Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2012 в 19:55, аттестационная работа
Театрализация - это не просто периодическое появление на сцене ведущих мероприятия в костюмах узнаваемых персонажей. Не просто – вставные репризы между номерами концерта, между блоками программы, зачастую никак и ничем не связанные между собой, а всего лишь помогающие затейливо объявить о следующем выступлении.
3. Третья группа персонажей - исторические. В театрализованных представлениях, связанных с историей города, села, страны, с юбилеями знаменитых соотечественников, они незаменимы. В моих сценариях – это Сусанин, Петр 1, купец Федот (мой реально существовавший дед), художник Саврасов, слободские дети – воспитанники мастерских при церкви… Принцип работы над сценарием тот же – сначала знакомство с особенностями языка этого периода и представителей этого сословия по художественным произведениям, пропитывание языком той эпохи и людей того сословия…
4. Новая группа персонажей - оригинальные авторские персонажи. Это герои, придуманные самим автором-сценаристом. Это могут быть, например, аллегорические фигуры, созданные путем превращения отвлеченных понятий в живых персонажей (Совесть, Память, Война, Мода, река Ветлуга, сударыня Кострома)
Придумывание особенностей характера и речевой манеры ведущего-персонажа должно опять-таки происходить в логике статуса персонажа. Хотя простора авторской фантазии здесь больше – персонаж –то тобой придуман, делай из него что хочешь.
У каждого из придуманных персонажей театрализованного действа, естественно должна быть не только своя манера речи. Каждый из них должен иметь свой характер, свое лицо, свою «изюминку». Осознавая это, начинающие сценаристы часто подражают пьесе: стремятся поскорее выписать, закрутить замысловатую интригу, создать и обозначить для зрителя, буквально предъявить ему уже в самом начале действа характеры своих персонажей. А для этого обрисовать их в диалогах, монологах и поступках. Увы, сценарий у такого автора зачастую состоит из диалогов, выяснений отношений героев. И вместо СЛОВЕСНОГО ДЕЙСТВИЯ на зрителя обрушиваются пространные словоизлияния.
Но ведь каждое лишнее слово подтачивает эмоциональную силу фразы, каждая лишняя фраза подтачивает эмоциональную силу эпизода! Диалог должен развивать действие на сцене, а не тормозить его!
Особенно это недопустимо в программах, где все внимание должно быть сосредоточено отнюдь не на перипетиях ведущих, а на других участниках (открытие выставки, конкурс, чествование юбиляра). А то ведь иногда получается примерно следующее: «Вы хотите послушать про мастеров - участников выставки? Так я вам сначала расскажу про себя любимого и покажу себя во всей красе…»
Все чаще в сценариях встречается и еще один персонаж-ведущий - Закадровый Голос.
Ошибка сценаристов часто состоит в том, что Закадровый Голос зачастую не имеет характера, это бесстрастный информатор, вроде вокзального радио. Задача автора сценария - создать в лице его невидимый характер! Закадровый Голос может быть или романтичен, или ироничен, или усиливает напряжение, или дает разрядку…
Вторая ошибка. Закадровый Голос начинает дублировать изображение. Пусть он скажет зрителям не о том, что они и так видят своими глазами, а проведет, например, некую параллель – с другой эпохой, другой страной…
И третья ошибка – закадровый голос становится этакой палочкой-выручалочкой для беспомощного сценариста, не знающего, как сцепить эпизоды и выстроить сюжет. И тогда неожиданное, ничем не оправданное и ничем не подготовленное появление Закадрового Голоса производит на зрителя, мягко выражаясь, странное впечатление.
От имени кого может звучать закадровый голос?
Это может быть голос погибшего солдата. («Это мы говорим, мертвые…»)
Голос нашего двора;
Голос моды.
Голос Сталина – вершителя судеб - или другого исторического лица.
Голос поэта. Стихи не обязательно должны быть связаны непосредственно с сюжетом. Они могут создавать или поддерживать ту или иную атмосферу ( Как, например, в фильме « Ирония судьбы».)
И еще один важный совет начинающему сценаристу, касающийся работы рад речью героев.
В работе над речью персонажа автор должен кропотливо отбирать не только слова, но и звуки.
Художественное произведение – это всегда гармония образной и звуковой природы слова. И часто сильное воздействие текста на зрителей обусловлено выразительностью его фонетики. Перестроил фразу, поменял местами слова, заменил одно слово другим – и фраза утрачивает красоту, гармонию звучания, свой внутренний ритм. Ритм, который облегчает речевую работу. Пример: какая реплика из двух следующих звучит гармоничнее?
«Выходите-ка, крокодилы, будем съедать нашего героя-путешественника с головой, ножками и потрохами!» Или : «Эй, крокодилы, выходите на обед! А съедим-ка мы этого героя с головой, потрохами и ножками!»
Следующий этап работы над сценарием – выбор сюжетного хода. К счастью, при нынешнем обилии создаваемых и публикуемых сценариев, различных сюжетных ходов мы можем найти в них великое множество.
Многообразие традиционных сюжетных ходов.
Сюжетной основой сценария может быть:
1. Знакомый детям сюжет известной сказки, кино фильма, книги (например, очень любят сценаристы использовать сюжет сказки «Теремок»).
2. Путешествие героев в пространстве. Это может быть вечер семейного отдыха «По морю Смеха – под флагом Улыбки», путешествие в рамках детского фестиваля народного творчества вместе с честняковскими гусями-лебедями по костромской земле в поисках ребят-артистов, причастных к чуду народного творчества. Или путешествие с подобной же целью вдогонку за чудесным ручейком, вытекающим из Ефимова ключика. Ручеек приводил персонажей-ведущих к ребятам, сохранившим в себе народную душу - к исполнителям русского фольклора.
3. Путешествие во времени (например, на машине времени).
4. Путешествие по книгам. В новогоднем сценарии «Там, где рождаются Снегурочки» герои искали сказку, в которой живет Снегурочка, но по недоразумению попадали то в одну, то в другую сказку, и каждая чудесным образом на шаг приближала их к цели.
5. Телепередача или целое путешествие по телепередачам. (В эфире - новогодний голубой огонек телестудии «Сусанкино»! Или: «Поле чудес по-сусанински»…
6. Появление в событии, задуманном по сюжету, горе-лидера, который своими неумелыми и неумными действиями порождает, «организует» конфликт. Конечно, в ходе событий происходит постепенное исправление горе-героя.
Таков сюжет сценария, посвященного посвящению в воспитанники детского учреждения, «Чудо-город зажигает огни», где главный герой – Незнайка.
7. Появление на сцене «пришельцев» (инопланетян, дикарей, роботов), у которых совершенно отличное от нашего мировосприятие, и это порождает забавный конфликт в развитии действия.
Таков сценарий спортивного праздника «Планета по имени Спорт». На Землю попадают инопланетяне, в душах которых в связи с развитием техники такие понятия, как красота, сила, радость движения, радость победы, давно умерли – за ненадобностью. И в ходе знакомства с нашими спортсменами они оживают вновь…
В сценарии «Чудо-город зажигает огни» коротышки из Цветочного города, обуреваемые стремлением к постижению секретов спортивного и художественного мастерства, к достижению прекрасной мечты ( а у каждого она своя), прилетая на воздушном шаре, попадают в чудесный мир детского творчества.
Такой же сюжетный ход использован в сценарии праздника цветов «Да будет вечно славен мир цветущий». Богиня Флора со своей свитой посещает чудесный уголок земли – Следово. Проводницей для гостьи и зрителей по этому цветущему миру становится тетушка-цветочница, живущая неподалеку в «мшистой избушке».
8. Появление на сценической или игровой площадке чудесного предмета, который не дает героям совершать свои привычные, не очень правильные поступки, жить привычными понятиями, мыслить по-старому.
Таков сценарий спортивного праздника «Чудо-бейсболка или «Все дело в шляпе». Волшебная бейсболка, чудесным образом появившаяся на сценической площадке, буквально перевернула мировоззрение двух незадачливых ведущих, заставив их влюбиться в спорт.
9. Погоня персонажа за любовью, за любимым или , чаще, за любимой – тоже интересный сюжетный ход.
Сценарий театрализованного концерта «Ищу под звездами любовь». Юноша-персонаж пришел на праздник Св. Валентина, чтоб встретить наконец свою одну-единственную любовь. Накануне он отверг робкую любовь соседки -девчушки. Много ярких, самых разных, блистающих – и каждая своим неповторимым светом - героинь встретил на празднике. Это и роскошная героиня оперетты, и страстная цыганка, и кроткая девушка-ангел, и холодная красавица-зима…Герой в погоне за каждой очередной красавицей разрывается от противоречивых чувств, но оказывается: это все – одна девушка! И кто бы вы думали? – та самая соседская девчонка, прежняя малышка-замухрышка!
10. Ярмарка и ярмарочное событие на ней.
Таков сюжетный ход в сценарии «На медовый Спас – под гармошку в пляс!» Торговки медом и гармошками Ульяна Ульевна и Гуляна Гульевна сначала перессорились в борьбе за покупателей, а потом вместе заслушались игрой гармонистов и незаметно для себя раздарили гармонистам да частушечникам «за игру веселую» весь свой товар.
11. Противоборство на сценической площадке героев-антагонистов.
При использовании этого сюжетного хода, я считаю, важно не упустить возможность примиряющего финала. Надо учить детей доброте и искусству компромисса.
« Мери Поппинс зовет на каникулы» Театрализованная концертно-игровая программа, посвященная началу летних каникул. Каникулы, которые хочет устроить для своих воспитанников фантазерка Мери, - веселые, полные радости, движения, фантазии и красоты. А вот гувернантка мисс Эндрю хочет заключить детей в строгие рамки скучных, придуманных ею правил. Она хочет сделать детей «удобными для себя» .Но все же так необходим примиряющий финал! И он состоялся: железобетонные принципы мисс Эндрю дрогнули под напором мечты, красоты и фантазии. И в финале она вместе с детьми радуется маленькому солнышку – одуванчику и – о Боже! – залихватски свистит на сцене в два пальца!
Традиционный праздник встречи Деда Мороза и Снегурочки на костромской земле. Ведущие зрелища Курилка и Брусило – пареньки-берндеи. Один полон задора и энергии, веры в новогодние чудеса, в существование Снегурочки – другой же соня и нытик, скептик и прагматик, робкая и пресная душа. Благодаря Снегурочке и чудесному празднику, а также под мощным энергетическим напором веселого Курилки, Брусило не только включается в общее празднество, но неузнаваемо преображается внутренне.
12. «Маска, кто ты?» Это знакомый все карнавальный сюжетный ход. В его основе – постоянное преображение, переодевание одного из персонажей, а то и обоих. Например, она - персонаж -«хамелеон», меняющий поминутно облик. Он – попадающий впросак от этого. Ведущая конкурса для девушек превращается то в Татьяну Ларину ( перед конкурсом, посвященным Пушкину), то в студентку-комсомолку-красавицу (перед интеллектуальным), то в актрису Зиночку из к/ф «Иван Васильевич меняет прфессию…» (перед конкурсом «Снимается кино»). Что при виде этих девичьих превращений остается делать ведущему-партнеру? Подхватить игру. Становиться то Онегиным, то режиссером Якиным, то киношным Шуриком. Сам виноват: разразился в начале программы пространным монологом о многогранности женской души! Вот и получай воплощение теории в практику!
13. Диалог поэта и Музы ( это сюжетный ход для литературного вечера).
Здесь также возможно использование приема трансформации персонажа (а именно образа Музы поэта), если поэт в поисках своего поэтического «я» становился на разных этапах своего творческого пути приверженцем разных литературных направлений. И вот Муза костромского поэта начала 19 века Грамматина появляется перед ним и зрителем то в воздушном белом шарфе поверх длинного платья (период увлечения Грамматина классицизмом), то в узорной крестьянской шали (поворот к народности в творчестве), то в древнерусском платье Ярославны (период увлечения исторической темой).
Праздник «Юбилей села Вохмы». На сцене сменяют друг друга вымышленные персонажи.
В первой картине - группа первых поселенцев-славян и коренной обитатель этих глухих мест медведь, ставший в последующем гербом Вохмы.
ОН.
Был долог путь! То – по реке, челнами…
ОНА.
То челн сквозь дебри волокли гурьбой…
ОН.
И вдруг, смотри, - открылся перед нами
Земли бескрайней уголок глухой.
ОНА.
Кругом – одни леса да буреломы…
ОН.
Леса да топи – не достанет враг!
ОНА.
И нет ни поля, ни двора, ни дома…
Иванушка, родной, - а жить-то как?
ОН.
А заживем! Глянь – красота какая!
Леса шумят – с ветрами заодно.
А по песку, по камушкам играет
На солнце речка – золотое дно!....
В следующей картинке - просвирница Марфица, одна из первых, по церковным книгам, обитательниц только что созданного на месте будущего села погоста.
МАРФА.
Поклон вам всем! Я Марфица, вдова.
Моя деревня вон на том угоре.
Я много лет там взамужем жила,
Покуда в дом не постучалось горе.
Нет мужика! Где хлебушка добыть?