Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2012 в 19:55, аттестационная работа
Театрализация - это не просто периодическое появление на сцене ведущих мероприятия в костюмах узнаваемых персонажей. Не просто – вставные репризы между номерами концерта, между блоками программы, зачастую никак и ничем не связанные между собой, а всего лишь помогающие затейливо объявить о следующем выступлении.
Опасность в этом вижу такую: пусть в шутку, пусть в игре, но вдруг это будут коллективные упражнения во всякого рода «вредностях», в пошлостях, в вульгарности и цинизме? А зрелищность, яркая театрализация сыграют предательскую шутку - сработают на усиление этого негативного эффекта, превратив театрально-игровое действо в некий шабаш, разгул безобразия! Наоборот, надо бы утвердить детей в мысли: подарить окружающим волшебство, чудо, сотворенное добротой твоего сердца – это здорово.
И вот прописываю в сценарии не заявленный ранее конкурс: «Эх, тряхнем добротой!» Несмотря на возмущенную реакцию «начальника» праздника Лешего («Они не смогут! Они не станут! Не разлагайте мне такой прекрасный вредительский коллектив!»)- конкурсантки придумывают и показывают на сцене «сеансы» доброго колдовства. И - о удивление! – радости от их добрых «сюрпризов» детям у самих персонажей оказывается больше, чем от свойственных этой нечисти пакостей! И если такой поворот сюжета поднимет детей хоть на ступеньку выше в плане духовности, то это уже хорошо. И уже хорошо то, что – точно! – не опустит на ступеньку ниже.
Внутренний, глубинный критерий выбора темы должен быть таким - какие возможности дает тема, чтобы воздействовать на духовное обогащение зрителя, какие добрые струны его души она дает возможность затронуть.
Вот как шел, например, процесс выбора конкретной, узкой темы для театрализованного концерта хоровых ветеранских коллективов, посвященного юбилею Победы.
Логически определяется тема, вызвавшая бы у самих участников концерта глубокие мысли и переживания. Для них, нынешних ветеранов, война – это их трудное военное детство.
Зрители , которые придут на концерт, – дети из интернатов, детских домов… Им тема детства также близка. Тема трудного детства – увы, тоже!
Итак, узкая тема логически определена: «Дети и война, военное детство».
Но, если честно, - самым сильным эмоциональным толчком для автора к такому выбору было прочитанное накануне стихотворение. Р. Рождественского «Концерт в военном госпитале». (Сорок трудный год. Омский госпиталь. Коридоры, пустые и маркие. Шепчет старая нянечка: « Господи, до чего же артисты маленькие…» )
Солидарна с А. Тарковским: «Замысел возникает в какой-то особой сфере вашего внутреннего «Я». Если вы чувствуете, что замысел возник в области умозрительной, которая не задевает вашей совести, то будьте уверены: это все пустое».
Любой автор невольно фиксирует в своей памяти, в своем сознании то, на что наиболее остро откликается его ум, его воля, его душа.
И если он благодаря своему какому-то, пусть мимолетному впечатлению, сумел увидеть событие по-своему, пронести и воплотить в действе этот «свой взгляд» - это будет работать на успех сценария.
Итак, решено: общая тема – «День Победы», узкая – «Дети войны».
Результатом осмысления автором темы станет идея, которую будет нести сценарий, т. е. главная авторская мысль. В связи с нею определяется сверхзадача.
Сверхзадача – конечная художественно-педагогическая цель. Это духовная нить, которая пронизывает все отдельные самостоятельные куски сценария. Это изюминка произведения, ее пульс, ее подводное течение. А подводное течение, как известно, может вызывать на поверхности весьма ощутимую волну.
Мне очень близка фраза В. Шекспира: «Если разлюблю – вернется хаос» (слова Отелло) . Любовь – вот цементирующее Вселенную начало. И наше действо, как сама жизнь, как всякое произведение искусства, должно цементироваться этим началом.
Сверхзадачу любой программы я всегда вижу в том, чтобы зрители – дети или взрослые - получили возможность увидеть вокруг себя добрый мир и побежденное зло, поупражнялись в добрых, хороших делах и почувствовали радость от этого.
Как же рождается замысел? Как это может происходить в отдельном конкретном случае?
Анализируем тему «Дети и война». Горечь сиротства, украденное детство, непосильный труд… Это все - трудное военное детство. Но отмечаем-то День Победы! Да, в этой войне мы победили - но кто победил? Победили солдаты-отцы, труженицы-матери…А дети? Свой детский вклад в победу внесли и дети! Тем, что они мужественно терпели невзгоды. Тем, что работали наравне со взрослыми. Тем, что рвались и бежали на фронт! Тем, что были для отцов на страшных дорогах войны светлыми путеводными зведочками, а для матерей-вдов – призывом к жизни. И хотя бы потому победили, что выжили - физически и духовно – наперекор врагу! Стали неубитым будущим страны. Победили!
«Хотя вы были маленькими очень, вы тоже победили в той войне»! – вот она, жизнеутверждающая, полная высокого смысла идея… Эта фраза и ляжет в основу названия программы.
Как такую глобальную и масштабную идею раскрыть на сцене маленького учреждения,
имея в распоряжении порой невеликие творческие силы?
Это зависит от того, какое мы найдем для нее образное решение, какие выразительные средства, приемы привлечем. В спор с «предлагаемыми обстоятельствами», порой очень сложными, потому что скудными, вступает творческая фантазия создателя сценария.
Главное здесь – какой он найдет сюжетный ход, какое сквозное действие будет объединять все блоки, компоненты, весь материал сценария в одно действо, будет подчинять все одной идее, нанизывая блоки, эпизоды, сцены на стержень, имя которому -
главная мысль. То есть речь идет о поиске сюжетного хода.
Поиски сюжетного хода и определение ролевого образа ведущих.
Поиски сюжетного хода – это тоже «неотступное думание» (термин академика Павлова). Иногда – думание на подсознательном уровне.
С задачей поиска сюжетного хода тесно связана другая задача: определение ролевого образа для ведущих.
Избранный сюжетный ход часто предполагает определенных персонажей-ведущих. Или наоборот - запавшие в душу персонажи «тянут за собой» определенный сюжетный ход.
Начнем с персонажей. Сколько их должно быть? Чем больше, тем лучше. Но… Наши творческие силы, как правило, немногочисленны. И есть одна хитрость, помогающая сценаристу при наличии только двух актеров-ведущих сделать так, чтоб перед зрителем на протяжении всей программы появилось три, четыре, хоть десять персонажей! Это превращение по ходу действия одного узнаваемого персонажа в другой, трансформация, переодевание исполнителей к каждому следующему эпизоду. Причем – переодевание мотивированное, предусмотренное самим сюжетным ходом.
Домовой в сказке-игре переодевается придирчивой свахой, чтоб проучить хозяйку и ее неумеху-дочь.
Другой пример. Сценарий юбилейного мероприятия «Веков связующая нить». Ведущие по ходу действа меняют свой имидж каждый раз, когда освещается очередной период в истории учреждения. Вначале они выходят в образах слободских ребятишек, учеников ремесленной школы, затем – в образах первых пионеров… А меняются, в общем-то, только головные уборы. Иногда ведущие даже несколько по-хулигански обыгрывают перед зрителем это прием:
Шли весны бесконечной вереницей,
И только время знало наперед:
Все в жизни лишнее отшелушится,
Все доброе - сквозь годы прорастет.
ВЕД.1.И вот уже плеснула в окна эти
Небесной синью сотая весна...
Другие взрослые...
Другие дети...
ВЕД.2. И шляпа моды нового столетья,
Простите, режиссеры, мне нужна -
Чтоб наши обозначить времена!
Звучит современная
музыка. Мальчик и девочка выбегают,
вынося для ведущих яркие кепочки-
ВЕД.1. ( кокетливо нахлобучив на голову кепочку и обращаясь к второму) Ну, как?
ВЕД.2. Во! Классно! (тоже надевает свою кепку)
ВЕД. 1. Супер!
ВЕД. 2. Продолжим?
ВЕД.1. Продолжим!
Да, стала наша жизнь совсем иною!
Иные ветры дуют над страною…
Но не забыто прежнее родство!
И снова дом заполнен детворою,
И в этих стенах дружною семьею
Живут Искусство, Спорт и Мастерство!
Следующий вопрос, встающий перед автором будущего сценария: в какие сценические образы перевоплотить наших ведущих?
Традиционно в сценариях мероприятий используются такие персонажи:
1.Заимствованные из произведений искусства, кино, литературы, даже
живописи персонажи.
С одной стороны, это удобные образы. Это герои, которые уже обрели статус маски. Это персонажи с устойчивой, уже известной социальной и нравственной аурой. Разрабатывать характеристику и раскручивать ее перед зрителем тем или иным способом не надо. Она уже предполагается. Предполагается и предшествующий кусок жизни персонажа, определены произошедшие с ним события.
Вот поэтому не стоит кардинально менять характеры известных сказочных и литературных героев, Бабу Ягу превращать в этакую «мать Терезу», Незнайку – в мудреца. Карабаса представлять как доброго директора театра. Не надо нагораживать того, что противоречит устоявшейся традиции. Дети долго не будут верить этим героям и ждать от них подвоха. Самое лучшее, что с героями-злодеями можно сделать, – это дать им возможность исправиться, прозреть к концу и поиграть с детьми, но опять-таки в их игры – с допустимым в меру налетом злодейства, пиратства, наивного обмана….
Кроме того, с изменением характера героя надо изменять и его речь. Придумывать другую речевую манеру героя. Например, коротенькие фразы Незнайки – персонажа с коротенькими мыслями – превращать в пространные. Т. е. надо по сути дела придумывать другого героя с противоречащим его новому статусу именем. Задача неблагодарная и ненужная.
А вот совмещение в одном сценарии персонажей, заимствованных из разных, очень далеких друг от друга произведений, происходит не всегда удачно. Винни-Пух и Остап Бендер! Или: все персонажи в программе - герои западноевропейских сказок, и вдруг среди них - Емеля!
Но нередко осмысленное, мотивированное столкновение на сцене героев из различных произведений помогает создать острую, парадоксальную ситуацию. Например: кот Матроскин и Кот в сапогах вместе ведут программу о кошках, и у каждого свой взгляд на своих пушистых четвероногих собратьях…
Есть одно искушение, подстерегающее начинающего сценариста – желание поскорее выявить характер заимствованного из литературного произведения персонажа, благо, материала для этого в книжке много. И вот этот персонаж произносит обширные монологи или затевает пространные диалоги о себе. Они вовсе не работают на сюжет, а служат только раскрытию характера. И таким образом, уводят нас от сюжета.
Хитрость же заключается в том, что характер персонажа должен раскрываться не в рассказах о себе, а постепенно, в контексте логики событий. Сущность персонажа определяется реакцией на происходящие события, выбором средств для достижения цели, речью: лексикой героя, конструкцией фраз. (У Незнайки коротенькие мысли – значит, коротенькие фразы). А еще интонацией, эмоциональной окраской речи.
Вот поэтому первая забота сценариста, решившего позаимствовать готовых персонажей из литературы, истории, кино и т. д., – проникнуть в стилистические особенности речи героя, проштудировав первоисточник. Необходимо всеобъемлющее знакомство с творчеством автора. Буратино должен говорить на языке Буратино. Бендер – на языке Бендера. И не просто время от времени вворачивать в обычную усредненную речь фразочки типа « Я, великий комбинатор,…» а каждым словом, каждым действием подтверждать «Я – Бендер!».
Беда, если Марья-краса на сцене кричит: «Капитаны команд, ко мне!» Не Марья, а милиционер в юбке! Ее слова должны бы звучать так : «А ну-ка, кто в артельках ваших за атаманов будет? Выходите-ка да встаньте все передо мной, как лист перед травой!» Поистине, речь говорит - словно реченька журчит!
Еще хуже, если Марья-краса строго прикрикнет: «Ребята, кто будет шуметь, выведем из зала! Как вам не стыдно!» «Вылезать» время от времени из сценического образа непозволительно. Но подобное - уже не вина автора сценария.
С чего начинаю прописывать речь того или иного персонажа я? с того, что читаю произведение, а то и несколько книг этого автора, выписываю на нескольких листах яркие образцы речи героя. В конце концов настолько проникаю в строй его речи, что сама начинаю говорить, а то и думать словами героя, его фразами. Вот теперь можно браться за сценарий.
2. Еще одна группа персонажей для наших сценариев - персонажи, связанные с игровой праздничной традицией. Это Дед Мороз, Масленица, Петрушка... Они нужны! Традиция – великая вещь! Она укрепляет в людях веру в незыблемость миропорядка. Я не люблю новогодние и прочие представления и сценарии с героем-компьютером, хакерами, героем-наркотой… Новый год – это традиция вековая. С вечными нашими Снегурочкой и Дедом Морозом! Требования к сценаристу при работе над этими образами те же – для начала изучи по каким-то литературным источникам речевую манеру и характер избранного тобою персонажа.