Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Января 2014 в 08:44, курсовая работа
Объектом исследования данной дипломной работы является “ Культурологическое образование”.
Предмет исследования: Мировая  художественная культура в контексте  культурологического образования.
Цель работы:  дать анализ курса МХК в контексте культурологического  образования.
 
 
Для достижения поставленной  цели необходимо решить ряд  задач:
-  рассмотреть образование  как способ вхождения человека  в мир науки и культуры;
- культурологическое образование  как фактор социо – культурной  компетентности;
-  рассмотреть принцип  интеграции как способ формирования  культурной парадигмы, общую структуру интегрированного гуманитарного цикла;
Введение     ____________________________________________3
Глава I.Интеграционные основы формирования культурных дисциплин
 
. Образование как способ вхождения человека в мир науки и культуры  ________________________________________
 
9
      1.2. Культурологическое  образование как фактор формирование  социо - культурной компетентности  ___________________
 
14
      1.3. Общая  структура интегрированного гуманитарного  цикла _
23
Глава II. 
МХК в культурологическом образовании
 
2.1. Пути становления Мировой  художественной культуры как  учебного предмета  _______________________________________
 
26
2.2. Значение предмета  Мировая художественная культура  в системе образования  ______________________________________
 
32
2.3. Культурология как  основа образовательного курса   _______
44
2.4. Культурологическое образование  как одно из приоритетных направлений  в модернизации современной школы  ____________
 
51
2.5 Культурологические принципы, методы построения программы  МХК  _________________________________________________
 
57
2.6. Программное обеспечение  курса МХК в школе  ___________
64
2.7.Планирование уроков  Мировой художественной культуры  __
81
Заключение  ____________________________________________
125
Библиографический список  _________________________________
Авторская работа 
по теме: Мировая художественная культура 
в контексте 
Учитель ИЗО, МХК
МОУ Октябрьская 
средняя общеобразовательная 
Радищевский район Ульяновская область
Храмова Марина Анатольевна
Содержание
| Введение     ______________________________ | ||
| Глава I.Интеграционные основы формирования культурных дисциплин | ||
| 
 | 
 9 | |
|       1.2. Культурологическое 
  образование как фактор  | 
 14 | |
|       1.3. Общая 
  структура интегрированного  | 23 | |
| Глава II. | МХК в культурологическом образовании | |
| 2.1. Пути становления Мировой 
  художественной культуры как 
  учебного предмета  ______________________________ | 
 26 | |
| 2.2. Значение предмета 
  Мировая художественная  | 
 32 | |
| 2.3. Культурология как 
  основа образовательного курса  | 44 | |
| 2.4. Культурологическое  | 
 51 | |
| 2.5 Культурологические принципы, 
  методы построения программы 
  МХК  ______________________________ | 
 57 | |
| 2.6. Программное обеспечение курса МХК в школе ___________ | 64 | |
| 2.7.Планирование уроков 
  Мировой художественной  | 81 | |
| Заключение  ______________________________ | 125 | |
| Библиографический список  
  ______________________________ | 132 | |
| Приложение  ______________________________ | 150 | |
Введение
Актуальность темы  обусловлена 
направленностью современной 
Современная концепция преподавания Мировой художественной культуры строится на подходе, предполагающем креативное развитие личности и формирование ключевых компетентностей, позволяющих пользоваться ранее полученными знаниями и сформированными навыками для выполнения образовательного стандарта в области «Искусство». Учитывая, что старшая школа предполагает выбор профиля обучения, в ряде случаев обучение предметам искусства может завершиться на этапе основной школы. Преподавание предметов художественно-эстетического цикла должно завершаться (согласно государственной Концепции художественно-эстетического образования) интегрированным предметом МХК (включая не только освоение разных видов искусства, но и историко-философскую основу освоения художественной эпохи). Предмет направлен на завершение образования на уровне формирования целостной картины мира.
В работе рассмотрены теоретико – методологические основы курса МХК; определены составляющие культурологического знания в рамках МХК.
В отечественной истории становление культурологии как научной отрасли знания и методологии предмета образовательного курса “Мировая художественная культура” шло параллельно с философским осмыслением культуры как полноценного самостоятельного феномена.
Программа изучения мировой и художественной культуры предусматривает широкую интеграцию и осмысление связей художественной культуры с историей, философией, эстетикой, этикой, социологией, социальной психологией, искусствоведением, педагогикой и другими науками, то есть в контексте развития всей мировой материальной и духовной культуры. Интегративное содержание предмета требует полного пересмотра организации процесса обучения.
Художественная культура охватывает все виды художественной деятельности – словесную, музыкальную, театральную, изобразительную и т.д.; она включает в себе все процессы, связанные с искусством – созидание, хранение, распространение, восприятие, оценку, изучение художественных произведений, а также процессы, обеспечивающие ее дальнейшую жизнь - воспитание художников, публики, критиков, искусствоведов и т.д. Изучение мировой художественной культуры предполагает обращение не к одному или нескольким видам искусства, а ко всему миру художественной культуры.
Объектом исследования данной дипломной работы является “ Культурологическое образование”.
Предмет исследования: Мировая 
художественная культура в контексте 
культурологического 
Цель работы:  дать анализ 
курса МХК в контексте 
Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд задач:
- рассмотреть образование как способ вхождения человека в мир науки и культуры;
- культурологическое 
-  рассмотреть принцип 
интеграции как способ 
- определить пути становления 
Мировой художественной 
- значение предмета МХК в системе образования;
- рассмотреть интеграцию научных подходов в содержании курса МХК в школе;
- определить основу 
- дать анализ на основании структуры, содержания, направления, принципов в преподавании МХК:
- культурологическое 
- определить составляющие культурологического знания в рамках МХК;
- рассмотреть теоретико 
– методологическую основу 
- концепцию изучения 
- личностно – ориентационную 
направленность мировой 
- дать характеристику 
государственных и авторских 
образовательных программ 
- определить принципы 
и направления в системе 
- планирование уроков 
мировой художественной 
- метод художественно – педагогической драматургии на уроках МХК;
Сегодня знания мировой культуры – неотъемлемая часть интеллектуального потенциала человека. Приобщение школьников к шедеврам мировой художественной культуры – это единый и непрерывный процесс, который позволяет установить преемственные связи всех предметов гуманитарно - художественного направления.
Степень изученности проблемы:
Теоретико – методологической основой исследования явились:
• Труды  философов, педагогов, 
психологов, раскрывающие значимость 
ху-дожественного образования 
• Исследования известных педагогов, работающих в системе базовой подготовки педагога художественного профиля, обращали внимание на полипрофессиональные функции их деятельности (Л.Г.Арчажникова, Л.А.Неменская,).
Важную роль в создании нового образа и места культуры сыграли теоретические работы по проблемам духовной жизни общества и общественного сознания, разработке “технологической" (З.С.Маркарян), "аксиологической" (Н.З.Чавчавадзе) и других концепций культуры.
Это позволило сформулировать подходы к рассмотрению культурологии как фундаментальной научной дисциплины, определить ее границы и место в системе человеческих знаний. Многоуровневая структура культурологического знания рассматривается в современной учебной литературе и в статьях, посвященных самоопределению культурологии как науки.
Рассмотрены программы Л.М.Предтеченской курса "Мировая художественная культура, Солодовникова Ю.А. "Человек в мировой культуре" 6,7,8 кл., Ю.А. Солодовников. Человек в мировой художественной культуре: учеб.- хрестоматия для 9 кл. общеобразоват. учреждений ., Г.И. Даниловой, Л.А.Рапацкой.
Практическая значимость дипломной работы заключается в том, что её материалы могут быть использованы как начинающими педагогами, так и опытным для выбора программы при обучении учащихся Мировой художественной культуре.
Структура и объём дипломной работы
Данное исследование состоит из введения, 2-х глав, заключения, списком использованной литературы; общий объём работы составляет 217 страниц.
Во введении рассматривается актуальность темы, определяются цели и задачи, источниковая база и практическая значимость дипломной работы.
В Главе I “ Интеграционные основы формирования культурных дисциплин ” – рассматривается: образование как способ прохождения человека в мир науки и культуры, культурологическое образование как фактор формирования социокультурной компетентности, общая структура интегрированного гуманитарного цикла, интеграция научных подходов в содержании курса “ мировая художественная культура”, , личностно – ориентированная направленность МХК.
В Главе II “ МХК в культурологическом образовании” – рассматривается: пути становления Мировой художественной культуры как учебный предмет, значение курса Мировая художественная культура в системе образования, культурология как основа образовательного курса, культурологическое образование как одно из приоритетных направлений в модернизации современной школы, культурологические принципы, методы, построения программы МХК; МХК в контексте культурологического знания, программное обеспечение курса МХК; планирование уроков., метод художественно - педагогической драматургии на уроках МХК.
В приложении представлены:
Глава I. Интеграционные основы формирования культурных дисциплин
в мир науки и культуры
Латинский термин «культура» означает взращивание, совершенствование чего-либо. Соответственно, и применительно к человеку это взращивание, совершенствование, формирование его образа. Принимая во внимание данную трактовку, культура выступает предпосылкой и результатом образования человека.
В процессе образования человек осваивает культурные ценности (историческое наследие искусства, архитектуры). Поскольку достижения познавательного характера представляют собой совокупность материального и духовного достояния человечества, постольку освоение исходных научных положений также является обретением культурных ценностей. В итоге было сформулировано дидактическое понятие культуры — обучение и воспитание молодого поколения средствами культуры.
«Теперь "образование" теснейшим образом связано с понятием культуры и обозначает в конечном итоге специфический человеческий способ преобразования природных задатков и возможностей» Х.Г. Гадамер. «Истина и метод».
Информация о работе Мировая художественная культура в контексте культурологического образования