Петербург Гоголя и Достоевского

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Ноября 2013 в 18:10, курсовая работа

Описание работы

Работа «Петербург Гоголя и Достоевского» преследует несколько целей. Во-первых, зажечь действительный интерес читателя к русской истории, культуре, показать её с такой стороны, которая смогла бы увлечь человека собственной страной. Во-вторых, обратить внимание читателей, какую силу и влияние оказывает литература на сознание людей. Какую пользу она приносит, и какую имеет важность. В частности говорится о русской художественной классике в литературе. Она занимала поистине почётное место в жизни россиян XIX века. Расцвет её в данную эпоху величественен и представляет достояние русской культуры. Значение литературы подчёркивается в XIX веке и признаётся высоким, что очень важно, царской властью. В-третьих, эта работа напоминает о людях, о Гоголе, о Достоевском, о выдающихся личностях своего времени. О том, что историю творит человек, не один и не два, а большое количество человек, просто кого-то из них запомнили по имени и фамилии.

Содержание работы

Введение 3-6
1. Санкт-Петербург XIX века 7-22
1.1 Нравы царской власти 7-11
1.2 Жизнь и быт города 12-17
1.2 Положение литературной интеллигенции 18-22
2. Жители Петербурга – великие Н.В.Гоголь и Ф.М.Достоевский 23-34
2.1 Жизнь Николая Васильевича Гоголя в Санкт-Петербурге 23-28
2.2 Жизнь Фёдора Михайловича Достоевского в Санкт-Петербурге 29-34
Заключение 35
Список используемых источников 36

Файлы: 1 файл

Peterburg_Gogolya_i_Dostoevskogo2.docx

— 106.03 Кб (Скачать файл)

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ  УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО  ОБРАЗОВАНИЯ

 

«ПОВОЛЖСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ СЕРВИСА»

 

 

 

Кафедра: «Социально-культурный сервис»

 

 

 

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

по дисциплине: «Мировая культура и искусство»

На тему: «Петербург Гоголя и Достоевского»

 

 

 

 

 

 

 

Выполнила:

Студентка группы БТР-101

Левераш Д. И.

 

Проверила:

Доцент Баженова С.С.

 

 

 

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

Введение                                                                                                                               3-6

1. Санкт-Петербург XIX века                                                                                        7-22

1.1 Нравы царской власти                                                                                                 7-11

1.2 Жизнь и быт города                                                                                                   12-17

1.2 Положение литературной интеллигенции                                                               18-22

2. Жители Петербурга – великие Н.В.Гоголь и Ф.М.Достоевский                      23-34

2.1 Жизнь Николая Васильевича Гоголя в Санкт-Петербурге                                    23-28

2.2 Жизнь Фёдора Михайловича Достоевского в Санкт-Петербурге                         29-34

Заключение                                                                                                                             35

Список используемых источников                                                                                      36

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

Самое главное назначение работы «Петербург Гоголя и Достоевского» - это, прежде всего, рассказать историю России XIX века и вместе с тем отдельно города Санкт-Петербурга. Понять из-за чего в России менялось сознание народа и как формировалось русское общество, тем самым проникнуть глубже в русскую культуру через определённую эпоху и столицу страны. Уловить маленькие детали жизни Петербурга и целой России XIX века, через рассмотрение главных сил, действующих на разные сословия в течение целого столетия. И как эти силы повлияли на ход истории. Так, данная работа раскрывает уникальность и неповторимость отдельной вехи российской истории. Более того, работа показывает, кем создавалась эта история. Какие роли сыграли в ней великие Николай Васильевич Гоголь и Фёдор Михайлович Достоевский, а также простые крестьяне и уважаемые дворяне. Выявляются взаимоотношения и действия людей, которые неустанно преобразуют окружающую обстановку, делая её, то невыносимой, то благоприятной. Писатели Гоголь и Достоевский позиционируются здесь как люди, ярко и точно видящие эту обстановку, как люди, старающиеся донести до народа происходящую правду. Указывается также как одна личность может влиять на огромное количество людей, и как огромное количество людей может влиять на личность. Немаловажное место занимает описание влияния одного города, а именно Санкт-Петербурга, на сознание, как писателей, так и людей других профессий и занятий. Изложение основывается на людях и событиях, на человеческих поступках и их последствиях.

Работа «Петербург Гоголя и Достоевского» преследует несколько  целей. Во-первых, зажечь действительный интерес читателя к русской истории, культуре, показать её с такой стороны, которая смогла бы увлечь человека собственной страной. Во-вторых, обратить внимание читателей, какую силу и  влияние оказывает литература на сознание людей. Какую пользу она  приносит, и какую имеет важность. В частности говорится о русской художественной классике в литературе. Она занимала поистине почётное место в жизни россиян XIX века. Расцвет её в данную эпоху величественен и представляет достояние русской культуры. Значение литературы подчёркивается в XIX веке и признаётся высоким, что очень важно, царской властью. В-третьих, эта работа напоминает о людях, о Гоголе, о Достоевском, о выдающихся личностях своего времени. О том, что историю творит человек, не один и не два, а большое количество человек, просто кого-то из них запомнили по имени и фамилии. Почему? В работе есть ответ на этот вопрос. И в-четвёртых, «Петербург Гоголя и Достоевского» выявляет влияние и роль Санкт-Петербурга  – столицы России в XIX веке – на жизнь писателей и всей страны.

Достижение целей осуществляется несколькими темами, собранными в работе «Петербург Гоголя и Достоевского». В первом разделе под названием «Санкт-Петербург XIX века» обозреваются жизнь и политика царской семьи, императоров Николая Павловича и Александра Николаевича Романовых. Раскрывается поразительная непохожесть времён их правлений и самих царей. Здесь со всей масштабностью осознаётся огромное значение личности одного единственного императора для жизни и судьбы всей России. В начале XIX века – «суровые николаевские времена» - правление Николая Павловича, жёсткая дисциплина в стране, резкие законы и серьёзная подконтрольность государству. Но вместе с тем лояльность по отношению к искусству, расцвет литературы и сложноискоренимые, многочисленные и всяческие злоупотребления, как со стороны государственных служащих, так и со стороны дворянства и простого люда. После Николая Павловича – Александр Николаевич - свобода слова и множественные изменения. Преобразования в социальной, политической, военной, судебной сфере – свобода крестьян и печати, образование суда присяжных и обязательная служба в армии для всех сословий. А также множество недовольных реформами, недовольные волей крестьяне и недовольные волей крестьян дворяне. Отец Николай и его сын Александр, ближайшие родственники, но совершенно разные жизни, и каждый создавал свою Россию. Не похожие друг на друга правления императоров и собственная противоречивая политика каждого составляет уникальность и неповторимость XIX века России.

Во втором разделе рассматриваются различные социальные процессы, вызванные правительственной политикой, происходившие как в Санкт-Петербурге, так и по всей России в частности. Пересказываются кипящие в столице страсти, вызванные Отечественной войной 1812 года, Крымской войной 1853-1856 годов. Картину Петербурга XIX века дополняют детали расцвета русской культуры в искусстве, а также расцвет общественного сознания, не стеснённого запретами и жёстким контролем. Раскрываются причины недовольства сословий Александровскими реформами. Указываются причины образования тайных радикальных обществ и непоправимые роковые последствия их деятельности. Представляется бурлящий событиями Санкт-Петербург.

Заключение первого раздела  посвящено месту и роли литературы в жизни России, и её столицы. Перечисляются художественные стили и направления в литературе, стремительно сменяющие друг друга. Выделяется главная направленность большинства выпущенных за данный период произведений. Выявляется огромное влияние политических режимов власти на издательское дело и более того на сознание самих писателей. Царская власть, представленная Николаем I и Александром II, вообще уделяла печати больше внимание и значение. Прекрасно осознавая, как и художественная литература и передовая журналистская печать влияет на общественное сознание, императоры старались использовать и то и другое в государственных целях. К чему это привело, станет ясно после прочтения раздела первой главы под названием «Положение литературной интеллигенции».

Вторая глава представлена биографиями Николая Васильевича  Гоголя и Фёдора Михайловича Достоевского. Биографии эти частичны и передают увлекательные детали жизни писателей из определённого промежутка времени, когда оба великих человека были жителями столицы России XIX века – города Санкт-Петербурга. Первый раздел главы принадлежит Н.В.Гоголю, второй – Ф.М.Достоевскому. Вся глава – это поиск связей писателей с Петербургом. И это не только факт проживания авторов в этом городе в период правления Россией императорами Николем I и Александром II. Помимо социальной и политической обстановки в стране, созданной данными правителями, в которой жили Гоголь и Достоевский, на их творчество и личность влиял также и величественный Санкт-Петербург. То простудит, то возвысит, то изгонит, то раскроет свои тайны – таков был Петербург Гоголя и Достоевского. Благодаря городу и происходящим в нём процессам писатели нашли себя, творили и стали по-настоящему знаменитыми. Множество факторов повлияло на прославление Николая Васильевича и Фёдора Михайловича. Это и нравы царской власти, которые влияли на качество жизни в России и тем самым создавали темы для многих произведений писателей. Это и Петербург, где писатели нашли поддержку читателей и помощь друзей в своём творчестве, а также сталкивались с разочарованиями и потерями, но вместе с тем черпали огромное вдохновение из жизни города и их жителей. Серьёзное влияние на произведения знаменитых авторов оказывало и место, которое занимала печать в России XIX века. При Николае Павловиче Романове литературная интеллигенция была чрезвычайно стеснена и была вынуждена писать лишь то, что угодно правительственным кругам. При Александре Николаевиче Романове писательское дело получило относительную вольную, что повлекло не только опубликование проблем, о которых ранее говорить не было возможности, но и потрясающий взлёт общественного сознания - раскрытие глубин стоявших перед Россией XIX века проблем. Одни детали, влияющие и создающие другие детали, комплекс обстоятельств и событий, людей и их поступков создавали уникальную историю русской культуры, создавали великих писателей своей эпохи.

Актуальность работы «Петербург Гоголя и Достоевского» заключается  в принадлежности её к России. Россия и тогда и сейчас оставляет на своём счёту множество вопросов. Например, «кто виноват?» и «что делать?». Работа наводит на мысль взглянуть шире на происходящее в России, захватить как можно больше сфер её жизни и попытаться увидеть, почему наша страна такая, какая есть. Очень актуально говорить о проблемах, которые есть в нашей стране, но ещё актуальнее попытаться понять их сущность, разобраться в деталях, возможно, даже решить эти проблемы. Для этого весьма эффективно посмотреть на Россию глазами писателей Гоголя и Достоевского. Они жили в России, на протяжении жизни творили о ней, стараясь показать её такой, какой они её видят. Николай Васильевич Гоголь – украинец по происхождению, но он смог точно и ярко обозначить проблемы, имеющиеся в нашем государстве. Фёдор Михайлович Достоевский – россиянин, не только видел и анализировал назревшие проблемы, но и старался решить их своим творчеством, своими героями он указывал читающим путь, который, по его мнению, должен привести людей к спасению души, русской души.

Не так давно по телевидению, по федеральным каналам, говорилось о том, что в России нет героев, нет людей, способных повести  за собой, направить, «спасти». Гоголь и Достоевский были героями своего времени. Может быть, и в наше время  стоит искать «спасения» в книгах? Может быть, именно там герои нашей  с вами современности?

Работа «Петербург Гоголя и Достоевского» - это почти инструкция, как, живя в России, осознать и суметь принять российскую действительность, и стать её героем.

 

1. Санкт-Петербург  XIX века

1.1 Нравы царской власти

Николай Васильевич Гоголь прибыл в город Санкт-Петербург  в 1828 году, а умер всего через четверть века в 1852, тем самым он жил при  правлении лишь одного из Романовых  – Николая I. Николай правил с 1825 по 1855 год. Фёдор Михайлович Достоевский жил при двух императорах – Николае I и его сыне Александре II. Писатель поселился в Петербурге с 1837 года, когда на престоле находился Александр, и умер Достоевский в один 1881 год со своим правителем. Именно поэтому в этой главе рассматривается правление только Николая I и Александра II.

Династический кризис, наступивший  после неожиданной смерти Александра I, сопровождавшийся восстанием декабристов, создал крайне неблагоприятные общественные условия для начала деятельности Николая. Но он был весьма способным и волевым человеком, быстро ориентировался в обстановке и твердо проводил свои решения. В 1817 г. в возрасте 20 лет он был произведен в генералы и на протяжении многих лет командовал гвардейской бригадой. Несомненно, военная направленность его образования и личная склонность к военным делам доминировали.[5]

В первые месяцы своего царствования он сосредоточил все свои усилия на анализе политической обстановки в  России, которая породила восстание. В процессе следствия и суда над  декабристами он неоднократно встречался с арестованными участниками, пытаясь  понять истинные причины, побудившие их к вооруженной борьбе.

Перед Николаем развернулась мрачная картина огромных беспорядков  в русской государственной жизни, и он поставил перед собой цель добиться справедливости в стране на основе незыблемости самодержавного строя. Он совершенно сознательно стал опираться на показания декабристов, которые в суммарном виде раскрыли перед ним своеобразную программу собственной государственной деятельности: дать стране ясные, положительные законы; навести порядок в правосудии; поднять нравственность духовенства; оказать экономическую поддержку дворянству; способствовать развитию торговли и промышленности; организовать просвещение «сообразно каждому состоянию»; улучшить положение земледельцев; уничтожить унизительную продажу людей; воскресить флот и «устранить неисчислимые беспорядки и злоупотребления».

Роль монарха Николай  видел в постоянном служении России на основе закона. Он искреннее верил, что, пользуясь самодержавной властью, проявив максимум энергии и настойчивости, можно исправить всю неустойчивость российской жизни. Стремясь реализовать эту консервативную утопию, Николай замкнул на себе все крупные и мелкие государственные вопросы, рассматривая своё окружение как исполнителей, которые более или менее точно выполняют его указания. [5] Он вникал во все подробности государственного управления, выступая суровым критиком высшего чиновничества или покровителем способных государственных деятелей, писателей, художников, архитекторов, создавая образ строгого, но справедливого правителя. Николай осуждал деспотизм, но, самостоятельно решая многие государственные дела, он всё более превращал свою власть в самовластие, перед которым искусно угодничали тысячи российских чиновников, которые очень легко пристроились к стилю нового императора. В целом же период правления Николая I традиционно рассматривается историками как самый могущественный этап в жизни России, который закончился катастрофой Крымской войны. Ясно сознавая необходимость преобразований, Николай постепенно сдерживал многие конкретные решения, которые казались ему несовершенными. Поэтому в этот период можно встретить множество противоречивых указов, имевших малые последствия.

Полное недоверие Николая  к благотворному влиянию общественных сил на развитие государственности  привело к тому, что единственно  возможным способом управления стала  военно-бюрократическая централизация  государства. Для этого было создано третье отделение Собственной Его Императорского Величества канцелярии. При создании этого полицейско-бюрократического органа большое влияние оказала мысль, что с помощью жестокого административного влияния можно воздействовать на всю общественную жизнь страны. [5]

Информация о работе Петербург Гоголя и Достоевского