Петербург Гоголя и Достоевского

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Ноября 2013 в 18:10, курсовая работа

Описание работы

Работа «Петербург Гоголя и Достоевского» преследует несколько целей. Во-первых, зажечь действительный интерес читателя к русской истории, культуре, показать её с такой стороны, которая смогла бы увлечь человека собственной страной. Во-вторых, обратить внимание читателей, какую силу и влияние оказывает литература на сознание людей. Какую пользу она приносит, и какую имеет важность. В частности говорится о русской художественной классике в литературе. Она занимала поистине почётное место в жизни россиян XIX века. Расцвет её в данную эпоху величественен и представляет достояние русской культуры. Значение литературы подчёркивается в XIX веке и признаётся высоким, что очень важно, царской властью. В-третьих, эта работа напоминает о людях, о Гоголе, о Достоевском, о выдающихся личностях своего времени. О том, что историю творит человек, не один и не два, а большое количество человек, просто кого-то из них запомнили по имени и фамилии.

Содержание работы

Введение 3-6
1. Санкт-Петербург XIX века 7-22
1.1 Нравы царской власти 7-11
1.2 Жизнь и быт города 12-17
1.2 Положение литературной интеллигенции 18-22
2. Жители Петербурга – великие Н.В.Гоголь и Ф.М.Достоевский 23-34
2.1 Жизнь Николая Васильевича Гоголя в Санкт-Петербурге 23-28
2.2 Жизнь Фёдора Михайловича Достоевского в Санкт-Петербурге 29-34
Заключение 35
Список используемых источников 36

Файлы: 1 файл

Peterburg_Gogolya_i_Dostoevskogo2.docx

— 106.03 Кб (Скачать файл)

В 40-х годах уже обращали на себя внимание писатели, составившие  украшение русской литературы в  последующее царствование: Тютчев, Майков, Некрасов, Тургенев, Гончаров, Достоевский и другие. Все они  принадлежат Петербургу, так как  здесь развились и созрели  их яркие дарования. [1]

Всё же гнёт николаевского  режима был силён. Общественные политические вопросы для печати были почти  неприкосновенны. Деятельность и мысль  русского общества были до такой степени  подавлены, что являло малую подготовленность к действительному участию в жизни страны.

В начале царствования Александра II, Герцен говорил, что насущными нуждами России являются: освобождение крестьян от помещиков, освобождение податных сословий от побоев и освобождение печати от цензуры. Но несмотря на общее единодушное сознание необходимости коренных преобразований, общество очень робко и чрезвычайно неопределённо намечало те пути, по которым, по его мнению, нужно решать насущные проблемы.

Это состояние, конечно, ещё  усиливалось тем тяжёлым положением, в котором находилась печать в  цензурном отношении. Оно определялось полной невозможностью с некоторой свободой громко высказать свои взгляды и мнения по политическим и социальным вопросам – даже для тех немногих людей, которые их имели. [4]

Оживление периодической  печати наступило с 1858 года, когда печати впервые было дозволено обсуждать крестьянский вопрос. Это возвысило значение Петербурга как центра культурной и общественной жизни страны. [1]

Как только обнаружилось существенное различие во взглядах на освобождение крестьян Главного комитета и прогрессивных представителей общества, а также стали известны те корыстные взгляды и поползновение, которые проявились во многих дворянских губерниях, правительство вскоре попыталось ограничить только что дарованное частным лицам право свободно высказывать свои суждения. [4] Но даже за это короткое время процесс выделения более или менее радикальных направлений из общей прогрессивной печати проявился с необыкновенной силой и быстротой. Что делало невозможным дальнейшее сколько-нибудь свободное обсуждение крестьянского вопроса.

К 1861 году печать таки захватила в область своего обсуждения почти все вопросы политической и социальной жизни, которые в то время стояли на очереди в стране. С того момента, как при вступлении на престол Александра II начался более или менее свободный рост общественного сознания, сознание это сделало много шагов вперёд. От той неопределённости взглядов и того отсутствия инициативы, которые наблюдались в начале царствования, через пять лет не осталось и следа. [4]

Общественное мнение переросло  те правительственные программы  преобразований, которые в это  время имелись. Теперь уже далеко не было полного и единодушного доверия к правительству, какое чувствовалось при начале царствования Александра. Напротив, деятельность правительства вызывала скептицизм и недоверие, и в обществе стала резко проявляться склонность к обличению всей тогдашней правительственной деятельности, несмотря на её прогрессивное направление и желание поставить общественную инициативу вперёд правительственной. [4]

В это непростое время  образуется «натуральная школа» в русской литературе, основателем которой стал Гоголь. К этой школе принадлежат ранние произведения И.А. Гончарова, И.С. Тургенева, Ф.М.Достоевского, для которых характерна социальность, сострадательность, сочувствие простому народу. В дальнейшем самые талантливые из них (Достоевский и Тургенев) пойдут каждый своей дорогой в постижении загадок российской действительности. Каждый из них вместе с вступившим в литературу в конце 50-х гг. Л.Н.Толстым примут участие в создании русского романа – одного из важнейших явлений русской культуры XIX в. [5]

Большую часть своей культурной деятельности молодые силы, с блеском выступавшие на поприще литературы и журналистики отдавали Петербургу. Поэты Майков, Некрасов, Полонский постоянно жили в Петербурге. Гончаров, Достоевский, Салтыков, позднейшие писатели 60-х и 70-х годов, также являются выдающимися писателями, прославившимися в Санкт-Петербурге. [1]

Жизнь города и всей России развивалась совершенно непредсказуемо. В отличии от николаевского правления, царствование Александра дало людям свободу. Естественно, в пределах разумного и в рамках государственной дозволенности. Это коренным образом повлияло на жизнь страны. Общество, вынужденное при Николае молчать, получило определённую свободу слова от Александра, и когда это новая свобода стала снова ограничиваться государством, народ уже не мог с этим мириться. Александр Николаевич уже не в силах был сдержать той смелости, которой овладела обществом.

В заключении первой главы следует подчеркнуть, что и Достоевский и Гоголь были частью событий, происходивших в стране. Они проживали в XIX веке на ряду со всем русским народом. Разные явления, политические и социальные, оказывали влияние и на знаменитых писателей, и на простых людей. Но реакция у этих людей на складывающиеся обстоятельства была различной. Главное отличие одних от других было в том, что каждый в этой эпохе исполнял свою неповторимую роль. 

2. Жители Петербурга  – великие Н.В.Гоголь и Ф.М.Достоевский

2.1 Жизнь Николая Васильевича  Гоголя в Санкт-Петербурге

В 30-е годы в российской культуре наступает эра реализма, течения необычайно широкого, сложного, порой противоречивого. Обличительный  период в развитии русского литературного  реализма начинается с Николая Васильевича Гоголя. Он был одним из самых противоречивых и сложных русских писателей.

В 1709 году под Полтавой Пётр I разбил шведов и тем самым закрепил Украину за Россией. Ровно через 100 лет в 1809 году под Полтавой родился высший духовный гений этого единства, украинский классик русской литературы, Николай Гоголь.

Отцовский род писателя дал  много священников, и даже католических, но уже прадед Николая Васильевича  служил православным священником. Родство по матери – видные деятели запорожской сечи и всего казакского воинства.

Так по поводу своего происхождения  пишет Гоголь в письме своей знакомой:

«Насчёт того, какая у  меня душа, хохлатская или русская, я и сам не знаю, какая у меня душа. Никак бы не дал преимущества ни малороссиянину перед русским, ни русскому перед малороссиянином». [7]

Этнически Николай Гоголь, конечно, украинец с дальними польскими  корнями, ни про каких русских  предков неизвестно. Он прекрасно владел украинским языком, но все свои книги написал по-русски. Из родительского имения в Полтавской губернии он отправится не в Полтаву и даже не в Киев, а в Петербург. И станет там русским писателем. Но какое же оно, начало начал Гоголя? Открыть любое собрание сочинений писателя, оно начинается с «Сорочинской ярмарки». А она с чего? С эпиграфа, на украинском языке. Гоголь ценил и любил родные края, крепко в сердце хранил образы своих родителей – старосветских помещиков.

Повзрослев и переехав в уездный город Нежин, соседней с Полтавской, Черниговской губернии, 16-летний Николай становится студентом. Лицей, в котором он обучается, представляет из себя подражание Петербургскому Царскосельскому лицею, где юный Гоголь увлекается рисованием, сочинительством и ведёт общественную библиотеку. В учебном заведении разрешают театр, со сцены которого Николай Гоголь уже тогда произносит самые смешные тексты. [7]

Став выпускником Нежинского лицея, в конце декабря 1828 года, в возрасте 19 лет, Николай Васильевич въезжает в Петербург. Полный благородных мечтаний о службе Отечеству, он хотел поступить по ведомству юстиций, чтобы законами исправлять порядки и нравы.

Однако Петербург остужает молодые порывы. Квартира и продукты дороги, а место службы, несмотря на рекомендательные письма, Гоголь не получает. Не попал с ходу он и к своему любимому современному писателю Александру Пушкину.

Пришёл Гоголь не рано, постучал в дверь. Ему открыл слуга Александра Сергеевича. Было объявлено, что барин спит. Со всем участием Гоголь спрашивает: «Верно, писал всю ночь?». Слуга отвечает: «Какой писал, в картишки играл!». Несомненно молодой полтовчанин хотел познакомится со своим кумиром и, совершенно точно известно, что с первого раза ему это не удалось.

Наверняка Николай Гоголь хотел показать Пушкину поэму «Ганс Кухельгантер», написанную первым ещё в Нежине. Это произведение напоминало трескучее подражание немецкому романтизму. Издав всё-таки эту поэму под псевдонимом В.Алов, Гоголь незамедлительно получает на неё две убийственные рецензии. Он тут же собирает по лавкам все вышедшие экземпляры и сжигает их. Из-за первой литературной неудачи Гоголь уезжает в Германию. После года путешествий, истратив все деньги матери, он возвращается в Петербург. Николай Васильевич сначала работает писарем в Департаменте государственного хозяйства министерства внутренних дел, а потом помощником столоначальника первого стола по второму отделению в департаменте уделов министерства двора. [7] Таковы были названия должностей в России и такими же незапоминающимися были первые успехи Гоголя в государственной службе. К счастью, он не забывает про сочинительство. Ко всему прочему в душе его беснуется Диканька.

Чиновником он опубликовал, снова без подписи, «Вечера накануне Ивана Купалы». Это было первое произведение, принёсшее писателю первую положительную известность. Вскоре публика заинтересовалась автором, и скрывать своё имя Гоголю уже не было смысла. Как автор полюбившихся публике «Вечеров…» Николай знакомится с Василием Жуковским, официальным лицом тогдашней русской литературы. Несмотря на высокое звание Жуковский ещё и самый добрый человек за всю историю этой литературы. Именно он обращался к императору Николаю I, когда гоголевские рукописи не пропускала цензура, добивался для Николая пожалования крупных сумм от царя, чтобы уладить финансовые проблемы писателя. И до чего не самолюбив был Василий Андреевич, когда уступал своё место в русской литературе и Пушкину, и Гоголю, которого славил как новую надежду. Жуковский заслонял себя в литературе в пользу Пушкина и Гоголя, и даже в личном общении ставил с собой на равных юных писателей, они свободно могли обращаться к классику-царедворцу на «ты». Хотя Пушкин был моложе Жуковского на 16 лет, а Гоголь на 26 лет.

Такого уважения молодой Николай Васильевич добился не сразу. В начале своего писательского пути, в течении полутора лет самостоятельной жизни в Петербурге, Гоголь ищет себя. И находит. С этого момента начинается его пятилетняя петербургская литературная лихорадка: подряд написаны почти все его произведения, кроме «Мёртвых душ».

В 22 года Николай Гоголь становится по-настоящему знаменит, благодаря своей работе «Вечера на хуторе близ Диканьки» - гимну сказочной стране Украине.

Отзываясь об этом произведении, Пушкин говорит об «искренней весёлости», которая произвела на него изумляющее и продолжительное впечатление. Вскоре вся читающая Россия заговорила об Украине, где сплошь праздники, где даже чертовщина – домашняя, где любое чудо возможно.

После взлёта «Вечеров на хуторе…» Гоголь выпускает собрание сочинений «Миргород», а в нём рыцарский «Тарас Бульба». Рядом появляется жуткий «Вий». Нового литературного любимца Гоголя читают запоем.

Язык произведений – русский, но до небывалого цветистый. Гоголь привёз в Россию великую странную литературу, с незнакомым, но удивительным украинским духом. На ряду с похвалами, произведениям писателя достаётся и жесткая критика. Его обвиняют в излишнем фарсе. К тому же на Гоголя смотрят снисходительно, как на выскочку-провинциала. Несмотря на этот общественный укор, писатель успешно выпускается. Литература тогда кормит мало, но заработков вполне хватает на жизнь. [7]

Очевидно, что именно город  Санкт-Петербург сделал из Гоголя –  известного Гоголя. Статус столицы страны влиял на развитость города во многих сферах, но что самое главное на богатство литературной среды. Николай Васильевич питал любовь и уважение к русской литературе в лице Александра Пушкина, что немало повлияло на его переезд в Петербург. Гоголь попал в насыщенную и разнообразную писательскую жизнь России и именно благодаря ей раскрылся гоголевский талант. Его поддерживали, признавали его способности, что действительно важно для начинающих писателей. Санкт-Петербург преображал Гоголя, как русский город, он даже поставил писателя перед выбором, какой именно культуре принадлежит юное дарование.

В 1830 году, при польском восстании, когда русская власть была ненадолго  свергнута на территории бунтовавших Литвы, Польши, Белоруссии и Правобережной Украины, Гоголь отбрасывает от своей фамилии вторую часть, а именно отцовскую и шедшую корнями с родной Полтавской губернии «Яновский». Теперь он не Гоголь-Яновский, а просто Николай Васильевич Гоголь. Про взбунтовавшихся поляков и украинцев Гоголь не скажет ни слова, однако отказ от себя Яновского дался ему не просто. Когда знакомые украинцы в Петербурге спрашивали у него: «Что такое Гоголь?». Гоголь отвечал: «Селезень», и больше уже не говорил на эту тему. [7] Тем самым украинец по рождению, Гоголь выбрал для себя жизнь истинно русского писателя.

Зимой 1832 года крупнейший книготорговец  и книгоиздатель России А. Смирдин  переводит свою лавку на Невский  проспект и в честь новоселья  устраивает званый обед для ведущих  литераторов страны. Присутствовали Василий Жуковский, Александр Пушкин, Иван Крылов и самый молодой из присутствующих Николай Гоголь. Ему ещё не исполнилось 23 лет, а он уже сидит на равных с лучшими русскими писателями.

За обедом сговариваются, в честь этого собрания каждый из авторов даст по одной своей вещи в альманах «Новоселье». От Пушкина домик в Коломне, а от Гоголя «Повесть о том, как поссорились Иван Иванович и Иван Никифорович». Этот жест был своеобразным символом ухода от старого вида сочинительства. И кажется что ссора двух вымышленных приятелей из повести иллюстрирует прощание Гоголя со всем своим настоящим жанром, деревенской прозой. На смену ей приходит городская – Петербургские повести. Столица тогдашней России неизбежно была близка писателю и он не мог не писать о ней. Гоголь создаёт известный всему миру Петербург XIX века. Город-призрак, который слабую некрепкую душу заманит и обманет, с ума сведёт и умертвит.[7]

Первая петербургская  повесть - «Невский проспект». Рукопись эта о достопримечательности Петербурга - Невском проспекте. В определённый промежуток времени каждого дня на этом проспекте появляется совершенно определённый вид людей, от нищих и сонных чиновников до иностранных гувернёров с собачками и военных служащих. Главный герой, художник, гуляя по Невскому проспекту, видит прекрасную брюнетку и устремляется за ней. После продолжительной погони за красавицей, художник догоняет её, но оказывается, что она проститутка. Разумеется, герой крайне разочарован. В грёзах он представлял её богиней и порывался спасти от плена разврата, но помутился рассудком и покончил с собой. [7] Мораль сей повести такова, что «всё обман, всё мечта» на Невском проспекте. Он полон несбыточного, он ненастоящий, к тому же лжёт, превращая одно в другое. Таким видит Гоголь Санкт-Петербург и рассказывает об этом всем.

Информация о работе Петербург Гоголя и Достоевского