Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Января 2014 в 08:44, курсовая работа
Объектом исследования данной дипломной работы является “ Культурологическое образование”.
Предмет исследования: Мировая художественная культура в контексте культурологического образования.
Цель работы: дать анализ курса МХК в контексте культурологического образования.
Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд задач:
- рассмотреть образование как способ вхождения человека в мир науки и культуры;
- культурологическое образование как фактор социо – культурной компетентности;
- рассмотреть принцип интеграции как способ формирования культурной парадигмы, общую структуру интегрированного гуманитарного цикла;
Введение ____________________________________________3
Глава I.Интеграционные основы формирования культурных дисциплин
. Образование как способ вхождения человека в мир науки и культуры ________________________________________
9
1.2. Культурологическое образование как фактор формирование социо - культурной компетентности ___________________
14
1.3. Общая структура интегрированного гуманитарного цикла _
23
Глава II.
МХК в культурологическом образовании
2.1. Пути становления Мировой художественной культуры как учебного предмета _______________________________________
26
2.2. Значение предмета Мировая художественная культура в системе образования ______________________________________
32
2.3. Культурология как основа образовательного курса _______
44
2.4. Культурологическое образование как одно из приоритетных направлений в модернизации современной школы ____________
51
2.5 Культурологические принципы, методы построения программы МХК _________________________________________________
57
2.6. Программное обеспечение курса МХК в школе ___________
64
2.7.Планирование уроков Мировой художественной культуры __
81
Заключение ____________________________________________
125
Библиографический список _________________________________
Теоретически необходимость изучения культуры обосновал выдающийся советскийпсихолог Л. С. Выготский. Он ввел понятие “ культурного развития” , под которымпонимал последовательность стадий становления личности. Метафорически стадиикультурного развития конкретного ребенка могут быть соотнесены со стадиями развития человечества: “ филогенез-онтогенез”. Иными словами, согласно теории культурногоразвития Л. С. Выготского, в качестве примера: ребенок до трех лет не выделяет себя изокружающей среды. Его сознание, так же как и сознание первобытного человека, характеризуется синкретичностью. На основании этого процесс обучения и воспитания долженвыстраиваться соответствующим образом с применением специальных методик, соответствующих уровню не только физиологического, но и интеллектуального развития ребенка.
Процесс такого образования можно назвать фактором культурного развития. Л. С. Выготский подкрепил свою гипотезу множеством исследований, а также разработкой методики развивающего обучения, пользующейся успехом и по сей день и считающейся одной из самых эффективных в школьном образовании. Художественных и естественнонаучных дисциплин, обеспечивающих формирование знаний, умений, навыков, опыта решения творческих задач, эмоционально-ценностного отношения к явлениям культуры .
В последние годы были разработаны
принципы и созданы модели культурологического
образования представителями
На первомэтапе, соответствующем начальной школе, ребенок осваивает “ ближайшие” явления культуры, т. е. свою этническую культуру: язык, фольклор, обычаи, нормы, ценности и т. д.
На следующем этапе – т. е. уже в основной школе – содержание образования выходит на уровень культуры национальной, расширяя границы понимания явлений культуры.
Последний этап– это старшая школа, в которой учащиеся готовы к более высокому уровню обобщения, выходят на изучение мировой культуры и включение предыдущих уровней в общекультурный контекст. Разработки В. С. Библера, А. П. Валицкой,Е. А. Ямбурга, С. Н. Токарева, А. Я. Флиера и др. культурологов образования лежат в русле общего направления развития образования, в частности компетентностного подхода. За создание определения компетентностного подхода взялись создатели таких основополагающих документов, как авторы “ Стратегия модернизации содержания общего образования” и “ Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года”. Но суть их определения компетентностного подхода в образовании сводится не к толкованию содержания понятия, а к описанию результата применения компетентного подхода на практике, а именно: “ основным результатом… должна стать не система знаний, умений и навыков сфере, а другие – к эмоциональной… эти компоненты могут заменять друг друга в качестве составляющих эффективного поведения” . Сразу необходимо отметить, что вслед за Дж. Равеном разделяем понятия “ компетентность” и “ компетенция”, понимая под вторым элемент, составную часть первого. В отечественной науке проблемами компетентностей/компетенций занимались такие ученые, как В. И. Байденко, Г. Э. Белицкая, Л. И. Берестова, И. А. Зимняя и др. Определение компетентности есть в работах И. А. Зимней. Она определяет компетентность как “ основывающуюся на знаниях, интеллектуально- и личностно-обусловленную социально-профессиональную жизнедеятельность человека”[36,C.16 ]. И. А. Зимняя выделяет три группы компетентностей: 1) относящиеся к самому себе как к личности и субъекту жизнедеятельности; 2) относящиеся к взаимодействию человека с другими людьми; 3) относящиеся к деятельности человека, проявляющиеся во всех ее типах и формах .
А. В. Хуторской в свою
очередь несколько иначе
1) ключевые (относящиеся к общему, метапредметному содержанию);
2) общепредметные (относящиеся к определенному кругу учебных предметов и образовательных областей);
3)предметные (частные по отношению к двум предыдущим) .
Более того, в ряду ключевых
он указывает на такие как: 1)ценностно-смысловая;2)
общекультурная; 3) коммуникативная . И.
А. Зимняя делает акцент на так называемых
социальных компетентностях (несколько
абсолютизируя понятие “
Например, британский психолог Дж. Равен , детально проанализировавший понятия компетентности и компетенции, полагал, что компетентность “ состоит из большого числа компонентов, многие из которых относительно независимы друг от друга… “[76, С.20], некоторые компоненты относятся скорее к когнитивно коммуникативная, информационная и др.);2) базовые (отражают профессиональную специфику деятельности); 3) специальные(особенности узкой предметной области) . Авторами “ Стратегии модернизации…” понятие компетенции в сфере образования определено следующим образом: “ 1) образовательная компетентность шире понятия знания, или умения, или навыка; 2) образовательная компетентность объединяет в себе интеллектуальную и навыковую составляющую образования; 3) в этом понятии заложена идеология интерпретации содержанияобразования, формируемого “ от результата; 4) ключевая образовательная компетентность обладает интегративной природой, ибо она вбирает в себя ряд однородных или близко-родственных умений и знаний, относящихся к широким сферам культуры и деятельности” .
В “ Стратегии модернизации…”
выделены пять ключевых
1) основные ценности и
достижения национальной и
2) фундаментальные научные идеи и факты, определяющие
общие мировоззренческие позиции человека;
3) научные факты и идеи,
обеспечивающие условия для
4) обладать способностями
“ осуществлять сложные
Например, в Государственном образовательном стандарте по русскому и иностранному языкам социокультурная компетенция входит в состав коммуникативной компетенции и определяется как “ увеличение объема знаний о социокультурной специфике страны/стран изучаемого языка, совершенствование умений строить свое речевое и неречевое поведение адекватно этой специфике, формирование умений выделять общее и специфическое в культуре родной страны и страны изучаемого языка” . Социокультурная компетенция в этом ключе рассматривалась такими учеными, как Е. И. Воробьева, Т. Н. Астафурова, М. А. Богатырева, С. М. Осиянова и др. К примеру, Пушкова М.П. указывает: “Сущность социокультурной компетенции состоит в ценностном отношении к общечеловеческой и национальной культуре, стремлении к диалогическому общению с другими народами и культурами”.
Однако все эти исследования
относятся к области
Проведенные культурологические
и социально-
Кроме того, как указывали
авторы “ Стратегии модернизации
содержания общего образования…” , факторов
формирования социокультурной
1) поставленных перед
образованием задач
• “ Концепцией модернизации….”:
образование должно “стать важнейшим
факторомгуманизации
• образовательным стандартом, согласно которому учащиеся должны освоить “основные ценности и достижения национальной и мировой культуры; фундаментальные научные идеи и факты, определяющие общие мировоззренческие позиции человека; научныефакты и идеи, обеспечивающие условия для социализации, интеллектуального и общекультурного развития обучающихся, формирования их социальной и функциональнойграмотности” ;
• “Стратегией модернизации содержания общего образования”, по которому учащиесядолжны обладать способностями “ осуществлять сложные культуросообразные видыдействия”;
2) активизации роли
3) целью и задачами
культурологического
1.3. Общая структура
интегрированного
Современная система школьного образования находится в стадии реформирования как структуры школы, так и содержания преподавания. Серьезным достижением сегодняшней школы можно считать вариативность и альтернативность образования, возможность дифференцированного подхода к формированию образовательных стандартов и областей, современных увлечениях всевозможными новациями в области форм, методов и технологий, то в основном все они основаны на традиционной методике, основами которой являются такие принципы, как урочная система, коллективно-коммуникативная деятельность на уроке, 5-балльная система оценок, позиция «учитель – ученик».
Интеграция предметов
социально-гуманитарного цикла
В.А. Доманский в своей монографии «Культурологические основы изучения литературы в школе» пишет: «Возникновение интеграции – результат высокого уровня реализации межпредметных связей, предполагающих не просто контакты, коммуникации предметов чаще всего в какой-либо одной области знаний, а установление связи глубинной, поскольку она основывается на общих для нескольких предметов научных идеях, концепциях, дающих целостное представление о человеке, мире, культуре».
Информация о работе Мировая художественная культура в контексте культурологического образования