Лекции по "Социально-культурная деятельность"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Февраля 2015 в 19:42, курс лекций

Описание работы

Лекция №1. Роль и место социально-культурной деятельности в историко-культурном процессе
История социально-культурной деятельности является органичной частью историко-культурного процесса. Её изучение, осмысление и анализ позволяют не только воссоздать реальную картину свободного времяпрепровождения в различные эпохи, приобщиться к духовно-нравственным, педагогическим и эстетическим традициям, но и исследовать особенности менталитета, поведения людей, специфику национального костюма и национальной кухни и др., что составляет часть отечественной истории в целом.

Файлы: 1 файл

СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ.doc

— 1.19 Мб (Скачать файл)

Период VII.  Культурно-досуговая деятельность (1985 г. - 90-е годы). В этот период под воздействием перестройки произошли коренные изменения содержания и условий деятельности досуговых учреждений. Были отвергнуты не только цели, задачи, социальные функции, содержание работы прежней культурно-просветительной работы, но и название сферы. Отказ от идеологизированного прежнего названия и стремление научного сообщества, практиков найти название сферы, соответствующее целям и задачам перестройки, привели к тому, что на практике утвердилось название «культурно-досуговая деятельность».

Также надо отметить, что не столько отрицательное отношение ко всему коммунистическому обусловило коренное изменение досуговой сферы, а то, что в 80-е годы культурно-просветительная сфера находилась в глубоком кризисе. Вследствие этого отказ от советской культурно-просветительной работы был объективным следствием переосмысления прошлого опыта и поиска путей выхода из кризисного состояния сферы как на уровне теории, так и на уровне практики. Одним из теоретических «предчувствий» перемен в методологии является изменение названия отрасли -  вместо названия «культурно-просветительная работа» именно в этот период с середины 1980-х годов утвердилось название «культурно-досуговая деятельность».

Период VIII.  Социально-культурная деятельность (с 90-х годов). Этот период явился  результатом дальнейшего практического и научного осмысления культурно-досуговой сферы на последующем этапе перестройки, который отличался большим практическим опытом, большей определенностью социально-экономических и культурных целей общества. Это привело к тому, что по инициативе Т.Г. Киселевой и Ю.Д. Красильникова в 1994 году на государственном уровне сфера получила название «Социально-культурная деятельность». Изменение названия явилось отражением объективного процесса дальнейшего развития сферы и результатом поиска названия, адекватно отражающего сущность и цели досуговой сферы на новом этапе развития нашего общества.

Следует также отметить, что, несмотря на государственный статус этого названия сферы, в научном сообществе пока нет единства в отношении его признания. В нашей исторической науке пока не сформировалась система историй, которые бы полно отражали основные стороны социально-культурной деятельности. Эта сфера сложное   явление, которое состоит из ряда подсистем. Поэтому необходим системный подход к определению историй социально-культурной деятельности.

       Социально-культурную  деятельность можно структурировать на основе выделения вертикальных и горизонтальных групп историй, где вертикальную составят общая и региональные истории, а отраслевые и частные - горизонтальную группу историй социально-культурной деятельности. При таком подходе система историй социально-культурной деятельности будет выглядеть следующим образом:

Общая история социально-культурной деятельности.

Региональные истории социально-культурной деятельности.

Отраслевые истории социально-культурной деятельности:

  • история деятельности клубных учреждений;
  • история деятельности библиотечных учреждений;
  • история деятельности музейных учреждений;
  • история деятельности спортивно-оздоровительных, рекреационных учреждений и др.

Частные истории (в каждой группе отраслевых историй):

  • содержание работы;
  • технологии;
  • ресурсы.

     Каждый выделенный  элемент системы историй представляет  собой отражение определенного  уровня практики социально-культурной  деятельности, отображения  отдельных  сторон процесса её функционирования  как сложного, многогранного явления.

     Общая история  социально-культурной деятельности  по отношению к отраслевым  и частным историям является  обобщающей. Региональные истории  отражают социально-культурную деятельность  каждой области, края, республики, автономного  образования России в отдельности. Региональные истории позволяют расчленить общую историю социально-культурной деятельности на составляющие части, отражающие историю отдельных территориальных образований страны.

     Отраслевые  истории отражают деятельность  социально-культурных учреждений однородных типов, которые обладают специфическими особенностями и удовлетворяют определенные культурно-досуговые потребности населения.

     Частные истории  отражают содержание, технологии (средства, формы, методы деятельности определенных  групп социально-культурных учреждений) и ресурсы социально-культурных учреждений (кадры, финансирование, управление, информационно-методическое обеспечение, материально-техническая база).

Такой подход позволяет структурировать всё многообразие социально-культурной деятельности для продуктивного исторического анализа и сформировать перечень историй, которые будут целостно отражать практику социально-культурной деятельности на различных исторических этапах.

 

 

Лекция № 2. Социально - культурная деятельность

                           на Руси в X -XV вв.

 

      Досуг, как  социальное явление, имеет глубокие  исторические корни, он всходит  к периоду каменного века, когда  возвращение древних охотников  с добычей воспринималось соплеменниками, как большой праздник. Он отмечался родственниками и друзьями удачливых добытчиков бурно, песнями и плясками, позволявшими выразить радость людей по поводу совершившегося события, выплеснуть эмоции, поднять настроение.

В осмыслении досуга как социального явления можно положиться на народные культурно-педагогические идеи и традиции. Они прямо указывают на тесную зависимость досуга от качества и уровня организации труда, степени его результативности и полезности, от психологической удовлетворенности человека своей основной трудовой деятельностью. Хорошо, плодотворно поработавший человек способен полноценно, с полной самоотдачей веселиться, отдыхать, расходовать свое досуговое время. Пословица «Рукам работа - душе праздник» убедительно подчеркивает, что всякая досуговая деятельность - некоторого рода продолжение радости труда.

Если «безделье - мать всех пороков», то досуг несет в себе через особым образом организованное общение глубокий социальный, часто педагогический, смысл, имеет культурно-образовательное, развивающее назначение. Досуг позволяет раскрыть физический, духовно-нравственный, эстетический потенциал человека. Это и путь его активного продвижения к культуре, освоению социокультурного наследия.

В досуговой сфере всегда зримо или незримо присутствует трудовое начало. «Не учи безделью, учи рукоделью» - эта заповедь указывает на возможность соединения труда и развлечения, например, на посиделках и «вечерках». За этим тезисом, по существу, стоит один из наиболее важных принципов народной культуры: органическое сочетание в одном действии двух начал - утилитарно-практического и досугового, часто художественно-творческого, эстетического.

Наиболее характерный признак овладения традиционной культурой заключен в умении человека соединить в своей жизни труд и отдых, в гармонизации двух этих полюсов.

Период I.  Фольклорный досуг (до X века)

На данном этапе в основе досуга лежала народная культура: обряды, праздники, игры, хороводы и другие формы фольклора являлись не только определенным действом, но и зрелищем. Досуг, как и сама жизнь, носили коллективный характер.

Фольклорный досуг оставался таковым и во все последующие периоды, хотя его доля в досуговой деятельности населения на каждом из этапов была различной.

Использование термина «досуг» в отношении данного периода носит условный характер, так как в тот период такого понятия не было.

Становление системы праздников на Руси обусловлено особенностью труда древних славян: сменой времен года, продолжительностью дня, сроками начала и конца работ. Мифы и легенды, былины и сказки служат свидетельством того, что праздники были всеобщим явлением для населения планеты.

Праздники. В русском языке слово «праздник» произошло от прилагательного «праздный», т.е. «незанятый», «пустой», «порожний» (если речь идет о месте), и «праздное время» - период, когда не нужно работать, когда можно быть праздным, если речь идет о времени. Слово «досуг» также содержит указание на свободу человека от непреложных занятий. В. Даль определяет досуг следующим образом; «свободное, незанятое время, гулянки, гулячая нора, простор от дела».

  Подавляющее большинство древнеславянских языческих празднеств и молений проводилось общественно, являлось “событием”, совместным заклинанием природы и проводилось не в доме или поселке, а за пределами житейского бытового круга. В году было пять основных праздников - Корочун (начало года, зимний солнцеворот 24 декабря), Комоедицы, или Масленица (весеннее равноденствие 24 марта), Купала (летний солнцеворот 24 июня), Перунов день (21июля) и Кузьминки (праздник урожая, праздник Рода, рожаниц, осеннего равноденствия 24 сентября).

Характер многих языческих празднеств был настолько связан со всей природой вокруг села (леса, рощи, родники, реки, болота, холмы и горы); что отыскать  места древних хороводов, купальских костров, жертвоприношении воде, различных “игрищ межю селы” ученым не удается. Исключением являются только священнодействия на холмах, на горах, “красных горках”, которые очень часто при археологических обследованиях дают интересный материал о древних языческих культах. “Красные горки”, “красные холмы”, где проводились масленичные сжигания чучел зимы, обряд заклинания весны, встреча Лады и Лели, катанье яиц на фоминой неделе были около каждого села. Во время праздников члены крестьянской общины устраивали пиршества за общим столом – «Братчины», помогающие восстановить душевные и физические силы и выполняющие функции единения.

Чередование будней и праздников характеризовало и быт восточных славян, занимавших обширную территорию - от побережья Финского залива, Ладожского и Онежского озер до устья рек Дуная, Днепра и верховьев Волги и Оки. К моменту возникновения государственности в конце VIII - начале X вв. славяне имели достаточно развитую праздничную культуру. Праздниками отмечалось начало весны и наступление осени, важные для крестьян виды сельскохозяйственных работ: сев, сенокос, жатва, сбор ягод и плодов. Наибольшее количество праздников приходилось на позднюю осень, зиму и раннюю весну, в течение которых крестьянин получал некоторую передышку от тяжелого напряженного труда. Праздники посвящались языческим божествам, которые, по мнению древних славян, должны были оказывать помощь людям во всех жизненных обстоятельствах и, прежде всего, в земледелии. Самыми раздольными и разгульными праздниками были дощедшие до нас святки (конец декабря - начало января), масленица (проводы зимы), праздник Ивана Купалы (в ночь с 23 на 24 июня).

Праздники давали возможность славянину-земледельцу освободиться на время от всех дел и предаться веселью, радости, почувствовать себя свободным и счастливым. Праздник был для крестьян самым ранним способом коллективного проведения досуга.

По мере развития праздники обогащались культурным содержанием (песнями, плясками, музыкой, сказаниями, играми). «Ряженье» же можно считать первым театральным действием. Из игр популярны были борьба, кулачный бой, беганье взапуски, метание копья. Песни, пляски, музыка, стихи, сказания, игры и развлечения сделались их неотъемлемыми элементами. Такие музыкальные инструменты, как гудок, дудка, волынка, гусли, были уже известны древним славянам. «Ряженье», сопровождавшее святки, масленицу, обладало характерными чертами, присущими театральному действу. Широко распространенным развлечением на праздниках были игры, особенно борьба, кулачный бой, беганье взапуски, метание копья. Они демонстрировали стойкость и силу мужской части славянского населения и, в то же время, свидетельствовали о способности использовать их в любой момент в военной схватке с неприятелем. В течение многих последующих веков праздники с присущей им атрибутикой, закрепленной в традициях, являлись для российского народа одной из главных и любимых форм досугового времяпрепровождения.

В аграрный период трудовой год проходил под знаком каждого проходящего дня или времени года. В хорошую погоду работали упорно,  в плохую - работали меньше,  либо совсем не работали. Работа имела свой естественный цикл, прерываемый отдыхом, песнями, играми и обрядами; это была естественная часть ежедневного быта. Нередко работа начиналась с восходом солнца и заканчивалась только на закате. После работы наступало время отдыха, и трудно сказать, где заканчивалось одно и начиналось другое. В центральных и северных районах с континентальным климатом в течение долгих зимних месяцев период работы сменялся своеобразным полуактивным существованием, во время которого продолжалась борьба за выживание.

Предопределенность содержания и форм досуга сменой времени года является господствующей чертой традиционной культуры каждого народа. Досуг подчинен логике народного календаря.

Смена времен года обычно сопровождалась серией религиозных и чисто бытовых праздников, ритуалов и церемоний. Так, например, наряду с существованием семейной обрядности, характеризующей огромный культурно-воспитательный потенциал семьи - этой самой устойчивой социокультурной общности, широкое распространение имеет и общекультурная обрядность, коллективное общение «всем миром», иначе сказать, «общемирская обрядность». В то же время между этими двумя видами обрядности издавна располагалась своеобразная цепь общественно-семейных обрядов.

Выделение у славян родоплеменной знати и дальнейший процесс социального расслоения общества, особенно усилившийся после образования государства, обусловили появление первых различий в организации отдыха и развлечений. При княжеском дворе устраивались пышные пиры не только по поводу больших праздников, но и по случаю удачных сражений и других значимых для князя и его окружения событий. Таким событием, в частности, мог стать приезд в княжеский дворец «гостей» (купцов).

В пирах нередко принимали участие и женщины, представительницы княжеских родов. Наравне с мужчинами они вели беседы, стараясь блеснуть умом и другими достойными внимания качествами. Любимой забавой высшей знати становилась звериная и птичья охота.

Основы воспитания,  просвещения. Общинный уклад древних славян стал основой воспитания и просвещения в догосударственный период. Велась подготовка подрастающего поколения к жизни в общине, передача навыков земледельческого, ремесленного труда; обучение детей военному делу. Большое место отводилось нравственному воспитанию, исполнению обрядов, поклонению языческим богам, повиновению старшим членам общины, почитанию предков. определяли ее суть. В древнерусской общине проповедовали нравственность и трудолюбие, накапливался обобщенный опыт прежних поколений, их педагогических воззрений, нравов, убеждений, норм поведения, привычек, поддерживаемых общественным мнением,  шел постоянный процесс формирования и накапливания нравственных заповедей:  уважения к матери, заботы о старых родителях. Традиции играли важную роль в создании фундамента трудового, нравственного, эстетического, физического и религиозного воспитания. В народные традиции семейного воспитания входили обычаи, обряды, ритуалы. Колыбельные песни, поговорки, частушки, сказки, легенды, предания, пляски постоянно сопутствовали повседневной жизни людей. Формирование обрядов неразрывно связывалось с важнейшими событиями в жизни человека, рода, общины, государства.

Информация о работе Лекции по "Социально-культурная деятельность"