Мировая художественная культура в контексте культурологического образования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Января 2014 в 08:44, курсовая работа

Описание работы

Объектом исследования данной дипломной работы является “ Культурологическое образование”.
Предмет исследования: Мировая художественная культура в контексте культурологического образования.
Цель работы: дать анализ курса МХК в контексте культурологического образования.


Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд задач:
- рассмотреть образование как способ вхождения человека в мир науки и культуры;
- культурологическое образование как фактор социо – культурной компетентности;
- рассмотреть принцип интеграции как способ формирования культурной парадигмы, общую структуру интегрированного гуманитарного цикла;

Содержание работы

Введение ____________________________________________3
Глава I.Интеграционные основы формирования культурных дисциплин

. Образование как способ вхождения человека в мир науки и культуры ________________________________________

9
1.2. Культурологическое образование как фактор формирование социо - культурной компетентности ___________________

14
1.3. Общая структура интегрированного гуманитарного цикла _
23
Глава II.
МХК в культурологическом образовании

2.1. Пути становления Мировой художественной культуры как учебного предмета _______________________________________

26
2.2. Значение предмета Мировая художественная культура в системе образования ______________________________________

32
2.3. Культурология как основа образовательного курса _______
44
2.4. Культурологическое образование как одно из приоритетных направлений в модернизации современной школы ____________

51
2.5 Культурологические принципы, методы построения программы МХК _________________________________________________

57
2.6. Программное обеспечение курса МХК в школе ___________
64
2.7.Планирование уроков Мировой художественной культуры __
81
Заключение ____________________________________________
125
Библиографический список _________________________________

Файлы: 1 файл

МХК.docx

— 732.99 Кб (Скачать файл)

Начиная еще с античных времен, философы ставили и обсуждали  вопросы, связанные с изучением  культуры: об особенностях человеческого  образа жизни по сравнению с образом  жизни животных, о развитии знаний и искусств, о различии между обычаями и поведением людей в цивилизованном обществе и в «варварских» племенах. Древнегреческие мыслители не пользовались термином культура, но придавали близкий к нему смысл греческому слову пайдейя (воспитание, образование, просвещение). В средние века культуру рассматривали, главным образом, под именем религии. Эпоха Возрождения ознаменовалась разделением культуры на религиозную и светскую, осмыслением гуманистического содержания культуры и в особенности искусства. Но только в XVIII в.  веке Просвещения - понятие культуры вошло в язык науки и привлекло внимание исследователей как обозначение одной из важнейших сфер человеческого бытия.

В XIX в. постепенно стала осознаваться необходимость разработки науки  о культуре как особой научной дисциплины. Английский антрополог и этнограф Э. Тейлор первую главу своей книги «Первобытная культура» (1871) озаглавливает: «Наука о культуре»; в начале XX в. немецкий философ Г. Риккерт публикует книгу под названием «Науки о природе и науки о культуре», а немецкий ученый и философ В. Освальд в книге «Система наук» предлагает для обозначения учения о культуре слово «культурология».

Культурология стала  фундаментальной  наукой и учебной дисциплины, которая  стала одним из базовых предметов гуманитарного образования. Формирование и развитие культурологии выражает общую тенденцию интеграции научного знания о культуре. Она возникает на стыке истории, философии, социологии, психологии, антропологии, этнологии, этнографии, искусствоведения, науковедения, семиотики, лингвистики, информатики, синтезируя и систематизируя под единым углом зрения данные этих наук.

Интенсивный рост разнообразных  культурологических исследований во второй половине XX и начале XXI вв. привел к  дифференциации знаний о культуре и  выделению нескольких взаимосвязанных  отраслей.

В широком смысле культурология  ныне трактуется как комплексная  гуманитарная наука или, лучше сказать, как комплекс наук, который охватывает всю совокупность знаний о культуре и включает в себя:

1) философию культуры;

2) теорию культуры;

3) историю культуры;

4) культурную антропологию;

5) социологию культуры;

6) прикладную культурологию;

7) историю культурологических  учений.

В узком смысле под культурологией понимается общая теория культуры, на основе которой развиваются культурологические дисциплины, изучающие отдельные формы культуры,  такие как искусство, наука, нравственность, право и пр. Культура  чрезвычайно сложный и многогранный объект изучения. Ее различные стороны и феномены не поддаются четкому обособлению друг от друга. Поэтому границы между отдельными науками о культуре в составе культурологического знания не являются жесткими, строго очерченными. Тем не менее, можно очертить специфику названных выше культурологических дисциплин и их отношение к культурологии как общей теории культуры.

Срастаясь с различными сферами  материального и духовного производства, политической и идеологической жизни общества, наука превратилась в непосредственную производительную силу, в важнейший компонент научно-технического прогресса. Поэтому становление в XX веке новой науки - культурологии - процесс объективный, отражающий расширение и углубление познавательных интересов и возможностей человечества, это адекватный ответ разума и когнитивной интуиции человека на вызов стремительно меняющейся вследствие постоянно увеличивающегося объема информационной картины мира.

Среди новых, формировавшихся  в XX в. наук - культурология (от лат. cultura - возделывание и греч. logos - учение) - гуманитарная дисциплина, изучающая  культуру как целостный феномен, многообразие культур, их взаимодействие, типы культурного творчества, структуру и функции культуры, закономерности социальной жизни и формы выражения в культуре человеческого бытия.

Культурология формируется  на стыке социального и гуманитарного  знания. И носит интегративный  характер, то есть представляет собой  особое структурно-системное пространство, вовлекающее в свою орбиту достижения других наук. Полное знание о культуре возникает на пересечении антропологического, гуманитарного и социологического знания. И линия этого пересечения - человек, его потребности и деятельность. Принципиально, что интеграционный подход имеет те преимущества, что интегрируя разные науки, он способен создать условия для появления новых знаний, что особенно важно для статуса культурологии как самостоятельной науки.

Культурология учит распознавать мысль эпох и поколений, запечатленную  в артефактах, символических и знаковых системах, социально-экономическом устройстве каждой культурно-исторической эпохи, созданных совокупным человеческим опытом, любым проявлением творческой активности человека.

Основные задачи культурологии:

  1. глубокое, полное и целостное объяснение культуры, ее сущности и содержания, признаков и функций;
  2. изучение генезиса культуры, а также отдельных явлений и процессов в культуре;
  3. определение места и роли человека в культурных процессах;
  4. разработка категориального аппарата, методов и средств изучения культура;
  5. взаимодействие с другими науками, изучающими культуру;
  6. исследование развития различных культур, выделение связей между элементами культуры;
  7. исследование типологии культур и лежащих в их основе норм, ценностей и символов;
  8. исследование проблем социокультурной динамики.

По специфическим целям  исследования, предметным областям и  уровням познания и обобщения  выделяются определенные элементы культурологии как системы знаний. В рамках фундаментальной (теоретической) культурологии среди элементов нужно отметить следующие:

  1. Культурология, выделяясь из философии и опираясь на достижения

конкретных наук, сохраняла  потребность в обосновании собственного предмета познания, что и брала  на себя философия культуры. Как  бы ни рассматривалась сама философия, философия культуры является основой  культурологи как относительно самостоятельной  научной дисциплины и обеспечивает выбор ее познавательных ориентиров, дает возможность различной трактовки природы культуры. Философия культуры ( культурофилософия) выступает как общая теория культуры, следующая культуру через ее наиболее существенные и общие черты. Она вычленяет сущность культуры, ее отличия от природы, изучает структуру, функции, роли культуры, ее ведущие тенденции. Философия культуры занята поиском смыслов, определяющих характер бытия человека.

Если философия культуры нацелена на ее понимание как целого ( всеобщего), то культурология рассматривает в ее конкретных формах ( особенно), с опорой на определенный материал. Таким образом, в культурологи как научной дисциплине по сравнению с философией культуры смещены на объяснение конкретных форм с помощью теорий, основанных на антропологической фактологии, а философия выполняет теоретическую функцию, определяет общие познавательные ориентации культурологических исследований.

  1. Этот подход характерен для истории культуры. Ее факты и ценности 

дают материал для описания и объяснения конкретных исторических особенностей развития культуры, причем являясь разделом культурологи, она  призвана не просто фиксировать эти  особенности, но обеспечивать выявление архетипов современной культуры и понимание ее как итога исторического развития.

Культурология изучает историческое поле фактов культуры, вклю-

чая и прошлое, и настоящее. Поэтому вторым элементом фундаментальной  культурологии является историческая культурология, изучающая конкретные исторические типы культур, их события и достижения, макродинамику порождения и функционирования “ социальных конвенций” коллективной жизнедеятельности людей, а также культурно – историческую типологию сообществ.

  1. Важнейшим элементом культурологии как системы знаний является

культурная антропология, изучающая конкретные ценности, традиции, формы связи, результаты культурной деятельности в их динамике, механизмы  трансляции культурных навыков от человека к человеку. Историческое развитие представлений о культуре само по себе не “ подводит”к культурологи, это делает культурная антропология на основе сравнительного исследования культур и сообществ, возникновения норм, запретов, табу, процессов инкультурации, становления мироощущения и мировоззрения человека.

  1. Иногда выделяют и социальную антропологию, которая исследует

становление человека как  социального существа, а также  основные структуры и институты, способствующие процессу социализации человека.

  1. Социология культуры характеризует общественные закономерности

развития культуры, формы  их проявления в социуме на основе эмперического исследования культуры – социальных групп как носителей.

  1. Самостоятельным элементом может быть психология культуры,

изучающая индивидуальные особенности  отношения личности к культуре, своеобразие  духовного поведения человека, культурно  – исторические личности.

  1. Филологическая культурология изучает национальные культуры че

рез особенности языка  культуры.

  1. Широкое распространение получило структурно – семиотическое на

правление в культурологи, основой которого являются методы лингвистического анализа.

Кроме фундаментальной, выделяют и так называемую прикладную культурологию, ориентированную на использование  фундаментальных знаний о культуре в целях прогнозирования, проектирования и регулирования актуальных культурных процессов, на разработку специальных технологий трансляции культурного опыта и механизмов достижения соответствующего культурным нормам уровня развития форм социальной практики.

Объектом исследования культурологии  является мир искусственных порядков ( вещей, технологий деятельности, форм социальной организации, знаний, понятий, символов, языков, коммуникаций и т.д. )

Предметом культурологии  являются онтология культуры (многообразие ракурсов познания); гносеология культуры ( основания культурологического знания, его структура и методология); морфология культуры; культурная семантика ( представления о символах, знаках, языках культуры); социология культуры; социальная и историческая динамика культуры; прикладные аспекты культурологии.

К числу наиболее традиционных методов принадлежит диахронический метод, позволяющий исследовать культурные процессы и явления в хронологической последовательности их появления и протяжении определенного времени их развития. Он позволяет не только изложить культурные явления, но и сопоставит, проанализировать, оценить их

Более широкие возможности  в этом смысле представляет сравнительно - исторический метод. Его суть состоит  в том, что он позволяет сравнивать в историческом разрезе многие явления  культурного комплекса, проникать  в их сущность

В культурологии широко используется также структурно – функциональный метод. Его суть заключается в разложении изучаемого объекта культуры на составные части и выявлении внутренней связи, обусловленности между ними. Системный подход разрешает задачи, связанные с большей обобщающей способностью видеть за конкретными явлениями культуры ее глубинные смыслы.

Широко используется эмпирический метод. В его рамках применяются  традиционные полевые астрологические методы – описание, классификация, наблюдение, интервью.

В основе каждого культурного  явления, каждого произведения искусства  лежат воззрения человека на мир, уникальные, неповторимые в каждой культуре. Комплекс мировоззренческих  понятий составляет как называемую модель мира или картину мира. Только понимая структуру этой модели, а также сходства и различия в разных моделях, можно глубоко осмыслить содержание и особенности различных традиций и произведений искусства.

Изучение картины мира является предметом исследования культурологии. Картина мира - это полуосознанное представление об окружающем мире, способах, целях и смысле взаимодействия человека и мира, зафиксированное в конкретных произведениях культуры. Картина мира включает в себя представления о личности и ее отношении к обществу, о свободе и равенстве, о чести, о добре и зле, о праве и труде, о семье и сексуальных отношениях, о ходе истории и ценности времени, о соотношении нового и старого, о смерти и душе. Картина мира передается из поколения в поколение, изменяется в ходе эволюции общества, неисчерпаема по содержанию; она служит основой поведения человека.

 

2.4. Культурологическое  образование как одно из приоритетных

 направлений  в модернизации современной школы.

Культурологическое образование  является одним из приоритетных направлений  в модернизации современной школы.

Нормативное обоснование  этого процесса дается в федеральном  законе "Об образовании", "Федеральной программе развития образования", "Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года". Эта стратегическая задача проявляется и в задачах широкомасштабного эксперимента по совершенствованию структуры и содержания общего образования.

Информация о работе Мировая художественная культура в контексте культурологического образования