Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2012 в 19:55, аттестационная работа
Театрализация - это не просто периодическое появление на сцене ведущих мероприятия в костюмах узнаваемых персонажей. Не просто – вставные репризы между номерами концерта, между блоками программы, зачастую никак и ничем не связанные между собой, а всего лишь помогающие затейливо объявить о следующем выступлении.
Суть термина «театрализация».
Театрализация - это не просто периодическое появление на сцене ведущих мероприятия в костюмах узнаваемых персонажей. Не просто – вставные репризы между номерами концерта, между блоками программы, зачастую никак и ничем не связанные между собой, а всего лишь помогающие затейливо объявить о следующем выступлении.
Театрализация – это наличие в сценарии единого художественного сценического образа, для создания которого используются выразительные средства, присущие театральному действию.
Эти выразительные средства следующие:
- сюжетный ход. Именно – сюжетный ход. Не сюжет! Поскольку он зачастую не внешний, а внутренний, ассоциативный.
- превращение ведущего в определенный персонаж. Ведущий (-ие) превращается в проходящее через весь концерт действующее лицо, наделенное своим характером и характерностью.
- специальное оформление сцены, выражающее образ всего действа;
- сценические эффекты (свет, музыка, шумы), создающие определенную атмосферу, определенный. фон, который служит выражению образа всего концерта. (тоже прописывется в сценарии под ненавязчивым заголовком «Советы постановщику».)
Работа над театрализацией начинается, естественно, с написания сценария.
Основные этапы работы над сценарием.
«Поэзия – вся! – езда в незнаемое!» - сказал В. Маяковский. Работа над сценарием – то же самое. Это всегда, каждый раз – работа «с чистого листа!» Повторений здесь не бывает. И в этом особенная трудность этой работы. Особенно трудно ее начало. Как сделать, чтобы начало было более скорым и успешным? Что призвать на помощь?
Первым этапом работы над любым сценарием, по моему мнению, должен стать «поход» за знаниями и впечатлениями по теме будущего мероприятия.
Это изучение исторического, документального, художественного материала по теме. Это погружение в тему, буквальное «пропитывание» темой.
А еще это изучение условий и возможностей, обстоятельств, в которых будет готовиться и проходить действо. Сюда входит, во-первых, изучение особенностей сценической площадки, (или это сцена в концертном зале, или открытая площадка на воздухе, или даже, может быть лужайка на опушке…) Во-вторых, знакомство с характером и содержанием концертных номеров, которые предполагается вставить в сценарий. А в-третьих, знакомство с исполнительским контингентом - составом творческих сил. Неплохо выяснить то, какой предполагается зритель – дети, ветераны или смешанная зрительская аудитория.
Все это очень важно.
Вот курьезный пример. Готовилось открытие памятного камня на могиле Н. Ф. Грамматина – замечательного, но забытого костромского поэта, первым создавшего литературный перевод «Слова о полку Игореве…».
Необходимо было представить гостям мероприятия поэтическую композицию по творчеству Н. Ф. Грамматина, название которой я выбрала такое: «МОЙ ДРУГ, НЕ ДЛЯ СЛАВЫ ХОТЕЛ БЫ Я ПЕТЬ…»
Началось погружение в тему: изучение поэтического наследия Грамматина, штудирование драгоценных изданий - томиков стихов поэта выпуска 1825 года, трудное проникновение сквозь «яти» и «еры» (издания начала 19 века) к его поэтическому «я». Затем - изучение немногочисленных газетных, журнальных статей о нем. Естественно, и изучение его писем: в них - живой разговорный слог поэта и яркий образец того, как говорили в то время люди этого сословия. В итоге – сценарист «пропитался» темой настолько, что увлекся поэзией Грамматина, влюбился в его язык, в его личность…
Параллельно шло изучение условий и возможностей: выяснилось, что будет привлечено двое ведущих и один творческий коллектив. Какой – фольклорный, танцевальный или вокальный академический – это на выбор сценариста.
Получилось так, что изучение сценаристом сценической площадки организаторы мероприятия не сочли нужным. Сказали: все будет на открытом воздухе, на лужайке.
Пришлось предусмотреть и прописать в скобках разные варианты текста:
« Эх! Вот они – родные, благословенные костромские края! Эти березы (липы? тополя? елочки? осинки? – пишу в скобках все деревья, которые могут расти на данной лужайке. ). Эти зеленые (солнечные, тенистые, а может, мокрые от дождя? – какая погода будет?- не знаю, пишу в скобках все варианты) ) лужайки, а там, далее - поля, перелески… (будут ли они видны – не знаю, но образ родины надо дать, не ограничив его тремя деревцами, а в перспективе) …
Родина! Ну, что еще нужно сердцу мечтателя и поэта? Здесь, совсем неподалеку, родное сельцо Матвеевское, где прошло наше с братом детство…»
Позже просматривала видеозапись мероприятия. Начало прекрасное. Артист с неподдельной душевностью начинает монолог. И проговаривает… все варианты текста! Спасибо актеру: произнес это так искренне, с таким накалом чувств, что зритель не заметил ничего и на одном дыхании «проглотил» этот каламбур.
Или другой пример. Юбилей села. Сценическая площадка в центре п. Сусанино. Театрализованное действо будет происходить здесь: на фоне вековых берез и знаменитой по саврасовской картине «Грачи прилетели» старинной церкви, вознесшей к пронзительно голубому небу свои - ныне золотые! - купола. Красота необыкновенная! Фон – потрясающий! Не заметить его, не увидеть, что это главная фишка всего зрелища, не сделать его венцом действа - нельзя. И вот в финал ввожу образ художника Саврасова. Только Саврасов-то в его время не мог видеть этого сияющего золота на куполах… Видел же он серенький день, старенькую церковь, серенькое небо… Простая, но родная до боли русскому сердцу картина…
Значит, художник на сцене должен перекинуть мост из прошлого в настоящее! И сказать о золотых куполах, которые будут! О колоколах, которые зазвучат!
А какой же мостик перекинуть к этому эпизоду от предыдущей сцены? Какой мыслью сцепить эти два эпизода? Эпизод с художником идет после сцены ярмарки, через которую красной нитью проходила мысль: работали до пота, и труд приносил добрые плоды мастерам, и было это богатое в старину село! Жизнь была сытая, не бедная… А как насчет жизни души? Возникают строки:
Вот так село и жило… Дни за днями
Текли, и жизни не было конца:
Мостились тракты, поднимались храмы,
И открывались красоте сердца…
Фонограмма грачиного крика.
И когда на сцену выходит человек в длинном старинном плаще, широкополой шляпе и со сложенным мольбертом в руке, звучат его слова:
………………………………………..
Российскому лихому бездорожью
Спасибо хоть за то, что занесло
Меня каким-то чудом невозможным
Вот в это незнакомое село,
…………………………………………
Где на горе церквушка с колокольней,
Где средь берез волнуются грачи…
Но отчего так радостно и больно
Забилось сердце… И стучит, стучит!
……………………………
Растет в груди неведомая сила,
И с каждым мигом на душе ясней:
Отсюда начинается Россия –
Вот с этих колоколен и грачей!
Покуда есть на свете села эти –
С березами, с крестами на церквах,
Покуда в селах тех родятся дети,
Жива Россия! И пока в сердцах
Сынов ее живет любовь святая
К земле, что их когда-то родила,
Торжественно, светло, не умолкая,
Звучат над ней ее колокола!
И далее - торжественный колокольный звон, который переходит в хор «Славься, славься…» из оперы «Иван Сусанин». Площадка, на которой происходило действо, сыграла свою роль!
Обязателен, необходим и отсмотр сценаристом - хотя бы в видеозаписи - концертных номеров, введенных в программу.
Пример. Детский концерт. Сюжетный ход театрализации таков – корабль с детьми-артистами плывет по океану Детства. Две сестры приготовили исполнение песни «Веселый ветер». На репетиции не пришли. Обе очень музыкальны. Но настолько же самоуверенны. Что ж, пропускаем без отсмотра номера.. Исходя из текста и характера песни, прописываю совершенно «нейтральную» репризу перед исполнением номера: «Нет песенки задорнее на свете, чем эта песня про веселый ветер». Выходит кроха и начинает петь… оперным голосом в темпе «Бухенвальдского набата». Вторая размеренно ударяет по клавишам. Увы! Реприза оказалась насмешкой над исполнением.
Еще пример. Отсматриваем перед концертом выступление фигуристки на роликах. Впечатление: исполнение откровенно слабое. Но номер необходим в концерте. И реприза для ведущего появляется такая:
Зазвучала музыка –
Замерло дыхание:
Фигурное, фигурное,
Фигурное катание!
И два конька, как два коня,
И кружат, и несут меня.
Ах, как он труден, первый вальс!
Но верю я, наступит час,
И отразит звенящий лед
Душой исполненный полет!
К слову, на концерте девочка выступила блестяще! А реприза и подстраховала, и окрылила исполнительницу.
Итог.
Изучение условий и обстоятельств будущего действа на сцене – это необходимый для сценариста процесс. Без этого нет смысла начинать писать. Иначе наши замыслы и действительность просто не состыкуются.
Но это не самый трудный процесс. Это тот процесс, который поддается планированию и контролю, который может иметь четкий начальный и завершающий этап.
А вот далее – самое трудное. Далее начинается «езда в незнаемое»!
Как начать? Что взять за основу? Какую идею сделать ведущей в сценарии? Какой сюжетный ход избрать?
Замечу: часто одним из факторов, под влиянием которых происходит «озарение» автора, становятся именно впечатления знакомства с тем, в каких предлагаемых обстоятельствах придется работать. То есть, образно выражаясь, от какой «печки танцевать»… Вот такую роль в сценарии «Бал цветов» сыграла разрушенная беседка, «вытянувшая» за собой появление одного из ведущих персонажей - старушки-цветочницы. Правда, очень часто определяющим фактором в создании сценария становится сознание того, что «танцевать» придется прежде всего от «печки», имя которой – недостаток материальных средств. Конечно, это сужает широту авторского замысла…
Определение темы представления в ее узком смысле.
Далее, как уже понятно из предыдущих фраз, начинается период творческого поиска. Это часто бывает период внешнего бездействия и безделья, непонятного работодателю-заказчику. На самом же деле, прав был поэт, когда сказал: «Лицом к лицу лица не увидать – большое видится на расстоянье!» И сценаристу, чтоб увидеть «лицо» своего будущего творения, вероятно, иногда надо отстраниться от материала, чтоб потом вдруг издалека подойти к нему – и с новой, неожиданной стороны увидеть его. Увидеть под неожиданным углом. И на самом деле в это «пустпорожнее» , как кажется посторонним, время независимо от нас идет внутреннее «перемалывание» впечатлений и знаний, идет невидимая, часто на уровне подсознания, работа. И вдруг или не вдруг автора озаряет: я знаю, о чем писать! И знаю, во имя чего! Определение темы представления в ее узком смысле состоялось.
По каким критериям происходит определение конкретной темы?
Важный критерий - это интерес к данной теме ребенка-зрителя и ребенка-исполнителя. Насколько тема будет интересна ему?
Но ясно и другое: интерес зрителя – опасная вещь. Дети не выбирают себе занятия по принципу: достойное – недостойное. Превалирует другой принцип: интересно мне это или неинтересно. Интересы же детей не всегда направлены в разумное русло.
Им интересно за компьютером – и они будут сидеть за ним вопреки всем требованиям разумности до позеленения. Из интереса, кстати, впервые и сигарету, и наркотик пробуют.
Что же? Идти на поводу у детей, опускаться до уровня немудреных, порой примитивных, а иногда и вовсе вредных интересов и потребностей детей? «Хотите танцевать – вот вам дискотека, танцуйте. Вот вам конкурсная программа «Праздник семейных трусов», обхохочетесь! Пошловато, зато привлекательно и весело».
Нет! Считаю, надо уважать себя как личность, как педагога, чтоб не превратить себя в обслугу желающих порезвиться ребятишек.
Основной принцип правильного подхода к созданию детских программ, я считаю, таков. Не замыкаться на том, что интересно детям. Используя этот интерес в качества своеобразного «манка», отправной точки, создать такую программу, которая бы развивала, совершенствовала интеллект, духовный мир, нравственность юной личности, действуя подспудно, тонко, ненавязчиво – опосредованно, а именно: через игру и театрализацию.
Если ребенок пришел на мероприятие отдохнуть, интересно провести время и ушел, отдохнув и интересно проведя время, я считаю свою задачу как участника создания мероприятия невыполненной. «Дети ушли уставшие, но довольные» - … для меня это не самая приятная оценка детского мероприятия.
Если же каждый ребенок ушел от нас немножко потрясенным, чуть более просветленным, более одухотворенным, более счастливым – а это всегда видно по глазам детей! – тогда я удовлетворена результатами моего мероприятия.
А если мы не вольны в выборе темы? Например, однажды было получено задание написать сценарий конкурса «Требуется бабка-ежка». Сама бы, конечно, я не стала выбирать такую тему: зачем толкать детей к всякой «чертовщине»? А как посмотрят на это религиозные родители? Но писать надо, потому что дано задание.
Конкурсы предполагались такие: «Это я во всей красе», - «Танцы-шманцы», «Пой частушки, бабка- ежка», «Заколдую, закружу, заведу, заворожу» (своеобразный конкурс «профессионального мастерства». )