Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2012 в 19:55, аттестационная работа
Театрализация - это не просто периодическое появление на сцене ведущих мероприятия в костюмах узнаваемых персонажей. Не просто – вставные репризы между номерами концерта, между блоками программы, зачастую никак и ничем не связанные между собой, а всего лишь помогающие затейливо объявить о следующем выступлении.
Одно – пустить с сумой робят по миру…
Глядь – на пороге дьяк:
- Пойдешь служить
К нам на погост – при церкви печь просфиры?
_ Пойду. Да где ж погост?
Где правятся к поскотине подводы
И лес везут, - там срубим божий храм .
Немало христианского народа
По речке Вохме нынче развелось –
Четвертый уж приход откроем сельский!!
-А наречется как же сей погост?
В третьей картине перед зрителями предстают - купцы Федот и Данила (Вохма в прошлые века -богатое торговое село, стоящее на пересечении торговых путей «из варяг в греки» на водоразделе южных и северных рек.
То не под ветром сосны раскачались,
То не взыграли воды рек больших –
То два купца-товарища встречались
На перепутье трактов гужевых!
Ну, нонче как торговые дела?
Нас снова возле этого села!
Везу пеньку к заморским кораблям.
И я туда ж, с пенькою, с Вятки только…
- Слышь, а пошто не сговориться нам?
Тебе – пеньку, а я найду здесь меду,
Холстов да воску - дома все продам.
На кой к Двине обоим) гнать подводы?
Ну, что же, по рукам?
Все – честь по чести, дело-то одно.
Каким товаром можно закупаться!
Уж верно, место – «золотое дно»!...
И четвертая картинка - герой 30-х годов вохомский радиолюбитель Николай Шмидт, первым услышавший позывные экспедиции Нобиле.
Вот - сделал наконец!
Приемник – ну, немецкого не хуже!
Мой лучший, мой последний образец!
Сейчас испробуем…
Давай же… Ну же! Ну же!
…………………………………………
Эй, Марья, телеграмму отбивай!
В Москву! Да не до шуток, срочно!
Стучи: «СОС» принял! Нобиле!» Кто принял? « Николай
.Шмидт, радиолюбитель, Вохма. Точка!»
Голос за кадром:
И вот – гудит ликующий эфир:
«Нашлись во льдах! И помощь уж спешит!»
И повторяет весь огромный мир
На все лады: «Россия! Вохма! Шмидт!»
Каждая историческая картинка включает в себя не только маленькую инсценировку, но и вокал, или хореографию, или показательный спортивный номер (кулачный бой и выступление Петрушки на ярмарке, знаменитые физкультурные «пирамиды» в блоке, посвященном эпохе 30-х годов…)
Но здесь есть серьезное предостережение: очень осторожно надо обращаться с классикой! Не уродовать произведение неумелой подделкой под него.
Немало сценариев пишется в рамках программы «Кострома – родина Снегурочки». И сценаристу надо очень кропотливо изучить произведение писателя, вжиться буквально в текст, чтоб осмелиться «работать под Островского».
16. Появление чудесной емкости (сундук, короб, мешок), откуда один за другим – но не сами собой, а благодаря стараниям детей, появляются чудесные предметы.
«Короб чудес». Из короба чудес одна за другой появляются самым волшебным образом народные игрушки. И из чего только они не сделаны - из глины, из дерева, из полотна……
17. Борьба персонажей за возвращение прежнего лица заколдованному герою. Примером может быть сценарий театрализованного концерта «Волшебный ключ».
Несчастная принцесса превратилась в старушку, поскольку уродливым придворным воспитанием у нее было отнято детство. Вернуть ее снова в детство поможет только «погружение в мир детства с его песнями, танцами, играми… И чудо происходит!
19. Неожиданное вторжение в действо на сцене персонажа-баламута, который вносит путаницу в ход событий, все переиначивая на свой лад, но по сути дела - уводит от штампов в ведении программы и заставляет зрителей по-новому, под неожиданным углом оценить происходящее.
Таким персонажем может быть домовой. Он старожил, помнит и знает все, что было здесь испокон веков. Он и видит все правильнее, мудрее судит…
Вот сценарий праздника «Чудеса земли чухломской».
СКОМОРОХИ.(движущиеся по сцене в виде живой карусели):
- У, сколько народу-то! Видимо-невидимо! И еще валит!
- А как
разодеты все! А как
- А на ярмарке богатой, погляди, - товар горой!
Протяжный какофонический аккорд - и все скоморохи в карусели внезапно останавливаются и вдруг начинают странно пятиться: кто-то невидимый, стоя за помостом, как будто тянет всех скоморохов с помоста.
СКОМРОХИ (из последних сил стараясь удержаться на сцене).
- Дурацкие шутки!
РАСКАТИСТЫЙ ГОЛОС:
Ха-ха-ха-ха-ха!
Неожиданно кто-то невидимый словно отпускает ленты – и скоморохи – все! -падают за сцену.
МАНЮШКА. (появляясь) Ахти, горемычные вы мои! Никак зашиблись маленько? Простите уж покорно. (за кулисы кому-то ) Ух, я тебе! Попридержал бы силушку-то, горе ты мое!
МИТЯ. А это еще кто? Ты знаешь, Настя?
НАСТЯ, Не… Я вообще-то на последней репетиции не была. Мить, а может, ты сам вспомнишь? Что это за персонаж…
МАНЮШКА. Персонаж…. Это вы персонажи! Али еще как там по-вашему, по-ученому… Вы кто? Артисты ряженые? Вот то-то и оно.. . А мы от природы таковые, какие есть. И проживаем тута испокон веков.
Вас сюда зачем позвали? Праздник для всего народа честного сотворить. Забыли, чай?
МИТЯ. Да тут не то что праздник - мать родную позабудешь, когда тут такие вот … технические помехи.
МАНЮШКА. А напрасно так о нас, милок. Мы не помеха, мы как раз, может, подмогою вам великою будем. Вы вот праздник-то ваш ой как весело начали, хорошо скакали… Да все как-то поверху, поверху… Вот мы и задумали вас маленько поправить. Так что слушайте дальше обоими ушами, отроки любезные!
МИТЯ. Кто-кто?
МАНЮШКА. Тинейджеры!
Митя. А-а-а!
…………………………………………………………………….
МИТЯ. Да, да! Вы сказали, что у вас к нам, как к ведущим праздника, есть какие-то претензии.
МАНЮШКА. Есть претензии! Не без претензиев! Но тут уж сам хозяин озерный свое слово золотое вам скажет. А вот и он, батюшка!
Музыка. На площадку поднимается сам Чух – хозяин озерный.
ЧУХ - ХОЗЯИН ОЗЕРНЫЙ. Приветствую вас, люди добрые! И землякам поклон мой низкий, и гостям дорогим, что издалече к нам прибыли! С праздником вас великим, нашим, чухломским! И вам поклон, артисты-потешники! Ладно да складно праздник начали! Да вот увидел я, что не все, что надобно людям нынче, есть на вашей ярмарке!
МИТЯ. Как не все? Огурцы соленые! Семечки каленые!
ЧУХ -ХОЗЯИН ОЗЕРНЫЙ. Да это все для того, чтоб животы себе ублажать. А праздник – он ведь для души придуман! Чтоб душа проснулась, да запела, да возрадовалась! Да распахнулась, да развернулась во всей красоте своей русской!
МАНЮШКА. А душа – она ведь стержень всему остальному. И в человеке, и в целом народе. Так-то, голубчики! А что у вас есть такое, чтоб для души?
НАСТЯ. ОЙ, не знаю!
МИТЯ. Да ничего нету! Что же теперь делать?
ЧУХ - ХОЗЯИН ОЗЕРНЫЙ. А нет – так будет!
Выноси наши товары! Те самые, что сотни лет душу русскую пробуждали да радовали и еще сто веков радовать будут!...
И один за другим выносятся старинные вещицы, предназначенные для душевной радости - гусельки-самогуды, лапти-самоплясы… .И начинается настоящийпраздник – праздник души, а не желудка!
Еще раз напомню: сюжетных ходов известно множество. И на основе каждого из них можно создать интересный, оригинальный сценарий. И великая радость для сценариста, если он придумает совершенно оригинальный, никем ранее не использованный сюжетный ход и обогатит этим копилку творческого цеха сценаристов.
Но вот сюжетный ход избран. Намечены основные сцены, эпизоды сценария, персонажи, которые появятся в каждом из них, и, конечно, сквозные, главные персонажи. Следующий и тоже очень нелегкий этап работы – монтаж эпизодов.
Монтаж эпизодов.
Это то, что необходимо уметь делать сценаристу.
Монтаж не есть компиляция ( составление сценария праздника из фрагментов разных сценариев разных авторов). Компиляция же, к которой так часто прибегают иные организаторы мероприятий – вообще опасная вещь. Мало того, что в переводе с латыни это слово обозначает «ограбление». В сценарии, составленном из обрывков чужих сценариев, в лучшем случае нет единства художественного стиля, в худшем же нет главного, что делает текст настоящим сценарием - единства мысли.
Классик режиссуры Пудовкин предостерегал: монтаж – это не сборка целого из частей. Это раскрытие связей между явлениями жизни.
Основные приемы монтажа эпизодов следующие:
Логически-последовательный монтаж, он же – линейный.
Каждый последующий эпизод логически продолжает содержание предыдущего (ход истории, ход времени…) Используя этот прием, сценарист должен учитывать очень важный момент. Выстраивать материал необходимо таким образом, чтоб развитие действия шло по нарастающей. Каждый новый эпизод должен быть эмоционально сильнее и хотя бы не слабее предыдущего. Должен обязательно нести в себе новизну – хотя бы в режиссерском решении эпизода. Ведь ничто так не убивает внимание зрительской аудитории, как бесконечные повторения. События надо выстраивать скорее не по прямой, а по спирали. Каждая монтажная единица – кольцо. Одновременно все они устремлены по вертикально восходящей спирали к вершине.
Параллельный монтаж. В сценарии сопоставляются 2 параллельные линии повествования, или жизни 2-х героев, или 2 линии поведения. По-разному действуя, по-разному выражая мысли, люди по сути дела говорят и совершают одно и то же.
Например: героизм нашего народа в годы войны, показанный через восприятие фашистского и нашего солдата.
Контрастное построение материала ( а в это время в другом месте другой мальчик говорит совсем другое…).
Пример 1 .
На экране - изображение мадонны с младенцем;
В динамиках - звучат стихи:
«Мама! Дарю тебе сердце
На листике белом.
Дарю тебе сердце –
Что хочешь с ним делай…»
И вдруг - документ, сообщающий о количестве жертв женщины-снайпера.
И зрители поймут: Женщина и война – понятия несовместимые!
Талантливый монтаж эпизодов поможет без всяких многословных диалогов и монологов героев может передать любую мысль.
Пример 2.
Театрализованная программа о жизни школы, внешне лакированной и блестящей, но глубоко погрязшей в сложных проблемах.
Хор поет: «Буквы разные писать тонким перышком в тетрадь учат в школе…» Выкрик: «Объявление на школьной стене! Потерял дневник. Нашедшего прошу не возвращать.»
Стоп-кадр: все с открытыми ртами.
Пример 3. Сценарий «Мери Поппинс зовет на каникулы…».
Мери: А вот и мы! Дождь давно кончился, слава Богу. На улице опять солнце, и можно идти на прогулку.