мышления. Знание рассматривается как нечто объективное (А. де Сен-Симон). Наука нацелена на изучение мира, как он есть, но не ставит целью решение проблемы “как должно быть”. Наука становится мировой, объединяя усилия ученых из разных стран. Во многом развитие науки и техники превращался в самоцель, моральные ноуяь! и ограничения заменяются авторитетом науки. Для К. о. и. характерны ориентация на будущее, представление о необратимости исторического прогресса (при этом под прогрессом понимается научно-технический прогресс), а также идея преобразования и подчинения человеком природы.

Со временем К. о. и. трансформируется; Белл выделяет три главных изменения: 1) модернизация предприятий благодаря управляющим (т. н. “революция менеджеров); 2) относительное сокращение пролетариата и рост технического и профессионального слоя;

3) изменение политической системы в направлении бюрократизации и технократизации. Изменение положения личности, тесно связанное с повышением роли информации, автоматизацией и компьютеризацией производства, знаменует переход от К. о. и. к культуре постиндустриального общества.

Д. А. Чекалов

 

КУЛЬТУРА  ОБЩЕСТВА ТОТАЛИТАРНОГО — совокупность общественных связей, ценностных установок сознания и поведения, интересов и целей, присущая обществу, где вся жизнедеятельность строится на принципах “чрезвычайного положения”, с опорой на насилие. К. о. т. отличается господством особого рода идеологии как комплекса идей, к-рые легитимизируют право системы на существование. К. о. т. провозглашает ценности, нацеленные на построение “светлого будущего” или “тысячелетнего рейха”, создание “нового человека”, интересы и свобода к-рого подчинены интересам государства. К. о. т. отличается жесткой управляемостью со стороны режима, политической и идеологической заданностью, опорой на массовый энтузиазм, апелляцией к простейшим архетипам массового сознания, преданностью власти и вождям и вместе с тем псевдодемократизмом (поэтизация “простого человека” из народа, воспевание народных масс как движущей силы истории и пр.). В конечном счете К. о. т. становится инструментом манипулирования мыслями и чувствами человека. Художественно-идеологический проект замещает реальную действительность, а все, что противоречит ему, отвергается и изгоняется. К. о. т. характеризуется стремлением разрушить художника в человеке и человека в художнике, изъять из культурного обихода сами понятия личности, творчества, индивидуальности, собственного достоинства.

б. Н. Шевелев

 

КУЛЬТУРА  ОБЩЕСТВА ТРАДИЦИОННОГО — тип культуры добуржуазного периода и характера (древняя и средневековая Европа, классический Восток, африканские культуры). Ее основой является система межличностных отношений — коммунократических, коммуналистических, солидаристских, коллективистских, патерналистских — качественно отличных от буржуазных (безличных, вещных, юридических). В традиционной культуре отношения людей строятся как их собственные отношения, еще не облекаются в форму общественных (К. Маркс); имеют характер “механической солидарности”, где связи людей основываются не на объективном разделении труда, а на их личных отношениях (Э. Дюркгейм); воспринимаются как “аскриптивные” (приписанные), статусные (Т. Парсонс).

Важнейшей особенностью К. о. т. является неразрывное единство индивида и группы. Образ действий человека диктуется его принадлежностью к группе, первичному коллективу, и его основные социально-культурные характеристики изначально присущи ему уже через сам факт этой принадлежности. Человек формируется и социализируется только как член своей группы, его индивидуальные качества, интересы, устремления как бы “растворяются” в групповых, определяются в соответствии с его местом в иерархии своего коллектива.

В узком смысле К. о. т. — это образ жизнедеятельности, главную роль в котором играют традиции, стабильность, прошлый опыт (в отличие от общества буржуазного, культура которого базируется на идее прогресса).

В. К. Королев

КУЛЬТУРА  ПРОСВЕЩЕНИЯ — этап развития Западноевропейской культуры. Начало Просвещения — “славная революция” 1688 г. в Англии; конституционализм, парламентаризм и религиозная терпимость становятся базовыми политическими ценностями буржуазии, всего третьего сословия. Конец Просвещения — Великая французская революция 1789— 1794 гг. Результат этих революций — необратимость общеевропейского процесса становления техногенной цивилизации и буржуазных общественных отношений.

Для эпохи Просвещения  характерно: 1) понимание природы, в  том числе и природы человека как разумно устроенных; 2) деистическое миропонимание, исключающее вмешательство творца в развитие природы и общества, естественный характер законов природы и общества. Задача человека — постижение этих законов, использование их в своих целях; 3) признание однолинейно-исторического развития, движущей силой которого является прогресс знаний; 4) борьба против суеверий позитивных религий, стремление заменить их универсальной религией Разума; 5) выработка основ естественной (понимаемой как рациональной) морали, естественного права (“Декларация прав человека и гражданина” 1789 года); 6) популяризация идей (масонские ложи, “Энциклопедия”, салоны); 7) замена типа рационализма (аристотелевский дедуктивный заменяется опытно-экспериментальным);

8) сотериологическая  идея теряет религиозную форму.  Цель и смысл человеческой  истории в ней самой, а не за ее пределами.

С. М. Пешкова

 

КУЛЬТУРА  СОЦИАЛЬНЫХ ГРУПП - понятие, выражающее спещифику культуры относительно устойчивой совокупности людей, имеющих общие интересы, ценности и нормы поведения, складывающиеся в рамках исторического развития. Специфика К. с. г. обусловлена прежде всего тем, что создается их представителями, имеющими различный интеллектуальный уровень развития, социокультурные статусы и занимающими неодинаковое положение в обществе. К. с. г. хотя и близка к базовой культуре общества, отличается от нее несколькими чертами, напр., особым вероисповеданием (старообрядцы), этническим происхождением (донские казаки) и т. д. Уровень специфичности К. с. г. по отношению к основной культуре в каждом конкретном случае уникален.

А. С. Емельянова

 

КУЛЬТУРА СОЦИАЛЬНЫХ ОБЩНОСТЕЙ — понятие, выражающее специфику культуры определенной группы людей, объединенных исторически сложившимися устойчивыми связями и отношениями и обладающих рядом общих признаков, придающих ей неповторимое своеобразие. В отличие от социальных институтов и социальных организаций общности не создаются сознательно людьми, а складываются под воздействием объективного общественного развития, совместного характера человеческой жизнедеятельности. Исторически первыми видами общности были: семья, род, племя, община. В процессе исторического развития формируются такие общности как народности и нации, с присущими им социальными нормами, ценностными системами и интересами. К. с. о. — это определенный уровень развития общества в целом, на который накладывается специфика организации социальной жизни (обряды, обычаи, эпос, религия), а также особенности национального характера, определяющие данную общность как культурную составляющую общества.

А. С. Емельянова

 

КУЛЬТУРА  СРЕДНЕВЕКОВЬЯ — понятие, обозначающее определенный исторический этап развития культуры (V—XV в.). В европейской культурно-исторической традиции сложилась практика представления этого этапа в основном тремя культурными организмами — культурой Западной Европы, Византии и Арабо-мусульманского Востока. Наличие определенной специфики каждой культуры, особенно исламской, не лишает возможности выделить некоторые общие черты, характеризующие культуру данного исторического периода в целом.

Прежде всего  она отличается феодальным укладом  жизни (в разных формах), преобладанием натурального хозяйствования и идеологии пропитания (достойного содержания). В социальной сфере господствуют сословная иерархия и идеология личного служения, иерархическая вертикаль. Доминантами духовной жизни являются: монотеистическая религиозность (бе зусловное господство христианства, или ислама); традиционализм, ретроспективность, опора на прошлый опыт; символизм мира и его восприятия, потребность разгадывания величия и красоты Божественного творения (от христианской экзетезы до арабского орнамента); дидактизм, стремление передать другим людям свое понимание величия Божьего промысла; универсальность, энциклопедичность знаний (арабская наука); историзм, обусловленный введением временных координат рождения Бога и Страшного суда.

Средневековый человек служит Богу и своему феодалу, не претендует на личностную жизнь, реализует  в своей жестко регламентированной жизни предназначенную ему социальную профессиональную роль, во многом совпадая с ней. До XIII века безусловно преобладала  тяга к общему, типичному, каноничность человека; в позднем средневековье в городах начинается мировоззренческий переворот, знаменующий начало становления человека как личности.

В. К. Королев

 

КУЛЬТУРНАЯ  ПОЛИТИКА— организационно-управленческая деятельность государства в сфере культуры, направленная на создание в ней определённой системы регуляции. Государственная К. п. направлена на: утверждение общности культурной жизни страны; расширение сети культурных учреждений и координацию их деятельности; выработку и реализацию в жизнь единой политики в области образования и

науки; учёт, охрану и изучение культурного наследия, поддержку традиций; утверждение  национального единства через развитие уникальности и самобытности национальной культуры; формирование средств массовой информации, обеспечивающих поддержку проводимой государством политики.

Методы достижения этих целей могут быть различны и  зависят от идеологических ориентации правительства, от своеобразия культурных, политических традиций в обществе, от специфики социально-экономической ситуации и т. д. Существует закономерность: чем больше государство ориентируется на общенародные интересы, тем меньше оно опирается в К. п. на жесткие авторитарно-бюрократические методы управления.

Информация о работе Лекции по "Культурологии"