Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Февраля 2015 в 19:42, курс лекций
Лекция №1. Роль и место социально-культурной деятельности в историко-культурном процессе
История социально-культурной деятельности является органичной частью историко-культурного процесса. Её изучение, осмысление и анализ позволяют не только воссоздать реальную картину свободного времяпрепровождения в различные эпохи, приобщиться к духовно-нравственным, педагогическим и эстетическим традициям, но и исследовать особенности менталитета, поведения людей, специфику национального костюма и национальной кухни и др., что составляет часть отечественной истории в целом.
Начиная с петровского времени все нововведения,
будь то стили, мода или правила этикета,
проникали в дворянское общество благодаря
влиянию двора и высшего света. Культурное
первенство принадлежало аристократическому
слою дворянства, но то было первенство
заимствования. В середине XVIII века рост
национальных настроений и самосознания
высшего сословия требовал самовыражения.
И наиболее способной к нему оказалась
молодежь из дворянских корпусов. Причин
было несколько. Во-первых, сама духовная
атмосфера общества, ощущение свободы
от засилья иноземцев, рост национальной
гордости и определенная свобода высказываний
способствовали творческим исканиям дворянской
молодежи. Во-вторых, молодежная среда
была наиболее гибкой в восприятии нового
и более способной к самостоятельному
творчеству благодаря своей социальной
активности. Творческий поиск и культурный
эксперимент поощрялись правительством
и приветствовались обществом. Разделение
в общественном сознании службы и досуга
требовало заполнить чем-то этот появившийся
досуг.
Частое пребывание при дворе
не могло не заразить кадетов театроманией,
столь свойственной данной культуре. Императрица
Елизавета тяготела к утонченной культуре
«рокайля». По сравнению с барокко рококо
принесло не только жеманность и прихотливость.
Оно освободилось от риторической напыщенности
и отчасти реабилитировало естественные
чувства, хотя сделано это было с налетом
грусти и театральности. Процветавшее
при дворе Людовика XV, жизненным принципом
которого было «после нас - хоть потоп»,
рококо отражало дух времени, ощущение
конца определенной эпохи.
Подобные настроения не были свойственны
русской придворной аристократии, сравнительно
молодой и не успевшей еще устать от жизни.
Перенесение западноевропейских обычаев
выглядело игрой, поэтому эстетическая
программа рококо оказалась близка мироощущению
дворянства, особенно той его части, которая
более всего соприкасалась с императорским
двором. Придворный церемониал и светские
условности предписывали определенное
ролевое поведение всем
участникам придворного действа, от императрицы
до пажа. Театр входит в моду. Игра становится
нормой поведения, а декорации и костюмы
переносились в жизнь. Жизнь и театр наиболее
прочно переплелись в маскарадах, которыми
славился елизаветинский двор. Театрализация
жизни, присущая елизаветинской эпохе,
вызвала к жизни блистательные придворные
маскарады. По свидетельству Екатерины
II, «осенние и зимние удовольствия были
распределены между операми, балами и
маскарадами. Было определено, что каждую
неделю будут два маскированных бала -
один при дворе, другой по очереди у главных
персон в городе». Маскарадные костюмы
оговаривались даже в законодательных
документах. Таким образом, маскарады
признавались чисто дворянским развлечением.
В
Петербурге это было действительно так,
а в Москве публичные маскарады устраивались
в здании итальянского театра для всех
желающих.
В елизаветинское
время наблюдался мощный всплеск театрального
искусства. Корни этого явления следует
искать в общем пристрастии эпохи к театру.
С середины 30-х годов в Санкт-Петербурге
гастролируют итальянские, французские
и немецкие труппы. За короткий промежуток
времени эти труппы показали русскому
зрителю весь лучший классический репертуар
того времени. Именно в царствование Елизаветы
происходит массовое появление домашних
театров как в столицах, так и в провинции.
«Для дворянства и всей публики»
в Москве был открыт Оперный дом Ж.-Б. Локателли.
Была введена система абонирования лож
для знатных
фамилий, устраивались не только оперы,
но и публичные маскарады. Деятельность
(1759-1761 годы) Оперного дома внесло оживление
в культурную и общественную жизнь города.
Многие члены его труппы поступили в дворянские
дома учителями танцев, музыки и пения.
С этого времени начинается широкое распространение
в дворянской среде домашнего музицирования,
непременными атрибутами дворянского
быта становятся клавесины и гитары.
В 1757 году при корпусе была учреждена типография, где печаталась учебная, художественная литература, как русская, так и переводная. В 1761 году начинает выходить журнал «Праздное время в пользу употребленное», в котором публикуют свои первые произведении воспитанники корпуса.
Само название «Праздное время» говорит о том, что досуг стал фактом, признанным дворянским обществом, и одним из важных самоценных явлений социальной жизни, как и служба. И это свободное время необходимо проводить с пользой для себя и для общества. Журналы привили дворянскому обществу вкус к чтению, способствовала усвоению не только развлекательных, но и более сложных, глубоких литературных произведений.
К середине XVIII века литература
стала формой самовыражения и
ареной действия дворянского
общества. Дворянство стремилось
к общественной деятельности, одной
службы для самовыражения было
уже мало. Развитие художественного
вкуса, приобретение определенных эстетических
представлений требовали мастеров-ремесленников,
которые были бы способны создавать вещи,
отвечающие этим возросшим потребностям.
Поэтому в середине XVIII века в
сословных корпусах начинают открывать
специальные классы для ремесленников.
То есть сословное учебное заведение не
только прививало кадетам определенные
представления о жизни, но и готовило людей,
способных обслуживать «утонченные» вкусы
дворянства.
Конец XVIII века явился временем развития салонов, кружков, обществ различной направленности: музыкальных, литературных, спортивных и др. Они были как узко сословными, дворянскими так и более открытыми в сословном отношении. Последние особенно были характерны для провинции, где в рамках салонов и кружков объединялись и дворяне, и представители местной интеллигенции, разночинцы. Основное отличие кружка от салона состояло в том, что кружок подразумевал объединение по интересам вокруг какой-нибудь единой темы, предмета. Салон же был менее тематически направленным объединением, в нем возрастала роль хозяйки (или хозяина), поскольку посетителей салона связывала не только и не столько общность интересов, сколько факт знакомства или родственной связи с хозяйкой или хозяином. Такие салоны более походили на гостевые вечера, но, в отличие от последних, их организация предполагала более четкий сценарий, обязательное концертное исполнение, публичное чтение и т.п.
В пореформенный период началось падение силы и могущества российского дворянства. Стали размываться рамки сословия, помещичьи хозяйства все чаще попадали в полосу кризисов. Эти процессы значительно изменили и коллективные формы дворянского досуга. Типичные для дворянства досуговые объединения - дворянские Благородные собрания, Английские клубы стали терять свой сословный характер. Поддержание в них былого блеска и великолепия требовало немалых материальных затрат. С целью изыскания дополнительных финансовых средств был расширен доступ туда представителей других сословий, имеющих крупные денежные доходы.
Разрыв между сознанием и действительностью, самооценкой и жизненными реалиями оказался губительным для дворянской культуры и стал причиной ее глубокого кризиса и упадка.
Досуг купеческой и мещанской среды. Российское купечество в XVIII - первой половине XIX вв. являлось неоднородным общественным слоем. Оно включало в себя как представителей крупного торгового, банковского, промышленного капитала, так и средних и мелких предпринимателей, имевших невысокие доходы. Различия в социальном статусе и экономическом положении обусловили разный подход отдельных групп купеческого сословия к досуговым формам деятельности.
Наряду с новыми формами досугового времяпрепровождения в среде купечества сохранились и старые патриархальные традиции. Шумно отмечались в купеческих домах важные семейные события: свадьбы, крестины, похороны, различные церковные праздники. Представители купеческого сословия принимали участие в народных гуляньях в праздничные дни, в основном, конным выездом, не желая смешиваться с «пешим» простым народом. Местом общения для купцов служила церковь. Во время ее посещения можно было увидеться со знакомыми, перекинуться словом, представить друг другу своих детей в целях возможного заключения между ними браков в будущем и т.п.
В пореформенный период значительно возросла роль купечества в деле коллекционирования, меценатства, благотворительности. Былое приниженное положение купца, когда ему в качестве «общественной» деятельности разрешалось лишь строить церкви и больницы, сменилось ведущей ролью в финансовой поддержке российской культуры. Развитие музыки, живописи, театра, науки, техники, издательского дела во многом определялось уже купеческим почином. Именно в этот период стал собирать коллекцию картин отечественных художников купец 1-й гильдии ИМ. Третьяков, что явилось началом создания знаменитой национальной галереи, переданной им городу Москве в 1892 году. В историю отечественной культуры вошла деятельность купца С.Т. Морозова, много сил и средств вложившего в создание Московского художественного театра. Художественные интересы и общественная деятельность в области культуры, осуществляемая за пределами своих профессиональных обязанностей, отличала и других представителей купеческого сословия.
Площадь, бывшая центром общественной торговли жизни города, стала с XVIII века и местом проведения массовых празднеств. Многолюдные гуляния и праздники всегда входили в городской быт, но на протяжении долгого времени они полностью копировали крестьянскую традицию: устраивались в те же календарные сроки и в тех же формах (ряженные на святках, катание на лошадях и с ледяных гор на масленицу, качели на пасху, завивание венков и хороводы «на природе» на троицу и т.п.). Сами гуляния назывались в народе «под горами» или «под качелями». С XVIII века заметно различается быт городов и деревень. Перемещение традиционных земледельческих в новые, городские условия на могло не сказаться на их характере. В атмосфере промышленного города нарушаются такие существенные черты крестьянского праздника, как его строгая регламентация и обрядность, перестаёт ощущаться магическая сторона действий и слов, уходят из памяти исконные матировки языческая предназначенность празднеств. Резко меняется также состав участников гуляний и ярмарок, здесь сталкивается огромное число людей, представителей всех сословий, многих местностей и национальностей. Гулянье становится открытой системой и легко впитывает в себя элементы и формы различных традиций, сфер быта, культуры, искусства.
Досуг крестьян. Досуг русского крестьянства во многом сохранял свои традиционные черты. Формы проведения были семейно-общинными, оставаясь такими до начала XX века. Досуг крестьян был направлен на восстановление сил после работы и способствовал сохранению родовых традиций. Время досуговых занятий по прежнему зависело от сельскохозяйственных работ. Наибольшее количество праздников, посиделок, игрищ выпадало на осенне-зимний период и раннюю весну. Сохранилась традиция пиршеств за общим столом (Древние «Братчины» стали позднее называться «складчинами» и «ссыпчинами», поскольку каждая семья вносила долю продукта в общее застолье). Некоторые формы досуга представляли собой синтез труда и отдыха («помочи», «капустки», «супрядки», «работные» посиделки).
Посиделки и другие формы
досуга делились по
Со второй половины XIX в., после отмены крепостного права, крестьянский досуг подвергся трансформации. Основные причины этого явления заключались в постепенном распаде общины, имущественном расслоении крестьянства. Все более ослаблялись власть и влияние старшего поколения, авторитет стал чаще связываться с имущественной состоятельностью. Социальное расслоение деревни вносило определенные коррективы в способы досугового времяпрепровождения.
Лекция №4. Просвещение и возникновение социально-культурных общностей в XVIII веке
На рубеже XVII и в XVIII веков в России начинается развитие культуры нового времени. Петровская эпоха является переломной в жизни страны. Становлению Российской империи способствовали глубокие сдвиги в экономике и политике, всё это сопровождалось изменениями в мировоззрении и психологии людей, влекло за собой социальные и культурно-бытовые преобразования.
Досуговая сфера жизнедеятельности российского общества в XVIII веке представляла собой сложное и многогранное явление. В отличие от прошлых столетий, когда формы досуговых занятий различных общественных были во многом сходны, опирались на общий фундамент традиционной народной культуры, в начале XVIII века по мере возникновения и развития сословий, досуг россиян стал утрачивать свои единые черты. В это время начинаются постепенные изменения в досуговых традициях населения, проявляется дифференцированность форм досуговой деятельности в зависимости от принадлежности ее субъекта к той или иной социальной группе. В то время как крестьянское население по-прежнему хранило традиционную культуру, высшее сословие ориентировалось на Запад, перенимало обычаи, подражало людям европейской знати, городские же низы, непривилегированная часть жителей крупных городов ощущали необходимость в создании своего искусства.
Происшедший в XVII веке раскол русской православной церкви имел необратимые последствия. Прежде всего он повлиял на процесс «обмирщения» культуры. Особенно это ярко проявилось в развитии форм досуга русских людей в XVIII веке. В этот период еще более закрепляются традиционные досуговые формы общения среди крестьянства. Развиваются досуговые формы общения и организации клубного типа и в среде русского дворянства; проявляется специфика досуга городского «работного люда», общественных досуговых форм у детей, подростков, семей.
В то же время широко культивируются европейские формы досуга. По инициативе Петра I практикуется проведение ассамблей, балов, маскарадов; открывается Московское благородное дворянское собрание. Велика была роль царя в появлении новых досуговых занятий: возникновении дворянских клубов, салонов и т.д. Введя систему праздников Петр I обязал дворян принимать в них активное участие.
Сословная принадлежность накладывала свой отпечаток на проведение свободного времени купечеством: с одной стороны, прослеживается ориентация на досуговые формы развлечений дворянства, а с другой - по-прежнему велико влияние патриархальных крестьянских традиций. Возникают первые купеческие клубы.
Широка панорама досуговых развлечений мещан: рождаются любительские театры, организуются общественные библиотеки, музеи.
Слишком решительные и смелые реформы не редко встречали непонимание и отпор в различных кругах патриархальной России, поэтому Пётр искал новые формы и методы поведения пропагандистской компании в поддержку своих начинаний.
В 1702 году Пётр I распорядился воздвигнуть в самом центре Москвы, на Красной площади, "комедийную хоромину" - первый публичный театр, на представления которого могли приходить все желающие.
Информация о работе Лекции по "Социально-культурная деятельность"