Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Января 2014 в 08:44, курсовая работа
Объектом исследования данной дипломной работы является “ Культурологическое образование”.
Предмет исследования: Мировая художественная культура в контексте культурологического образования.
Цель работы: дать анализ курса МХК в контексте культурологического образования.
Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд задач:
- рассмотреть образование как способ вхождения человека в мир науки и культуры;
- культурологическое образование как фактор социо – культурной компетентности;
- рассмотреть принцип интеграции как способ формирования культурной парадигмы, общую структуру интегрированного гуманитарного цикла;
Введение ____________________________________________3
Глава I.Интеграционные основы формирования культурных дисциплин
. Образование как способ вхождения человека в мир науки и культуры ________________________________________
9
1.2. Культурологическое образование как фактор формирование социо - культурной компетентности ___________________
14
1.3. Общая структура интегрированного гуманитарного цикла _
23
Глава II.
МХК в культурологическом образовании
2.1. Пути становления Мировой художественной культуры как учебного предмета _______________________________________
26
2.2. Значение предмета Мировая художественная культура в системе образования ______________________________________
32
2.3. Культурология как основа образовательного курса _______
44
2.4. Культурологическое образование как одно из приоритетных направлений в модернизации современной школы ____________
51
2.5 Культурологические принципы, методы построения программы МХК _________________________________________________
57
2.6. Программное обеспечение курса МХК в школе ___________
64
2.7.Планирование уроков Мировой художественной культуры __
81
Заключение ____________________________________________
125
Библиографический список _________________________________
Основой для вузовского курса может стать интеграция менталитетного, искусствоведческого, форсологического подходов к содержанию. Их сочетание придает системный и теоретический характер учебному пособию.
Другим фактором, определяющим интеграцию в содержании курса по мировой художественной культуре, является особенность культурных процессов исторической эпохи. Например, средневековую художественную культуру лучше всего изучать с точки зрения менталитета, эпоху Ренессанса на основе форсологического и аксиологического подходов. Большинство действующих и предлагаемых программ курса “Мировая художественная культура” для средней школы составлено именно с учетом этого фактора. Характерно для большинства них рассмотрение художественной культуры эпохи Возрождения путем сочетания аксиологического и искусствоведческого подходов. Этот вариант диктуется содержанием эпохи Возрождения, когда происходил процесс индивидуализации в художественной культуре, в отличие от средневековых коллективных форм. Затем художественная культура XVII-XX веков по инерции рассматривается с тех же позиций, а материал становится все обширнее и требует большей степени обобщения. В результате культура XVII-XX веков представляет собой перечисление персоналий и достижений в лучших традициях советских учебников по истории для средней школы, то есть содержание теряет в качестве.
Таким образом, интеграция научных подходов к содержанию курса по мировой художественной культуре представляет большую проблему и требует учета как уровня развития сознания субъекта образования, особенностей развития мировой художественной культуры в ту или иную историческую эпоху, так и сочетаемости разнообразных подходов в единой системе.
2.2. Значение предмета
Мировая художественная
в системе образования
Мировая художественная культура – предмет, рассматривающий общие закономерности развития художественной культуры, составляющие ее различные виды искусства в их взаимосвязях, жизненные корни искусства, его активную роль в жизни людей.
Цель предмета – силой воздействия различных искусств в их комплексе сформировать духовный мир школьника, его нравственность, эстетическую восприимчивость.
Задачи преподавания мировой художественной культуры состоят в том, чтобы, создавая условия для живого общения учащихся с произведениями мирового искусства на уроке, внеклассных занятиях и во внешкольной жизни:
- обогащать их духовный мир, воспитывать чувства и вооружать их опытом поколений;
- развивать у них понимание
искусства, способность быть
– дать сумму знаний по предмету, помогающих раскрыть перед учащимися наиболее важные закономерность сложного процесса развития мировой художественной культуры, распознать особенности образного языка искусств;
- воспитывать у школьника
любовь к искусству,
- пробуждать активное
стремление утверждать красоту
человеческих отношений в
- развивать у школьников
воображение и творческие
- формировать у учащихся
мировоззрение, умение
Образовательные цели и задачи курса:
Воспитательные цели и задачи курса:
- помочь школьнику выработать
прочную и устойчивую
- способствовать воспитанию
художественного вкуса,
- подготовить компетентного
читателя, зрителя и слушателя,
готового к заинтересованному
диалогу с произведением
- развитие способностей к художественному творчеству, самостоятельной практической деятельности в конкретных видах искусства;
- создание оптимальных
условий для живого, эмоционального
общения школьников с
Развитие творческих способностей школьников реализуется в проектных, поисково - исследовательских, индивидуальных, групповых и консультативных видах учебной деятельности. Эта работа осуществляется на основе конкретно – чувственного восприятия произведения искусства, развития способностей к отбору и анализу информации, использования новейших компьютерных технологий. К наиболее приоритетным следует отнести концертно – исполнительскую, сценическую, выставочную, игровую и краеведческую деятельность учащихся. Защита творческих проектов, написание рефератов, участие в научно – практических конференциях, конкурсах и экскурсиях призваны обеспечить оптимальное решение проблемы развития творческих способностей учащихся, а также подготовить их осознанному выбору будущей профессии.
Основные дидактические
принципы. Программа предусматривает
изучение МХК на основе единых подходов,
исторически сложившихся и
Принцип непрерывности и преемственности предполагает изучение МХК на протяжении всех лет обучения в школе. Избранные исторический и тематический подходы к изучению курса обеспечивают осуществление преемственности на каждом из этапов материалов, близкий в историческом или тематическом плане, раскрывается и обобщается на качественно новом уровне с учетом ранее изученного. Например, если античная мифология в 5 классе изучается в нравственно – эстетическом аспекте, то в 10 (11)классе античность осознается как уникальная культурно – историческая эпоха, колыбель человеческой цивилизации.
Принцип интеграции. Курс МХК интегративен по своей сути, так как рассматривается в общей системе предметов гуманитарно – эстетического цикла. Во – первых, программа раскрывает родство различных видов искусства, объединенных ключевым понятием художественного образа. Во – вторых, в ней особо подчеркнуты практическая направленность предмета МХК, прослеживается его связь с реальной жизнью.
Принцип вариативности. Изучение МХК – процесс исключительно избирательный. Он предусматривает возможность реализации на основе различных методических подходов с учетом конкретных задач и профильной направленности класса. Вот почему в программе предусмотрено неотъемлемое право учителя вносить изменения в распределение часов на изучение отдельных тем ( сокращать или увеличивать их количество), выделять крупные тематические блоки, намечать последовательность их изучения. Вместе с тем любой выбор и методическое решение, сделанное учителем, должно соотноситься с образовательным эффектом, не разрушать логики и общей образовательной концепции программы. Максимальный объем тематических разворотов (особенно в старших классах) обусловлен не только увеличением количества часов, но и возможностью выбора.
Принцип дифференциации и
индивидуализации. Процесс постижения
искусства – процесс глубоко
личностный и индивидуальный. Он позволяет
на протяжении всего учебного времени
направлять и развивать творческие
способности ученика в
В условиях многонациональной
российской системы образования
учителю предоставляется
Это особенность построения курса МХК продиктована спецификой искусства, обладающего универсальным языком общения между народами. Она позволяет в общем и мировом увидеть частное и индивидуальное, способствует пониманию друг друга через вечные, непреходящие ценности, воспитывает взаимное уважение к культурам других народов.
Окружающая жизнь человека предлагает разные понимания мира, разные точки зрения на осмысление его. Сегодня человек ищет ответ на важные вопросы земного бытия: каков мир и место человека в нем? Что является сегодня нравственным эталоном? Что есть красота и что является эстетическим идеалом?
Предмет МХК нужен школе, и нужен именно как предмет искусства, имеющий уникальные возможности влияния на духовный мир школьника, возделывающий, культивирующий их души. На уроке учитель должен обладать высоким педагогическим мастерством, заключающемся в свободном владении приемами и средствами организации художественно – педагогического общения, мастерством, которое можно сравнивать с художественным творчеством.
Одной из главной проблем
преподавания предмета в современной
школе является проблема выбора методов
обучения, составление календарно –
тематического планирования, а так
же разработка урока на основе метода
художественно- педагогической драматургии.
Преподавание МХК зависит и от
особенностей каждого учебного заведения,
которые определяют систематичность
изучения предмета по годам, количество
часов на изучение предмета в неделю,
отбор художественного
Концепцию изучения художественной культуры можно представить следующим образом:
1. Цель (основная) курса – воспитание художественного вкуса учащихся, повышение уровня их художественного развития, формирование представления о художественной культуре как части духовной культуры, приобщение школьников к общечеловеческим и национальным ценностям в различных областях художественной культуры, освоении художественного опыта прошлого и настоящего.
2. Курс “ МХК” ставит своей задачей выявить логику художественного развития человечества через знакомство с выдающимися достижениями культуры, раскрыть ведущие его закономерности, показать основные этапы и периоды становления систем художественно – образного видения мира в разные эпохи у разных народов Земли.
3. Содержание курса как предмета должно складываться из следующих компонентов:
- изучение различных видов
художественной деятельности в
их взаимосвязях и
- изучение
разнообразных проявлений
- изучение общих
Для того чтобы освоение
мира художественной культуры
учащимися было более
1) классные уроки;
2) внеклассные мероприятия;
3) самостоятельная деятельность.
Информация о работе Мировая художественная культура в контексте культурологического образования