Мировая художественная культура в контексте культурологического образования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Января 2014 в 08:44, курсовая работа

Описание работы

Объектом исследования данной дипломной работы является “ Культурологическое образование”.
Предмет исследования: Мировая художественная культура в контексте культурологического образования.
Цель работы: дать анализ курса МХК в контексте культурологического образования.


Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд задач:
- рассмотреть образование как способ вхождения человека в мир науки и культуры;
- культурологическое образование как фактор социо – культурной компетентности;
- рассмотреть принцип интеграции как способ формирования культурной парадигмы, общую структуру интегрированного гуманитарного цикла;

Содержание работы

Введение ____________________________________________3
Глава I.Интеграционные основы формирования культурных дисциплин

. Образование как способ вхождения человека в мир науки и культуры ________________________________________

9
1.2. Культурологическое образование как фактор формирование социо - культурной компетентности ___________________

14
1.3. Общая структура интегрированного гуманитарного цикла _
23
Глава II.
МХК в культурологическом образовании

2.1. Пути становления Мировой художественной культуры как учебного предмета _______________________________________

26
2.2. Значение предмета Мировая художественная культура в системе образования ______________________________________

32
2.3. Культурология как основа образовательного курса _______
44
2.4. Культурологическое образование как одно из приоритетных направлений в модернизации современной школы ____________

51
2.5 Культурологические принципы, методы построения программы МХК _________________________________________________

57
2.6. Программное обеспечение курса МХК в школе ___________
64
2.7.Планирование уроков Мировой художественной культуры __
81
Заключение ____________________________________________
125
Библиографический список _________________________________

Файлы: 1 файл

МХК.docx

— 732.99 Кб (Скачать файл)

Влияние культурологического  знания на личность происходит в процессах  инкультурации( обучение человека традициям  и нормам поведения в конкретной культуре ) и социализацией ( процесс  усвоения индивидом социальных ролей и норм ). При этом человек формируется как личность, социально и культурно адекватная обществу. Таким образом, происходит гармоничное вхождение индивида в социальную и культурную среду, усвоение им ценностей общества, позволяющее ему успешно функционировать в качестве его члена.

В культурологии каждый человек  выступает носителем той культуры, в которой он вырос и сформировался как личность, хотя в повседневной жизни он сам обычно этого не замечает, воспринимает как данность специфические особенности своей культуры.

При встречах на уроках МХК  с представителями других культур, когда эти особенности становятся особенно очевидными, дети начинают сознавать, что существуют другие формы переживаний, виды поведения, способы мышления, которые  весьма значительно отличаются от уже  привычных и известных. Все эти  разнообразные впечатления о мире трансформируются в сознании ребенка – старшеклассника в идеи, установки, стереотипы, ожидания, которые в итоге становятся для него важным регуляторами его позиций, точек зрения различных групп и общностей в процессе взаимодействия с ними происходит становление личности и представлений о своем месте в обществе.

Программа МХК строится из разделов, каждый – определенная эпоха  в истории человечества и этап в развитии мировой художественной культура. Каждая историческая эпоха  вырабатывает определенный образ человека, его черты и качества как личности, поэтому изучение конкретного человека необходимо основывать прежде всего, исходя из представления о том, что человек  есть продукт эпохи, культуры, общества.

Педагогический процесс  на уроках МХК основан на следующих  принципах:

    • гуманитарно – культурологический подход:
    • осуществление образования в контексте мировой, национальной культуры;
    • возвращение образовательного процесса к человеку как основному предмету и цели, насыщение содержания образования проблемами человека;
    • организация образования не как совокупности мероприятий, а как жизнедеятельности учителей, учащихся и их родителей.
    • построение процесса обучения, как целенаправленного спирального возвращения от искусства настоящего к искусству прошлого и обратно;
    • творческая активность; дискуссия, вырабатывающая лояльность и толерантность;
    • поддержка индивидуальности и самобытности ребенка, содействие развитию его субъектных свойств.
    • переход от идеи «образованного человека» к идее «человека культуры»;
    • выработка собственного мнения, оригинального и самобытного.

В условиях демократизации общественной жизни возникли предпосылки  для восстановления человеческих смыслов и сущностных функций образования. Важнейшая из них - гуманитарная, суть которой состоит в сохранении и восстановлении экологии человека, его телесного и душевного здоровья, смысла жизни, личной свободы, духовности, нравственности. Для этого образование должно заложить в личность механизмы понимания, взаимопонимания, общения, сотрудничества.

          Не менее важной является культуросозидательная  функция (культуро- образующая), обеспечивающая  сохранение, передачу, воспроизводство  и развитие культуры средствами  образования. Осуществление культуросозидательной функции предполагает ориентацию образования на воспитание Человека Культуры, отбор культуросообразного содержания и воссоздание в образовательных структурах культурных образцов и норм, проектирующих зримые элементы культурной среды, культуросообразного  устройства общественной жизни людей. Необходимым условием этого является интеграция образования в культуру и, наоборот, культуры - в образование. Культуру нельзя сохранить иначе, как через человека. Для этого образование должно заложить в него механизм культурной идентификации. Культурология – наука о культуре, а самой важной функцией культуры является гуманистическая, или воспитательная, духовно – нравственная.

Творцом и субъектом всех достижений и процессов культуры является человек. В курсе МХК  изучается история культуры — это не «лавка древностей», а история жизни людей, их надежд и тревог, радостей и огорчений, верований и убеждений. Без «человеческого фактора» история культуры безжизненна. Она рискует превратиться в схему, неизбежно связанную с упрощением и даже фальсификацией, в которой исчезает душа и дух культуры. Именно поэтому столь большое значение в курсе МХК придается антропологии в ее философском, социальном, историческом, психологическом аспектах.

Рассмотрение человека во всем многообразии его переживаний, чувств, интеллектуального и эмоционального напряжения является важным методологическим ориентиром и принципом исторической культурологии. Важной категорией является понятие ментальности, ибо оно выявляет особенности мировосприятия людей разных эпох. Ментальность — это та «подпочва», которая раскрывает и помогает понять тексты культуры, семантику и символику норм, знаков, памятников.

В культурологии используются все методы социогуманитарного познания. В доказательство того, что курс Мировой художественной культуры –  интегративный в рамках культурологических дисциплин, рассмотрим некоторые из методов, которыми пользуются на уроках:

- диалектический метод,  предполагающий рассмотрение культуры  как развивающегося, внутренне противоречивого, многостороннего явления, требующего конкретного изучения;

- системный метод позволяет  рассматривать культуру как систему,  элементы которой находятся в  единстве и формируют своим  взаимодействие целостность, в  свете которой имеет смысл  каждый элемент;

- культурантропологический  метод – культура рассматривается  как совокупность конкретных  ценностей, форм, социальных связей, опредмеченных форм культурной деятельности, механизма передачи культурных навыков от человека к человеку.

- большую роль на уроках  МХК играет исторический метод  исследования.

В рамках курса МХК –  идеальное поле формирования таких  ключевых компетенций, как:

- Культурно – образовательные компетенции

- Историко – культурные компетенции:

способности к многомерному представлению исторических процессов  и явлений;

-  понимание альтернативности и вариативности исторических процессов;

-  ценностное отношение к прошлому как кладовой человеческого опыта, сознания и деятельности.

Личностные компетенции:

- способность к индивидуально–личностной рефлексии происходящих событий;

- способность к ценностному выбору, позиционированию в горизонте культуры и образования;

- осознание сильных и слабых сторон своей личности;

- формирование чувства самоидентичности, ответственности и самоуважения.

- Этнокультурные компетентности:

- понимание сложности окружающего мира, наличия в нем различных систем ценностей и представлений;

- терпимость к носителям иных культур и представлений;

- готовность к ценностно–осмысленному сотрудничеству с представителями других культур, точек зрения, позиций;

- осознание противоречивости и многомерности своих собственных убеждений и представлений.

- Компетенции в информационных технологиях:

- прием, переработка, выдача информации;

- преобразование информации (чтение, конспектирование);

- массмедийные, мультимедийные технологии, компьютерная грамотность;

- владение электронной, Интернет  – технологиями.

В то же время проектная  компетентность сама по себе является ценностью, так как предполагает развитие способности и готовности к:

- формулировке собственных целей;

- планированию действий;

- нахождению разумного компромисса в процессе реализации поставленных целей;

- умение сотрудничать в условиях открытого социума и др.

Курс МХК на ступени  среднего (полного ) общего образования  нацелен на ознакомление с выдающимися достижениями искусства в различных исторические эпохи в различных странах. Он не содержит полного перечисления всех явлений мировой художественной культуры, но дает возможность через отдельные наиболее выдающиеся памятники архитектуры, изобразительного искусства, литературы, музыки, театра, либо творчество одного мастера показать социокультурные доминанты эпохи, ее основные художественные идеи.

Развивающий потенциал курса  по МХК состоит в более глубоком постижении нюансов современного мировосприятия, представителей иных культур, адекватной оценки их взглядов и вкусовых пристрастий, мотивации их поступков и модели поведения, результатом чего становится более эффективное взаимодействие с людьми и успешное функционирование в обществе. При этом ключевая роль отводится развитию способности учащихся понимать логику исторического развития мировоззренческих процессов и порожденных ими различных художественных систем и стилей.

Курс по МХК позволяет  осознать уникальность и неповторимость разных культур, социокультурный опыт человечества, роль России в культурном процессе; учит школьников воспринимать окружающий мир как “ мир миров”, в котором любой культуре и  любому позитивному суждению есть место.

Мировая художественная культура представляет своего рода “ звено  связи” между культурой в целом  и искусством В.М. Бернштай, В.И. Волков, Л.Н. Коган, В.А. Конев, Ю.У. Фохт – Бабушкин, М.С. Каган. В работах данных ученых выделены три подхода к рассмотрению художественной культуры, которые могут быть положены в основу школьного курса МХК:

  1. содержательно – концептуальный, определяется образом мира и человека, единым для всех искусств каждую эпоху ( с учетом национального образования), типом сознания, отраженного в духовном бытии людей определенного времени;
  2. морфологический подход характеризуется развитием и функционированием видов родов и жанров искусств;
  3. институциональный выражает в способе организации художественной деятельности в каждом типе культуры и ее видах.

Введенный недавно в программу  вузов курс культурологии – науки  о целестном бытии культуры –  является фундаментом для комплекса наук о культуре, выполняет интегративную функцию для различных систем гуманитарного знания. Его цель – дать представление студентам о сущности и функции, особенностями ее развития на современном этапе.

 

2.6. Программное  обеспечение курса МХК в школе

Система изучения МХК на каждом из этапов и в каждом классе имеет свою специфику, обусловленную  психолого – педагогическим задачам  данного предмета и возрастными  особенностями восприятия произведения искусства. Приобщение школьников к миру искусства представляется как постепенный процесс от конкретно – чувственного восприятия произведений мировой художественной культуры ( 5 – 8 ) классы к пониманию и осмыслению основных законов развития искусства ( 9 – 10 классы), к постижению картины мира и собственному творчеству ( 11 класс).

Содержание предмета представлено в разворотах программы. Их назначение - общая ориентация учителя в материале, позволяющая самостоятельно планировать изучение, намечать объем предстоящей работы, организовывать творческую деятельность.

Программа изучения мировой  и художественной культуры предусматривает  широкую интеграцию и осмысление связей художественной культуры с историей, философией, эстетикой, этикой, социологией, социальной психологией, искусствоведением, педагогикой и другими науками.

При анализе государственной  программы видим, что изучение мировой  художественной культуры на базовом  уровне в старшей школе направлено на достижение следующих целей:

  • освоение знаний о мировой художественной культуре, единстве, многообразии и национальной самобытности культур, важнейших закономерностях смены культурно - исторических эпох, развитии стилей и направлений в искусстве; создание целостного представления о роли искусства в культурно – историческом процессе; дальнейшее освоение широкого круга явлений отечественного искусства с позиции диалога культур;
  • овладение умениями анализировать художественные явления мирового искусства, воспринимать и оценивать художественные достоинства произведений искусства;
  • развитие художественно – творческих способностей учащихся, их образного и ассоциативного мышления;
  • воспитание художественно – эстетического вкуса, интеллектуальной и эмоциональной сферы, творческого потенциала личности; осознание нравственных ценностей и идеалов, воплощенных в классическом наследии отечественного и мирового искусства; формирование устойчивой потребности в общении с произведениями искусства;
  • использование приобретенных знаний и умен<

Информация о работе Мировая художественная культура в контексте культурологического образования