Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Января 2014 в 08:44, курсовая работа
Объектом исследования данной дипломной работы является “ Культурологическое образование”.
Предмет исследования: Мировая художественная культура в контексте культурологического образования.
Цель работы: дать анализ курса МХК в контексте культурологического образования.
Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд задач:
- рассмотреть образование как способ вхождения человека в мир науки и культуры;
- культурологическое образование как фактор социо – культурной компетентности;
- рассмотреть принцип интеграции как способ формирования культурной парадигмы, общую структуру интегрированного гуманитарного цикла;
Введение ____________________________________________3
Глава I.Интеграционные основы формирования культурных дисциплин
. Образование как способ вхождения человека в мир науки и культуры ________________________________________
9
1.2. Культурологическое образование как фактор формирование социо - культурной компетентности ___________________
14
1.3. Общая структура интегрированного гуманитарного цикла _
23
Глава II.
МХК в культурологическом образовании
2.1. Пути становления Мировой художественной культуры как учебного предмета _______________________________________
26
2.2. Значение предмета Мировая художественная культура в системе образования ______________________________________
32
2.3. Культурология как основа образовательного курса _______
44
2.4. Культурологическое образование как одно из приоритетных направлений в модернизации современной школы ____________
51
2.5 Культурологические принципы, методы построения программы МХК _________________________________________________
57
2.6. Программное обеспечение курса МХК в школе ___________
64
2.7.Планирование уроков Мировой художественной культуры __
81
Заключение ____________________________________________
125
Библиографический список _________________________________
Авторская работа
по теме: Мировая художественная культура
в контексте
Учитель ИЗО, МХК
МОУ Октябрьская
средняя общеобразовательная
Радищевский район Ульяновская область
Храмова Марина Анатольевна
Содержание
Введение ______________________________ | ||
Глава I.Интеграционные основы формирования культурных дисциплин |
||
|
9 | |
1.2. Культурологическое
образование как фактор |
14 | |
1.3. Общая
структура интегрированного |
23 | |
Глава II. |
МХК в культурологическом образовании |
|
2.1. Пути становления Мировой
художественной культуры как
учебного предмета ______________________________ |
26 | |
2.2. Значение предмета
Мировая художественная |
32 | |
2.3. Культурология как
основа образовательного курса |
44 | |
2.4. Культурологическое |
51 | |
2.5 Культурологические принципы,
методы построения программы
МХК ______________________________ |
57 | |
2.6. Программное обеспечение курса МХК в школе ___________ |
64 | |
2.7.Планирование уроков
Мировой художественной |
81 | |
Заключение ______________________________ |
125 | |
Библиографический список
______________________________ |
132 | |
Приложение ______________________________ |
150 |
Введение
Актуальность темы обусловлена
направленностью современной
Современная концепция преподавания Мировой художественной культуры строится на подходе, предполагающем креативное развитие личности и формирование ключевых компетентностей, позволяющих пользоваться ранее полученными знаниями и сформированными навыками для выполнения образовательного стандарта в области «Искусство». Учитывая, что старшая школа предполагает выбор профиля обучения, в ряде случаев обучение предметам искусства может завершиться на этапе основной школы. Преподавание предметов художественно-эстетического цикла должно завершаться (согласно государственной Концепции художественно-эстетического образования) интегрированным предметом МХК (включая не только освоение разных видов искусства, но и историко-философскую основу освоения художественной эпохи). Предмет направлен на завершение образования на уровне формирования целостной картины мира.
В работе рассмотрены теоретико – методологические основы курса МХК; определены составляющие культурологического знания в рамках МХК.
В отечественной истории становление культурологии как научной отрасли знания и методологии предмета образовательного курса “Мировая художественная культура” шло параллельно с философским осмыслением культуры как полноценного самостоятельного феномена.
Программа изучения мировой и художественной культуры предусматривает широкую интеграцию и осмысление связей художественной культуры с историей, философией, эстетикой, этикой, социологией, социальной психологией, искусствоведением, педагогикой и другими науками, то есть в контексте развития всей мировой материальной и духовной культуры. Интегративное содержание предмета требует полного пересмотра организации процесса обучения.
Художественная культура охватывает все виды художественной деятельности – словесную, музыкальную, театральную, изобразительную и т.д.; она включает в себе все процессы, связанные с искусством – созидание, хранение, распространение, восприятие, оценку, изучение художественных произведений, а также процессы, обеспечивающие ее дальнейшую жизнь - воспитание художников, публики, критиков, искусствоведов и т.д. Изучение мировой художественной культуры предполагает обращение не к одному или нескольким видам искусства, а ко всему миру художественной культуры.
Объектом исследования данной дипломной работы является “ Культурологическое образование”.
Предмет исследования: Мировая
художественная культура в контексте
культурологического
Цель работы: дать анализ
курса МХК в контексте
Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд задач:
- рассмотреть образование как способ вхождения человека в мир науки и культуры;
- культурологическое
- рассмотреть принцип
интеграции как способ
- определить пути становления
Мировой художественной
- значение предмета МХК в системе образования;
- рассмотреть интеграцию научных подходов в содержании курса МХК в школе;
- определить основу
- дать анализ на основании структуры, содержания, направления, принципов в преподавании МХК:
- культурологическое
- определить составляющие культурологического знания в рамках МХК;
- рассмотреть теоретико
– методологическую основу
- концепцию изучения
- личностно – ориентационную
направленность мировой
- дать характеристику
государственных и авторских
образовательных программ
- определить принципы
и направления в системе
- планирование уроков
мировой художественной
- метод художественно – педагогической драматургии на уроках МХК;
Сегодня знания мировой культуры – неотъемлемая часть интеллектуального потенциала человека. Приобщение школьников к шедеврам мировой художественной культуры – это единый и непрерывный процесс, который позволяет установить преемственные связи всех предметов гуманитарно - художественного направления.
Степень изученности проблемы:
Теоретико – методологической основой исследования явились:
• Труды философов, педагогов,
психологов, раскрывающие значимость
ху-дожественного образования
• Исследования известных педагогов, работающих в системе базовой подготовки педагога художественного профиля, обращали внимание на полипрофессиональные функции их деятельности (Л.Г.Арчажникова, Л.А.Неменская,).
Важную роль в создании нового образа и места культуры сыграли теоретические работы по проблемам духовной жизни общества и общественного сознания, разработке “технологической" (З.С.Маркарян), "аксиологической" (Н.З.Чавчавадзе) и других концепций культуры.
Это позволило сформулировать подходы к рассмотрению культурологии как фундаментальной научной дисциплины, определить ее границы и место в системе человеческих знаний. Многоуровневая структура культурологического знания рассматривается в современной учебной литературе и в статьях, посвященных самоопределению культурологии как науки.
Рассмотрены программы Л.М.Предтеченской курса "Мировая художественная культура, Солодовникова Ю.А. "Человек в мировой культуре" 6,7,8 кл., Ю.А. Солодовников. Человек в мировой художественной культуре: учеб.- хрестоматия для 9 кл. общеобразоват. учреждений ., Г.И. Даниловой, Л.А.Рапацкой.
Практическая значимость дипломной работы заключается в том, что её материалы могут быть использованы как начинающими педагогами, так и опытным для выбора программы при обучении учащихся Мировой художественной культуре.
Структура и объём дипломной работы
Данное исследование состоит из введения, 2-х глав, заключения, списком использованной литературы; общий объём работы составляет 217 страниц.
Во введении рассматривается актуальность темы, определяются цели и задачи, источниковая база и практическая значимость дипломной работы.
В Главе I “ Интеграционные основы формирования культурных дисциплин ” – рассматривается: образование как способ прохождения человека в мир науки и культуры, культурологическое образование как фактор формирования социокультурной компетентности, общая структура интегрированного гуманитарного цикла, интеграция научных подходов в содержании курса “ мировая художественная культура”, , личностно – ориентированная направленность МХК.
В Главе II “ МХК в культурологическом образовании” – рассматривается: пути становления Мировой художественной культуры как учебный предмет, значение курса Мировая художественная культура в системе образования, культурология как основа образовательного курса, культурологическое образование как одно из приоритетных направлений в модернизации современной школы, культурологические принципы, методы, построения программы МХК; МХК в контексте культурологического знания, программное обеспечение курса МХК; планирование уроков., метод художественно - педагогической драматургии на уроках МХК.
В приложении представлены:
Глава I. Интеграционные основы формирования культурных дисциплин
в мир науки и культуры
Латинский термин «культура» означает взращивание, совершенствование чего-либо. Соответственно, и применительно к человеку это взращивание, совершенствование, формирование его образа. Принимая во внимание данную трактовку, культура выступает предпосылкой и результатом образования человека.
В процессе образования человек осваивает культурные ценности (историческое наследие искусства, архитектуры). Поскольку достижения познавательного характера представляют собой совокупность материального и духовного достояния человечества, постольку освоение исходных научных положений также является обретением культурных ценностей. В итоге было сформулировано дидактическое понятие культуры — обучение и воспитание молодого поколения средствами культуры.
«Теперь "образование" теснейшим образом связано с понятием культуры и обозначает в конечном итоге специфический человеческий способ преобразования природных задатков и возможностей» Х.Г. Гадамер. «Истина и метод».
Информация о работе Мировая художественная культура в контексте культурологического образования