Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Февраля 2015 в 19:42, курс лекций
Лекция №1. Роль и место социально-культурной деятельности в историко-культурном процессе
История социально-культурной деятельности является органичной частью историко-культурного процесса. Её изучение, осмысление и анализ позволяют не только воссоздать реальную картину свободного времяпрепровождения в различные эпохи, приобщиться к духовно-нравственным, педагогическим и эстетическим традициям, но и исследовать особенности менталитета, поведения людей, специфику национального костюма и национальной кухни и др., что составляет часть отечественной истории в целом.
XVIII век называют "играющим веком".
Игровая стихия захватила
Формирующийся площадной фольклор вбирал в себя и традиционные народные зрелища: выступления кукольников, вожаков медведей, музыкантов и балагуров. Их года в год городская площадь впитывала, отбирала, перерабатывала весь разнообразный материал, выплёскивающийся сюда в различные дни, приспосабливала его к требованиям основного своего посетителя, и в тоже время формируя его вкусы и запросы. Всё это привело к тому, что на ярмарках и гуляньях возводились целые увеселительные городки, включавшие как старые, так и новые, не известные деревенской России развлечения и зрелища.
Балаганы, качели, карусели, горы составляли, без сомнения, основу гуляний. Однако они были далеко не единственными объектами внимания гуляющей публики. Неповторимый колорит и своеобразие площади придавала также разнообразная реклама: устная, живописная, театрализованная. К первому виду следует отнести громкие зазывы торговцев и ремесленников, ко второму - всевозможные вывески и афиши. Под театрализованной рекламой понимаются выступления балаганных, качельных, карусельных "дедов", а также разыгрывавшиеся на балконах балаганов, специальных подмостках качелей, каруселей и цирков пантомимы, комические диалоги и целые сценки. Устная и зримая реклама на была исключительно ярмарочным или праздничным явлением. Широко распространённая в обычной, повседневной жизни горожан, она на площади во время веселья представала в концентрированном, более ярком обличии, иногда в особом, праздничном варианте. Театрализованная реклама существовала только на ярмарке, на гулянье, начинаясь и кончаясь с первым и последним взлётом качелей, поворотом карусельного круга, с открытием и завершением представлений в балаганах.
Гулянье представляло собой красочный хаос не только со стороны содержания, исполнения, но и со стороны звукового и внешнего оформления. Разномастные, яркие наряды гуляющих и необычные броские костюмы "артистов" вместе с кричащими вывесками балаганов, качелей, лавок, трактиров и переливавшимися всеми цветами радуги изделиями кустарных промыслов (ложки, игрушки, дуги, прялки) представляли для глаза тоже, что для уха - "гигантский, чудовищный, безобразный хаос" звуков, создающийся тем, что одновременно пищит шарманка, ревёт труба, стучат бубны, поёт флейта, гудит барабан, говор, возгласы, песни.
Народная песня, звучавшая во второй половине XVIII и в XIX веке на улицах и площадях больших городов, на постоялых дворах и в трактирах, в среде мелких городских ремесленников, среди дворовой челяди в барских усадьбах, а также в быту солдат и матросов, - это преимущественно городская песня с присущими ей своеобразными выразительными особенностями поэтического и музыкального языка.
Важная стилевая особенность мелодического склада городских песен заключалась в их аккордово-гармонической основе и простом чётком ритме. Городскую песню всегда нетрудно узнать по особенностям её стихосложения, близкого к литературному. Равнослоговые строчки имеют отчётливое двухдольное и трёхдольное ударение, образующее стихотворные стопы.
Начиная с XVIII века русская песня развивается в тесном соприкосновении с музыкой городского быта, с профессиональным творчеством. В последние четверти века в России формируется национальная музыкальная школа. Среди первых отечественных композиторов ярко выделяются И. Хандошкин, В. Пашкевич, М. Матинский, Е.Фомин, Д.Кашин.
Русская песня исполняется в городском быту этого времени в новой манере; не с подголосками, как это было ранее, а в хоровом гармоническом изложении, а также с аккордовым сопровождением.
В XIX веке возникает новый по содержанию и форме жанр устного народного творчества. Новизна содержания частушек - отражение в них всего того нового в быту, хозяйстве и в сознании людей, что принесли в жизнь нашей страны богатые событиями конец XIX и XX веков.
Частушки - главный жанр крестьянской лирической поэзии в последнее столетие. Мир и взаимоотношения людей в них изображаются с точки зрения деревенского человека. Они исходят от крестьянина (преимущественно в образе девушки или парня), к нему же обращены.
XVIII столетие по
праву считается временем
В XVIII веке имеют место попытки создания системы народного просвещения; рождаются планы обновления России, проекты воспитания юношества, создания «новой породы людей». Идеи философов-гуманистов эпохи Возрождения, европейских просветителей находят свое развитие и применение.
Школы находились под эгидой государства и церкви, которые выступали в качестве заказчика, заинтересованного в воспитании не «гармоничных» людей, а грамотных и богобоязненных прихожан.
Энергичная деятельность Петра I в области просвещения была выдержана полностью в духе раннего римского идеала. Главная задача учебных заведений - от школы математических и навигационных наук, открытой в 1701 году, до «цифирных школ» и Академии наук с гимназией и университетом, учрежденной в 1725 году, - состояла в подготовке грамотных «слуг царя и отечества».
В XVIII веке единственная попытка реализовать искомый идеал была воплощена в намерении Екатерины II воспитать «новую породу людей» из числа своих подданных. Памятником благих порывов императрицы остался Институт благородных девиц (Смольный институт), организованный ИКБецким (1704-1795), который попытался воплотить в своей деятельности некоторые идеи Руссо.
Для развития российской науки и просвещения неоценимо значение деятельности М.В.Ломоносова, который способствовал созданию Московского университета в 1755 году. Академический университет пополнялся в основном за счет лиц разных сословий. Место дворянства в нем было минимальным.
Были созданы светские профессиональные школы: в 1761 г. в Москве открыта школа математических и навигационных наук, затем Артиллерийская (Пушкарская), Инженерная, Медицинская. На Урале возникли горнозаводские училища. При школах были созданы подготовительные отделения, в которых обучали грамоте и арифметике. В этих учебных заведениях преимущественно обучались дети дворян.
В первой четверти XVIII в. в России появляются начальные школы – гарнизонные школы для детей рекрутов, епархиальные – для детей духовенства. Это было началом процесса просвещения не только дворян. При Петре I обучение в школе стало обязательным для дворян и духовенства, иначе дворянин не мог жениться, а священник не получил прихода
Значительно выросло книгопечатание: учебники, словари, справочники. Чтение стало более доступным. С 1731 по 1736 гг. уже после кончины Петра I в первом высшем учебном заведении России Славяно-Греко-Латинской академии обучался М.В. Ломоносов, преуспевший в развитии как технических, так и гуманитарных наук. Ломоносов создал значительное количество поэтических произведений.
В петровский период усилилось светское направление в культуре, возникло уважение к знаниям. Во второй половине XVIII века развивается просвещение. Школа оставалась сословной. В первую очередь обучали детей дворян. В 1755 г. был открыт Московский университет и две гимназии для дворян и разночинцев. Создание Московского университета тесно связано с именем М.В.Ломоносова и первого куратора И.И.Шувалова, это событие произошло в период правления дочери Петра I, императрицы Елизаветы Петровны. Московский университет был учреждением бессословным, первые полвека обучение было бесплатным. Преподавание велось преимущественно на русском языке. Создавались университеты в других городах России, но Московский университет уже в XVIII в. становится центром отечественного просвещения.
Во второй половине XVIII в. начинает формироваться система общеобразовательной школы. В 1786 г. во времена правления Екатерины II (1729-1796) был утвержден Устав народных училищ. В стране открывались двухгодичные и четырехгодичные школы. Разрабатывались единые учебные планы, введена классно-урочная система и т.п. но этот процесс имел место только в городах. Крепостные крестьяне, т.е. большинство населения России, оставались сплошь неграмотными. Народные училища создавались в городах. В 1783 г. был издан по инициативе Екатерины II учебник «О должностях человека и гражданина».
Русская художественная культура достигла определенных успехов, как ориентируясь на высокие европейские достижения, так и развивая национальное искусство. Ряд литературных произведений принадлежал перу М.В.Ломоносова. он также является автором «Письма о правилах российского стихотворства» и «Риторики». Автором первых русских драматургических произведений был А.П.Сумароков. огромную популярность имела пьеса Д.И.Фонвизина «Недоросль», критиковавшие невежество и самодурство помещиков. Славу поэта-мыслителя снискал Г.Р. Державин. В развитии мира и России он уповал на просвещенного монарха. Уважение к чувствам «простолюдинов» проповедовал Н.М. Карамзин (1766-1826) в повести «Бедная Лиза». Впоследствии по поручению царя Александра I он создал основополагающий труд «История государства Российского» в 12-ти томах.
Екатерина II продолжила курс на развитие социальной помощи населению. Во второй половине ХУШ века культурно-просветительная деятельность сформировавшейся к тому времени русской интеллигенции коснулась и других слоев населения и сторон жизни: появляются первые клубные общности, организации клубного типа и клубы, формируются основные направления их деятельности.
Развернулась деятельность Вольного экономического общества (с 1765 года) по распространению сельскохозяйственных, медицинских и других знаний. XVIII век явился важным этапом в развитии всех сфер русской национальной культуры как светской, так и религиозной. Жизнь требовала развития образования и науки.
Досуговые занятия и развлечения дворянства. Петровские реформы внесли изменения в формы досуговой деятельности высшего российского сословия – дворянства, переориентировав его на европейскую модель поведения (голландско-немецкую и французскую). Этой цели отвечали утвержденные указом царя «ассамблеи», учившие дворян общаться по западному образцу, прививавшие русским женщинам вкус к общественной жизни. Неотъемлемыми элементами «ассамблей» были музыка и танцы. Дворяне должны были участвовать в торжественных шествиях, маскарадах, любоваться фейерверками. К «Учениям Невского флота» приурочивались катания дворян на гребных и парусных судах.
Высшая аристократия, как и мелкое и среднее дворянство, отмечало праздники, связанные с церковными датами, участвовало в публичных увеселениях, гуляниях, игрищах, но при этом стремилось отгородиться от «простолюдинов». Поэтому праздники организовывались для приглашенных дворян в имениях.
Дворянская среда стала
Дворянство было главным сословием, которое
обеспечивало работу государственного
аппарата. Поэтому абсолютистская монархия
была заинтересована в единстве и силе
опорного сословия самодержавия.
Реформы Петра I привели к оформлению единого
сословия – «шляхетства», как называют
его указы того времени, или, говоря современным
языком, дворянства. Петровские
преобразования положили начало переориентации
дворянства на европейскую модель поведения
в сфере досуга (сначала на голландско-немецкую,
а затем на французскую). Петр I пытался
внести в привычный боярский обиход элементы
европейской культуры, раскованность,
раскрепощенность. «Ассамблеи» должны
были научить людей из привилегированных
сословий общаться по западному образцу,
привить русским женщинам вкус к общественной
жизни. Неотъемлемыми элементами «ассамблей»
были музыка, танцы.
Введя систему государственных праздников, Петр I обязал дворян принимать в них активное участие. Они должны были поддерживать соответствующую новым праздникам атрибутику: участвовать в торжественных шествиях, маскарадах, любоваться фейерверками и т.п. Особую известность приобрели катания на гребных и парусных судах по Неве, в которых должны были участвовать все дворяне, проживающие в Санкт- Петербурге. Эти катания были приурочены к своеобразному празднику- зрелищу - «Учения Невского Флота».
Если сначала образование мыслилось как одна из служебных повинностей дворянского сословия, то к концу правления Петра необходимость образования для дворянина уже широко признавалась всеми слоями дворянства.
Выполнение служебных обязанностей,
накладываемых обязательной
службой, требовало от дворян определенной
подготовки. К тому же для дворян мелкопоместных
жалованье было одним из основных источников
дохода. Таким образом, экономическая
и социальная необходимость закрепляют
в сознании дворянского сословия мысль
о необходимости образования.
В середине XVIII века
самосознание дворянства делает следующий
шаг: дворяне не просто признают необходимость
образования, забота об улучшении образовательно-воспитательной
системы становится общественным делом
самого сословия. Наиболее прогрессивная
часть дворянского общества начинает
обращать самое пристальное внимание
на систему воспитания молодого дворянина.
Работа в сфере образования становится
одним из способов общественного служения
для представителей благородного сословия.
В середине XVIII века ситуация меняется:
служба и светская жизнь начинают резко
разделяться. Елизавета Петровна умела
веселиться и сделать досуг праздником.
Не затрагивая сферу службы, она стремилась
совершенствовать досуг. Вместе с понятием
досуга, "праздного времени" появляются
одобренные обществом способы его заполне-
ния, такие как литература, театр, музицирование.
Участие в светской жизни и развитие норм
этикета требуют развития светских навыков.
Под воздействием потребностей общества
меняется и система образования. Это время
создало целую систему сословно-рыцарских
академий, закрытых учебных заведений,
в которых дворян готовили не только к
служебной, но и к общественной жизни.
Закрытые корпуса, наиболее ярко отражающие
образовательно-воспитательные идеалы
эпохи, были ареной для экспериментов
в области дворянского образования. Кадетские
корпуса не просто образовывали молодежь
и готовили к определенной деятельности,
но также служили ярким примером общественной
жизни дворянства. Это была та социальная
среда, в которой развивалась личность
дворянина. К середине
XVIII века изживает себя узкопрофессиональная
система подготовки кадров. Учебные заведения,
основанные Петром I, давали образование,
примерно равное среднему специальному.
В связи с ростом значимости дворянского
сословия в
российском обществе и повышением его
общекультурного уровня в круг изучаемых
предметов для сословных корпусов вводятся
общеобразовательные дисциплины (история,
география, риторика). Образование становится
общим, готовящим ко всем видам службы,
«пристойной» для дворянства. В то же время
светское общество начинает требовать
от дворянина некоторого знания истории,
искусства, культуры, т.е. всего того, что
может быть темой для легкой светской
беседы. Специальные дисциплины (фехтование,
геральдика и пр.) должны были с детства
прививать определенный образ мыслей:
воспитывать сословную гордость. В кадетских
корпусах закладывались первые представления
о таких понятиях, как личная честь и достоинство.
Принцип служения для дворян елизаветинского
времени включает в себя не только служение
государю и государству, но и деятельность,
идущую на благо дворянскому социуму.
И забота об образовании дворянства перестает
восприниматься самим обществом как исключительное
право и долг государства.
Информация о работе Лекции по "Социально-культурная деятельность"