Мировая художественная культура в контексте культурологического образования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Января 2014 в 08:44, курсовая работа

Описание работы

Объектом исследования данной дипломной работы является “ Культурологическое образование”.
Предмет исследования: Мировая художественная культура в контексте культурологического образования.
Цель работы: дать анализ курса МХК в контексте культурологического образования.


Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд задач:
- рассмотреть образование как способ вхождения человека в мир науки и культуры;
- культурологическое образование как фактор социо – культурной компетентности;
- рассмотреть принцип интеграции как способ формирования культурной парадигмы, общую структуру интегрированного гуманитарного цикла;

Содержание работы

Введение ____________________________________________3
Глава I.Интеграционные основы формирования культурных дисциплин

. Образование как способ вхождения человека в мир науки и культуры ________________________________________

9
1.2. Культурологическое образование как фактор формирование социо - культурной компетентности ___________________

14
1.3. Общая структура интегрированного гуманитарного цикла _
23
Глава II.
МХК в культурологическом образовании

2.1. Пути становления Мировой художественной культуры как учебного предмета _______________________________________

26
2.2. Значение предмета Мировая художественная культура в системе образования ______________________________________

32
2.3. Культурология как основа образовательного курса _______
44
2.4. Культурологическое образование как одно из приоритетных направлений в модернизации современной школы ____________

51
2.5 Культурологические принципы, методы построения программы МХК _________________________________________________

57
2.6. Программное обеспечение курса МХК в школе ___________
64
2.7.Планирование уроков Мировой художественной культуры __
81
Заключение ____________________________________________
125
Библиографический список _________________________________

Файлы: 1 файл

МХК.docx

— 732.99 Кб (Скачать файл)

Основой для вузовского курса  может стать интеграция менталитетного, искусствоведческого, форсологического подходов к содержанию. Их сочетание придает системный и теоретический характер учебному пособию.

Другим фактором, определяющим интеграцию в содержании курса по мировой художественной культуре, является особенность культурных процессов исторической эпохи. Например, средневековую художественную культуру лучше всего изучать с точки зрения менталитета, эпоху Ренессанса на основе форсологического и аксиологического подходов. Большинство действующих и предлагаемых программ курса “Мировая художественная культура” для средней школы составлено именно с учетом этого фактора. Характерно для большинства них рассмотрение художественной культуры эпохи Возрождения путем сочетания аксиологического и искусствоведческого подходов. Этот вариант диктуется содержанием эпохи Возрождения, когда происходил процесс индивидуализации в художественной культуре, в отличие от средневековых коллективных форм. Затем художественная культура XVII-XX веков по инерции рассматривается с тех же позиций, а материал становится все обширнее и требует большей степени обобщения. В результате культура XVII-XX веков представляет собой перечисление персоналий и достижений в лучших традициях советских учебников по истории для средней школы, то есть содержание теряет в качестве.

Таким образом, интеграция научных  подходов к содержанию курса по мировой  художественной культуре представляет большую проблему и требует учета как уровня развития сознания субъекта образования, особенностей развития мировой художественной культуры в ту или иную историческую эпоху, так и сочетаемости разнообразных подходов в единой системе.

 

2.2. Значение предмета  Мировая художественная культура

 в системе  образования

Мировая художественная культура – предмет, рассматривающий общие  закономерности развития художественной культуры, составляющие ее различные виды искусства в их взаимосвязях, жизненные корни искусства, его активную роль в жизни людей.

Цель предмета – силой  воздействия различных искусств в их комплексе сформировать духовный мир школьника, его нравственность, эстетическую восприимчивость.

Задачи преподавания мировой  художественной культуры состоят в  том, чтобы, создавая условия для  живого общения учащихся с произведениями мирового искусства на уроке, внеклассных  занятиях и во внешкольной жизни:

- обогащать их духовный  мир, воспитывать чувства и  вооружать их опытом поколений;

- развивать у них понимание  искусства, способность быть читателем,  зрителем, слушателем.

– дать сумму знаний по предмету, помогающих раскрыть перед учащимися  наиболее важные закономерность сложного процесса развития мировой художественной культуры, распознать особенности образного  языка искусств;

- воспитывать у школьника  любовь к искусству, способность  наслаждаться красотой, испытывать  чувство счастья от общения с прекрасным;

- пробуждать активное  стремление утверждать красоту  человеческих отношений в повседневной  жизни, в трудовой деятельности и нетерпимость к безобразному во всех проявлениях жизни;

- развивать у школьников  воображение и творческие способности;

- формировать у учащихся  мировоззрение, умение масштабно  мыслить и делать обобщения,  видеть общее в разных произведениях  искусства.

Образовательные цели и задачи курса:

  • изучение шедевров мирового искусства, созданных в различные художественно – исторические эпохи, постижение характерных особенностей мировоззрения и стиля и выдающихся художников – творцов;
  • формирование и развитие понятий о художественно – исторической эпохе, стиле, и направлении, понимание важнейших закономерностей их смены и развития в истории человеческой цивилизации;
  • осознание роли и места Человека в художественной культуре на протяжении ее исторического развития, отражение вечных поисков эстетического идеала в лучших произведениях мирового искусства;
  • постижение системы знаний о единстве, многообразии и национальной самобытности культур различных народов мира;
  • освоение основных этапов развития отечественной  (русской и национальной) художественной культуры как уникального и самобытного явления, имеющего непреходящее мировое значение;
  • знакомство с квалификацией искусств, постижение общих закономерностей создания художественного образа во всех его видах;
  • интерпретация видов искусства с учетом особенностей их художественного языка, создание целостной картины их взаимодействия.

Воспитательные цели и  задачи курса:

- помочь школьнику выработать  прочную и устойчивую потребность  общения с произведениями искусства на протяжении всей жизни, находить в них нравственную опору и духовно – ценностные ориентиры;

- способствовать воспитанию  художественного вкуса, развивать  умения отличать истинные ценности  от подделок и суррогатов массовой  культуры;

- подготовить компетентного  читателя, зрителя и слушателя,  готового к заинтересованному  диалогу с произведением искусства;

- развитие способностей  к художественному творчеству, самостоятельной  практической деятельности в  конкретных видах искусства;

- создание оптимальных  условий для живого, эмоционального  общения школьников с произведениями  искусства на уроках, внеклассных  занятиях и краеведческой работе.

Развитие творческих способностей школьников реализуется в проектных, поисково - исследовательских, индивидуальных, групповых и консультативных видах учебной деятельности. Эта работа осуществляется на основе конкретно – чувственного восприятия произведения искусства, развития способностей к отбору и анализу информации, использования новейших компьютерных технологий. К наиболее приоритетным следует отнести концертно – исполнительскую, сценическую, выставочную, игровую и краеведческую деятельность учащихся. Защита творческих проектов, написание рефератов, участие в научно – практических конференциях, конкурсах и экскурсиях призваны обеспечить оптимальное решение проблемы развития творческих способностей учащихся, а также подготовить их осознанному выбору будущей профессии.

Основные дидактические  принципы. Программа предусматривает  изучение МХК на основе единых подходов, исторически сложившихся и выработанных в системе образования.

Принцип непрерывности и  преемственности предполагает изучение МХК на протяжении всех лет обучения в школе. Избранные исторический и тематический подходы к изучению курса обеспечивают осуществление преемственности на каждом из этапов материалов, близкий в историческом или тематическом плане, раскрывается и обобщается на качественно новом уровне с учетом ранее изученного. Например, если античная мифология в 5 классе изучается в нравственно – эстетическом аспекте, то в 10 (11)классе античность осознается как уникальная культурно – историческая эпоха, колыбель человеческой цивилизации.

Принцип интеграции. Курс МХК  интегративен по своей сути, так  как рассматривается в общей  системе предметов гуманитарно  – эстетического цикла. Во – первых, программа раскрывает родство различных  видов искусства, объединенных ключевым понятием художественного образа. Во – вторых, в ней особо подчеркнуты  практическая  направленность предмета МХК, прослеживается его связь с  реальной жизнью.

Принцип вариативности. Изучение МХК – процесс исключительно  избирательный. Он предусматривает возможность реализации на основе различных методических подходов с учетом конкретных задач и профильной направленности класса. Вот почему в программе предусмотрено неотъемлемое право учителя вносить изменения в распределение часов на изучение отдельных тем ( сокращать или увеличивать их количество), выделять крупные тематические блоки, намечать последовательность их изучения. Вместе с тем любой выбор и методическое решение, сделанное учителем, должно соотноситься с образовательным эффектом, не разрушать логики и общей образовательной концепции программы. Максимальный объем тематических разворотов (особенно в старших классах) обусловлен не только увеличением количества часов, но и возможностью выбора.

Принцип дифференциации и  индивидуализации. Процесс постижения искусства – процесс глубоко  личностный и индивидуальный. Он позволяет  на протяжении всего учебного времени  направлять и развивать творческие способности ученика в соответствии с общим и художественным уровнем  его развития, личными интересами и вкусами, возможность выбора в  основной и профильной школе –  залог успешного развития творческих способностей школьников.

В условиях многонациональной  российской системы образования  учителю предоставляется возможность более широкого использования национально – регионального компонента за счет вариативной части Базисного учебного плана. При этом учитывается специфика развития региональных культур, определенная особенностями национального состава населения, сложившимися культурными традициями и религиозными представлениями о мире. Так, например, отбирая материал для изучения о народных промыслах, героическом эпосе, праздниках и обрядах, танцах и музыке, учитель вправе обратиться к лучшим художественным достижениям своего народа, дать учащимся почувствовать их национальное своеобразие, уникальность и самобытность.

Это особенность построения курса МХК продиктована спецификой искусства, обладающего универсальным языком общения между народами. Она позволяет в общем и мировом увидеть частное и индивидуальное, способствует пониманию друг друга через вечные, непреходящие ценности, воспитывает взаимное уважение к культурам других народов.

Окружающая жизнь человека предлагает разные понимания мира, разные точки зрения на осмысление его.    Сегодня человек ищет ответ на важные вопросы земного  бытия: каков мир и место человека в нем? Что является сегодня нравственным эталоном? Что есть красота и что  является эстетическим идеалом?

Предмет МХК нужен школе, и нужен именно как предмет  искусства, имеющий уникальные возможности влияния на духовный мир школьника, возделывающий, культивирующий их души. На уроке учитель должен обладать высоким педагогическим мастерством, заключающемся в свободном владении приемами и средствами организации художественно – педагогического общения, мастерством, которое можно сравнивать с художественным творчеством.

Одной из главной проблем  преподавания предмета в современной  школе является проблема выбора методов  обучения, составление календарно –  тематического планирования, а так  же разработка урока на основе метода художественно- педагогической драматургии. Преподавание МХК зависит и от особенностей каждого учебного заведения, которые определяют систематичность  изучения предмета по годам, количество часов на изучение предмета в неделю, отбор художественного материала, выбор той или иной программы  обучения.

Концепцию изучения художественной культуры можно представить следующим  образом:

1. Цель (основная)  курса – воспитание художественного вкуса учащихся, повышение уровня их художественного развития, формирование представления о художественной культуре как части духовной культуры, приобщение школьников к общечеловеческим и национальным ценностям в различных областях художественной культуры, освоении художественного опыта прошлого и настоящего.

2. Курс “ МХК” ставит своей задачей выявить логику художественного развития человечества через знакомство с выдающимися достижениями культуры, раскрыть ведущие его закономерности, показать основные этапы и периоды становления систем художественно – образного видения мира в разные эпохи у разных народов Земли.

3. Содержание курса как предмета должно складываться из следующих компонентов:

- изучение различных видов  художественной деятельности в  их взаимосвязях и взаимовлияниях;

-      изучение  разнообразных проявлений художественного  гения различных народов и  наций в каждую конкретно – историческую эпоху;

- изучение общих закономерностей  художественного развития человечества  в контексте его социальной  и культурной истории.

 Для того чтобы освоение  мира художественной культуры  учащимися было более эффективным  в процессе  обучения нужно предусмотреть три обязательных и взаимосвязанных звена:

1) классные уроки;

2) внеклассные мероприятия;

3) самостоятельная деятельность.

Информация о работе Мировая художественная культура в контексте культурологического образования