Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Ноября 2013 в 18:10, курсовая работа
Работа «Петербург Гоголя и Достоевского» преследует несколько целей. Во-первых, зажечь действительный интерес читателя к русской истории, культуре, показать её с такой стороны, которая смогла бы увлечь человека собственной страной. Во-вторых, обратить внимание читателей, какую силу и влияние оказывает литература на сознание людей. Какую пользу она приносит, и какую имеет важность. В частности говорится о русской художественной классике в литературе. Она занимала поистине почётное место в жизни россиян XIX века. Расцвет её в данную эпоху величественен и представляет достояние русской культуры. Значение литературы подчёркивается в XIX веке и признаётся высоким, что очень важно, царской властью. В-третьих, эта работа напоминает о людях, о Гоголе, о Достоевском, о выдающихся личностях своего времени. О том, что историю творит человек, не один и не два, а большое количество человек, просто кого-то из них запомнили по имени и фамилии.
Введение 3-6
1. Санкт-Петербург XIX века 7-22
1.1 Нравы царской власти 7-11
1.2 Жизнь и быт города 12-17
1.2 Положение литературной интеллигенции 18-22
2. Жители Петербурга – великие Н.В.Гоголь и Ф.М.Достоевский 23-34
2.1 Жизнь Николая Васильевича Гоголя в Санкт-Петербурге 23-28
2.2 Жизнь Фёдора Михайловича Достоевского в Санкт-Петербурге 29-34
Заключение 35
Список используемых источников 36
Далее из под пера Н.В. Гоголя появляются «Записки сумасшедшего». Это гоголевское произведение даже работающего в психиатрической больнице Петербурга доктора удивляет своей правдоподобностью описывания сумасшествия. Доктор Тарасенков, постоянно читающий действительные записки сумасшедших спрашивает Гоголя: «Не читали ли Вы подобных записок прежде?». Гоголь отвечает: «Читал, но после написания произведения». Доктор недоумевает: «Но как же вам удалось так точно приблизится к естественности?». На что писатель заключает: «Это просто. Стоит только представить». [7] Видно, что Гоголь показывает Петербург не в лучшем свете, здесь и обман с развратом и сумасшедшие, но читателям нравится юмор, с которым всё это описывается и кажется, что Петербург у Гоголя и безумен и весел одновременно.
Пьеса «Ревизор» стала памятником и чудному юмору Гоголя и безалаберности российского устройства. Пушкина неоднократно принимали в его поездках по России за ревизора. Гоголя лишь однажды. Поэтому идея будущей пьесы витала в воздухе, оставалось её только оформить. Стремительно, за полтора месяца работа была окончена. Но на пути встала известная цензура, категорически запретившая пьесу, которая представляла российскую власть скопищем взяточников. На помощь произведению пришли покровители Гоголя, в частности Жуковский. Он рассказал императору Николаю I про «Ревизора» и царь пожелал послушать, по какому поводу его беспокоят. Николаю Павловичу прочитали произведение вслух. Императору очень понравилось, и он повелел разрешить его. За один рабочий день цензура объявляет запрещённую комедию великолепно написанной, шеф жандармов утверждает этот отзыв, «Ревизора» можно печатать и ставить в театре.
К сожалению, и в печатном виде и со сцены, публика видит только грубую тему взяток на государственной службе. А помимо того в «Ревизоре» юмор, очаровательные и мимолётные детали, которые появляются лишь один раз и более никогда в пьесе, но запоминаются навсегда, а также абсурдность диалогов и легкомысленность личности. Однако даже пришедший на премьеру император видит в спектакле лишь пороки администрации. Но вместе с тем посылает на комедию царицу, наследников, министров. Министру финансов нравится, а военному министру – нет. Удивительную реакцию Николая I на «Ревизора» объясняют обаянием гоголевского смеха. Однако когда одновременно публикуется одно из философических писем Чаадаева, реакция царя на серьёзный критический взгляд на неустройство России было предельно жестким. Чаадаева официально объявляют сумасшедшим, а полюбившийся императору спектакль «Ревизор» в некоторых губерниях запрещают. [7]
Итак, для одних «Ревизор» - клевета и фарс, для других - бичевание и разоблачение. Только Гоголь мучается: его не за то ругают и не за то хвалят. Разочарованный, он возвращается после премьеры своего «Ревизора» домой, на Малую Морскую. Ему 27 лет, он уже столько написал, но даже в счастливую для него пору середины 30-ых годов такие разочарования случаются всё чаще. [7] Он уже достиг высот Пушкина, но не растрачивает себя как этот аристократ, живущий в долг. Гоголь уверен, что нужно быть строже к себе, а к публике ещё строже. Он живёт литературой, у него нет другой работы, но и эта работа не приносит удовольствия.
С тех пор Гоголь озабочен непониманием со стороны публики, ему необходимо укрепить здоровье, успокоить дух. Уже заграницей, отдыхая от российской столицы Гоголь придёт к результатам своих мучительных раздумий над проблемой эстетического начала в человеке. Петербургская же жизнь Гоголя заканчивается поспешным отъездом из столицы на маленьком пароходе Николай I. [7]
Жизнь и роль Николая Васильевича
Гоголя знаменательна для России.
Именно он стал основоположником «натуральной
школы» - реализма в литературе. Он со
всем талантом своим, юмором и умом
замечал российскую жизнь. Он старался
показать, материализовать в печатном
виде все недоразумения, крайности
и глупости России. Несомненно Санкт-Петербург
стал для писателя непревзойдённым в этом
деле помощником. Столица свела Гоголя
с покровителями и вдохновителями, стала
и критиком и благодарным зрителем его
произведений. Петербург простужал Гоголя
своим холодом, но согревал улыбками друзей,
которых писатель обрёл в городе. А также
сделал Гоголя известным на всю Россию
и позволил влиять своим творчеством на
умы русских людей. Но гоголевские произведения
лишь обозначали проблемы, которые стояли
перед российским народом, лишь убеждали
людей в существовании этих проблем, но
не решали их. Таков был и останется навсегда
в великих русских повестях Петербург
Гоголя.
2.2 Жизнь Фёдора Михайловича
Достоевского в Санкт-
Современного человека Достоевский застал в пору острейшего политического, религиозного, морального кризиса. Поэтому сюжеты его произведений – катастрофичны, а внутренний мир его героев отличается особенным драматизмом. В нём спорят идеи и целые мировоззрения, воплощающие вековечные силы добра и зла, и решается не только судьба героев, но и судьбы человечества.
Изображая драмы, разыгрывающиеся в уме и совести героев, Достоевский дал небывалый по глубине анализ духовного – в индивидуально-психическом, социального – в интимно-личном. Именно в этой сфере писатель сделал величайшие художественные открытия и явился, по его собственному определению, «реалистом в высшем смысле».
Достоевский не снимал трагических
противоречий жизни и вместе с
тем несокрушимо верил в
Тем более резкой критике
подверг писатель-гуманист современную
ему цивилизацию, которая извращает
человеческую природу, не только порождает
видимое зло общественного
В творчестве Ф.М. Достоевского выступил новый тип художественного мышления, резко выделяющийся на фоне литературы XIX века. Связанный с искусством Возрождения, с европейским романтизмом, с творчеством Пушкина и Гоголя, он основывался на новой концепции человека, привёл к коренной реформе романа и дал ему и литературе в целом новое философское и эстетическое содержание.
Времена и условия, в которых жил и творил писатель были переломными для всей России. При правлении Александра II произошло немало преобразований, оказавших колоссальное влияние на жизнь страны и каждого отдельного человека. В отличии от Гоголя Достоевский находился не в среде «множественных злоупотреблений и крайностей», а в обстановке сложнейших социальных взаимоотношений.
Окружение семьи много значило в становлении мироощущения Достоевского. С одной стороны, ему с детства была знакома московская беднота, посещавшая Мариинскую больницу, во флигеле которой жила тогда семья писателя. С другой же – рядом были родственники матери, среди которых и профессор Московского университета В.М.Котельницкий, и художники, и богатейшее купеческое семейство Куманиных. Мир вокруг юного Фёдора изобиловал контрастами общественных положений, имущественных состояний. Всё это в сознании будущего писателя возбуждал вопросы о сущности человека, об истинной, безусловной ценности личности.
В круге чтения Достоевского в ранние годы особое место занимает Ветхий и Новый завет. Трагическое величие человека, поверженного богом и вступающего с ним в диалог, ещё в детстве поразило его и заставляло снова обращаться к этому сюжету.[10]
С детских лет в сознание Достоевского прочно вошёл Пушкин – как самое полное и гармоничное выражение русского духа. От восхищения его поэзией писатель постепенно приходит к пониманию высшей красоты и правды, заключённых в пушкинском творчестве, к пониманию данной поэтом правильной меры всему, что есть в жизни и в литературе. Но Фёдор Михайлович пойдёт дальше Пушкина, дальше Гоголя, он пойдёт дальше себя самого, вновь и вновь обретая новое понимание мира и человека в нём.
В 1838 году Достоевский и его брат по желанию отца поступают в Главное инженерное училище в Санкт-Петербурге. После Москвы, в которой с рождения жил маленький Фёдор, Петербург представлялся Достоевскому особенно угрюмым и холодным, казённая обстановка училища – чужой и угнетающей. С этой поры Достоевский всё более сосредоточивается на внутренней душевной жизни, его умственное и художественное развитие в первые петербургские годы отличается исключительной интенсивностью. В этом он почти полностью повторят встречу Гоголя с Петербургом.
Уже в эту пору в рамках литературных исканий Достоевский ставит перед собой серьёзные философские вопросы. От субъективной рефлексии он переходит к размышлениям о человеке вообще и в письме к брату в 1839 году так формулирует предмет своих исканий: «Человек есть тайна. Её надо разгадать, и ежели будешь её разгадывать всю жизнь, то не говори, что потерял время; я занимаюсь этой тайной, ибо хочу быть человеком». Это станет целью всей художественной работы Достоевского; первоначальная же формула, сохраняя гуманистический смысл, превратиться в чёткое творческое задание: «При полном реализме найти в человеке человека». [8]
В августе 1841 года Достоевский получил офицерский чин и право жить вне училища, на частной квартире. Впервые он почувствовал себя «вольным, одиноким, независимым» среди громадного города, до сих пор ему, в сущности, неизвестного, но издавна тревожившего воображение.
Петербург в сознании и творчестве писателя был не только фоном. Он – среда, глубоко воздействующая на человека, порождающая «дикие мечты», болезненно изломанные характеры, трагические сюжеты русской жизни. В 1840-е годы с разгадывания «петербургских тайн» начинается у Достоевского проникновение в сферу современных общественных отношений, в «тайну» человека. Как и в случае с Гоголем, столица питает творческие силы писателя, даёт пищу для размышлений и помогает увидеть русскую жизнь.
Осенью 1844 года Достоевский выходит в отставку и заканчивает свой первый роман – «Бедные люди». В нём писатель ставит цель, которую не ставили ни Гоголь, ни писатели «натуральной школы», хотя во многом он ещё близок «гоголевскому направлению». Достоевский стремится показать, что человек по самой природе своей есть существо самоценное и свободное и что никакая зависимость от среды не может окончательно истребить в человеке сознание своей человеческой ценности.
Интерес писателя к тому
нравственному и эмоциональному
содержанию личности, которое доступно
лишь самопознанием и может быть
выражено через интимное признание,
через откровенное слово
Внутренний сюжет «Бедных людей» состоит в том, что в главном герое мучительно трудно пробивается на свет его человеческая сущность. Среди устаревших речевых форм, среди канцелярских и книжных штампов, среди пережитков сентименталистской и романтической литературности герой постепенно отыскивает путь к настоящему «слогу». Собственное слово главного героя Девушкина одухотворяется, облагораживается в любовных письмах к Вареньке. В моменты высшего проявления любви у него, как чувствует то он сам, «слог формируется», формируется речевое лицо, личность. Достоевский списывает практически с себя личность героя, показывая как через «слово» можно стать настоящим, добрым и светлым человеком. [10]
С 1845 года расширяется круг литературных знакомств Достоевского: он сближается с И.С.Тургеневым, И.И.Панаевым, А. и В. Майковыми, А.Н. Плещеевым, А.А. Краевским и др. Теснее становятся отношения с Белинским, Григоровичем. Известный этому кругу ещё до публикации роман «Бедные люди» создал Достоевскому почти сенсационную славу молодого, многообещающего таланта. И снова Петербург, богатый видными деятелями литературы создаёт ту необходимую обстановку, в которой хочется и творить и быть полезным обществу.
Социально-философские искания писателя к концу 1840-х годов тесно связываются с деятельностью кружка Петрашевского. Из общения с петрашевцами Достоевский не вынес какого-либо систематического воззрения или чёткой политической программы. Но он многое впитал из самой атмосферы кружка, и это отразилось в его творчестве. Прежние поэтические представления, утопические мечтания и новые идеи, отчасти почерпнутые в учениях социалистов-утопистов, постепенно выливались в яркий, чувственно окрашенный образ социальной гармонии – любовно-братского единения людей на лоне природы, образ «золотого века человечества». [9] Благодаря разнообразию мнений и направлений мысли в Петербурге Достоевский накапливает необыкновенно важные знания о положении страны, о состоянии её духовной жизни.
В конце апреля 1849 года петрашевцы были арестованы и заключены в Петропавловскую крепость. 22 декабря Достоевский вместе с товарищами по кружку пережил на Семеновском плацу страшные минуты ожидания казни. Но приготовления к казни были лишь задуманной для устрашения инсценировкой. Явился курьер с рескриптом о помиловании; Достоевский приговаривался к четырём годам каторги с последующей службой рядовым. Он пережил громадный внутренний перелом в дни перед отправкой в Сибирь. Но не упал духом: он верил, что вернётся к жизни, к творчеству.
С января 1850 по январь 1854 года Достоевский пробыл в Омском остроге. В конце концов ему удаётся добиться коренного изменения в судьбе: в 1857 году ему возвращают дворянство, а в 1859 году он получает разрешение выйти в отставку и выехать в Россию.
Летом 1859 года Достоевский приезжает в Тверь, а с конца того же года снова поселяется в Петербурге. В возобновившемся творчестве писатель даёт новое, более глубокое сравнительно с 40-ми годами философско-этическое истолкование зла. Оно исторически накапливается, концентрируется в человеке и осуществляется через человека. А поскольку разум и воля его свободны, то человек не просто продукт влияний среды и носитель её качества, а сознательный творец зла и добра – или же переживает в себе их борьбу – и это является главным нравственным и психологическим содержанием личности и составляет главный вопрос его жизни. Зло, как и добро, не безлико, а воплощено в личности, связано с душевным строем, с формированием и развитием идей, с работой мысли и чувства, со сферой бессознательного – со всем, что составляет духовного человека и что обусловлено не одной сегодняшней средой, а тысячелетиями человеческого развития. [8] Достоевский уже не просто видит, что происходит вокруг него, а старается объяснить это в первую очередь самому себе, а потом и всем остальным своими произведениями.