Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2012 в 19:55, аттестационная работа
Театрализация - это не просто периодическое появление на сцене ведущих мероприятия в костюмах узнаваемых персонажей. Не просто – вставные репризы между номерами концерта, между блоками программы, зачастую никак и ничем не связанные между собой, а всего лишь помогающие затейливо объявить о следующем выступлении.
М. Эндрю (вбегая с другой стороны) На улице опять солнце, черт возьми! И сейчас эта безалаберная компания опять умчится в лес или в парк – летать на каких-нибудь дурацких воздушных шарах…
Прием лейтмотива или рефрена.
1. Сценарий фольклорного праздника «Вот и кончилась война, дождались победушки». Через весь сценарий проходит бессловесный образ – образ старого гармониста. Он появляется незаметно, тихонько присаживается сбоку на авансцене и начинает что-то наигрывать. Каждый новый блок действа начинается с его воспоминаний, выливающихся в ту или иную мелодию.
Сыграй, гармонь, негромко, задушевно
Простое, деревенское, свое…
Пока жива ты, русская деревня,
Жива и память. Слушайте ее!
Образ гармониста – это живая память…
В сценарии юбилея нашего учреждения «Веков связующая нить» лейтмотивом проходит тема нити, которая тянется через годы, через века, соединяя прошлое с будущим.…
Эпизод в начале действа:
ДЕВОЧКА.
Меня матушка сюда приводила,
Строго-ласково глядя, говорила:
«Будешь, Дуня, рукоделью учиться,
Чтобы стать у нас в дому мастерицей.
Будешь шить по шелку золотом-гладью,
Нити тонкие сплетать в кружева,
О заречной рукодельнице ладной
Чтобы шла по всей округе молва!
ВЕД.1. ( по-матерински обнимая ее за плечи)
Чтобы нить твоя, тонка и долга,
Выплетала свой узор на века...»
На сцене рассаживаются за прялками девочки в сарафанах. Среди них, на переднем плане, - Дуняша тоже за прялкой и с веретеном в руках. Звучит песня «Внизенькой светелке…»
А это – эпизод из финала: .
ВЕД.
Где года далекие прошлой жизни нашей?
Где ты, синеокая девочка Дуняша,
Что тянула ниточку у веретена?
Протянулась ниточка в наши времена!
Нет, не позапуталась, не оборвалась
И в фасоны новые запросто вплелась...
На сцене - девушки из школы юных моделей Центра детского творчества «Ипатьевская слобода». Демонстрируется коллекция «Льняное чудо». Модели одежды разработаны и изготовлены самими юными мастерицами.
А финал венчают слова:
Века сменяются веками,
И нам дотоль на свете быть,
Жива покуда наша память -
Веков связующая нить!
Ретроспективный прием – зкскурсы в прошлое: переход из настоящего в эпизод, повествующий о прошлом.
Пример. Театрализованная программа об историческом прошлом и настоящем Ипатьевской слободы. «Под звон колоколов пасхальный».
На сцену влетают, словно вырванные из рук и поднятые вихрем в воздух, несколько ярких воздушных шаров, и вслед за ними выбегают дети. Веселая суматоха: дети, бегая по сцене, ловят разлетевшиеся шары.
Неожиданно слышатся мерные удары колокола. Дети, остановившись, зачарованно слушают этот нарастающий, ликующий колокольный звон.
Над гладью серебристой
Плывет как будто в небе…
1. Тс-с-с! Всмотрись…
И вслушайся! Все нынче не такое:
Земля и небо… Чудные дела!
2. Как радостно над нашей слободою
И день и ночь звучат колокола!
1. Так Пасха же! Мне бабушка сказала,
Что было время –
в прежние года
Неделю… больше! - пела и гуляла,
И славила Христа, и ликовала
Под звон пасхальный наша слобода!
2. Как здорово! Взглянуть бы только
Глазком одним…
1. Да! Повернуть бы время вспять,
И вдруг однажды, словно кинопленку,
Назад лет сто - нет, больше! - отмотать!
Музыка, звон колоколов. На сцене появляются, как бы из прошлого, юноша и девушка в образах слободского парня-мастерового и слободской рукодельницы.
Звучат слова: Жила у Волги, строилась, пахала,
Весной ловила рыбу в невода,
И мяла кожи, и булат ковала
Заречная большая слобода!
Ассоциативный прием.
Режиссерская мысль выражается через соединение отдельных кадров, эпизодов, фраз, в единое целое. Домыслить связь доверено зрителю.
Здесь мне хочется представить как очень удачный пример из сценария другого автора:
Голос диктора:
Вопрос советскому военнопленному: «Удержит ли Красная Армия Сталинград?» Ответ узника: «Не только удержим. Мы разгромим вас под Сталинградом. Потому что наши враги здесь столкнулись не только с энным количеством живой военной силы. Вы столкнулись с духом наших отцов.
Кинокадры: Идут на «зал» войска А. Невского, гренадеры Петра Первого, гусары Кутузова, конница Чапаева, солдаты ВОВ.
Звучат стихи: Шли с погоста деды и отцы,
Пули подавали мертвецы,
И косматые, как облака,
В рукопашную пошли века.
Шла винтовка, верная сестра,
Шло глухое, смутное «Ура2,
Шли пустые, мертвые поля,
Шла большая русская земля!
Голос Левитана: От Советского Информбюро. Наши войска, перейдя в решительное наступление, разгромили….
Непременное условие эффективности монтажа – стык эпизодов должен быть острым! Особенно утомляет хронология – в этом случае зритель примерно знает, что будет дальше.
Пример острого стыка эпизодов из сценария «Там, где рождаются Снегурочки».
СКАЗОЧНИК. Простите, что случилось с моей книгой? Буквы почему-то стали совершенно неразборчивы. Решительно ничего не пойму…
Боже мой! Мои очки! Кажется, их нет. Все ясно. Я забыл их дома или потерял в дороге. Теперь я не найду нужную страницу. …А что, если попробовать наугад, на память? Сказки про девочек у меня в самом начале книги. Одна из них про Снегурочку. Может быть, вот эта? Конечно, эта! Итак, вкладываем между листами волшебный сказочный ключик… Захлопнем книгу! Раз-два-три…
Чуки-буки-фуки, брысь!
Тот, кто нужен, появись!
Музыка, световые эффекты. Голос Пеппи за сценой:
Ор-р-ружие напер-р-ревес!
Р-р-рота, шагом-марш!
Ать! Два!
Маршируя, на сцену выходит Пеппи, выводя за собой пеструю компанию ребят-сорванцов, которые вместе с ней исполняют веселый, бесшабашный танец. Помахав рукой удаляющейся компании , Пеппи делает неуклюжий реверанс./
Сказочник: Ой! Какая же это Снегурочка? Это совсем не Снегурочка…
Монтаж – это не просто соединение, склейка частей, поиск «переходов». Это художественный метод мышления! Цель его – развернуть, показать простое и донести до зрителя, что за ним таится неисчерпаемое, огромное.
Процитирую слова режиссера Марины Тытюк: «Проверка правильности композиции сценария - если убрать некоторые эпизоды, какие-то поменять местами, сократить, то что изменится в целом? В профессионально выстроенном сценарии подобные действия и перестановки невозможны».
Включение в действо на сцене реальных лиц.
Часто сценарист сталкивается еще с одной трудной задачей – с необходимостью или с его собственным желанием включить в действо реальные лица (представителей власти, участников церемониальных действий, гостей, зрителей). В таком случае нужно уметь прогнозировать и планировать степень участия и поведение выступающих.
Вот пример. Мероприятие посвящено Дню Победы. Ветераны, приглашенные на праздник, идут на сцену. Как построить этот эпизод, чтоб дать возможность сказать слово каждому, не обидеть невниманием никого и в то же время не растянуть эпизод до бесконечности, не выбиться из темпоритма нашего действа на сцене? Решение может быть таким. Каждому – один вопрос. Живой, интересный и важный именно для этого человека, вопрос, предполагающий содержательный, но краткий ответ. Может быть, стоит , предварительно обсудить тему вопроса с каждым. Что бы он хотел сказать главное? Затем не забыть включить в сценарий сердечные слова в их адрес, цветы, благодарность.
Особую сложность представляет проведение юбилейного мероприятия. Много руководства, высоких гостей - и со сцены звучат нескончаемые длинные речи. А смотреть последующее театрализованное действо у зрителя уже не остается ни времени, ни сил.
Возможный выход : отвоевать право построить сценарий так, чтобы чередовать выступления гостей на юбилее, торжестве с концертными номерами, со театрализованными зкскурсами в историю, в прошлое предприятия или учреждения-юбиляра. Гости в ходе праздника уловят настроение, заданное организаторами, почувствуют заданный ими темп действа и подкорректируют речи, выступят в нужном ключе.
Все чаще и чаще
сценаристы используют прием
включения зрителя в
Воспитательный эффект театрального зрелища силен, если зритель сопереживает герою, но он стократно усиливается, если маленькому зрителю дается возможность влиять на события, своими действиями предрешать исход борьбы добра со злом. Театрализованное действо становится своеобразным полигоном, дающим ребенку возможность самостоятельно принимать морально-нравственные решения. И действовать в соответствии с ними. Но театральное действо должно быть так выстроено сценаристом, что силой своей логики оно должно подтолкнуть ребенка-зрителя к верному, наиболее нравственному решению.
Пример из новогоднего сценария. На сцене – картина падающего снега. Выбегают дети Они затевают игру в снежки, весело катают на сцене большие снежные шары, из которых в конце концов составляют снежную бабу.
Старуха: Снегурочка! Смотри, старик, - наша Снегурочка! Послал нам бог дочку!
Старик: Да какую хорошую, да пригожую!
Старуха: Ой, доченька… Нарядная какая! А знаешь, старик, я вот ей, ужо, косу изо льна сплету да бусы из жемчуга совью…
Старик: А я сапожки сошью из сафьяна алого! Пойдем, старуха, - и за работу! За ночь как раз управимся!
Уходят, оглядываясь на Снегурочку, радуясь и не веря свалившемуся на них чуду. Пеппи и Принцесса выбираются из своего укрытия.
Принцесса /дотрагиваясь до Снегурочки/: Ой, какая холодная! И совсем - совсем неподвижная!
Пеппи: Мне кажется, она нас не видит и не слышит. Как же она пойдет к детям на праздник?
Пеппи: Как же ее оживить, чем?
Сказочник: Чем? Ясно чем – теплом своих человеческих сердец!
Принцесса: Но… нас здесь только трое. И наши с Пеппи сердца… они еще не отогрелись. Ведь нас пыталась заморозить сама Снежная Королева!
Сказочник: Нет, нас не трое! Нас много! Посмотрите в зал – сколько оттуда светится добрых, участливых глаз, сколько там бьется горячих человеческих сердец!
(обращаясь в зал) Ребята! Пусть каждый из вас положит правую руку себе на сердце. Вы услышали его стук? А сейчас… Наполните ваше сердце теплом и добротой! Вы слышите, как горячо забилось ваше сердце? И теперь – все-все! – руку, согретую теплом вашего сердца, протянем к ней, к нашей Снегурочке!
Все дети в зале вместе с героями проделывают это движение – возникает прекрасная музыка, на сцену выбегают Снежинки и танцуют вокруг Снегурочки. Среди танцующих Снежинок Снегурочка все более и более оживает, сама удивляясь своему чудесному преображению, и в конце танца, счастливая, кружится вместе о Снежинками в общем чудесном танце.
Пеппи: Ура! Живая Снегурочка!
Вбегают дети
Дети: Ура!
Снегурочка: Здравствуйте, люди добрые! Здравствуйте, батюшка и матушка! Спасибо вам, что я белый свет увидела, что людям добро теперь нести буду…
То место в канве праздника, где зритель водится в действо и выводится из него, представляет всегда для организаторов повышенную опасность. И здесь многое зависит от того, насколько точно и грамотно выстроил текст персонажа-ведущего сценарист. Вспоминается курьезный случай. Ведущий произносит свою реплику: «А ну, ребята, кто поможет нам разбудить спящего за дубом кота?» Далее ведущий должен был предложить зрителям пошуметь, потопать, а потом вызвать на сцену хореграфический коллектив с танцем «Топотуха». Но эта фраза сбила зрителя с толку, что в мгновение ока ползала, перемахивая через софиты, ринулось на сцену.