Лекции по "Социально-культурная деятельность"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Февраля 2015 в 19:42, курс лекций

Описание работы

Лекция №1. Роль и место социально-культурной деятельности в историко-культурном процессе
История социально-культурной деятельности является органичной частью историко-культурного процесса. Её изучение, осмысление и анализ позволяют не только воссоздать реальную картину свободного времяпрепровождения в различные эпохи, приобщиться к духовно-нравственным, педагогическим и эстетическим традициям, но и исследовать особенности менталитета, поведения людей, специфику национального костюма и национальной кухни и др., что составляет часть отечественной истории в целом.

Файлы: 1 файл

СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ.doc

— 1.19 Мб (Скачать файл)

Период II. Религиозно-фольклорный досуг (X-XVII вв.) Влияние христианства на досуговую деятельность древнерусского общества.

Религиозно-фольклорный досуг зародился после Крещения Руси. Судьбу страны радикально изменило принятие православного христианства в 988 г. Значительное влияние на развитие древнерусской православной культуры оказала Византия. С принятием Русью христианства положение резко изменилось. Новая религия претендовала на то, чтобы изменить мировоззрение людей, их восприятие всей жизни, а значит и представлений о красоте, художественном творчестве, эстетическом влиянии. Древнерусская культура развивалась в трудных условиях. В IX веке образовалось древнерусское государство – Киевская Русь, способствовавшее образованию древнерусской народности на многоэтнической основе. В социально-экономическом и политическом отношениях она представляла собой средневековое феодальное государство. В формировании русского этноса принимали участие в основном славянские племена наряду с угро-финскими, тюркскими и др.

      Христианство, начавшее распространяться среди  славян еще в IX веке и официально введенное в Киевской Руси в 988 г.,  оказало огромное влияние на жизнь, быт и досуг  народа. Был введен выходной день, который использовался не только для посещения церкви, но и для досуга.

       Языческие  традиции продолжали существовать, но постепенно они все более органично взаимодействовали с христианством. Главными административными и культурными центрами были города Киев и Новгород. Из школы при Киево-Печерском монастыре вышли многие культурные деятели. В Новгороде была организована школа для детей старост и церковных лиц.

  Однако  христианство, оказав сильнейшее  воздействие на русскую культуру, особенно в области литературы, архитектуры, искусства, развития грамотности, школьного дела, библиотек - на те  области, которые были теснейшим  образом связаны с жизнью церкви, с религией, так и не смогло преодолеть народных истоков русской культуры. Долгими годами на Руси сохранялось двоеверие: официальная религия, которая преобладала в городах, и язычество, которое ушло в тень, но по-прежнему существовало в отдаленных частях Руси, особенно на северо-востоке, сохраняло свои позиции в сельской местности, развитие русской культуры отразило эту двойственность в духовной жизни общества, в народном быту.

  Борясь  с языческой верой, представители  христианской церкви с особым ожесточением обрушились на народные праздники, называя проявляемое на них «буйство» в поведении людей и совершаемые древние обряды «бесовством».

  С принятием христианства  в Древней Руси появился календарь  празднества, отвечавший требованиям новой религии. Вместе с тем, поскольку христианская религия шла в гущи народных масс «сверху», от представителей феодальной верхушки, она лишь постепенно, в течение не одного столетия овладевала умами людей древнего российского общества. Христианская церковь не смогла полностью искоренить народные традиции, приверженность языческим верованиям, проявлявшимся, в том числе, и в праздничной культуре. Многие крестьянские праздники в честь старых божеств нашли свою нишу в христианском календаре. Однако чтобы устранить из сознания народа языческие представления, христианская церковь подвела праздники, связанные с древними богами, под имена святых православной церкви. Так, славянскому богу грозы и огня Перуну был придан образ пророка Ильи, проезжающего по небу на огненной колеснице в период летних гроз (конец июля); богу скота Велесу было дано имя Власия, покровителя домашних животных (обряды в честь его совершались по окончании жатвы) и т.п. Церковь вынуждена была смириться и с самим характером проведения праздников, отличавшихся всплеском народного веселья и бурным выражением эмоций. Языческие духовные традиции, народные в своей основе, оказывали глубокое воздействие на все развитие русской культуры раннего средневековья.

Упорядочением календарных праздников христианская церковь стремилась регламентировать жизнь крестьян. В проповедях и молениях служители церкви, в соответствии с христианскими заповедями, подчеркивали необходимость отдыха в воскресение и праздничные дни. Особым грехом считалось выполнять земледельческие работы, так как, по мнению духовенства, это могло вызвать божественную кару. Только отправление религиозного культа, понимавшееся как служение богу, могло иметь место в отведенные для отдыха дни. Церковные праздники выполняли досуговую функцию, таким образом  гарантировали крестьянам право на отдых, проводя более четкую грань между трудовой деятельностью и досугом. Религиозное пение, живопись способствовали приобщению народа к этим видам искусства. В этот период наравне с религиозным досугом по-прежнему широко продолжал использоваться  фольклорный досуг.

      Несмотря  на варварские методы, зачастую  используемые для насаждения и укрепления на Руси новой веры, распространение христианства несло в себе и прогрессивные начала. Оно способствовало развитию просвещения и образования, проникновению элементов западной культуры в древнерусское общество, хотя это коснулось преимущественно его высших слоев. Принятие христианства, рост культурных связей с Византией и соседними странами способствовали усвоению философского и педагогического наследия античности, обогащению педагогической мысли Древней Руси.

      Вместе  с христианством Древняя Русь  обрела и письменность. В X веке проповедниками христианства - братьями Кириллом и Мефодием - была создана кириллица. Вместе с принятием христианства на Руси в X веке это послужило мощным стимулом духовного развития общества.

Появление первых книг относится к началу XI в. Они имели религиозное содержание и, в основном, являлись переводами с греческих оригиналов. При монастырях, возникновение которых относится ко второй половине XI-XII вв., собирались первые библиотеки. В библиотеках при Софийских соборах в Киеве и Новгороде, Киево- Печерском монастыре  имелись не только русские, но и греческие книги.

     На протяжении XI-XIII вв. количество переводной литературы увеличилось, к XIII веку появилась и гражданская («мирская») литература, книжное чтение стало одним из основных занятий образованных людей Древней Руси. Библиотеки возникли при княжеских дворах. Книги переписывались для боярских семей. На Руси почитались обучение грамоте, умственное развитие детей, подготовка их к трудовой деятельности.

Одним из древнейших русских памятников письменности является «Остромирово евангелие», датированное 1057 г. и написанное для новгородского посадника Остромира.

В начале XII века монах Киево-Печерского монастыря Нестор написал летопись «Повесть временных лет», отвечавшую на вопрос: «откуда есть пошла русская земля». Великим памятником древнерусской литературы стало знаменитое «Слово о полку Игореве» (XII в.). Изобразительное искусство было представлено в основном иконами.

В X-XIV веках происходит образование экономически самостоятельной малой семьи из родоплеменного коллектива: семья формируется как социальный институт; вырабатываются формы и методы воспитания, соответствующие новым общественным отношениям.

Именно церковь стала первой заботиться о нравственности, доброте, воспитании трудолюбия и других положительных качеств человека. В XII веке получают развитие идеи эстетического воспитания средствами природы, формирования чувства гордости за Землю Русскую, понимания необходимости связи образования и просвещения с жизненными интересами человека. Реалистические взгляды наших предков сочетались с иллюзорными представлениями о силах природы; народные педагогические воззрения формировались на основе христианского учения и языческих представлений о силах природы. Замечательным памятником, свидетельствующим о высоком уровне культуры и развития просветительно-воспитательной мысли времен Киевской Руси, явилось «Поучение Владимира Мономаха».

Церковь в этот период становится оплотом нравственного воспитания и просвещения народа; велико было ее влияние на все сферы деятельности древнерусского общества, сознание и поведение его членов, на регламентацию трудовой, семейной, досуговой жизни.

      Княжеские  междоусобицы, усилившиеся со второй  половины XII в., и последовавшее затем  монголо-татарское нашествие (первая  половина XIII в.) привели к падению  Киевской Руси, сопровождались гибелью  культурных ценностей и святынь. Атмосфера угнетения, страха, обмана, клеветы оказала негативное влияние на формирование нравственных чувств народа. Люди низводились до холопского состояния, господствовала жестокость в наказаниях, процветало невежество. Старинные русские песни, былины передают то общее настроение «боязливости, грусти, тоски», которое преобладало на Руси в то время.

Но традиции народной жизни сохранились и продолжали развиваться на незанятых татарами территориях – Новгороде, Пскове, Смоленске, в землях к северу от Волги, к югу от Оки и др.

Значительные потери понесла русская культура в период монголо-татарского нашествия (1243-1480 гг.). Тем не менее неуклонно растет уровень иконописи, поддерживавшей православную веру. Высшим достижением являются работы Андрея Рублева, Феофана Грека, Дионисия. Литература и религиозно-общественная мысль направлены на освобождение Руси от жестоких завоевателей, угнетавших Русское государство. А.С. Пушкин по этому поводу писал в «Заметках по русской истории XVIII в.»: «России было определено высокое предназначение: ее необозримые равнины поглотили силу монголов и остановили их нашествие на самом краю Европы; варвары не осмелились оставить у себя в тылу порабощенную Русь и возвратились на степи своего востока. «Слово о полку Игореве» возвышается уединенным памятником в пустыне нашей древней словесности».

Выдающийся церковный деятель и мыслитель Сергей Радонежский (1321-1391) выступил лидером  борьбы за освобождение Родины. Он во многом способствовал объединению всех сил, способных противостоять нашествию. Сергей Радонежский призывал лично каждого из русских князей выступить против монголо-татар. Главные надежды он возложил на московского князя Дмитрия Донского. «Чувство нравственной бодрости, духовной крепости преподобный Сергий вдохнул в русское общество», - отмечал историк В.О. Ключевский, выступая на торжественном собрании Московской Духовной академии, посвященном памяти С. Радонежского, подчеркивая его огромную роль «для русского народа и государства». Куликовская битва (1380) явилась важным событием в борьбе за освобождение Руси. Народ, по словам Ключевского, «надолго запомнил борьбу за свое «нравственное возрождение», укрепилось чувство долга, ответственности потомков перед великими предками». Духовные ценности, обретенные в древности, «прорастали» в будущее человечества. История культуры как светской, так и духовной органически связана с концепцией гуманизма, т.е. служения процессу возвышения человека. Гуманизм – это качественная черта культуры, мерило ее ценности. Среди множества народных поговорок, собранных В.И. Далем, можно выделить такие: «Худо тому, кто добра не делает никому», «Доброго держись, а от худого удались» и др.

Задачу «собирания русских земель» взяло на себя Московское княжество. Первая половина XIV в. - первая половина XVI в. были периодом формирования российского государства. Признанной столицей его с конца XIV по XVII века являлась Москва.

С XIV в. Русь начала оправляться от постигших ее бедствий, возрождались мирное хлебопашество, ремесла и торговля, развивалось зодчество. На Руси увеличилось число церквей, церковная трапезная нередко становилась местом общинных сходок и праздничных церемоний.      Церковь давала возможность приобщиться посредством богослужения к лучшим образцам зодчества, живописи, музыки, печатного слова.

Регулярное посещение церквей в воскресные и праздничные дни постепенно входило в быт русского народа и служило способом заполнения свободного времени. При этом, присутствие на богослужении воспринималось людьми не только как христианская обязанность, связанная с отправлением религиозного культа, но и как возможность пообщаться с друзьями и знакомыми. В XIV-XV вв. звучало требование покаяться за «шепоты», которые доносились от молящихся в церкви, за громкие разговоры прихожан, за рассказывание «неполезных повестей», за смех - то есть за то, что мешало богослужению. Особенно резкой критике подвергались «глумы», под которыми церковь понимала беседы людей на волнующие их социальные темы.

Церковь выступала для средневекового человека и в качестве своеобразного литературного центра. Она давала возможность приобщиться посредством богослужения к лучшим образцам зодчества, живописи, (настенные росписи, культовые предметы), музыки, пения, познакомиться с печатным словом (через чтение церковных книг во время богослужения). Служители церкви были достаточно образованными людьми и иногда являлись первыми учителями грамоты для прихожан и их детей.

 

Лекция № 3. Социально-культурный уклад на Руси

                       в XV – XVII в.

 

XV-XVII века - период, когда в России интенсивно развиваются феодальные отношения. В то же время на развитие просвещения, духовную жизнь общества оказала негативное воздействие обстановка постоянного политического угнетения всех слоев общества во времена царствования Ивана Грозного, в эпоху Смутного времени. Неграмотность была присуща большей части населения, распространялись темные суеверия, происходило «огрубление» семейных нравов.  

 К XV веку появляются новые формы досугового времяпрепровождения, связанные с развитием народной зрелищной культуры. В городах и селениях публику развлекали песнями, танцами, цирковыми номерами и шутками бродячие артисты скоморохи. К 30-м годам относится первое упоминание о «медвежьей потехе (уличным комедиям с участием медведей) и кукольном представлении. Зрелища или «позоры», как называла их отрицательно настроенная церковь, всегда собирали большое количество народа   

 К XV веку в городах имелись харчевни, корчмы, позднее появились кабаки. Эти заведения помимо прямой своей функции также служили местом общения и развлечения горожан в свободные часы. Торговцы и ремесленники, закончив свой трудовой день, приходили в них, чтобы провести свободные часы.

Таким образом, уже в средние века в устройстве городской жизни обозначились тенденции, обусловившие в последующие времена продвинутость всех слоев городского населения в культурных ориентациях и способах проведения досуга. Различия касались лишь внешней атрибутики досугового времяпрепровождения, определяемой имущественным положением человека. По словам  Д.С. Лихачева «древняя Русь знала разграничения между классами не в характере быта, как это стало в послепетровской Руси, а главным образом, в степени накопленных богатств, в наличии слуг и величине хозяйства». Эти слова справедливы и по отношению к досугу как частному проявлению бытовой жизни россиян того периода. Так, еда на пиршественном столе знатных и зажиточных россиян была обильнее, наряды на праздниках роскошнее, охота превращалась в пышное и многолюдное действо и т.д., по суть этих и подобных им видов досуга не менялась. На протяжении обозначенного периода в российском обществе досуг носил в основном коллективный, общественный характер.  

Информация о работе Лекции по "Социально-культурная деятельность"