Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Февраля 2015 в 19:42, курс лекций
Лекция №1. Роль и место социально-культурной деятельности в историко-культурном процессе
История социально-культурной деятельности является органичной частью историко-культурного процесса. Её изучение, осмысление и анализ позволяют не только воссоздать реальную картину свободного времяпрепровождения в различные эпохи, приобщиться к духовно-нравственным, педагогическим и эстетическим традициям, но и исследовать особенности менталитета, поведения людей, специфику национального костюма и национальной кухни и др., что составляет часть отечественной истории в целом.
Крепостное право не только
являлось материальной базой
для развития дворянской
Отделение дворянства от других сословий
шло двумя путями: от государства и от
самого дворянства. Правительство стремилось
законодательно подчеркнуть особое положение
дворянства как рядом привилегий, так
и чисто внешними отличиями. Для закрепления
этого стереотипа и создавались сословные
учебные заведения, потому что в обществе
вместе с мыслью об особом положении благородного
сословия возникало стремление дать дворянской
молодежи специфически дворянское образование.
Процесс воспитания
помогал формированию мировоззрения,
культурных вкусов, самосознания и четко
определял место человека в обществе.
Государство стремилось отделить дворян
от других сословий, подготовить из них
достойных слуг престола. Культурно-просветительная
политика елизаветинского царствования
в отношении дворянства отличается соединением
заботы о воспитанниках «рыцарских академий»,
строгого надзора за обучением и стремлением
вырастить из молодых шляхтичей людей,
способных занять достойное место в государственной
системе. Сложившуюся систему образования
можно назвать сословно-общей, потому
что и вне и внутри закрытых кадетских
корпусов дворяне были отделены от остальных
учащихся и визуально (парты разной высоты,
разные ряды), и в бытовой жизни (каждый
корпус имел свои церковь и лазарет). Таким
образом воспитывалось в дворянах чувство
сословной привилегированности.
Сами дворяне также
начинают следить за чистотой своих рядов.
Французский язык, введенный сначала при
дворе, затем во всем дворянском обществе,
становится основным средством дворянской
коммуникации. Язык - еще одно отличие
представителя благородного сословия.
Дворянство стремится отделиться от других
сословий не только родом занятий, правовым
и социальным положением, но и чисто внешними
отличиями - одеждой, языком, нравами. Среди
членов благородного сословия утверждается
мнение, что дворянство как благородство
рода, семьи и личности не может быть
пожаловано. Сумароков в своих комедиях
высмеивает «подьячих», т.е. тех, кто получил
дворянское достоинство за выслугу или
благодаря милости монарха. Общественное
мнение считает «настоящим» дворянством
только потомственное дворянство.
Сословные учебные
заведения стали тем социальным институтом,
который формировал дворянина как личность.
Привитые личные качества и стереотипы
поведения
субъективно реализовывались затем в
процессе несения государственной службы.
Итогом образования
стало "включение" дворянства в общеевропейскую
культуру.
Если во времена Петра I заимствовалась
внешняя форма, европеизированный антураж,
то в царствование Елизаветы дворянство
было призвано уже не просто пассивно
воспринимать достижения западноевропейской
культуры, но и заниматься самостоятельным
творчеством. Так, с одной стороны, освоение
европейской культуры учило дворянство
самостоятельному мышлению; шел интенсивный
процесс развития самосознания сословия.
С другой стороны, под влиянием европейской
культуры формировались стереотипы поведения
и художественные вкусы.
Французский церемониал и правила «светского
обхождения», принятые при дворе, уже к
60-м годам XVIII века становятся общепринятыми
для дворянства в целом.
Вместе с правилами хорошего тона в жизнь двора входит система покровительства и патронажа, в норму придворной жизни превращается фаворитизм. По манере общения, поведения и стилю одежды елизаветинский вельможа - европеец. В то же время внутренняя, семейная и бытовая жизнь дворянства придерживалась совершенно иных, отличных от Европы, основ - древнерусской традиции, самодержавия и православия, крепостничества. За европейским фасадом скрывался восточный деспотизм и полуазиатский быт. Это смешение двух культурных традиций придавало русскому дворянству неповторимое своеобразие. И если в елизаветинскую эпоху русские и европейские традиции находились в хрупком равновесии, то уже при Екатерине II дворянство выглядит совершенно европейским.
В послепетровскую эпоху общественные формы досуга дворян получили дальнейшее развитие. Они уже не вводились царскими указами с применением административного нажима. Напротив, дворянская среда, став более «открытой» для различных заимствований, порождала и свои собственные формы развлечений и досуговых занятий.
В годы царствования преемников Петра I, особенно Екатерины II, «ассамблеи» постепенно стали уступать место разного рода балам, которые устраивались по случаю больших торжеств или важных семейных собы тий. Конец XVIII в. отмечен особенно активной ролью императорского двора в проведении балов, маскарадов, ужинов для дворянства.
С конца XVIII века в России стали возникать чисто клубные формы досугового времяпрепровождения дворян. В 1770 г. в Петербурге, а через два года в Москве появились первые Английские клубы, в число членов которых могли входить только потомственные дворяне. Эти клубы ставили своей задачей организацию отдыха, общения, развлечений для представителей дворянских кругов.
Развитию общественных
форм дворянского досуга
В 1783 г. в Москве было создано
«Московское Благородное
Конец XVIII века явился временем развития салонов, кружков, обществ различной направленности: музыкальных, литературных, спортивных и др. Они были как узко сословными, дворянскими так и более открытыми в сословном отношении. Последние особенно были характерны для провинции, где в рамках салонов и кружков объединялись и дворяне, и представители местной интеллигенции, разночинцы. Основное отличие кружка от салона состояло в том, что кружок подразумевал объединение по интересам вокруг какой-нибудь единой темы, предмета. Салон же был менее тематически направленным объединением, в нем возрастала роль хозяйки (или хозяина), поскольку посетителей салона связывала не только и не столько общность интересов, сколько факт знакомства или родственной связи с хозяйкой или хозяином. Такие салоны более походили на гостевые вечера, но, в отличие от последних, их организация предполагала более четкий сценарий, обязательное концертное исполнение, публичное чтение и т.п.
В пореформенный период началось падение силы и могущества российского дворянства. Стали размываться рамки сословия, помещичьи хозяйства все чаще попадали в полосу кризисов. Эти процессы значи тельно изменили и коллективные формы дворянского досуга. Типичные для дворянства досуговые объединения - дворянские Благородные собрания, Английские клубы стали терять свой сословный характер. Поддержание в них былого блеска и великолепия требовало немалых материальных затрат. С целью изыскания дополнительных финансовых средств был расширен доступ туда представителей других сословий, имеющих крупные денежные доходы.
Разрыв между сознанием и действительностью, самооценкой и жизненными реалиями оказался губительным для дворянской культуры и стал причиной ее глубокого кризиса и упадка.
Досуг купеческой и мещанской среды. Российское купечество в XVIII - первой половине XIX вв. являлось неоднородным общественным слоем. Оно включало в себя как представителей крупного торгового, банковского, промышленного капитала, так и средних и мелких предпринимателей, имевших невысокие доходы. Различия в социальном статусе и экономическом положении обусловили разный подход отдельных групп купеческого сословия к досуговым формам деятельности.
Наряду с новыми формами досугового времяпрепровождения в среде купечества сохранились и старые патриархальные традиции. Шумно отмечались в купеческих домах важные семейные события: свадьбы, крестины, похороны, различные церковные праздники. Представители купеческого сословия принимали участие в народных гуляньях в праздничные дни, в основном, конным выездом, не желая смешиваться с «пешим» простым народом. Местом общения для купцов служила церковь. Во время ее посещения можно было увидеться со знакомыми, перекинуться словом, представить друг другу своих детей в целях возможного заключения между ними браков в будущем и т.п.
В пореформенный период значительно возросла роль купечества в деле коллекционирования, меценатства, благотворительности. Былое приниженное положение купца, когда ему в качестве «общественной» деятельности разрешалось лишь строить церкви и больницы, сменилось ведущей ролью в финансовой поддержке российской культуры. Развитие музыки, живописи, театра, науки, техники, издательского дела во многом определялось уже купеческим почином. Именно в этот период стал собирать коллекцию картин отечественных художников купец 1-й гильдии ИМ. Третьяков, что явилось началом создания знаменитой национальной галереи, переданной им городу Москве в 1892 году. В историю отечественной культуры вошла деятельность купца С.Т. Морозова, много сил и средств вложившего в создание Московского художественного театра. Художественные интересы и общественная деятельность в области культуры, осуществляемая за пределами своих профессиональных обязанностей, отличала и других представителей купеческого сословия.
Развитие промышленности и рост городов привели к оживлению торговли внутри страны, к созданию единого общероссийского рынка. Резко увеличилось количество ярмарок и их товарооборот, усилился приток иностранных купцов. Уже к началу к 1830-х годов в России насчитывалось более тысячи семисот ярмарок с оборотом в сотни миллионов рублей, и к концу столетия в одной только Воронежской губернии устраивалось свыше шестисот ярмарок. На Нижегородской ярмарке в 1875 году в среднем в сутки бывало до 135398 человек. Любопытно, что число людей определялось по количеству выпеченного хлеба, "полагая по три фунта (примерно по 1.2 кг) на человека в сутки".
Площадь, бывшая центром общественной торговли жизни города, стала с XVIII века и местом проведения массовых празднеств.
Многолюдные гуляния и праздники всегда входили в городской быт, но на протяжении долгого времени они полностью копировали крестьянскую традицию: устраивались в те же календарные сроки и в тех же формах (ряженные на святках, катание на лошадях и с ледяных гор на масленицу, качели на пасху, завивание венков и хороводы «на природе» на троицу и т.п.). Сами гуляния назывались в народе «под горами» или «под качелями».
С XVIII века заметно различается быт городов и деревень. Перемещение традиционных земледельческих в новые, городские условия на могло не сказаться на их характере. В атмосфере промышленного города нарушаются такие существенные черты крестьянского праздника, как его строгая регламентация и обрядность, перестаёт ощущаться магическая сторона действий и слов, уходят из памяти исконные матировки языческая предназначенность празднеств. Резко меняется также состав участников гуляний и ярмарок, здесь сталкивается огромное число людей, представителей всех сословий, многих местностей и национальностей. Гулянье становится открытой системой и легко впитывает в себя элементы и формы различных традиций, сфер быта, культуры, искусства.
Досуг крестьян. Досуг русского крестьянства во многом сохранял свои традиционные черты. Формы проведения были семейно-общинными, оставаясь такими до начала XX века. Досуг крестьян был направлен на восстановление сил после работы и способствовал сохранению родовых традиций. Время досуговых занятий по прежнему зависело от сельскохозяйственных работ. Наибольшее количество праздников, посиделок, игрищ выпадало на осенне-зимний период и раннюю весну. Сохранилась традиция пиршеств за общим столом (Древние «Братчины» стали позднее называться «складчинами» и «ссыпчинами», поскольку каждая семья вносила долю продукта в общее застолье). Некоторые формы досуга представляли собой синтез труда и отдыха («помочи», «капустки», «супрядки», «работные» посиделки).
Посиделки и другие формы
досуга делились по
Информация о работе Лекции по "Социально-культурная деятельность"