Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Ноября 2013 в 18:10, курсовая работа
Работа «Петербург Гоголя и Достоевского» преследует несколько целей. Во-первых, зажечь действительный интерес читателя к русской истории, культуре, показать её с такой стороны, которая смогла бы увлечь человека собственной страной. Во-вторых, обратить внимание читателей, какую силу и влияние оказывает литература на сознание людей. Какую пользу она приносит, и какую имеет важность. В частности говорится о русской художественной классике в литературе. Она занимала поистине почётное место в жизни россиян XIX века. Расцвет её в данную эпоху величественен и представляет достояние русской культуры. Значение литературы подчёркивается в XIX веке и признаётся высоким, что очень важно, царской властью. В-третьих, эта работа напоминает о людях, о Гоголе, о Достоевском, о выдающихся личностях своего времени. О том, что историю творит человек, не один и не два, а большое количество человек, просто кого-то из них запомнили по имени и фамилии.
Введение 3-6
1. Санкт-Петербург XIX века 7-22
1.1 Нравы царской власти 7-11
1.2 Жизнь и быт города 12-17
1.2 Положение литературной интеллигенции 18-22
2. Жители Петербурга – великие Н.В.Гоголь и Ф.М.Достоевский 23-34
2.1 Жизнь Николая Васильевича Гоголя в Санкт-Петербурге 23-28
2.2 Жизнь Фёдора Михайловича Достоевского в Санкт-Петербурге 29-34
Заключение 35
Список используемых источников 36
«Надо как-нибудь выстрадать вновь наше будущее счастье; купить его какими-нибудь новыми муками, страданием всё очищается», - говорит героиня нового романа Достоевского «Униженные и оскорблённые», осознавая свою вину перед оскорблённым отцом и понимая, что нельзя стать счастливым ценой несчастья других людей. [8] Пока в человеке нет любви к ближнему своему, человеческие отношения не будут нормальны и никакая социальная гармония не осуществится, считал писатель. Он старается своим творчеством донести до «ближнего» своего, то есть читателя, как изменить к лучшему отношения людей между собой, как добиться этого «любовно-братского единения».
В апреле 1864 года умерла жена писателя, а вскоре – старший брат. Утраты тяжело переживались Достоевским, и в то же время моменты душевных потрясений обостряли его мысль до степени глубочайших прозрений.
Всё это составит содержание его больших романов; важнейшим шагом к их проблематике, к психологическому изображению в них человека становится в эти годы повесть «Записки из подполья». Единственная ценность для героя «Записок…» - абсолютная свобода воли личности, противостоящая столь же абсолютной несвободе мира. Чем невыносимее пытка, которой подвергает героя повести жизнь, чем безобразнее выступает он сам перед другими людьми и обстоятельствами, тем несомненней для него неразумность бытия и бессмысленность вмешательства в него.[10]
Достаточно символично звучит этот смысл на фоне положения дел в России XIX века. Несвобода крестьян, недовольство общественности правительством, общая злоба людей друг на друга – всё это создаёт огромное социальное напряжение.
Тема социального гнёта, тема насилия, нравственного распада в личности и обществе, тема денег, тема двойничества зазвучали с новой силой в едином хоре в новой форме русского романа «Преступление и наказание», написанного Достоевским в 1865-66 годах. Мир кротких и страдающих героев прежних произведений сомкнулся с миром сильных натур, с проявлениями титанической воли и могучих страстей.
Герои романа не боятся последствий чувства, мысли, поступка, напротив – смело бросаются в них, стремясь испытать себя там, за «порогом», испытать в себе человека. Повинуясь инстинкту могучей натуры, главный герой Родион Раскольников доходит в своём переживании «до краю», переполняет душу страданием, предчувствуя, что только там, за пределом, он придёт к решению своих проблем. Мысль об убийстве – как отвлечённая мысль – становится плодом его разума и уживается с другими мыслями. Когда и само убийство совершено, мысль о уже совершенном убийстве вступает в вопиющие противоречия с человеческой природой в герое.[8]
Раскольников имеет смелость отбросить жалкие оправдания и добраться до последней правды в себе, когда раскрывает свою душу перед Соней. «Не для того, чтобы матери помочь, я убил – вздор! Не для того я убил, получив средства и власть, сделаться благодетелем человечества. Вздор! Я просто убил; для себя убил, для себя одного… мне надо было узнать тогда, и поскорей узнать, вошь ли я, как все, или человек? Смогу ли я переступить или не смогу! Осмелюсь ли нагнуться и взять или нет? Тварь ли я дрожащая или право имею…». [9] Великая ненависть к неправедному миру в совершенном Раскольниковым убийстве выглядит мелкой местью за собственное бессилие. И эта реплика была прочитана петербургской общественностью в тот самый год, когда на Императора России Александра II 4 апреля 1866 года было совершено первое покушение.
К полному «жизненному знанию», к истине Раскольников идёт через страдание. Он страдает от социального зла, бросается к ложному выходу из него, обрекает себя на муки нравственного отчуждения и, наконец, через болезненную ломку ложных убеждений, постепенно обретает общность с людьми.
Убийство протентщицы, которая отвлечённой мысли представлялась существом ничтожным и ненужным, открывает герою ту истину, что все люди связаны миллионами незримых, не доступных рационалистическому анализу нитей, что каждое человеческое существо – безусловная ценность, и это составляет главный принцип жизни и не может измениться ни при каких обстоятельствах.
Своим творчеством, своей жизнью, Достоевский подавал пример русскому народу. Он показывал не только несправедливость и заблуждения в России, Достоевский открывал и объяснял причины несчастья людей. Проникал как будто в душу каждого читающего и старался показать истинный, по его мнению, путь приобретения счастья. Заслуга Фёдора Михайловича перед своей страной в разгадывании на протяжении всей жизни русского духа. И Петербург, этот «город полусумасшедших», как называет его Достоевский в романе «Преступление и наказание», не свёл с ума писателя, а помог стать великим.
Личности Николая Васильевича
Гоголя и Фёдора Михайловича Достоевского
огромны и необычайно важны в русской
культуре. Они были такими же людьми как
и миллионы россиян XIX века, такими же жителями
Санкт-Петербурга, как и остальные его
горожане, но своим творчеством старались
быть полезными России и её народу, потому
стали выдающимися личностями своего
века и всей русской культуры.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
История Санкт-Петербурга и всей России XIX века в целом в работе «Петербург Гоголя и Достоевского» проиллюстрировала извечные проблемы, стоящие перед страной, перед её гражданами; нашла взаимосвязи между различными сферами жизни людей и постаралась увлечь степенью оказываемых друг на друга явлений социальной и политической жизни; также работа показала как опубликованная мысль писателей способна изменить жизнь не только самого писателя, но и многих его читателей.
Увлекательное дело, собирать по крупицам вехи истории, ещё более увлекательно делать на их базе выводы. Что особенно эффективно, делать выводы из истории собственной страны.
Кропотливые труды историков и журналистов, литературоведов и биографов переработаны и дополнены. И всё это с одной целью – сохранить и передать следующим поколениям русскую культуру, русскую жизнь, само понимание жизни. Какой русский сейчас любит свою страну? Не многие готовы слушать о всё той же неустроенности, о всё той же неправильности и всяческих злоупотреблениях. Но это наша культура, наша Россия. И о её изъянах стоит повторяться, хотя бы для того, чтобы в итоге нашлись те, кто захочет и сможет это исправить.
Каждый в России, да и
во всём мире, занимается своим делом:
кто-то принимает законы, кто-то пишет
книги, кто-то работает в офисе или
в огороде – каждый человек
важен. Есть и ещё дело, которое
для каждого должно быть важным –
родину любить. Если те, кто принимает
законы, те, кто пишет книги, те, кто
работает в офисах и в огороде,
будут делать своё дело на благо
своего Отечества и друг друга, прекратятся
и неустроенность, и неправильность,
и всяческие злоупотребления. Это
старались сказать своим
В заключении данной работы, подводя итог всему вышесказанному, уместно сказать о том, что злоупотребления в России были и есть, и говорили о них и говорят, но что самое главное разрешить это старались и тогда и стараются решить сейчас. И писатели и государственные служащие и многие другие. И очень важно, чтобы ни те, ни другие не переставали этого делать. Кто-то должен говорить, а кто-то должен делать. Самое необходимое условие, при выполнении своих предназначений, делать дело с умом и с заботой о людях.
Тольятти, 2013