Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Января 2014 в 08:44, курсовая работа
Объектом исследования данной дипломной работы является “ Культурологическое образование”.
Предмет исследования: Мировая художественная культура в контексте культурологического образования.
Цель работы: дать анализ курса МХК в контексте культурологического образования.
Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд задач:
- рассмотреть образование как способ вхождения человека в мир науки и культуры;
- культурологическое образование как фактор социо – культурной компетентности;
- рассмотреть принцип интеграции как способ формирования культурной парадигмы, общую структуру интегрированного гуманитарного цикла;
Введение ____________________________________________3
Глава I.Интеграционные основы формирования культурных дисциплин
. Образование как способ вхождения человека в мир науки и культуры ________________________________________
9
1.2. Культурологическое образование как фактор формирование социо - культурной компетентности ___________________
14
1.3. Общая структура интегрированного гуманитарного цикла _
23
Глава II.
МХК в культурологическом образовании
2.1. Пути становления Мировой художественной культуры как учебного предмета _______________________________________
26
2.2. Значение предмета Мировая художественная культура в системе образования ______________________________________
32
2.3. Культурология как основа образовательного курса _______
44
2.4. Культурологическое образование как одно из приоритетных направлений в модернизации современной школы ____________
51
2.5 Культурологические принципы, методы построения программы МХК _________________________________________________
57
2.6. Программное обеспечение курса МХК в школе ___________
64
2.7.Планирование уроков Мировой художественной культуры __
81
Заключение ____________________________________________
125
Библиографический список _________________________________
Кратко охарактеризуем каждую из названных форм:
Урокпредполагает наличие нескольких необходимых частей: опрос домашнего задания – ответ – объяснение нового материала (лекция) – заключение – домашнее задание. Состав и порядок следования частей урока можно менять в зависимости от целей и задач занятия, от его темы, от места, которое занимает данной занятие в процессе изучения курса, от уровня активности учащихся их подготовленности к уроку и т.д.
Объяснение нового материала (лекционная часть) необходима как информационная и методологическая основа для самостоятельной деятельности учащихся. В лекции важно излагать ведущие идеи и понятия, раскрывая сущность художественной культуры. Поскольку содержание лекций охватывает большой по объему материал, учащимся важно помогать систематизировать информацию, получаемую на лекциях. Этой цели может служить опорный конспект. Необходимо на таких уроках и иллюстрирование - эмоциональная и познавательная составляющая лекции.
ная цель самостоятельной работы – развитие способности к самостоятельному восприятию и анализу художественных явлений в их взаимосвязях, выявление личной позиции в сфере художественной культуры.
В самостоятельной части учащиеся демонстрируют выполнение заданий, именно здесь закладываются критерии деятельности учащихся, определяются эталоны оценки проделанной работы. Задача заключается в том, чтобы шаг за шагом, на основе совместных усилий совершенствовать уровень выполнения заданий, мастерство и вкус учеников. В процессе выполнения разнообразных заданий учащимися приходится демонстрировать поведенческие, речевые и другие навыки и умения.
Продуктивная часть -
третий компонент занятий МХК. Значение
его в том, что в продуктивной
части реализуются результаты деятельности
учителя и учащихся. В ней они
демонстрируют выполнение зданий, предложенных
в самостоятельной части
зации процесса обучения МХК. Это вполне свободная область деятельности, которая не может оставаться вне поля зрения учителя, ибо именно в этой области учащиеся, как правило, приобретают собственный опыт художественно – творческой деятельности. Важно, чтобы учащиеся накапливали опыт такой художественно – творческой и эстетической деятельности в самых разных областях:
Необходимым условием эффективности занятий по МХК должна стать опора на принцип активной личной вовлеченности каждого в учебный процесс и это нельзя путать с простым повышением активности учеников на уроках.
Как контролировать процесс освоения содержания курса МХК? Деятельность не может быть саморегулирующейся системой, если учащиеся не получат информации об эффективности проделанной работы, представления о ее результатах.
Процесс оценивания осуществляется в несколько этапов:
1 этап – самостоятельные оценочные действия (ученикам предоставляется право проставить оценки).
2 этап – оценка через
совместную деятельность (например,
в работе пар постоянного
3 этап – коллективное обсуждение проделанной работы.
4 этап – оценочную
деятельность совершает
Итоговый анализ и оценка имеют значение не только для учащихся, но и для учителя, поскольку позволяет ему все более глубоко осуществлять диагностику знаний и умений, отношения к обучению учеников.
Педагог должен построить изучение различных видов искусств таким образом, чтобы доминировали не научные категории, а чувства и эмоции, учить важно не искусству, а искусством.
Важными являются такие качества личности учителя: призвание и многогранность проявляемых интересов, интуицию, педагогический такт, эмоциональную уравновешенность, эмпатию, толерантность, высокий уровень профессионализма, проявляющийся в знании своего предмета, а также комплекса социально – философских, психолого – педагогических и прикладных наук.
Эти составляющие педагогического
мастерства одинаково важны для
учителя любого профиля, в том
числе и художественно –
В области преподавания
предметов искусства среди
- личностно – ориентированную направленность преподавания;
- полипрофессиональный подход к преподаванию;
- художественно – творческий характер преподавания.
Выбор данных требований связан с той спецификой художественного познания мира, которая характерна для всех предметов художественно – эстетического профиля и придает им статус предметов искусства. Вместе с тем учебный предмет “ Мировая художественная культура”, обладает и другим своеобразием – мировоззренческой направленностью, интегрированным характером, полихудожественностью, множеством подходов к содержанию предмета и его преподаванию. Рассмотрим перечисленные требования к преподаванию через призму такого своеобразия.
Личностно – ориентированная
направленность преподавания мировой
художественной культуры (как и других
предметов искусств) связана с
целевыми установками образования
и социальными функциями
- преобразовательная и
оценочная функция искусства
способствует развитию
- познавательная функция
искусства влияет на его
- коммуникативная оказывает воздействие на социально – культурное развитие.
Концептуальная линия, выдвинутая Л.М. Предтеченской, в основе личностно - ориентированного преподавания мировой художественной культуры лежит художественный способ познания окружающего мира. Такой способ познания предполагает эмоционально – нравственный отклик школьников на искусство и окружающую действительность на основе художественно – образного восприятия.
Полипрофессиональный подход к преподаванию заложен в полипредметной основе МХК. Преподавание этого предмета имеет широкие возможности в личностном развитии обучающихся, связанные с представленностью в нем разных видов искусств. Этому способствует и тот факт, что предмет “ Мировая художественная культура”, имея полипредметную основу и включая в свое содержание объекты многих гуманитарных дисциплин, позволяет школьникам рассматривать знания о мире и человеке на качественно новом целостном уровне.
Исследования известных педагогов, работающих в системе базовой подготовки педагога художественного профиля, обращали внимание на полипрофессиональные функции их деятельности (О.А.Апраксина, Л.Г.Арчажникова, Л.А.Неменская, Т.В.Челышева), а значит, и на полипрофессиональный подход к преподаванию предмета МХК. Такое деление весьма условно. Оно необходимо, чтобы подчеркнуть многогранность профессиональных действий учителя, требующих от него предполагаемого эффекта по каждой из этих функций, но проявляющихся на практике целостно.
С одной стороны, преподавание МХК обусловлено общепедагогическими функциями учителя, реализующимися при решении воспитательных и обучающих задач. С другой — психологическими функциями, обеспечивающими многогранное развитие личности обучающегося и межличностное взаимодействие на уровне субъект-субъектного общения в триаде «автор — учитель — ученик». Данные функции реализуются, как известно, в процессе преподавания любого предмета искусства. Однако в МХК они окрашены специфическими функциями, отличающимися от предметов «Музыка», «Литература», «Изобразительное искусство». В «Мировой художественной культуре» более глубоко осуществляется искусствоведческое и культурологическое образование старшеклассников, которое имеет как обобщающий, так и конкретный характер. Выстраивается цепочка: исходная эпоха — художественное направление (течение) — авторская позиция — ее транслятор (исполнитель) — ее адресат (читатель, зритель, слушатель) — система эмоционально-интеллектуальных отношений, взглядов, позиций — социум и новая эпоха.
Существует некоторое отличие творческой направленности преподавания МХК от других художественных дисциплин. В процессе преподавания музыки, литературы и изобразительного искусства активно осуществляется прикладное исполнительство учащихся, которое носит весьма конкретный характер (пение, рисование, художественное конструирование, танцы, чтение стихов и прозы и пр.). Преподавание МХК не исключает такого исполнительства, но предполагает еще художественное творчество старшеклассников в разных интегративных видах, таких как сочинительство, режиссура, актерское творчество, творчество сценариста и др.
Целесообразно рассматривать художественно-творческий характер занятий как одно из важных требований к преподаванию мировой художественной культуры, как существенный компонент специфической деятельности учителя. Такой характер обусловлен психологией искусства, его творческим потенциалом и педагогической организацией художественно-творческого процесса.
Художественно-творческий характер
преподавания следует рассматривать
через три психологических
Опираясь на исследования Л.С.Выготского, определим искусство как «особый способ мышления», так как «механизм психологических процессов, соответствующих произведению искусства», заключается в том, что «основой художественного переживания становится образность, а общим его характером делаются обычные свойства интеллектуального и познавательного процесса».
В связи с этим художественно-творческий характер преподавания МХК (как и любого другого предмета искусства) проявляется прежде всего в эмоциональном отклике учеников на художественный образ, что мотивирует их на его осознание. Мыслительные процессы, интеллектуальные операции — это «как бы результат, следствие, вывод, последействие художественного произведения» [18,С.44]. Следовательно, художественно-творческий характер как одно из требований к преподаванию МХК выражается в том, что разное толкование произведений искусства есть результат разного их проживания, а это, в свою очередь, зависит от свойств конкретной личности.
Другой важной стороной художественно-творческого характера преподавания МХК является «катарсис эстетической реакции», заключающийся, по мнению Л.С.Выготского, в превращении аффектов, которые являются особенностью всякого искусства, «в их самосгорании, во взрывной реакции, приводящей к разряду тех эмоций, которые тут же были вызваны…». То есть при восприятии искусства, с одной стороны, у обучающегося возникают чувства, с другой — фантазии, которые основаны на аффектах и вызывают эстетическую реакцию. «На этом единстве чувства и фантазии и основано всякое искусство».
Произведение любого вида искусства, рассматриваемое в процессе преподавания МХК, «становится сильнейшим средством для наиболее целесообразных и важных разрядов нервной энергии». Это делает проживание произведения искусства моментом душевной разрядки (гр. кatharsis — очищение), которую испытывает обучающийся в процессе сопереживания, что и определяет его эмоционально-ценностное развитие.
Психологическим фактором в
художественно-творческом характере
преподавания МХК является то, что
искусство, совершая катарсис и вызывая
в человеке самые важные личные потрясения,
осуществляет при этом социальное действие.
По меткому выражению Л.С.
2.3. Культурология как основа образовательного курса МХК
Информация о работе Мировая художественная культура в контексте культурологического образования