Лекции по "Социально-культурная деятельность"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Февраля 2015 в 19:42, курс лекций

Описание работы

Лекция №1. Роль и место социально-культурной деятельности в историко-культурном процессе
История социально-культурной деятельности является органичной частью историко-культурного процесса. Её изучение, осмысление и анализ позволяют не только воссоздать реальную картину свободного времяпрепровождения в различные эпохи, приобщиться к духовно-нравственным, педагогическим и эстетическим традициям, но и исследовать особенности менталитета, поведения людей, специфику национального костюма и национальной кухни и др., что составляет часть отечественной истории в целом.

Файлы: 1 файл

СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ.doc

— 1.19 Мб (Скачать файл)

Досуговые занятия и развлечения дворянства.

Дворянство было главным сословием, которое обеспечивало работу государственного аппарата. Поэтому абсолютистская монархия была заинтересована в единстве и силе опорного сословия самодержавия. 
Реформы Петра I привели к оформлению единого сословия – «шляхетства», как называют его указы того времени, или, говоря современным языком, дворянства.

Петровские преобразования положили начало переориентации дворянства на европейскую модель поведения в сфере досуга (сначала на голландско-немецкую, а затем на французскую). Петр I пытался внести в привычный боярский обиход элементы европейской культуры, раскованность, раскрепощенность. Этой цели отвечали учрежденные, в соответствии с царским указом 1718 г., «ассамблеи». «Ассамблеи» должны были научить людей из привилегированных сословий общаться по западному образцу, привить русским женщинам вкус к общественной жизни. Неотъемлемыми элементами «ассамблей» были музыка, танцы.

Введя систему государственных праздников, Петр I обязал дворян принимать в них активное участие. Они должны были поддерживать соответствующую новым праздникам атрибутику: участвовать в торжественных шествиях, маскарадах, любоваться фейерверками и т.п. Особую известность приобрели катания на гребных и парусных судах по Неве, в которых должны были участвовать все дворяне, проживающие в Санкт- Петербурге. Эти катания были приурочены к своеобразному празднику- зрелищу - «Учения Невского Флота».

            Манифест 1762 года, освободивший дворян  от обязательной службы, способствовал  оттоку основной дворянской массы  из столиц в провинцию. Поместное  дворянство способствовало развитию  культуры в 
провинции. В поместьях, в провинции шло формирование творческих 
личностей, которые способны были привнести нечто новое в культуру столиц. 
После отмены обязательной службы основной задачей дворянства становится не служба, а служение в более широком смысле этого слова, включающем в себя в первую очередь общественное служение, что повлекло за собой необходимость реформировать систему дворянского образования. 
       Реформирование системы образования в середине XVIII века преследовало две цели: во-первых, образовать дворян, дать сумму знаний, необходимых для выполнения служебных обязанностей; во-вторых, воспитать в духе служения престолу и Отечеству достойных, честных и благородных людей. 
        Если сначала образование мыслилось как одна из служебных повинностей дворянского сословия, то к концу правления Петра необходимость образования для дворянина уже широко признавалась всеми слоями дворянства.

Выполнение служебных обязанностей, накладываемых обязательной 
службой, требовало от дворян определенной подготовки. К тому же для дворян мелкопоместных жалованье было одним из основных источников дохода. Таким образом, экономическая и социальная необходимость закрепляют в сознании дворянского сословия мысль о необходимости образования. 
       В середине XVIII века самосознание дворянства делает следующий шаг: дворяне не просто признают необходимость образования, забота об улучшении образовательно-воспитательной системы становится общественным делом самого сословия. Наиболее 
прогрессивная часть дворянского общества начинает обращать самое пристальное внимание на систему воспитания молодого дворянина. Работа  в сфере образования становится одним из способов общественного служения для представителей благородного сословия.

В середине XVIII века ситуация меняется: служба и светская жизнь начинают резко разделяться. Елизавета Петровна умела веселиться и сделать досуг праздником. Не затрагивая сферу службы, она стремилась совершенствовать досуг. Вместе с понятием досуга, "праздного времени" появляются одобренные обществом способы его заполне- 
ния, такие как литература, театр, музицирование. Участие в светской жизни и развитие норм этикета требуют развития светских навыков. Под воздействием потребностей общества меняется и система образования. Это время создало целую систему сословно-рыцарских академий, закрытых учебных заведений, в которых дворян готовили не только к служебной, но и к общественной жизни. Вне зависимости от сферы деятельности - статской, военной или морской - дворянин обязан обладать определенными качествами, помогающими общаться с себе подобными; эти качества и 
умения отличают дворянина от представителей других сословий. 
Закрытые корпуса, наиболее ярко отражающие образовательно-воспитательные идеалы эпохи, были ареной для экспериментов в области дворянского образования. Кадетские корпуса не просто образовывали молодежь и готовили к определенной деятельности, но также служили ярким примером общественной жизни дворянства. Это была та социальная среда, в которой развивалась личность дворянина.      К середине XVIII века изживает себя узкопрофессиональная система подготовки кадров. Учебные заведения, основанные Петром I, давали образование, примерно равное среднему специальному. В связи с ростом значимости дворянского сословия в 
российском обществе и повышением его общекультурного уровня в круг изучаемых предметов для сословных корпусов вводятся общеобразовательные дисциплины (история, география, риторика). Образование становится общим, готовящим ко всем 
видам службы, «пристойной» для дворянства. В то же время светское общество начинает требовать от дворянина некоторого знания истории, искусства, культуры, т.е. всего того, что может быть темой для легкой светской беседы.  Специальные дисциплины (фехтование, геральдика и пр.) должны были с детства прививать определенный образ мыслей: воспитывать сословную гордость. В кадетских корпусах закладывались первые представления о таких понятиях, как личная честь и достоинство. Принцип служения для дворян елизаветинского времени включает в себя не только служение государю и государству, но и деятельность, идущую на благо дворянскому социуму. И забота об образовании дворянства перестает восприниматься самим обществом как исключительное право и долг государства. Появляются первые проекты реформирования образовательной системы, исходящие из дворянской среды, составленные П. Шуваловым и С. Мордвиновым. 
         Первый был поставлен руководить Инженерным корпусом, но мечтал о введении высшего образования для кадетов, второй - капитан Мордвинов - в свободное от службы время писал учебники для учащихся Морского кадетского корпуса и предлагал улучшить систему преподавания. Образование и воспитание дворянства становится сферой приложения сил для наиболее образованной части сословия. Лучшим дворянским учебным заведением считался Сухопутный шляхетский кадетский корпус, основанный в 1731 году.

Там, содержалось 350 кадетов, выпуск которых 
был определен в армию и в статские чины. Еще в 1730-е годы кадеты обнаружили склонность к литературной и художественной деятельности. Вообще, привилегированное положение корпуса среди прочих учебных заведений, его близость ко двору, социальный состав учащихся создавали особую социокультурную атмосферу, способствовавшую началу самостоятельного культурного творчества.

Эта тенденция усилилась в середине века, приобретя 
качественно новые черты: кадетский корпус постепенно становится культурным авангардом дворянского сословия, перехватывая инициативу у высшей аристократии. Начиная с петровского времени все нововведения, будь то стили, мода или правила этикета, проникали в дворянское общество благодаря влиянию двора и высшего света. Культурное первенство принадлежало аристократическому слою дворянства, но 
это было первенство заимствования. В середине XVIII века рост национальных настроений и самосознания высшего сословия требовал самовыражения. И наиболее способной к нему оказалась молодежь из дворянских корпусов. Причин было несколько. Во-первых, сама духовная атмосфера общества, ощущение свободы от засилья иноземцев, рост национальной гордости и определенная свобода высказываний 
способствовали творческим исканиям дворянской молодежи. Во-вторых, молодежная среда была наиболее гибкой в восприятии нового и более способной к самостоятельному творчеству благодаря своей социальной активности. Творческий поиск и культурный эксперимент поощрялись правительством и приветствовались обществом. Разделение в общественном сознании службы и досуга требовало заполнить чем-то этот появившийся досуг. 
     Частое пребывание при дворе не могло не заразить кадетов театроманией, столь свойственной данной культуре. Императрица Елизавета тяготела к утонченной культуре «рокайля». По сравнению с барокко рококо принесло не только жеманность и прихотливость. Оно освободилось от риторической напыщенности и отчасти реабилитировало естественные чувства, хотя сделано это было с налетом грусти и театральности. Процветавшее при дворе Людовика XV, жизненным принципом которого было «после нас - хоть потоп», рококо отражало дух времени, ощущение конца определенной эпохи.

Подобные настроения не были свойственны русской придворной аристократии, сравнительно молодой и не успевшей еще устать от жизни. Перенесение западноевропейских обычаев выглядело игрой, поэтому эстетическая программа рококо оказалась близка мироощущению дворянства, особенно той его части, которая более всего соприкасалась с императорским двором. Придворный церемониал и светские условности предписывали определенное ролевое поведение всем 
участникам придворного действа, от императрицы до пажа. Театр входит в моду. Игра становится нормой поведения, а декорации и костюмы переносились в жизнь. Жизнь и театр наиболее прочно переплелись в маскарадах, которыми славился елизаветинский двор. Театрализация жизни, присущая елизаветинской эпохе, вызвала к жизни блистательные придворные маскарады. По свидетельству Екатерины II, «осенние и зимние удовольствия были распределены между операми, балами и маскарадами. Было определено, что каждую неделю будут два маскированных бала - 
один при дворе, другой по очереди у главных персон в городе». Маскарадные костюмы оговаривались даже в законодательных документах. Таким образом, маскарады признавались чисто дворянским развлечением. В 
Петербурге это было действительно так, а в Москве публичные маскарады устраивались в здании итальянского театра для всех желающих. 
        В елизаветинское время наблюдался мощный всплеск театрального искусства. Корни этого явления следует искать в общем пристрастии эпохи к театру. С середины 30-х годов в Санкт-Петербурге гастролируют итальянские, французские и немецкие труппы. За короткий промежуток времени эти труппы показали русскому зрителю весь лучший классический репертуар того времени. Именно в царствование Елизаветы 
происходит массовое появление домашних театров как в столицах, так и в провинции. 
     Театромания приняла такие размеры, что правительство издало указ, разрешающий всем желающим устраивать театры. Но если во 
времена Петра I публичные шутовские шествия были в ходу, то в середине века подобное осмеяние духовного сословия, выполняющего свою роль в обществе, и превращение жизни в балаган осуждаются и правительством, и общественным мнением.

Шутовство признается неприличным занятием для благородного сословия. В домашних и в публичных театрах ставились и переводные, и русские пьесы, и пьесы на иностранных языках. В 1756 году был открыт общедоступный русский театр, который возглавлял А. Сумароков, где играл Ф. Волков. На сцене этого театра преобладали пьесы русских авторов. 
         «Для дворянства и всей публики» в Москве был открыт Оперный дом Ж.-Б. Локателли. Была введена система абонирования лож для знатных 
фамилий, устраивались не только оперы, но и публичные маскарады. Деятельность (1759-1761 годы) Оперного дома внесло оживление в культурную и общественную жизнь города. Многие члены его труппы поступили в дворянские дома учителями танцев, музыки и пения. С этого времени начинается широкое распространение в дворянской среде домашнего музицирования, непременными атрибутами дворянского быта становятся клавесины и гитары.

Внимание дворянства к игровой стороне жизни можно подразделить на два вида. Во-первых, это любовь к театру как таковому, во-вторых, соединение театра и жизни. Чуждые русской действительности нравы и обычаи легче всего входили в жизнь через игру. С изменением мировосприятия, с ощущением большей причастности к европейской культуре элемент игры модифицируется, трансформируясь постепенно 
из механизма социокультурной адаптации в салонное развлечение, в один из способов проведения досуга. Европейская культура превращается в составную часть картины мира русского дворянина. Елизаветинское время дает  пример того, как новые культурные тенденции, входя в общество в виде игры, становятся впоследствии неотъемлемой чертой жизни.

Первенство в организации собственного театра принадлежит кадетам шляхетского корпуса. Вначале кадеты выступали в балетных дивертисментах, устраивали небольшие драматические спектакли и подносили императрице оды своего сочинения. Театр и музыка поощрялись начальством и служили педагогическим целям, отвлекая кадетов от праздного времяпрепровождения. В театральных постановках участвовали сами кадеты. Их спектакли удостаивались внимания императрицы Елизаветы, которая иногда «дозволяла» их в своем придворном театре и в знак особого расположения сама помогала актерам одеться и загримироваться. Первые опыты литературных сочинений и переводов читались кадетами в кругу своих товарищей, в образованном ими самими «Обществе любителей русской словесности» Эти занятия в течение нескольких лет были одним из любимейших способов проведения досуга. Как это часто бывает, из игры в театр и литературу возникли настоящие театр и литература. Специально для кадетского театра Сумароков пишет свою первую трагедию "Хорев", которая не только прославила автора, но и послужила прародительницей русской драмы. В 1749 году, когда была 
написана пьеса, ее автор еще не решил полностью посвятить себя литературе, он являлся одним из преподавателей корпуса. Но успех его произведения послужил достаточным основанием для продолжения творческой деятельности. Культурная роль шляхетского корпуса не ограничивалась развитием русского театрального искусства.

Не менее важна роль корпуса в том, что благодаря ему в дворянском обществе закрепился интерес к литературе. Литературные произведения одинаково быстро расходились и в печатном виде, и в списках, потому что число людей, интересовавшихся литературными новинками, было ничтожно мало. 
      Традиция распространения литературы в рукописных списках долго сохранялась в русской культуре. Но если в середине XVIII века переписывали практически все новинки, чтобы не ждать, пока их опубликуют, то уже к концу века в рукописях распространяются преимущественно запрещенные к печати произведения. Круг потребителей культуры значительно расширяется за счет воспитанников кадетских корпусов, активная творческая атмосфера в которых способствовала закреплению культурных интересов.  В дворянском обществе середины века возникает «спрос на культуру». А печатных 
новинок выходило немного - четыре-пять наименований в год. Возникшую пустоту между общественным спросом и тем, что могли предложить существующие культурные институты, заполнили частные журналы. Они выполняли двоякую функцию. Во-первых, знакомили публику с новинками отечественной и зарубежной литературы. Во-вторых, выполняли роль трибуны, где дворяне могли высказать собственное мнение по насущным вопросам и обсудить это в своем кругу. Иными словами, журнал был своеобразным средством общения. И в издании подобных журналов первенство принадлежало Сухопутному шляхетскому кадетскому корпусу. 
В 1757 году при корпусе была учреждена типография, где печаталась учебная, художественная литература, как русская, так и переводная. В 1761 году начинает выходить журнал «Праздное время в пользу употребленное», в котором публикуют свои первые произведении воспитанники корпуса.

Название «Праздное время» говорит о том, что досуг стал фактом, признанным дворянским обществом, и одним из важных самоценных явлений 
социальной жизни, как и служба. И это свободное время необходимо проводить с пользой для себя и для общества. Журналы привили дворянскому обществу вкус к чтению, способствовала усвоению не только развлекательных, но и более сложных, глубоких литературных произведений.

 К середине XVIII века литература  стала формой самовыражения и  ареной действия дворянского общества. Дворянство стремилось к общественной деятельности, одной службы для самовыражения было уже мало. Несомненная заслуга воспитанников кадетского корпуса в том, что они утвердили занятие культурой (прежде всего литературой) как одно из направлений общественной деятельности дворянина. С этого времени культура приобретает в глазах дворянского общества столь же важное значение, как политика или служба. В то же время дворянство чаще выступало в роли социального заказчика, чем создателя. Усадебные дворцы строились крепостными мастерами, произведения искусства создавались приглашенными художниками. Но все их творчество шло в 
русле эстетических представлений благородного сословия, для которого они работали. 
       Развитие художественного вкуса, приобретение определенных эстетических представлений требовали мастеров-ремесленников, которые были бы способны создавать вещи, отвечающие этим возросшим потребностям. Поэтому в середине XVIII века в сословных корпусах начинают открывать специальные классы для ремесленников. То есть сословное учебное заведение не только прививало кадетам определенные представления о жизни, но и готовило людей, способных обслуживать «утонченные» вкусы дворянства.

Информация о работе Лекции по "Социально-культурная деятельность"