Мода и ее влияние на современную жизнь человека

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Октября 2013 в 15:52, контрольная работа

Описание работы

В современном обществе внешний вид становится все более важным в любой сфере: в бизнесе, в личной жизни, в общении с людьми в целом. Мы можем быть самыми талантливыми и невероятно замечательными людьми, но никто об этом не узнает, если забыть об уходе за собой. При первой встрече мы в любом случае судим человека по внешности, поскольку ничего больше о нем не знаем, а потому необходимо воспользоваться этим и научиться создавать привлекательный образ, который сам будет рассказывать о вас как об интересном человеке, отличном специалисте, творческой личности.

Содержание работы

Введение.................................................................................................................3
Часть I.
I.1. Мода как элементы культуры........................................................................4
I.2. Творчество великих модельеров ХХ века....................................................9
I.3. Тенденции развития современной индустрии моды.................................17
Часть II.
II.1. Влияние одежды на жизнь человека (на примере карье………………..20
Заключение...........................................................................................................24
Список использованной литературы.................................................................26

Файлы: 1 файл

Тема 30 - Мода и ее влияние на повседневную жизнь человека.docx

— 57.15 Кб (Скачать файл)

 

СОДЕРЖАНИЕ

      Введение.................................................................................................................3

Часть I.

I.1. Мода как элементы культуры........................................................................4

I.2. Творчество великих модельеров ХХ века....................................................9

I.3. Тенденции развития современной индустрии моды.................................17

Часть II.

II.1. Влияние одежды на жизнь человека (на примере карье………………..20

Заключение...........................................................................................................24

Список использованной литературы.................................................................26

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

В современном обществе внешний  вид становится все более важным в любой сфере: в бизнесе, в  личной жизни, в общении с людьми в целом. Мы можем быть самыми талантливыми и невероятно замечательными людьми, но никто об этом не узнает, если забыть об уходе за собой. При первой встрече  мы в любом случае судим человека по внешности, поскольку ничего больше о нем не знаем, а потому необходимо воспользоваться этим и научиться  создавать привлекательный образ, который сам будет рассказывать о вас как об интересном человеке, отличном специалисте, творческой личности.

Актуальность темы работы обусловлена:

а) важной ролью моды как  одного из элементов человеческой культуры, служащего источником социальных инноваций  и основой установления устойчивых социальных связей между людьми;

б) недостаточной разработанностью данной темы в научной литературе.

Цель данной работы — изучить степень влияния моды на повседневную жизнь человека.

Для достижения данной цели были поставлены следующие  задачи:

- рассмотреть понятие моды как элемента культуры;

- изучить  творчество современных модельеров  и тенденции развития современной  индустрии моды;

- определить  влияние моды на карьерные  перспективы в жизни человека.

Объектом  исследования является мода. Предметом  исследования является влияние моды на повседневную жизнь человека.

 

 

ЧАСТЬ I.

I.1. МОДА КАК ЭЛЕМЕНТ КУЛЬТУРЫ

 

 

 Мода (лат. modus — мера, правило, образ) — обычно непродолжительное господство определённого типа стандартизированного массового поведения, в основе которого лежит относительно быстрое масштабное изменение внешнего (прежде всего предметного) окружения людей.

Как массовое увлечение каким-либо явлением мода известна ещё с древности. Исторически  мода выросла из обычая. Мода в том  виде, в каком её понимают сегодня, появляется в Европе в XIV-XV вв. Возникновение  и социальное утверждение моды —  не событие, а процесс, причем, процесс  длительный, постепенно развивавшийся  внутри общества из старых социальных форм [5, стр. 581].

Мода присутствует в самых различных сферах человеческой деятельности и культуры, прежде всего  в оформлении внешности человека (одежда причёска, косметика и так  далее) и непосредственной среды  его обитания (интерьер, различные  бытовые вещи), а также в искусстве, архитектуре, художественной литературе, науке, речевом поведении и так  далее.

Исследования  моды и использование её механизмов имеют важное значение для принятия решений в области культурной политики, маркетинга, индустриального дизайна, рекламы и других областях. Значительный вклад в изучение феномена моды внесла целая плеяда видных социологов, культурологов и философов.

Например, Спенсер  на основе анализа большого этнографического и историко-культурного материала  выделил два вида подражательных действий:

1.  Мотивируемые желанием выразить уважение лицам с более высоким статусом.

2.  Стимулируемые стремлением подчеркнуть своё равенство с ними.

Последний мотив, по мнению Спенсера, лежит в основе возникновения моды.

Зиммель связывал существование моды с необходимостью удовлетворения двойственной потребности человека: отличаться от других и быть похожим на других. Он утверждал, что мода существует только в обществах с классовой бессословной структурой, с которой она тесно связана. Её развитие происходит следующим образом: высшие классы стремятся посредством внешних, хорошо различимых признаков продемонстрировать своё отличие от низших; последние же, стремясь к достижению более высокого статуса, овладевают этими признаками, присваивают их; тогда представители высших классов вынуждены вводить новые отличительные знаки своего высокого положения (новые моды), которые вновь заимствуются низшими классами, и т. д.

Французский философ Э. Гобло в книге «Барьер и уравнивание» (1925) исследовал процессы фиксации и размывания отличительных признаков высокого социального статуса в капиталистических обществах посредством моды.

Американский  лингвист и культуролог Э. Сепир  акцентировал роль моды как средства идентификации личности, её самовыражения  и укрепления; эту функцию мода осуществляет благодаря социально  санкционируемым отказу от старых и внедрению новых социокультурных норм.

Перечисление  подходов к изучению моды можно продолжать и далее, однако в последние годы преобладающее значение приобрёл подход к изучению моды как  к социокультурному явлению, как к механизму социальной, культурной и психической регуляции, тесно связанному с основными ценностями и тенденциями развития современного общества. Общепризнано, что развитие и функционирование моды в широких социальных масштабах было обусловлено такими факторами, как промышленная революция и возникновение массового поточного производства, ломка феодальных сословных барьеров, усиление географической и социальной мобильности, рост культурных контактов, урбанизация, развитие средств связи, транспорта, массовой коммуникации. В отличие от обычая мода ориентирована на современность, однако традиция составляет важный источник модных инноваций. Другими источниками является художественное творчество, научные открытия, технические изобретения, создание новых материалов и так далее [2, стр. 61].

Изучение  моды не должно ограничиваться её сведением  только к эстетическому феномену, что приводит к выпадению из поля зрения многих особенностей её природы  и функционирования. Природе моды свойственны:

1.  Релятивизм — быстрая смена модных форм.

2.  Цикличность — периодическая обращённость в прошлое, к традициям. Другими словами, развитие моды носит циклический характер; сменяющие друг друга модные стандарты проходят стадии становления, массового распространения и упадка, выражающегося в уменьшении численности их приверженцев. «отмирающие» модные стандарты зачастую не исчезают окончательно и нередко вновь наделяются модными значениями. Таким образом, мода — периодическая смена образцов культуры и массового поведения. Возможно, поэтому И. Кант определял моду как «непостоянный образ жизни».

3.  Иррациональность — обращённость к эмоциям человека, предписания моды не всегда сообразуются с логикой и здравым смыслом.

4.  Универсальность, так как сфера деятельности современной моды практически не ограничена, мода обращена ко всем сразу, и к каждому отдельно.

Мода выступает  как внешнее оформление внутреннего  содержания общественной жизни, выражая  особенности массового вкуса  данного общества в данное время. К функциям моды можно отнести  её возможность её конструировать, прогнозировать, распространять и внедрять определённые ценности и образцы  поведения, формировать вкусы субъекта и управлять ими. Мода дополняет  традиционные формы культуры через  их преломление современностью и  конструирует на этой основе новое  окружение человека и его самого. Мода выступает как одно из средств  социализации (функция социализации): мода как подражание данному образцу  «удовлетворяет потребности в социальной опоре, даёт всеобщее, общепринятое»  одинокому человеку (Зиммель). Ещё одной функцией моды является функция социальной маскировки, идентификации, дистанцирования. Современная мода испытывает тенденцию к сближению и размыванию национальных стилей на основе массовой культуры и универсального стиля. В этом заключается её «космополитичная» функция. Можно говорить также и об экономической функции моды, связанной с её динамизмом: мода опережает физический износ предмета (товара) моральным и, следовательно, обеспечивает промышленность спросом на новое, постоянно расчищая рынок для сбыта [5, стр. 581].

Однако существование  такого феномена, как мода, возможно не в любом обществе. К числу  характерных черт тех социальных систем, в которых действует мода, относятся:

1.  Динамичность. Общество стремится к изменениям, осуществляет их, обладает достаточно высоким инновационным потенциалом.

2.  Открытость. Общество стремится к разнообразным контактам с другими обществами, осуществляет их, обладает развитыми средствами и каналами коммуникации.

3.  Избыточность. В обществе существует развитая система тиражирования материальных и духовных благ, некоторая избыточность разнообразных и конкурирующих между собой культурных образцов, из которых может осуществляться выбор индивидами, группами и массами (группами групп).

4.  Социальная дифференциация и мобильность. Общество неоднородно в социальном отношении, оно раздельно на различные классы и другие социальные группы. Однако в отличие от сословий и каст эти группы не разделены между собой непреодолимыми барьерами. Они могут подражать друг другу, заимствовать друг у друга культурные образцы, в них существует мобильность: вертикальная (переход индивидов из одной группы в другую с повышением или понижением социального положения) и горизонтальная (переход индивидов из группы в группу с сохранением прежнего социального положения).

Стремясь  зафиксировать наиболее существенные черты тех, обществ, где мода отсутствует, социологи обозначали его по-разному.

К. Маркс часто  обозначал его термином «Gemeinwesen» (буквально: «общее существо»), подчеркивая в нем роль кровного родства, общность собственности, языка и обычаев, простоту и однородность социальной структуры. По Марксу, Gemeinwesen в большой мере отличает все докапиталистические формации.

Немецкий  социолог Ф. Теннис (1855—1936) характеризовал подобный тип как «общность», или  «общину» («Gemeinschaft»). «Общину», основанную на чувстве, он противопоставлял «обществу» («Gesellschaft»), базирующемуся на рассудке.

Французский социолог Э. Дюркгейм (1858—1917) описывал этот тип как общества «с механической солидарностью» (основанные на полном поглощении индивидуального сознания коллективным) в противовес обществам  с «органической солидарностью» (основанным на разделении общественною труда, взаимозависимости и взаимообмене).

Перечень  подобного рода обозначений можно  было бы продолжить, но наиболее распространенным из них в социологии стал, пожалуй, термин «традиционное общество».

Обычай в  традиционных обществах — универсальная  форма социальной регуляции. В этих статичных и закрытых обществах  он играет такую же регулярную роль; какую в обществах динамичных и открытых (называемых условно «современными») играет мода [1, стр. 2].

Современная мода имеет две существенные особенности: мода XX-XXI вв. представляет собой систематические, организованные, масштабные трансформации  внешнего и внутреннего мира личности (современная мода — это смена  стиля, а не двух-трёх предметов или  форм), ритм смены стилей в современной  моде резко возрос (сейчас модный стиль  держится в среднем 7-10 лет). Наряду с  этими факторами указывают ещё  на массовую привычку, на то, что мода выступает как оценивающая и  предписывающая сила. Сила тех или  иных факторов в каждый конкретный период определяется соответствующими общественными условиями [5, стр. 581].

 

I.2. ТВОРЧЕСТВО ВЕЛИКИХ МОДЕЛЬЕРОВ ХХ ВЕКА

 

Из немыслимого  катаклизма первой мировой войны  Европа вышла неузнаваемой. Изменилось все и, разумеется, одежда. Стремление к большей функциональности, удобству костюма, которое в предвоенные  годы с трудом прокладывало себе путь, преодолевая сопротивление традиции "недейственного" костюма высших классов, наконец получило возможность реализоваться в условиях "немыслимого быта". Конечно, о моде во время войны не говорят, ею, кажется, некому и некогда заниматься. Дома моделей покинули Париж или закрылись, бросив своих заказчиц "на произвол судьбы" и тем самым поставив их перед необходимостью самим решать, как приспособить одежду к новым условиям, новому образу жизни. Новым в этом образе жизни было то, что женщинам пришлось занять рабочие места воюющих мужчин, освоить многие мужские профессии. Оказалось, что это вполне по плечу прекрасному полу и что не такой уж он и слабый. Женщины-парижанки не только успешно выполняли самую разнообразную работу, но покинутые своими диктаторами и наставниками, которые столько лет решали, как им надлежит выглядеть, справились с задачей создания принципиально нового стиля одежды со смелостью, достойной удивления. Новый художественный образ костюма был создан коллективно и анонимно.

"Женщины  военного периода стремятся сами  создать свой облик, отвечающий  запросам их времени и жизни.  Самыми смелыми были француженки-парижанки,  которые отказались от слишком  широких одежд предыдущих лет,  сделали их еще более короткими,  упростили силуэт и остригли  волосы. Такой облик женщины был  настолько нов и неожидан, что  дома моделей, возвратившиеся  в Париж после окончания войны,  были поражены внешним обликом  своих бывших заказчиц" [4, с.167].

Родился образ - "гарсонка" - это и стиль в одежде, и новый тип женщины. Перевести это слово нельзя, так как в русском языке от слова "мальчик" невозможно образовать женский род, "мальчишка", "мальчишечка" - все равно остаются мужской род. Впрочем, придуман довольно точный и остроумный русскоязычный вариант этого слова - "пацанка".

Информация о работе Мода и ее влияние на современную жизнь человека