Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Февраля 2015 в 19:42, курс лекций
Лекция №1. Роль и место социально-культурной деятельности в историко-культурном процессе
История социально-культурной деятельности является органичной частью историко-культурного процесса. Её изучение, осмысление и анализ позволяют не только воссоздать реальную картину свободного времяпрепровождения в различные эпохи, приобщиться к духовно-нравственным, педагогическим и эстетическим традициям, но и исследовать особенности менталитета, поведения людей, специфику национального костюма и национальной кухни и др., что составляет часть отечественной истории в целом.
По словам крупнейшего исследователя ранней русской драматургии, Н.С. Тихонравова, "театр должен был служить Петру тем, чем была для него горячая искренняя проповедь Феофана Прокоповича: он должен был разъяснить всенародному множеству истинный смысл деяний преобразователя". Как известно, с этой задачей труппа "комедийной хоромины" не справилась, однако интерес к театру пробудился в разных слоях городского населения: в России второй четверти XVIII века бытовали театры: придворный, школьный, городской демократический и устный народный.
В какой-то мере требованиям Петра отвечали панегирические драмы, разыгрывавшиеся на сцене Славяно-греко-латинской академии и Московского госпиталя.
Тематика и проблематика крупных народных драм, являющих связи с литературными и лубочными источниками на всех уровнях, тем не менее сходны с другими жанрами фольклора.
"Разбойничья" драма особенно
любима народом за атмосферу
романтической вольности, в которой
была возможность существовать
вне социальной иерархии
Столь же актуальной для народа была проблематика драмы, в которой борьба за веру (злободневная в период борьбы церкви и государства с расколом) осмыслялась как стойкость в убеждениях, способность противостоять тирану.
Отличительной чертой народной драмы являются выходные монологи её героев. Развёрнутые характеристики персонажей были свойственны и ранней русской драматургии, и ветреным пьесам, и сценкам ряженья. В народных пьесах встречаются устойчивые по на бору элементов-формул выходные монологи, что, конечно, способствовало их лёгкому запоминанию и воспроизведению. Герой должен был рассказать, кто он, откуда прибыл, зачем явился, что собирается делать. Зрителей не удивляла эта своеобразная "самореклама", взаимных характеристик попросту не было. Особенности строения сюжета и образов героев связаны со спецификой народного представления. Оно происходило без сцены, занавеса, кулис, бутафории и реквизита. Действие развёртывалось в избе, среди народа; не участвующие в сцене актёры стояли полукругом, по мере надобности выходя вперёд и представляясь публике. Перерывов в представлении не было. Условность времени и пространства - ярчайшая черта народного театрального действа. Оно требовало активного сотворчества зрителей, которые должны были вообразить, руководствуясь словами героев, вместо событий. Опыт фейерверочного театра, "огненных действ", как их тогда называли, позднее использовался для создания сценических эффектов в театральных постановках и в балаганных феериях.
XVIII век называют "играющим веком".
Игровая стихия захватила
Формирующийся площадной фольклор вбирал в себя и традиционные народные зрелища: выступления кукольников, вожаков медведей, музыкантов и балагуров. Их года в год городская площадь впитывала, отбирала, перерабатывала весь разнообразный материал, выплёскивающийся сюда в различные дни, приспосабливала его к требованиям основного своего посетителя, и в тоже время формируя его вкусы и запросы. Всё это привело к тому, что на ярмарках и гуляньях возводились целые увеселительные городки, включавшие как старые, так и новые, не известные деревенской России развлечения и зрелища.
Балаганы, качели, карусели, горы составляли, без сомнения, основу гуляний. Однако они были далеко не единственными объектами внимания гуляющей публики. Неповторимый колорит и своеобразие площади придавала также разнообразная реклама: устная, живописная, театрализованная. К первому виду следует отнести громкие зазывы торговцев и ремесленников, ко второму - всевозможные вывески и афиши. Под театрализованной рекламой понимаются выступления балаганных, качельных, карусельных "дедов", а также разыгрывавшиеся на балконах балаганов, специальных подмостках качелей, каруселей и цирков пантомимы, комические диалоги и целые сценки. Устная и зримая реклама на была исключительно ярмарочным или праздничным явлением. Широко распространённая в обычной, повседневной жизни горожан, она на площади во время веселья представала в концентрированном, более ярком обличии, иногда в особом, праздничном варианте. Театрализованная реклама существовала только на ярмарке, на гулянье, начинаясь и кончаясь с первым и последним взлётом качелей, поворотом карусельного круга, с открытием и завершением представлений в балаганах.
В самом деле, пестрота ярмарки, гулянья поражает. Там были русские традиционные горы или качели мирно соседствовали с балаганом, где итальянские заезжие комедианты разыгрывали пантомимы-арлекинады; старинные наигрыши владимирских рожечников перебивались звуками многочисленных шарманок; ярославский вожак с учёным медведем выступал бок о бок с демонстрировавшим свои фокусы китайцам; отставной солдат-раешник старался перекричать балаганного деда-зазывалу; тут же Петрушка отбивал зрителей у балагана с учёными канарейками, а кабинет восковых фигур соперничал с куклами, разыгрывавшими "Доктора Фауста".
Гулянье представляло собой красочный хаос не только со стороны содержания, исполнения, но и со стороны звукового и внешнего оформления. Разномастные, яркие наряды гуляющих и необычные броские костюмы "артистов" вместе с кричащими вывесками балаганов, качелей, лавок, трактиров и переливавшимися всеми цветами радуги изделиями кустарных промыслов (ложки, игрушки, дуги, прялки) представляли для глаза тоже, что для уха - "гигантский, чудовищный, безобразный хаос" звуков, создающийся тем, что одновременно пищит шарманка, ревёт труба, стучат бубны, поёт флейта, гудит барабан, говор, возгласы, песни.
Народная песня, звучавшая во второй половине XVIII и в XIX веке на улицах и площадях больших городов, на постоялых дворах и в трактирах, в среде мелких городских ремесленников, среди дворовой челяди в барских усадьбах, а также в быту солдат и матросов, - это преимущественно городская песня с присущими ей своеобразными выразительными особенностями поэтического и музыкального языка.
Важная стилевая особенность мелодического склада городских песен заключалась в их аккордово-гармонической основе и простом чётком ритме. Городскую песню всегда нетрудно узнать по особенностям её стихосложения, близкого к литературному. Равнослоговые строчки имеют отчётливое двухдольное и трёхдольное ударение, образующее стихотворные стопы.
Начиная с XVIII века русская песня развивается в тесном соприкосновении с музыкой городского быта, с профессиональным творчеством. В последние четверти века в России формируется национальная музыкальная школа. Среди первых отечественных композиторов ярко выделяются И. Хандошкин, В. Пашкевич, М. Матинский, Е.Фомин, Д.Кашин.
Русская песня исполняется в городском быту этого времени в новой манере; не с подголосками, как это было ранее, а в хоровом гармоническом изложении (обычно на три голоса или с терцовой второй), а также с аккордовым сопровождением.
XVIII столетие по
праву считается временем
С конца XVII века всё более популярными становились светские лубочные картинки, среди которых значительный процент составляли западноевропейские "потешные" листы, русские лубки с изображением шутов, скоморохов, народных праздников, гуляний, сказочных героев. В XIX веке на смену им пришли лубочные книжки с текстами повестей, сказок, сатир, пользующиеся повышенным спросом в среде читающей демократической публики.
Возникают необходимые предпосылки для внешкольного образования, организованного досуга народных масс. Реформируется первая славянская азбука. Создается новый гражданский алфавит, выпускается светская развлекательная, познавательная и научная литература.
В XVIII веке имеют место попытки создания системы народного просвещения; рождаются планы обновления России, проекты воспитания юношества, создания «новой породы людей». Идеи философов-гуманистов эпохи Возрождения, европейских просветителей находят свое развитие и применение. Школы находились под эгидой государства и церкви, которые выступали в качестве заказчика, заинтересованного в воспитании не «гармоничных» людей, а грамотных и богобоязненных прихожан.
Энергичная деятельность Петра I в области просвещения была выдержана полностью в духе раннего римского идеала. Главная задача учебных заведений - от школы математических и навигационных наук, открытой в 1701 году, до «цифирных школ» и Академии наук с гимназией и университетом, учрежденной в 1725 году, - состояла в подготовке грамотных «слуг царя и отечества».
В XVIII веке единственная попытка реализовать искомый идеал была воплощена в намерении Екатерины II воспитать «новую породу людей» из числа своих подданных. Памятником благих порывов императрицы остался Институт благородных девиц (Смольный институт).
Для развития российской науки и просвещения неоценимо значение деятельности М.В.Ломоносова, который способствовал созданию Московского университета в 1755 году. Академический университет пополнялся в основном за счет лиц разных сословий. Место дворянства в нем было минимальным.
Были созданы светские профессиональные школы: в 1761 г. в Москве открыта школа математических и навигационных наук, затем Артиллерийская (Пушкарская), Инженерная, Медицинская. На Урале возникли горнозаводские училища. При школах были созданы подготовительные отделения, в которых обучали грамоте и арифметике. В этих учебных заведениях преимущественно обучались дети дворян.
В первой четверти XVIII в. в России появляются начальные школы – гарнизонные школы для детей рекрутов, епархиальные – для детей духовенства. Это было началом процесса просвещения не только дворян. При Петре I обучение в школе стало обязательным для дворян и духовенства, иначе дворянин не мог жениться, а священник не получил прихода
Значительно выросло книгопечатание: учебники, словари, справочники. Чтение стало более доступным. С 1731 по 1736 гг. уже после кончины Петра I в первом высшем учебном заведении России Славяно-Греко-Латинской академии обучался М.В. Ломоносов, преуспевший в развитии как технических, так и гуманитарных наук. Ломоносов создал значительное количество поэтических произведений.
По предложению Петра I в 1724 г. принято решение Сената об основании Российской академии наук, которая открылась в 1725 после кончины царя. При Академии были созданы университет и гимназия. Академический университет окончил М.В.Ломоносов, ставший первым русским академиком. Росло число научных и технических достижений, внедряемых в экономику.
Во второй половине XVIII в. начинает формироваться система общеобразовательной школы. В 1786 г. во времена правления Екатерины II (1729-1796) был утвержден Устав народных училищ. В стране открывались двухгодичные и четырехгодичные школы. Разрабатывались единые учебные планы, введена классно-урочная система и т.п. но этот процесс имел место только в городах. Крепостные крестьяне, т.е. большинство населения России, оставались сплошь неграмотными. Народные училища создавались в городах. В 1783 г. был издан по инициативе Екатерины II учебник «О должностях человека и гражданина».
В общественном сознании к концу XVIII в. сформировалась идеология «просвещенного абсолютизма», т.е. разумной власти. Продолжалось развитие русского языка. В 1783 г. в Петербурге была создана Российская академия с целью изучения российского языка и словесности. Был издан первый словарь русского языка. Интерес к истории Отечества был реализован в труде М.В.Ломоносова «Краткий русский летописец» (1760) и в четырехтомнике В.Н.Татищева «История Российская с древнейших времен» (1784).
Реформы Петра I коснулись и области социального
призрения: Петр I создавал благотворительные
учреждения для инвалидов, детей, бездомных,
ввел запрет на профессиональное нищенство.
Он фактически лишил церковь монополии
на филантропию и социальное призрение;
создал новые административно-
Екатерина II продолжила курс на развитие социальной помощи населению. Во второй половине ХУШ века культурно-просветительная деятельность сформировавшейся к тому времени русской интеллигенции коснулась и других слоев населения и сторон жизни: появляются первые клубные общности, организации клубного типа и клубы, формируются основные направления их деятельности.
Развернулась деятельность Вольного экономического общества (с 1765 года) по распространению сельскохозяйственных, медицинских и других знаний.
Таким образом XVIII век явился важным этапом в развитии всех сфер русской национальной культуры как светской, так и религиозной. Жизнь требовала развития образования и науки. Важнейшую роль в достижениях этого периода сыграло творчество М.В.Ломоносова. содержание и уровень культурного развития нового времени значительно отличались от средневековья.
Информация о работе Лекции по "Социально-культурная деятельность"