Лекции по "Культурологии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Января 2014 в 05:08, курс лекций

Описание работы

Европейская культурология как наука “вторичная” формировалась, выходя из-под родительской опеки философии и опираясь на ряд наук, выступивших по отношению к ней в роли “эмпирических доноров”. Среди них особая роль принадлежит социологии, психологии, этнографии, искусствоведению, религиоведению и т. д. Сама логика размежевания обозначилась как преодоление классического (опирающегося на процедуру теоретического самосознания) философствования и свойственного ему панлогизма и европоцентризма, разрушение классической модели культуры и выход в плоскость культурологизирования (чаще всего в форме обсуждения проблемы “кризиса Европы”).

Содержание работы

Тема 1. Структура и состав современного
культурологического знания
История культурологии как науки
Культурология и история культуры
Культурология и культурная антропология
Культурология и психология культуры
Культурология и социология культуры
Культурология и философия культуры
Культурология как наука
Культурология как учебная дисциплина
Культурология теоретическая и прикладная

Тема 2. Культурологические теории и методы
Раздел 1. Западные культурологические теории
Антиэволюционизм
Игровая теория культуры
Культурантропологические теории (американские) неклассические
Культурантропологические теорий (американские) неоклассические
Культуры идеалистические концепции
Культуры иррационалистические концепции
Культуры марксистская концепция
Культуры натуралистические концепции
Культуры нерационалистические теории
Культуры постструктуралистские концепции
Культуры рационалистические теории
Культуры структуралистские концепции
Культуры экзистенциальные концепции .
Метод культурологического анализа
Психоаналитический метод в культурологии
Теория символического интеракционизма
Раздел 2. Культурологическая мысль в России
Деятельностная концепция культуры
Культурологии в России генезис
Культурологическая концепция Н. Я. Данилевского
Культурологические теории и идеология
Культурологические теории и цивилизационное самосознание
Культурологический спор о России
Культурологическое россиеведение в России
Культурология в России
Культурология в России и цивилизационные теории
Современные культурологические теории в научно-исследовательском контексте

Тема 3. Основные понятия культурологии
Динамика и статика культуры
Культура
Культурная идентификация
Культурная картина мира
Культурная коммуникация
Культурная модернизация
Культурная самобытность
Культурная самоидентичность
Культурное наследие
Культурное разнообразие
Культурное самосознание
Культурные нормы
Культурные традиции
Культурные универсалии
Культурные ценности
Культурный миф
Культурный плюрализм
Культурный синкретизм
Культурный шок
Культурогенез
Культуры архетип
Культуры образ
Культуры объект
Культуры символ
Культуры субъект
Менталитет
Морфология культуры
Цивилизация

Тема 4. Типология культур
Контркультура
Культура буддистская
Культура восточная
Культура духовная
Культура западная
Культура массовая
Культура материальная
Культура национальная
Культура обыденная
Культура региональная
Культура специфическая
Культура срединная
Культура христианская
Культура элитарная
Культура этническая
Культурный ареал
Локальные культуры
Культур типы
Субкультура
Типология культур

Тема 5. Формы культуры
Идеология
Искусство
Культурные формы
Мифология
Мораль
Наука
Право
Религия как форма культуры
Философия
Экономика.
Тема 6. Культура и природа
Вторая природа
Географический детерминизм
Культура и природа.
Культура и расстояние
Культура национальная и природная среда
Культура физическая
Культурная деятельность
Культурный ландшафт
культуры география.
Труд

Тема 7. Культура, общество, история
Культура античная.
Культура Возрождения .
Культура общества демократического
Культура общества индустриального
Культура общества тоталитарного
Культура общества традиционного.
Культура Просвещения.
Культура социальных групп
Культура социальных общностей.
Культура средневековья
Культурная политика
Культуры история
Общество индустриальное .
Общество постиндустриальное .
Общество традиционное

Тема 8. Культура и личность
Культура и личность
Культура макросреды.
Культура микросреды
Культура мышления
Культура поведения
Культура речи
Культура человеческих отношений.
Личности инкультурация.
Личности социализация
Личность
Микросреда культурная.

Тема 9. Культура и глобальные проблемы современности
Глобальные проблемы
Кризис образования глобальный
Культурное запаздывание
Проблема демографическая
Проблема экологическая
Проблема энергосырьевая
Цивилизаций столкновение

Тема 10. Тенденции культурной универсализации в современном мире. Место и роль России в мировой культуре
Культура России
Культура России в диалоге культур.
Культура России в ее становлении и развитии
Культура России в современной культуре
Культура России и православие
Культур диалог
Культурная интеграция
Культурного опыта каналы массовой трансляции
Культурное взаимодействие
Культурный опыт
Культурный процесс мировой
Культуры России влияние на мировую культуру
Культуры России место в мировой культуре

Файлы: 1 файл

Культурология краткий тематический словарь культурология краткий.doc

— 518.00 Кб (Скачать файл)

Ю. А. Овинникова

 

КУЛЬТУРНАЯ  ИНТЕГРАЦИЯ — глобальный процесс сближения национальных культур и ценностей, укрепления культурных, коммуникационных, цивилизационных связей, в ходе к-рого достижения науки и искусства, новые формы социальной и политической деятельности быстро распространяются и усваиваются в современном мире, формируя его целостность. Постепенно оформляются элементы новой, интегральной мировой культуры, к-рая соединяет в себе основные ценностные представления различных регионов, религий, культур. Распространяются ценности, благоприятствующие сближению народов и культур — терпимость и признание равноценности различных культурных систем, отказ от завышенной оценки собственной системы ценностей, признание ценностного многообразия. Вместе с тем К. и. не означает унификации культурных норм, способов восприятия и осознания мира, культурных генотипов, систем традиций. Всякий этнос, государство, общество воспринимают из глобальной системы общекультурных связей и взаимодействий то, что соответствует традициям, менталитету, психологическому складу.

В. Н. Шевелев

 

КУЛЬТУРНОГО ОПЫТА КАНАЛЫ МАССОВОЙ ТРАНСЛЯЦИИ. Каналы массовой трансляции культурного опыта — общедоступные институциональные образования, рассчитанные на широкую аудиторию и осуществляющие процесс инкультурации индивида посредством трансляции ему фрагментов общего и специализированного культурного опыта. К каналам массовой трансляции относятся: системы образования, массовых коммуникаций и учреждения культуры.

Массовая коммуникация — это относительно одновременное  воздействие на большие гетерогенные аудитории каких-либо символов, передаваемых безличными средствами из организованного  источника, для которых члены  аудитории анонимны.

Средства массовой коммуникации (радио, кино, телевидение, газета, Интернет и др.), активно и  интенсивно воздействующие на современного человека, не только заполняют его  досуг и информируют о состоянии  мира, воспитывают, обучают, развлекают его — они достаточно сильно изменяют и весь строй его мышления, стиль мировосприятия и тип культуры.

Функции массовой коммуникации, реализуемые коммуникатором — влияние на аудиторию посредством  ее целенаправленного информирования для осуществления задач социальной системы.

Потребности аудитории  — получение информации об окружающем мире для социализации личности, интегрирования ее в социальную систему, а так же для индивидуального развития и самореализации.

Средства массовой информации — это технические  средства фиксации, копирования, тиражирования, хранения текстов и системного, постоянного распространения целостного потока информации, адресованного массовой аудитории.

Коммуникация  — это специфическая форма человеческого общения. Выступая в качестве момента содержания сферы духовной жизни, она является в то же время выражением системного качества последней. Сама культура, при этом, рассматривается как динамическая система функционирования информации. Значимые ценности культуры, играют роль определенных информационных сигналов, распространяемых в обществе в знаковой, символической, а также образной форме. В ходе общения культурные ценности способствуют передаче жизненного опыта внутри и между поколениями. Таким образом, обмен духовными ценностями оказывается главным содержанием в развивающейся культуре общества. Средства коммуникации выступают вещественным, материальным компонентом коммуникативного процесса и всегда выражают собой способ передачи, сохранения, производства и распространения культурных ценностей в обществе. Существует два типа средств коммуникации:

1) естественно  возникшие (язык, мимика, жесты);

2) искусственно  созданные (технические), подразделяемые  на: а) традиционные (пресса, книгопечатание, письменность) и б) типично современные  (радио, телевидение, Интернет). В содержательном отношении коммуникация может быть дифференцирована на четыре основных информационных направления: новационная (приобщающая потребителя информации к новым для него знаниям о свойствах и признаках явлений, объектов и процессов, о технологиях и нормах осуществления какой-либо деятельности, актов поведения и взаимодействия, о языках, знаках и средствах коммуникации, обучающая его социальному опыту сообщества или человечества в целом и т. п.); ориентационная (помогающая потребителю информации ориентироваться в системной структуре природного и .социального пространства,/в (иерархической соотнесенности его элементов, социализирующая и инкультури-рующая индивида в сообществе его проживания, формирующая его экзистенциальные и ценностные ориентации, задающая критерии оценочных суждений, приоритетов выбора и пр.); стимуляционная (воздействующая на мотивационные основания социальной активности людей, актуализирующая знания человека об окружающей действительности и технологиях деятельности, а также стремление к получению недостающих знаний ради удовлетворения его социальных притязаний и др.) и корреляционная (уточняющая или обновляющая отдельные параметры перечисленных выше видов знаний, ориентации и стимулов). Собственно культурную специфику эта информация приобретает постольку, поскольку регулирует представления людей об уровне социальной приемлемости тех Или иных способов осуществления любого вида деятельности, интеллектуальных оценок и позиций, чем в конечном счете и определяется функциональная нагрузка этих знаний и представлений как инструментов обеспечения социального взаимодействия людей.

A.С.Атчикова

 

КУЛЬТУРНОЕ  ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ — особый вид связей и отношений, к-рые складываются между культурами в процессе взаимообмена культурными идеями, нормами и ценностями. К. в. может осуществляться как внутри одной культуры (внутрикультурное взаимодействие) — распространение культурных образцов, присущих одному слою общества на др. слои и группы, так и между разными культурами (кросс-культурное взаимодействие). К. в. могут быть: 1) нейтральными, когда культуры сосуществуют, не мешают друг другу и не смешиваются; 2) альтернативными (контркультурными), когда культуры активно теснят друг друга, поскольку каждая экспансивно стремится занять доминирующее положение и внедрить в общности свои ценности и стандарты; 3) конкурентными (состязательными), когда в процессе саморазвития и борьбы за прозелитов культуры могут смещаться в область альтернативности и конфликтности отношений.

Выделяют разные уровни К. в.: 1) этнический, характерный для отношений между локальными этносами, этноязыковыми, этноконфессиональными и др. общностями; 2) региональный, возникающий в результате длительного общения между народами и нациями в контексте их взаимодействия в пределах определенной историко-географической целостности; 3) национальный, формирующийся как на моноэтнической, так и полиэтнической основе через общую хозяйственную деятельность и государственно-политическую регуляцию; 4) цивилизационный, осуществляющийся между разными типами культурно-цивилизационных систем, в ходе к-рого происходит обмен духовными, художественными и научными достижениями. Позитивное К. в. в современном обществе может быть осуществлено на основе принципов культурного плюрализма, толерантности, солидарности, уважения к культурным различиям и т, д., а также отказа от идеи универсальности западного пути развития и западной цивилизации.

Ю. П. Сакун

 

КУЛЬТУРНЫЙ  ОПЫТ — это те нормы, ценности, установки, образцы поведения, способы деятельности (причём слово “деятельность” здесь нужно понимать в самом широком смысле, как любую форму материального и духовного освоения человеком мира), которые специфичны для данной социокультурной общности. Они формируются в ходе исторического развития социокультурной общности и приобретаются личностью в ходе её развития и становления. С одной стороны, К. о. является важнейшим фактором социализации личности, определяющим ее место в структуре общества, ее мировоззренческие, этические, эстетические установки. В повседневной жизни человек использует т. наз. фоновые культурные знания — ту часть К. о., к-рая является общеизвестной и, как правило, человеком не осознаётся — осознание возникает лишь при встрече с другой культурой. С другой стороны, особенности К. о. являются и характеристикой общества в целом: способ воспроизводства и передачи К. о. от поколения к поколению в любой социокультурной общности характеризуется единством традиции и новации, тенденции к сохранению существующего К. о. и тенденции к его обновлению. В зависимости от преобладания той или иной тенденции общества могут быть разделены на традиционнее и современные К. о. является одновременно результатом культурной деятельности и ее регулятором, обеспечивающим преемственность существования культуры и общества и вхождение в них новых индивидов. Информация, заключённая в К. о., и составляет сущность культуры.

И. Г. Куприянов

 

КУЛЬТУРНЫЙ ПРОЦЕСС  МИРОВОЙ. Наряду с развитием культуры отдельных стран, континентов, существованием восточного и западного типов культуры, религиозных и светских разновидностей, широко используется понятие “мировая культура”. Оно означает наличие в многообразных формах культуры тех общих характеристик, которые делают ее единой. Это та культура, субъектом которой выступает все человечество. На переломе веков и тысячелетий человечество выходит на новую орбиту своего культурного развития. Мировой культурный процесс идет противоречиво, он развивается по разным направлениям, но вместе с тем можно полагать, что его внутреннее содержание состоит в диалоге прошлого и будущего, в диалектическом отрицании культуры прошлого и возникновении новой, интегральной культуры, контуры к-рой еще только намечаются.

В. Е. Давидович

 

КУЛЬТУРЫ РОССИИ ВЛИЯНИЕ НА МИРОВУЮ КУЛЬТУРУ. Учитывая культурное многообразие Рос-си®, необходимо рассмотреть 'вклад, внесенный в М. к. Начиная с Крещения Руси в течение всех допетровских времен русские внесли огромный вклад в развитие иконописи, зодчества, средневековой христианской литературы и исторического летописания. В дальнейшем деятели К. Р. внесли вклад в развитие науки и техники, а также создали величайшее наследие литературы, философии, классической музыки и изобразительного искусства. Причем литература и философская мысль до сих пор привлекают многих мыслящих людей Востока и Запада (высокий эстетизм и человеколюбие в творчестве А. С. Пушкина, Н. В. Гоголя, Ф. М. Достоевского, Л. Н. Толстого, В. С. Соловьева и др.). Миссионерская деятельность Церкви мирно распространила православие среди финно-угорских народов, многих коренных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока, отчасти индейцев Северной Америки (на Аляске), а вместе с этим письменность и просвещение.

В. О. Моргачев

 

КУЛЬТУРЫ РОССИИ МЕСТО В МИРОВОЙ КУЛЬТУРЕ. М. к. — общее название всех культурно-исторических типов и традиций человечества. К. Р. входит в славяно-византийский культурно-исторический тип, основанный на православии. К. Р. изначально была открыта также влияниям Запада и Востока. Славянофилы усматривали связь К. Р. с К. Византии и южных славян, западники — с К. Европы, евразийцы — с К. кочевников Евразии. Открытость К. Р. различным влияниям дала повод Н. А. Бердяеву усматривать в ней основу синтеза традиций Востока и Запада, основанного на евангельских христианских идеалах. Апологеты имперского типа государственности усматривают в этих особенностях К. Р. также основание исторической миссии России как гаранта континентального равновесия. Именно такое состояние страны способствует всем ее культурным традициям успешно передавать свои ценности новым поколениям и участвовать в диалоге культур.

В. О. Моргачев


Информация о работе Лекции по "Культурологии"