Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Января 2014 в 08:44, курсовая работа
Объектом исследования данной дипломной работы является “ Культурологическое образование”.
Предмет исследования: Мировая художественная культура в контексте культурологического образования.
Цель работы: дать анализ курса МХК в контексте культурологического образования.
Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд задач:
- рассмотреть образование как способ вхождения человека в мир науки и культуры;
- культурологическое образование как фактор социо – культурной компетентности;
- рассмотреть принцип интеграции как способ формирования культурной парадигмы, общую структуру интегрированного гуманитарного цикла;
Введение ____________________________________________3
Глава I.Интеграционные основы формирования культурных дисциплин
. Образование как способ вхождения человека в мир науки и культуры ________________________________________
9
1.2. Культурологическое образование как фактор формирование социо - культурной компетентности ___________________
14
1.3. Общая структура интегрированного гуманитарного цикла _
23
Глава II.
МХК в культурологическом образовании
2.1. Пути становления Мировой художественной культуры как учебного предмета _______________________________________
26
2.2. Значение предмета Мировая художественная культура в системе образования ______________________________________
32
2.3. Культурология как основа образовательного курса _______
44
2.4. Культурологическое образование как одно из приоритетных направлений в модернизации современной школы ____________
51
2.5 Культурологические принципы, методы построения программы МХК _________________________________________________
57
2.6. Программное обеспечение курса МХК в школе ___________
64
2.7.Планирование уроков Мировой художественной культуры __
81
Заключение ____________________________________________
125
Библиографический список _________________________________
Начиная еще с античных времен, философы ставили и обсуждали вопросы, связанные с изучением культуры: об особенностях человеческого образа жизни по сравнению с образом жизни животных, о развитии знаний и искусств, о различии между обычаями и поведением людей в цивилизованном обществе и в «варварских» племенах. Древнегреческие мыслители не пользовались термином культура, но придавали близкий к нему смысл греческому слову пайдейя (воспитание, образование, просвещение). В средние века культуру рассматривали, главным образом, под именем религии. Эпоха Возрождения ознаменовалась разделением культуры на религиозную и светскую, осмыслением гуманистического содержания культуры и в особенности искусства. Но только в XVIII в. веке Просвещения - понятие культуры вошло в язык науки и привлекло внимание исследователей как обозначение одной из важнейших сфер человеческого бытия.
В XIX в. постепенно стала осознаваться необходимость разработки науки о культуре как особой научной дисциплины. Английский антрополог и этнограф Э. Тейлор первую главу своей книги «Первобытная культура» (1871) озаглавливает: «Наука о культуре»; в начале XX в. немецкий философ Г. Риккерт публикует книгу под названием «Науки о природе и науки о культуре», а немецкий ученый и философ В. Освальд в книге «Система наук» предлагает для обозначения учения о культуре слово «культурология».
Культурология стала фундаментальной наукой и учебной дисциплины, которая стала одним из базовых предметов гуманитарного образования. Формирование и развитие культурологии выражает общую тенденцию интеграции научного знания о культуре. Она возникает на стыке истории, философии, социологии, психологии, антропологии, этнологии, этнографии, искусствоведения, науковедения, семиотики, лингвистики, информатики, синтезируя и систематизируя под единым углом зрения данные этих наук.
Интенсивный рост разнообразных культурологических исследований во второй половине XX и начале XXI вв. привел к дифференциации знаний о культуре и выделению нескольких взаимосвязанных отраслей.
В широком смысле культурология ныне трактуется как комплексная гуманитарная наука или, лучше сказать, как комплекс наук, который охватывает всю совокупность знаний о культуре и включает в себя:
1) философию культуры;
2) теорию культуры;
3) историю культуры;
4) культурную антропологию;
5) социологию культуры;
6) прикладную культурологию;
7) историю культурологических учений.
В узком смысле под культурологией понимается общая теория культуры, на основе которой развиваются культурологические дисциплины, изучающие отдельные формы культуры, такие как искусство, наука, нравственность, право и пр. Культура чрезвычайно сложный и многогранный объект изучения. Ее различные стороны и феномены не поддаются четкому обособлению друг от друга. Поэтому границы между отдельными науками о культуре в составе культурологического знания не являются жесткими, строго очерченными. Тем не менее, можно очертить специфику названных выше культурологических дисциплин и их отношение к культурологии как общей теории культуры.
Срастаясь с различными сферами
материального и духовного
Среди новых, формировавшихся в XX в. наук - культурология (от лат. cultura - возделывание и греч. logos - учение) - гуманитарная дисциплина, изучающая культуру как целостный феномен, многообразие культур, их взаимодействие, типы культурного творчества, структуру и функции культуры, закономерности социальной жизни и формы выражения в культуре человеческого бытия.
Культурология формируется
на стыке социального и
Культурология учит распознавать мысль эпох и поколений, запечатленную в артефактах, символических и знаковых системах, социально-экономическом устройстве каждой культурно-исторической эпохи, созданных совокупным человеческим опытом, любым проявлением творческой активности человека.
Основные задачи культурологии:
По специфическим целям исследования, предметным областям и уровням познания и обобщения выделяются определенные элементы культурологии как системы знаний. В рамках фундаментальной (теоретической) культурологии среди элементов нужно отметить следующие:
конкретных наук, сохраняла
потребность в обосновании
Если философия культуры нацелена на ее понимание как целого ( всеобщего), то культурология рассматривает в ее конкретных формах ( особенно), с опорой на определенный материал. Таким образом, в культурологи как научной дисциплине по сравнению с философией культуры смещены на объяснение конкретных форм с помощью теорий, основанных на антропологической фактологии, а философия выполняет теоретическую функцию, определяет общие познавательные ориентации культурологических исследований.
дают материал для описания и объяснения конкретных исторических особенностей развития культуры, причем являясь разделом культурологи, она призвана не просто фиксировать эти особенности, но обеспечивать выявление архетипов современной культуры и понимание ее как итога исторического развития.
Культурология изучает историческое поле фактов культуры, вклю-
чая и прошлое, и настоящее. Поэтому вторым элементом фундаментальной культурологии является историческая культурология, изучающая конкретные исторические типы культур, их события и достижения, макродинамику порождения и функционирования “ социальных конвенций” коллективной жизнедеятельности людей, а также культурно – историческую типологию сообществ.
культурная антропология, изучающая конкретные ценности, традиции, формы связи, результаты культурной деятельности в их динамике, механизмы трансляции культурных навыков от человека к человеку. Историческое развитие представлений о культуре само по себе не “ подводит”к культурологи, это делает культурная антропология на основе сравнительного исследования культур и сообществ, возникновения норм, запретов, табу, процессов инкультурации, становления мироощущения и мировоззрения человека.
становление человека как социального существа, а также основные структуры и институты, способствующие процессу социализации человека.
развития культуры, формы их проявления в социуме на основе эмперического исследования культуры – социальных групп как носителей.
изучающая индивидуальные особенности отношения личности к культуре, своеобразие духовного поведения человека, культурно – исторические личности.
рез особенности языка культуры.
правление в культурологи, основой которого являются методы лингвистического анализа.
Кроме фундаментальной, выделяют и так называемую прикладную культурологию, ориентированную на использование фундаментальных знаний о культуре в целях прогнозирования, проектирования и регулирования актуальных культурных процессов, на разработку специальных технологий трансляции культурного опыта и механизмов достижения соответствующего культурным нормам уровня развития форм социальной практики.
Объектом исследования культурологии является мир искусственных порядков ( вещей, технологий деятельности, форм социальной организации, знаний, понятий, символов, языков, коммуникаций и т.д. )
Предметом культурологии являются онтология культуры (многообразие ракурсов познания); гносеология культуры ( основания культурологического знания, его структура и методология); морфология культуры; культурная семантика ( представления о символах, знаках, языках культуры); социология культуры; социальная и историческая динамика культуры; прикладные аспекты культурологии.
К числу наиболее традиционных
методов принадлежит
Более широкие возможности в этом смысле представляет сравнительно - исторический метод. Его суть состоит в том, что он позволяет сравнивать в историческом разрезе многие явления культурного комплекса, проникать в их сущность
В культурологии широко используется также структурно – функциональный метод. Его суть заключается в разложении изучаемого объекта культуры на составные части и выявлении внутренней связи, обусловленности между ними. Системный подход разрешает задачи, связанные с большей обобщающей способностью видеть за конкретными явлениями культуры ее глубинные смыслы.
Широко используется эмпирический метод. В его рамках применяются традиционные полевые астрологические методы – описание, классификация, наблюдение, интервью.
В основе каждого культурного явления, каждого произведения искусства лежат воззрения человека на мир, уникальные, неповторимые в каждой культуре. Комплекс мировоззренческих понятий составляет как называемую модель мира или картину мира. Только понимая структуру этой модели, а также сходства и различия в разных моделях, можно глубоко осмыслить содержание и особенности различных традиций и произведений искусства.
Изучение картины мира является предметом исследования культурологии. Картина мира - это полуосознанное представление об окружающем мире, способах, целях и смысле взаимодействия человека и мира, зафиксированное в конкретных произведениях культуры. Картина мира включает в себя представления о личности и ее отношении к обществу, о свободе и равенстве, о чести, о добре и зле, о праве и труде, о семье и сексуальных отношениях, о ходе истории и ценности времени, о соотношении нового и старого, о смерти и душе. Картина мира передается из поколения в поколение, изменяется в ходе эволюции общества, неисчерпаема по содержанию; она служит основой поведения человека.
2.4. Культурологическое
образование как одно из
направлений
в модернизации современной
Культурологическое
Нормативное обоснование этого процесса дается в федеральном законе "Об образовании", "Федеральной программе развития образования", "Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года". Эта стратегическая задача проявляется и в задачах широкомасштабного эксперимента по совершенствованию структуры и содержания общего образования.
Информация о работе Мировая художественная культура в контексте культурологического образования