Петербург Гоголя и Достоевского

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Ноября 2013 в 18:10, курсовая работа

Описание работы

Работа «Петербург Гоголя и Достоевского» преследует несколько целей. Во-первых, зажечь действительный интерес читателя к русской истории, культуре, показать её с такой стороны, которая смогла бы увлечь человека собственной страной. Во-вторых, обратить внимание читателей, какую силу и влияние оказывает литература на сознание людей. Какую пользу она приносит, и какую имеет важность. В частности говорится о русской художественной классике в литературе. Она занимала поистине почётное место в жизни россиян XIX века. Расцвет её в данную эпоху величественен и представляет достояние русской культуры. Значение литературы подчёркивается в XIX веке и признаётся высоким, что очень важно, царской властью. В-третьих, эта работа напоминает о людях, о Гоголе, о Достоевском, о выдающихся личностях своего времени. О том, что историю творит человек, не один и не два, а большое количество человек, просто кого-то из них запомнили по имени и фамилии.

Содержание работы

Введение 3-6
1. Санкт-Петербург XIX века 7-22
1.1 Нравы царской власти 7-11
1.2 Жизнь и быт города 12-17
1.2 Положение литературной интеллигенции 18-22
2. Жители Петербурга – великие Н.В.Гоголь и Ф.М.Достоевский 23-34
2.1 Жизнь Николая Васильевича Гоголя в Санкт-Петербурге 23-28
2.2 Жизнь Фёдора Михайловича Достоевского в Санкт-Петербурге 29-34
Заключение 35
Список используемых источников 36

Файлы: 1 файл

Peterburg_Gogolya_i_Dostoevskogo2.docx

— 106.03 Кб (Скачать файл)

«Надо как-нибудь выстрадать вновь наше будущее счастье; купить его какими-нибудь новыми муками, страданием всё очищается», - говорит героиня нового романа Достоевского «Униженные и оскорблённые», осознавая свою вину перед оскорблённым отцом и понимая, что нельзя стать счастливым ценой несчастья других людей. [8] Пока в человеке нет любви к ближнему своему, человеческие отношения не будут нормальны и никакая социальная гармония не осуществится, считал писатель. Он старается своим творчеством донести до «ближнего» своего, то есть читателя, как изменить к лучшему отношения людей между собой, как добиться этого «любовно-братского единения».

В апреле 1864 года умерла жена писателя, а вскоре – старший  брат. Утраты тяжело переживались Достоевским, и в то же время моменты душевных потрясений обостряли его мысль  до степени глубочайших прозрений.

Всё это составит содержание его больших романов; важнейшим  шагом к их проблематике, к психологическому изображению в них человека становится в эти годы повесть «Записки из подполья». Единственная ценность для героя «Записок…» - абсолютная свобода воли личности, противостоящая столь же абсолютной несвободе мира. Чем невыносимее пытка, которой подвергает героя повести  жизнь, чем безобразнее выступает он сам перед другими людьми и обстоятельствами, тем несомненней для него неразумность бытия и бессмысленность вмешательства в него.[10]

Достаточно символично звучит этот смысл на фоне положения дел  в России XIX века. Несвобода крестьян, недовольство общественности правительством, общая злоба людей друг на друга – всё это создаёт огромное социальное напряжение.

Тема социального гнёта, тема насилия, нравственного распада  в личности и обществе, тема денег, тема двойничества зазвучали с новой силой в едином хоре в новой форме русского романа «Преступление и наказание», написанного Достоевским в 1865-66 годах. Мир кротких и страдающих героев прежних произведений сомкнулся с миром сильных натур, с проявлениями титанической воли и могучих страстей.

Герои романа не боятся последствий чувства, мысли, поступка, напротив – смело бросаются в них, стремясь испытать себя там, за «порогом», испытать в себе человека. Повинуясь инстинкту могучей натуры, главный герой Родион Раскольников доходит в своём переживании «до краю», переполняет душу страданием, предчувствуя, что только там, за пределом, он придёт к решению своих проблем. Мысль об убийстве – как отвлечённая мысль – становится плодом его разума и уживается с другими мыслями. Когда и само убийство совершено, мысль о уже совершенном убийстве вступает в вопиющие противоречия с человеческой природой в герое.[8]

Раскольников имеет смелость отбросить жалкие оправдания и добраться  до последней правды в себе, когда  раскрывает свою душу перед Соней. «Не  для того, чтобы матери помочь, я убил – вздор! Не для того я убил, получив средства и власть, сделаться благодетелем человечества. Вздор! Я просто убил; для себя убил, для себя одного… мне надо было узнать тогда, и поскорей узнать, вошь ли я, как все, или человек? Смогу ли я переступить или не смогу! Осмелюсь ли нагнуться и взять или нет? Тварь ли я дрожащая или право имею…». [9] Великая ненависть к неправедному миру в совершенном Раскольниковым убийстве выглядит мелкой местью за собственное бессилие. И эта реплика была прочитана петербургской общественностью в тот самый год, когда на Императора России Александра II 4 апреля 1866 года было совершено первое покушение.

К полному «жизненному  знанию», к истине Раскольников идёт через страдание. Он страдает от социального  зла, бросается к ложному выходу из него, обрекает себя на муки нравственного  отчуждения и, наконец, через болезненную  ломку ложных убеждений, постепенно обретает общность с людьми.

Убийство протентщицы, которая отвлечённой мысли представлялась существом ничтожным и ненужным, открывает герою ту истину, что все люди связаны миллионами незримых, не доступных рационалистическому анализу нитей, что каждое человеческое существо – безусловная ценность, и это составляет главный принцип жизни и не может измениться ни при каких обстоятельствах.

Своим творчеством, своей  жизнью, Достоевский подавал пример русскому народу. Он показывал не только несправедливость и заблуждения в России, Достоевский открывал и объяснял причины несчастья людей. Проникал как будто в душу каждого читающего и старался показать истинный, по его мнению, путь приобретения счастья. Заслуга Фёдора Михайловича перед своей страной в разгадывании на протяжении всей жизни русского духа. И Петербург, этот «город полусумасшедших», как называет его Достоевский в романе «Преступление и наказание», не свёл с ума писателя, а помог стать великим.

Личности Николая Васильевича Гоголя и Фёдора Михайловича Достоевского огромны и необычайно важны в русской культуре. Они были такими же людьми как и миллионы россиян XIX века, такими же жителями Санкт-Петербурга, как и остальные его горожане, но своим творчеством старались быть полезными России и её народу, потому стали выдающимися личностями своего века и всей русской культуры. 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

История Санкт-Петербурга и  всей России XIX века в целом в работе «Петербург Гоголя и Достоевского» проиллюстрировала извечные проблемы, стоящие перед страной, перед её гражданами; нашла взаимосвязи между различными сферами жизни людей и постаралась увлечь степенью оказываемых друг на друга явлений социальной и политической жизни; также работа показала как опубликованная мысль писателей способна изменить жизнь не только самого писателя, но и многих его читателей.

Увлекательное дело, собирать по крупицам вехи истории, ещё более  увлекательно делать на их базе выводы. Что особенно эффективно, делать выводы из истории собственной страны.

Кропотливые труды историков  и журналистов, литературоведов  и биографов переработаны и дополнены. И всё это с одной целью  – сохранить и передать следующим  поколениям русскую культуру, русскую  жизнь, само понимание жизни. Какой  русский сейчас любит свою страну? Не многие готовы слушать о всё той же неустроенности, о всё той же неправильности и всяческих злоупотреблениях. Но это наша культура, наша Россия. И о её изъянах стоит повторяться, хотя бы для того, чтобы в итоге нашлись те, кто захочет и сможет это исправить.

Каждый в России, да и  во всём мире, занимается своим делом: кто-то принимает законы, кто-то пишет  книги, кто-то работает в офисе или  в огороде – каждый человек  важен. Есть и ещё дело, которое  для каждого должно быть важным –  родину любить. Если те, кто принимает  законы, те, кто пишет книги, те, кто  работает в офисах и в огороде, будут делать своё дело на благо  своего Отечества и друг друга, прекратятся  и неустроенность, и неправильность, и всяческие злоупотребления. Это  старались сказать своим творчеством  Николай Васильевич Гоголь и Фёдор  Михайлович Достоевский. И их читали, и им внимали. Читают ли об этом сейчас? А пишут ли об этом сейчас?

В заключении данной работы, подводя итог всему вышесказанному, уместно сказать о том, что злоупотребления в России были и есть, и говорили о них и говорят, но что самое главное разрешить это старались и тогда и стараются решить сейчас. И писатели и государственные служащие и многие другие. И очень важно, чтобы ни те, ни другие не переставали этого делать. Кто-то должен говорить, а кто-то должен делать. Самое необходимое условие, при выполнении своих предназначений, делать дело с умом и с заботой о людях.

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ

  1. Авсеенко В.Н. История города Санкт-Петербурга в лицах и картинках. 1703-1903. Исторический очерк. – С-Пб.: Издательство «Сотис», 1995. – 233 с.

  1. Анисимов Е.В. История России от Рюрика до Путина. Люди. События. Даты. 2-е изд., доп. – СПб.: Питер, 2010. – 592 с. ил
  2. Кисин С. Николай I: государство – это я! / Ростов н/Д: Феникс, 2009. – 319 с., [16] л. ил.
  3. Корнилов А.А. Курс истории России XIX века / А.А. Корнилов; Вступ. ст. А.А. Левандовского. – М.: ООО «Издательство Астрель»: ООО «Издательство АСТ», 2004. – 862, [2], с.
  4. Корнилов В.А., Проскурякова Н.А., Тюкавкин В.Г., Ушаков А.В. Отечественная история XIX век. – Учебное пособие для педучилищ и педагогических колледжей. Под редакцией проф. А.В. Ушакова. – М.: Агар, 2000. – 522 с.
  5. Коровина В.И., История русской литературы XI – XIX веков / - М.: ООО «Торгово-издательский дом «Русское слово - РС», 2001. – 592 с.
  6. Птица Гоголь. Документальное кино/ Адрес доступа: http://www.1tv.ru
  7. Скатов Н.Н., История русской литературы XIX века: (Вторая половина) : Учеб. для студентов пед. ин-тов по спец. «Рус. яз. и лит.» / - М.: Просвещение, 1991. – 512 с.
  8. Туманинов В.А., Творчество Достоевского / - М.: Изд. «Наука», 1980. – 294 с.
  9. Электронная энциклопедия Википедия/ Адрес доступа: http://ru.wikipedia.org/wiki

Тольятти, 2013

 


Информация о работе Петербург Гоголя и Достоевского