Мировая художественная культура в контексте культурологического образования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Января 2014 в 08:44, курсовая работа

Описание работы

Объектом исследования данной дипломной работы является “ Культурологическое образование”.
Предмет исследования: Мировая художественная культура в контексте культурологического образования.
Цель работы: дать анализ курса МХК в контексте культурологического образования.


Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд задач:
- рассмотреть образование как способ вхождения человека в мир науки и культуры;
- культурологическое образование как фактор социо – культурной компетентности;
- рассмотреть принцип интеграции как способ формирования культурной парадигмы, общую структуру интегрированного гуманитарного цикла;

Содержание работы

Введение ____________________________________________3
Глава I.Интеграционные основы формирования культурных дисциплин

. Образование как способ вхождения человека в мир науки и культуры ________________________________________

9
1.2. Культурологическое образование как фактор формирование социо - культурной компетентности ___________________

14
1.3. Общая структура интегрированного гуманитарного цикла _
23
Глава II.
МХК в культурологическом образовании

2.1. Пути становления Мировой художественной культуры как учебного предмета _______________________________________

26
2.2. Значение предмета Мировая художественная культура в системе образования ______________________________________

32
2.3. Культурология как основа образовательного курса _______
44
2.4. Культурологическое образование как одно из приоритетных направлений в модернизации современной школы ____________

51
2.5 Культурологические принципы, методы построения программы МХК _________________________________________________

57
2.6. Программное обеспечение курса МХК в школе ___________
64
2.7.Планирование уроков Мировой художественной культуры __
81
Заключение ____________________________________________
125
Библиографический список _________________________________

Файлы: 1 файл

МХК.docx

— 732.99 Кб (Скачать файл)

Кратко охарактеризуем каждую из названных форм:

    • Классные уроки проходят в условиях учебной аудитории, класса.

Урокпредполагает наличие  нескольких необходимых частей: опрос  домашнего задания – ответ  – объяснение нового материала (лекция) – заключение – домашнее задание. Состав и порядок следования частей урока можно менять в зависимости от целей и задач занятия, от его темы, от места, которое занимает данной занятие в процессе изучения курса, от уровня активности учащихся их подготовленности к уроку и т.д.

Объяснение нового материала (лекционная часть) необходима как информационная и методологическая основа для самостоятельной деятельности учащихся. В лекции важно излагать ведущие идеи и понятия, раскрывая сущность художественной культуры. Поскольку содержание лекций охватывает большой по объему материал, учащимся важно помогать систематизировать информацию, получаемую на лекциях. Этой цели может служить опорный конспект. Необходимо на таких уроках и иллюстрирование - эмоциональная и познавательная составляющая лекции.

    • Самостоятельная часть – один из компонентов обучения. Основ

ная цель самостоятельной  работы – развитие способности к  самостоятельному восприятию и анализу  художественных явлений в их взаимосвязях, выявление личной позиции в сфере художественной культуры.

В самостоятельной части  учащиеся демонстрируют выполнение заданий, именно здесь закладываются  критерии деятельности учащихся, определяются эталоны оценки проделанной работы. Задача заключается в том, чтобы  шаг за шагом, на основе совместных усилий совершенствовать уровень выполнения заданий, мастерство и вкус учеников. В процессе выполнения разнообразных заданий учащимися приходится демонстрировать  поведенческие, речевые и другие навыки и умения.

Продуктивная часть -  третий компонент занятий МХК. Значение его в том, что в продуктивной части реализуются результаты деятельности учителя и учащихся. В ней они  демонстрируют выполнение зданий, предложенных в самостоятельной части занятия. Именно здесь закладываются критерии деятельности учащихся, определяются эталоны оценки проделанной работы. Задача заключается в том, чтобы шаг за шагом, на основе совместных усилий совершенствовать уровень выполнения заданий, мастерство и вкус учеников.

  • Внеклассные мероприятия     - еще одно обязательное звено в органи-

зации процесса обучения МХК. Это вполне свободная область  деятельности, которая  не может  оставаться вне поля зрения учителя, ибо именно в этой области учащиеся, как правило, приобретают собственный  опыт художественно – творческой деятельности. Важно, чтобы учащиеся накапливали опыт такой художественно – творческой и эстетической деятельности в самых разных областях:

  • литературной  (сочинять стихи, писать рассказы,   дать рецензию на чью – то художественную деятельность и т.п.);
  • изобразительной (рисовать, лепить, вырезать, рецензировать работы товарищей, составлять экспозиции выставок и т.п.);
  • музыкальной (организовывать музыкальные вечера и т.п. );
  • театральной, танцевальной и т.д.

Необходимым условием эффективности  занятий по МХК должна стать опора  на принцип активной личной вовлеченности  каждого в учебный процесс  и это нельзя путать с простым  повышением активности учеников на уроках.

Как контролировать процесс  освоения содержания курса МХК? Деятельность не может быть саморегулирующейся системой, если учащиеся не получат информации об эффективности проделанной работы, представления о ее результатах.

Процесс оценивания осуществляется в несколько этапов:

1 этап – самостоятельные  оценочные действия (ученикам предоставляется  право проставить оценки).

2 этап – оценка через  совместную деятельность  (например, в работе пар постоянного состава  и в работе динамических пар итог совместной деятельности фиксируется в тетрадях). Каждый член пары записывает в тетрадь другого развернутую оценку деятельности соседа по парте.

3 этап – коллективное  обсуждение проделанной работы.

4 этап – оценочную  деятельность совершает учитель.

Итоговый анализ и оценка имеют значение     не только для учащихся, но и для учителя, поскольку позволяет ему все более глубоко осуществлять диагностику знаний и умений, отношения к обучению учеников.

Педагог должен построить  изучение различных видов искусств таким образом, чтобы доминировали не научные категории, а чувства  и эмоции, учить важно не искусству, а искусством.

Важными являются такие качества личности учителя: призвание и многогранность проявляемых интересов, интуицию, педагогический такт, эмоциональную уравновешенность, эмпатию, толерантность, высокий уровень профессионализма, проявляющийся в знании своего предмета, а также комплекса социально – философских, психолого – педагогических и прикладных наук.

Эти составляющие педагогического  мастерства одинаково важны для  учителя любого профиля, в том  числе и художественно – эстетического. Педагогическое мастерство способствует выполнению требований к преподаванию конкретного учебного предмета.

 В области преподавания  предметов искусства среди таких  требований стоит выделить следующие:

- личностно – ориентированную  направленность преподавания;

- полипрофессиональный подход  к преподаванию;

- художественно – творческий  характер преподавания.

Выбор данных требований связан с той спецификой художественного  познания мира, которая характерна для всех предметов художественно – эстетического профиля и придает им статус предметов искусства. Вместе с тем учебный предмет “ Мировая художественная культура”, обладает и другим своеобразием – мировоззренческой направленностью, интегрированным характером, полихудожественностью, множеством подходов к содержанию предмета и его преподаванию. Рассмотрим перечисленные требования к преподаванию через призму такого своеобразия.

Личностно – ориентированная  направленность преподавания мировой  художественной культуры (как и других предметов искусств) связана с  целевыми установками образования  и социальными функциями искусства. Условно сгруппируем их парами:

- преобразовательная и  оценочная функция искусства  способствует развитию эмоционально  – ценностной сферы ученика;

- познавательная функция  искусства влияет на его интеллектуальную  сферу;

- коммуникативная оказывает  воздействие на социально –  культурное развитие.

Концептуальная линия, выдвинутая Л.М. Предтеченской, в основе личностно - ориентированного преподавания мировой художественной культуры лежит художественный способ познания окружающего мира. Такой способ познания предполагает эмоционально – нравственный отклик школьников на искусство и окружающую действительность на основе художественно – образного восприятия.

Полипрофессиональный подход к преподаванию заложен в полипредметной основе МХК. Преподавание этого предмета имеет широкие возможности в личностном развитии обучающихся, связанные с представленностью в нем разных видов искусств. Этому способствует и тот факт, что предмет “ Мировая художественная  культура”, имея полипредметную основу и включая в свое содержание объекты многих гуманитарных дисциплин, позволяет школьникам рассматривать знания о мире и человеке на качественно новом целостном уровне.

Исследования известных  педагогов, работающих в системе  базовой подготовки педагога художественного профиля, обращали внимание на полипрофессиональные функции их деятельности (О.А.Апраксина, Л.Г.Арчажникова, Л.А.Неменская, Т.В.Челышева), а значит, и на полипрофессиональный подход к преподаванию предмета МХК. Такое деление весьма условно. Оно необходимо, чтобы подчеркнуть многогранность профессиональных действий учителя, требующих от него предполагаемого эффекта по каждой из этих функций, но проявляющихся на практике целостно.

 С одной стороны,  преподавание МХК обусловлено  общепедагогическими функциями  учителя, реализующимися при решении воспитательных и обучающих задач. С другой — психологическими функциями, обеспечивающими многогранное развитие личности обучающегося и межличностное взаимодействие на уровне субъект-субъектного общения в триаде «автор — учитель — ученик». Данные функции реализуются, как известно, в процессе преподавания любого предмета искусства. Однако в МХК они окрашены специфическими функциями, отличающимися от предметов «Музыка», «Литература», «Изобразительное искусство». В «Мировой художественной культуре» более глубоко осуществляется искусствоведческое и культурологическое образование старшеклассников, которое имеет как обобщающий, так и конкретный характер. Выстраивается цепочка: исходная эпоха — художественное направление (течение) — авторская позиция — ее транслятор (исполнитель) — ее адресат (читатель, зритель, слушатель) — система эмоционально-интеллектуальных отношений, взглядов, позиций — социум и новая эпоха.

Существует некоторое  отличие творческой направленности преподавания МХК от других художественных дисциплин. В процессе преподавания музыки, литературы и изобразительного искусства активно осуществляется прикладное исполнительство учащихся, которое носит весьма конкретный характер (пение, рисование, художественное конструирование, танцы, чтение стихов и прозы и пр.). Преподавание МХК не исключает такого исполнительства, но предполагает еще художественное творчество старшеклассников в разных интегративных видах, таких как сочинительство, режиссура, актерское творчество, творчество сценариста и др.

Целесообразно рассматривать  художественно-творческий характер занятий  как одно из важных требований к преподаванию мировой художественной культуры, как существенный компонент специфической деятельности учителя. Такой характер обусловлен психологией искусства, его творческим потенциалом и педагогической организацией художественно-творческого процесса.

Художественно-творческий характер преподавания следует рассматривать  через три психологических свойства искусства: искусство как познание, искусство как катарсис, искусство  и жизнь.

Опираясь на исследования Л.С.Выготского, определим искусство  как «особый способ мышления», так  как «механизм психологических  процессов, соответствующих произведению искусства», заключается в том, что  «основой художественного переживания  становится образность, а общим его  характером делаются обычные свойства интеллектуального и познавательного процесса».

В связи с этим художественно-творческий характер преподавания МХК (как и  любого другого предмета искусства) проявляется прежде всего в эмоциональном отклике учеников на художественный образ, что мотивирует их на его осознание. Мыслительные процессы, интеллектуальные операции — это «как бы результат, следствие, вывод, последействие художественного произведения» [18,С.44]. Следовательно, художественно-творческий характер как одно из требований к преподаванию МХК выражается в том, что разное толкование произведений искусства есть результат разного их проживания, а это, в свою очередь, зависит от свойств конкретной личности.

Другой важной стороной художественно-творческого  характера преподавания МХК является «катарсис эстетической реакции», заключающийся, по мнению Л.С.Выготского, в превращении  аффектов, которые являются особенностью всякого искусства, «в их самосгорании, во взрывной реакции, приводящей к разряду тех эмоций, которые тут же были вызваны…». То есть при восприятии искусства, с одной стороны, у обучающегося возникают чувства, с другой — фантазии, которые основаны на аффектах и вызывают эстетическую реакцию. «На этом единстве чувства и фантазии и основано всякое искусство».

Произведение любого вида искусства, рассматриваемое в процессе преподавания МХК, «становится сильнейшим средством для наиболее целесообразных и важных разрядов нервной энергии». Это делает проживание произведения искусства моментом душевной разрядки (гр. кatharsis — очищение), которую испытывает обучающийся в процессе сопереживания, что и определяет его эмоционально-ценностное развитие.

Психологическим фактором в  художественно-творческом характере  преподавания МХК является то, что  искусство, совершая катарсис и вызывая  в человеке самые важные личные потрясения, осуществляет при этом социальное действие. По меткому выражению Л.С.Выготского, «искусство есть общественная техника  чувства, орудие общества, посредством  которого оно вовлекает в круг социальной жизни самые интимные и самые личные стороны нашего существа». То есть искусство есть механизм как личностного, так и общественного развития.

 

2.3.  Культурология  как основа образовательного  курса МХК

Информация о работе Мировая художественная культура в контексте культурологического образования