Лекции по "Социально-культурная деятельность"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Февраля 2015 в 19:42, курс лекций

Описание работы

Лекция №1. Роль и место социально-культурной деятельности в историко-культурном процессе
История социально-культурной деятельности является органичной частью историко-культурного процесса. Её изучение, осмысление и анализ позволяют не только воссоздать реальную картину свободного времяпрепровождения в различные эпохи, приобщиться к духовно-нравственным, педагогическим и эстетическим традициям, но и исследовать особенности менталитета, поведения людей, специфику национального костюма и национальной кухни и др., что составляет часть отечественной истории в целом.

Файлы: 1 файл

СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ.doc

— 1.19 Мб (Скачать файл)

XVIII век называют "играющим веком". Игровая стихия захватила многие  стороны общественной жизни и  быта, сама культура носила  часто игровой характер. Характерной чертой России XVIII века был и наплыв в страну иностранцев, в том числе бродячих актёров, познакомивших население (прежде всего городское) с европейским ярмарочным искусством.

Формирующийся площадной фольклор вбирал в себя и традиционные народные зрелища: выступления кукольников, вожаков медведей, музыкантов и балагуров. Их года в год городская площадь впитывала, отбирала, перерабатывала весь разнообразный материал, выплёскивающийся сюда в различные дни, приспосабливала его к требованиям основного своего посетителя, и в тоже время формируя его вкусы и запросы. Всё это привело к тому, что на ярмарках и гуляньях возводились целые увеселительные городки, включавшие как старые, так и новые, не известные деревенской России развлечения и зрелища.

Балаганы, качели, карусели, горы составляли, без сомнения, основу гуляний. Однако они были далеко не единственными объектами внимания гуляющей публики. Неповторимый колорит и своеобразие площади придавала также разнообразная реклама: устная, живописная, театрализованная. К первому виду следует отнести громкие зазывы торговцев и ремесленников, ко второму - всевозможные вывески и афиши. Под театрализованной рекламой понимаются выступления балаганных, качельных, карусельных "дедов", а также разыгрывавшиеся на балконах балаганов, специальных подмостках качелей, каруселей и цирков пантомимы, комические диалоги и целые сценки. Устная и зримая реклама на была исключительно ярмарочным или праздничным явлением. Широко распространённая в обычной, повседневной жизни горожан, она на площади во время веселья представала в концентрированном, более ярком обличии, иногда в особом, праздничном варианте. Театрализованная реклама существовала только на ярмарке, на гулянье, начинаясь и кончаясь с первым и последним взлётом качелей, поворотом карусельного круга, с открытием и завершением представлений в балаганах.

Гулянье представляло собой красочный хаос не только со стороны содержания, исполнения, но и со стороны звукового и внешнего оформления. Разномастные, яркие наряды гуляющих и необычные броские костюмы "артистов" вместе с кричащими вывесками балаганов, качелей, лавок, трактиров и переливавшимися всеми цветами радуги изделиями кустарных промыслов (ложки, игрушки, дуги, прялки) представляли для глаза тоже, что для уха - "гигантский, чудовищный, безобразный хаос" звуков, создающийся тем, что одновременно пищит шарманка, ревёт труба, стучат бубны, поёт флейта, гудит барабан, говор, возгласы, песни.

Народная песня, звучавшая во второй половине XVIII и в XIX веке на улицах и площадях больших городов, на постоялых дворах и в трактирах, в среде мелких городских ремесленников, среди дворовой челяди в барских усадьбах, а также в быту солдат и матросов, - это преимущественно городская песня с присущими ей своеобразными выразительными особенностями поэтического и музыкального языка.

Важная стилевая особенность мелодического склада городских песен заключалась в их аккордово-гармонической основе и простом чётком ритме. Городскую песню всегда нетрудно узнать по особенностям её стихосложения, близкого к литературному. Равнослоговые строчки имеют отчётливое двухдольное и трёхдольное ударение, образующее стихотворные стопы.

Начиная с XVIII века русская песня развивается в тесном соприкосновении с музыкой городского быта, с профессиональным творчеством. В последние четверти века в России формируется национальная музыкальная школа. Среди первых отечественных композиторов ярко выделяются И. Хандошкин, В. Пашкевич, М. Матинский, Е.Фомин, Д.Кашин.

Русская песня исполняется в городском быту этого времени в новой манере; не с подголосками, как это было ранее, а в хоровом гармоническом изложении, а также с аккордовым сопровождением.

В XIX веке возникает новый по содержанию и форме жанр устного народного творчества. Новизна содержания частушек - отражение в них всего того нового в быту, хозяйстве и в сознании людей, что принесли в жизнь нашей страны богатые событиями конец XIX и XX веков.

Частушки - главный жанр крестьянской лирической поэзии в последнее столетие. Мир и взаимоотношения людей в них изображаются с точки зрения деревенского человека. Они исходят от крестьянина (преимущественно в образе девушки или парня), к нему же обращены.

       XVIII столетие по  праву считается временем просвещения. Изменения в экономической, политической и культурной жизни России требовали всё большего числа грамотных, знающих людей. Развивалось книгопечатание, расширялся круг читателей, зарождалась и новая литература, отвечающая интересам демократических слоёв городского населения. И оригинальная русская бытовая повесть, и жарты, и сатирические произведения широко использовали отечественный фольклор, западный авантюрно-рыцарский роман, авторы их предпочитали разговорный язык с привлечением форм и выражений из области приказного делопроизводства.

В XVIII веке имеют место попытки создания системы народного просвещения; рождаются планы обновления России, проекты воспитания юношества, создания «новой породы людей». Идеи философов-гуманистов эпохи Возрождения, европейских просветителей находят свое развитие и применение.

Школы находились под эгидой государства и церкви, которые выступали в качестве заказчика, заинтересованного в воспитании не «гармоничных» людей, а грамотных и богобоязненных прихожан.

Энергичная деятельность Петра I в области просвещения была выдержана полностью в духе раннего римского идеала. Главная задача учебных заведений - от школы математических и навигационных наук, открытой в 1701 году, до «цифирных школ» и Академии наук с гимназией и университетом, учрежденной в 1725 году, - состояла в подготовке грамотных «слуг царя и отечества».

В XVIII веке единственная попытка реализовать искомый идеал была воплощена в намерении Екатерины II воспитать «новую породу людей» из числа своих подданных. Памятником благих порывов императрицы остался Институт благородных девиц (Смольный институт), организованный ИКБецким (1704-1795), который попытался воплотить в своей деятельности некоторые идеи Руссо.

Для развития российской науки и просвещения неоценимо значение деятельности М.В.Ломоносова, который способствовал созданию Московского университета в 1755 году. Академический университет пополнялся в основном за счет лиц разных сословий. Место дворянства в нем было минимальным.         

Были созданы светские профессиональные школы: в 1761 г. в Москве открыта школа математических и навигационных наук, затем Артиллерийская (Пушкарская), Инженерная, Медицинская. На Урале возникли горнозаводские училища. При школах были созданы подготовительные отделения, в которых обучали грамоте и арифметике. В этих учебных заведениях преимущественно обучались дети дворян.

В первой четверти XVIII в. в России появляются начальные школы – гарнизонные школы для детей рекрутов, епархиальные – для детей духовенства. Это было началом процесса просвещения не только дворян. При Петре I обучение в школе стало обязательным для дворян и духовенства, иначе дворянин не мог жениться, а священник не получил прихода

Значительно выросло книгопечатание: учебники, словари, справочники. Чтение стало более доступным. С 1731 по 1736 гг. уже после кончины Петра I в первом высшем учебном заведении России Славяно-Греко-Латинской академии обучался М.В. Ломоносов, преуспевший в развитии как технических, так и гуманитарных наук. Ломоносов создал значительное количество поэтических произведений.

В петровский период усилилось светское направление в культуре, возникло уважение к знаниям.  Во второй половине XVIII века развивается просвещение. Школа оставалась сословной. В первую очередь обучали детей дворян. В 1755 г. был открыт Московский университет и две гимназии для дворян и разночинцев. Создание Московского университета тесно связано с именем М.В.Ломоносова и первого куратора И.И.Шувалова, это событие произошло в период правления дочери Петра I, императрицы Елизаветы Петровны. Московский университет был учреждением бессословным, первые полвека обучение было бесплатным. Преподавание велось преимущественно на русском языке. Создавались университеты в других городах России, но Московский университет уже в XVIII в. становится центром отечественного просвещения.

Во второй половине XVIII в. начинает формироваться система общеобразовательной школы. В 1786 г. во времена правления Екатерины II (1729-1796) был утвержден Устав народных училищ. В стране открывались двухгодичные и четырехгодичные школы. Разрабатывались единые учебные планы, введена классно-урочная система и т.п. но этот процесс имел место только в городах. Крепостные крестьяне, т.е. большинство населения России, оставались сплошь неграмотными. Народные училища создавались в городах. В 1783 г. был издан по инициативе Екатерины II учебник «О должностях человека и гражданина».

Русская художественная культура достигла определенных успехов, как ориентируясь на высокие европейские достижения, так и развивая национальное искусство. Ряд литературных произведений принадлежал перу М.В.Ломоносова. он также является автором «Письма о правилах российского стихотворства» и «Риторики». Автором первых русских драматургических произведений был А.П.Сумароков. огромную популярность имела пьеса Д.И.Фонвизина «Недоросль», критиковавшие невежество и самодурство помещиков. Славу поэта-мыслителя снискал Г.Р. Державин. В развитии мира и России он уповал на просвещенного монарха. Уважение к чувствам «простолюдинов» проповедовал Н.М. Карамзин (1766-1826) в повести «Бедная Лиза». Впоследствии по поручению царя Александра I он создал основополагающий труд «История государства Российского» в 12-ти томах.

Екатерина II продолжила курс на развитие социальной помощи населению. Во второй половине ХУШ века культурно-просветительная деятельность сформировавшейся к тому времени русской интеллигенции коснулась и других слоев населения и сторон жизни: появляются первые клубные общности, организации клубного типа и клубы, формируются основные направления их деятельности.

Развернулась деятельность Вольного экономического общества (с 1765 года) по распространению сельскохозяйственных, медицинских и других знаний. XVIII век явился важным этапом в развитии всех сфер русской национальной культуры как светской, так и религиозной. Жизнь требовала развития образования и науки.

Досуговые занятия и развлечения дворянства. Петровские реформы внесли изменения в формы досуговой деятельности высшего российского сословия – дворянства, переориентировав его на европейскую модель поведения (голландско-немецкую и французскую). Этой цели отвечали утвержденные указом царя «ассамблеи», учившие дворян общаться по западному образцу, прививавшие русским женщинам вкус к общественной жизни. Неотъемлемыми элементами «ассамблей» были музыка и танцы. Дворяне должны были участвовать в торжественных шествиях, маскарадах, любоваться фейерверками. К «Учениям Невского флота» приурочивались катания дворян на гребных и парусных судах.   

 Высшая аристократия, как и  мелкое и среднее дворянство, отмечало праздники, связанные с  церковными датами, участвовало  в публичных увеселениях, гуляниях, игрищах, но при этом стремилось отгородиться от «простолюдинов». Поэтому праздники организовывались для приглашенных дворян в имениях.  

 Дворянская среда стала порождать  уже без указов царя свои  формы развлечений. «Ассамблеи»  в эпоху Екатерины 2 стали уступать  место балам по случаю больших торжеств или семейных событий, маскарадам, званым ужинам. С конца 18 века стали возникать клубные формы досуга (Английские клубы, Благородное собрание, Императорский яхт-клуб).

Дворянство было главным сословием, которое обеспечивало работу государственного аппарата. Поэтому абсолютистская монархия была заинтересована в единстве и силе опорного сословия самодержавия. 
Реформы Петра I привели к оформлению единого сословия – «шляхетства», как называют его указы того времени, или, говоря современным языком, дворянства.  Петровские  преобразования положили начало переориентации дворянства на европейскую модель поведения в сфере досуга (сначала на голландско-немецкую, а затем на французскую). Петр I пытался внести в привычный боярский обиход элементы европейской культуры, раскованность, раскрепощенность. «Ассамблеи» должны были научить людей из привилегированных сословий общаться по западному образцу, привить русским женщинам вкус к общественной жизни. Неотъемлемыми элементами «ассамблей» были музыка, танцы.

Введя систему государственных праздников, Петр I обязал дворян принимать в них активное участие. Они должны были поддерживать соответствующую новым праздникам атрибутику: участвовать в торжественных шествиях, маскарадах, любоваться фейерверками и т.п. Особую известность приобрели катания на гребных и парусных судах по Неве, в которых должны были участвовать все дворяне, проживающие в Санкт- Петербурге. Эти катания были приурочены к своеобразному празднику- зрелищу - «Учения Невского Флота».

        Если сначала образование мыслилось как одна из служебных повинностей дворянского сословия, то к концу правления Петра необходимость образования для дворянина уже широко признавалась всеми слоями дворянства.

Выполнение служебных обязанностей, накладываемых обязательной 
службой, требовало от дворян определенной подготовки. К тому же для дворян мелкопоместных жалованье было одним из основных источников дохода. Таким образом, экономическая и социальная необходимость закрепляют в сознании дворянского сословия мысль о необходимости образования. 
       В середине XVIII века самосознание дворянства делает следующий шаг: дворяне не просто признают необходимость образования, забота об улучшении образовательно-воспитательной системы становится общественным делом самого сословия. Наиболее прогрессивная часть дворянского общества начинает обращать самое пристальное внимание на систему воспитания молодого дворянина. Работа  в сфере образования становится одним из способов общественного служения для представителей благородного сословия.

В середине XVIII века ситуация меняется: служба и светская жизнь начинают резко разделяться. Елизавета Петровна умела веселиться и сделать досуг праздником. Не затрагивая сферу службы, она стремилась совершенствовать досуг. Вместе с понятием досуга, "праздного времени" появляются одобренные обществом способы его заполне- 
ния, такие как литература, театр, музицирование. Участие в светской жизни и развитие норм этикета требуют развития светских навыков. Под воздействием потребностей общества меняется и система образования. Это время создало целую систему сословно-рыцарских академий, закрытых учебных заведений, в которых дворян готовили не только к служебной, но и к общественной жизни. Закрытые корпуса, наиболее ярко отражающие образовательно-воспитательные идеалы эпохи, были ареной для экспериментов в области дворянского образования. Кадетские корпуса не просто образовывали молодежь и готовили к определенной деятельности, но также служили ярким примером общественной жизни дворянства. Это была та социальная среда, в которой развивалась личность дворянина.      К середине XVIII века изживает себя узкопрофессиональная система подготовки кадров. Учебные заведения, основанные Петром I, давали образование, примерно равное среднему специальному. В связи с ростом значимости дворянского сословия в 
российском обществе и повышением его общекультурного уровня в круг изучаемых предметов для сословных корпусов вводятся общеобразовательные дисциплины (история, география, риторика). Образование становится общим, готовящим ко всем видам службы, «пристойной» для дворянства. В то же время светское общество начинает требовать от дворянина некоторого знания истории, искусства, культуры, т.е. всего того, что может быть темой для легкой светской беседы.  Специальные дисциплины (фехтование, геральдика и пр.) должны были с детства прививать определенный образ мыслей: воспитывать сословную гордость. В кадетских корпусах закладывались первые представления о таких понятиях, как личная честь и достоинство. Принцип служения для дворян елизаветинского времени включает в себя не только служение государю и государству, но и деятельность, идущую на благо дворянскому социуму. И забота об образовании дворянства перестает восприниматься самим обществом как исключительное право и долг государства.

Информация о работе Лекции по "Социально-культурная деятельность"